ИЗО 4,5 кл 2021-2022

Пояснительная записка.
Рабочая программа по изобразительной деятельности в 1-4 классах специальной
(коррекционной) школы VIII вида составлена на основе «Программы подготовительного и 1 - 4
классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители М. Ю. Рау,
М. А. Зыкова – М.: Просвещение, 2020.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы,
способствуют
формированию
личности
ребенка
с
ОВЗ.
Программы по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе Программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией
доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы И.А.Грошенкова
«Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2020; Базисного учебного плана специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида, составленного на основании приказа Министерства
образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п

Изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико –
синтетической функции мышления. Происходят существенные изменения в поведении
учащихся. Они становятся более сдержаны, собраны, внимательны, аккуратны. Их
деятельность приобретает осознанный целенаправленный характер. У детей развивается
самостоятельность, настойчивость, желание довести начатое до конца. Происходит
сенсорное развитие и воспитание, в процессе которого дети знакомятся с такими
свойствами предмета как: цвет, форма, величина, пространственное расположение. В
работу включаются двигательные и мускульно – осязательные анализаторы. В процессе
изобразительной деятельности у детей развивается воображение, зрительная память,
фантазия, формируются, уточняются и закрепляются представления об окружающих
предметах и явлениях. Происходит развитие восприятия пространства и
пространственных представлений. Коррекция недостатков психического развития,
коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся.
Общая характеристика курса изобразительной деятельности
В курсе изобразительной деятельности 4 класса можно выделить следующие
основные содержательные линии: декоративное рисование, рисование с натуры,
рисование на тему, беседы об изобразительном искусстве. Моделирующий характер
изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных
действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и
объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой
развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций
сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей
и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования
предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла,
планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать
соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе
предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу
Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как
линии развития личности ученика средствами предмета:

– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и
пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения
рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного
изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики
рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 4 классе, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и
умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и
в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего
развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических
особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 учебных недели, 1
час в неделю, 34 часа в год
Планируемые результаты
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса «Изобразительное
искусство» для обучающихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости, которая
создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования – введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для решения практикоориентированных задач и обеспечивающие формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное
искусство», относятся:


положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;



приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;



воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;



отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных
путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения,
переживаний, эмоций;



умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);



представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной
деятельности;



стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;



умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;



проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;



стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;



стремление к дальнейшему развитию собственных
накоплению общекультурного опыта;



стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.

и

изобразительных навыков и

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV класс):
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;



знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;



знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;



пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;



знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;



организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;



следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;



владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);



рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;



применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;



ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;



адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;



узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.

Достаточный уровень:


знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);



знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);



знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;



знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;



знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т.д.;



знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);



знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);



нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;



следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;



оценка результатов собственной изобразительной деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);



использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации



рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;



различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

и

деятельности

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Содержание учебного предмета

Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение величины
удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве - передний, задний,
средний (использование макета и панно "В деревне" с изображенным пейзажем на трех
планах, вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по
величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием
симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия
на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка на курьих
ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел, сучьями и
ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского типа);
"Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья, цветы,
уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".

Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов,
пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствовать
умения изображать с натуры, соблюдая последовательность изображения от общей формы
к деталям. (Использование объяснения фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветренную
погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор" ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица человека),
формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и кончиком
кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе; составление
узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора - геометрические
формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам
каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по выбору
учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и
больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных кругов
и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы
(листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с характерной
формой, не сложной по сюжету дерево на ветру);
-передавать
глубину
пространства,
используя
загораживание
одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
Тематическое планирование

№ п/п

1.
2.
3.
4.

Разделы
Обучение композиционной деятельности

Количество часов
10

Развитие у учащихся умений воспринимать и 10
изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и 10
формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
4
За год:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Дата

Тема урока

1

Инструктаж по ТБ. Знакомство с учебником. Наблюдай, вспоминай,
изображай. Аппликация из обрывков цветной бумаги №дети собирают
грибы в лесу»

2

Восприятие произведений искусства. Что изображают художники? Как
они изображают? Изображай с натуры и по памяти.

3

Рассматривай, изучай, любуйся! Рисование предметов с натуры. Рисуй
похоже, как видишь (с натуры)

4

Наблюдай, сравнивай, потом изображай. Цвет листьев зеленый —
светлый и тёмный

5

Наблюдай, сравнивай, изображай. Цвет листьев.

6

Наблюдай, сравнивай, изображай похоже. Веточка с листьями,
освещённая солнечными лучами. Веточка с листьями в тени.

7

Рассматривай, изучай, любуйся. Картина «Пейзаж». Как рисуют природу
(пейзаж).

8

Нарисуй картину-пейзаж. Рисование деревьев близко-дальше-совсем
далеко.

9

Рассматривай предметы вокруг, любуйся!» Картина «Натюрморт». Какая
картина называется натюрмортом. Составление натюрмортов.

10

Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похожее. Как
рисовать натюрморт.

11

Наблюдай людей: какие они? Изображай их. Портрет человека.
Третьяковская галерея.

12

Как художник (скульптур) работает над портретом человека.

13

Как изображать портрет человека (рисовать, лепить), чтобы получилось
похоже. Рисование портрета.

14

Рисование портрета, лепка портрета.

15

Рисование портрета, лепка портрета.

16

Автопортрет. Рассматривай человека: какой он. Нарисуй его с натуры.

Изучай себя: какой(ая) ты? Нарисуй свой автопортрет.

17

Придумывай, изображай, радуйся! Новогодняя ёлка, Дед Мороз и
снегурочка. Рисование праздничной открытки.

18

Художники — о тех, кто защищает Родину.

19

Читай, думай, сравнивай. Как художники изображают добрых и злых
героев сказки. Как рисовать добрых и злых героев сказки. Василиса
Прекрасная. Баба-яга.

20

Необыкновенные деревья в сказках. Иллюстрации известных
художников. Узор в овале, круге. Орнамент.

21

Узнай больше о человеке. Наблюдай, запоминай, потом изображай.
Фигура человека в движении.

22

Узнай больше о художниках и скульпторах. Как изображают море.

23

Как изображают животных.

24

Наблюдай, изучай, любуйся, изображай. Удивительные животные
жарких стран.

25

Изображай удивительных животных разных стран.

26

Тематическое занятие. Рисование открытки к 8 Марта.

27

Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых
похоже с натуры.

28

Узнай больше о насекомых. Рассматривай, лепи, рисуй насекомых
похоже с натуры.

29

Фарфоровые изделия с росписью. Гжель. Части узора гжельской росписи.
Работа кистью.

30

Учись создавать красивое! Украшение посуды гжельской росписью.

31

Учись создавать красивое! Жостовский поднос. Создание из картона
заготовки под роспись.

32

Учись создавать красивое! Украшение посуды жостовской росписью.

33

Наблюдай, запоминай, изображай. Улица города. Люди на улице города.

34

Улица города. Рисунки по описанию. Выставка работ.

Пояснительная записка
Программаразработана на основе учебника по «Изобразительному искусству 5 класс».
Авторы-составители: М.Ю. Рау, М.А.Зыкова
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке
оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную
сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.

Цели обучения в предлагаемом курсе изобразительного искусства, сформулированы как
линии развития личности ученика средствами предмета:
– создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при
решении учебно-познавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
– формирование умения использовать художественные представления для описания
окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и
пространственном отношении, устанавливать сходство и различия между предметами;
– содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической
деятельности, деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения
рисунка; улучшению зрительно-двигательной координации путем использования
вариативных и многократно повторяющихся действий, применением разнообразного
изобразительного материала;
-- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического
и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики
рук, образного мышления
Задачи курса изобразительного искусства в 5 классах, состоят в том, чтобы:
– сформировать у обучающихся элементарные знания основ реалистического рисунка;
навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и
умения применять их в учебной и общественно-полезной деятельности;
– сформировать набор предметных и общеучебных умений, необходимых для изучения
смежных дисциплин, дальнейшего обучения, применения в практической деятельности и
в будущей профессии;
– использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего
развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности,
эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических
особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.
- развивать у обучающихся эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое;
оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, декоративноприкладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна.
















Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация
своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и
заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов
несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных
произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета
изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и
некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных
предметов и действий.

Достаточный уровень:















знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и
аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность,
точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации
формы предмета и т.д.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разнообразных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех
признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к
природе, человеку, семье и обществу;



различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративноприкладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий
класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса «Изобразительное
искусство» для обучающихся 5 класса с легкой умственной отсталостью составлена на

основе
1.« Программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушения)» Под ред. В.В. Воронковой.
2.Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
учебник «Изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А.Зыкова
Согласно учебному плану ОУ количество учебных часов

по Изобразительному

искусству составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Урок
Самостоятельная работа
I четверть

2

18

II четверть

2

14

III четверть

2

20

IV четверть

2

16

8.

68ч.

Содержание программы обучения по курсу «Изобразительное искусство»5 класс
Наблюдай признаки уходящего лета. Изображай растения.Рисуй с натуры веточки
деревьев с листьями, семенами и плодами.
Наблюдай особенности наступающей золотой осени. Рисуй с натуры листочки деревьев
и кустарников в осенней окраске.
Узнай больше о художниках-пейзажистах и их картинах.Алексей Кондратьевич
Саврасов и его картина «Грачи прилетели». Русский художник- пейзажист Иван Иванович
Шишкин. Рисование пейзажа.
Учись рассматривать картину. Узнай больше о натюрморте.
Что может быть изображено на одной картине. Портрет. Сюжет. Натюрморт .
Рисование натюрморта с натуры.
Рисование сценки из жизни.
Красота вещей вокруг нас. Разные сосуды: кувшины , вазы, кубки.
Узнай больше о портрете.
Узнай больше о портрете. Наблюдай, рассматривай, изображай.
Изучай внешность людей.
Фигура человека(модель).

Весёлое время года- зимние каникулы. Зимние развлечения в деревне, в городе.
3 четверть
Как построена книга? Кто работает над созданием книги?
Иллюстрации в книге.
О художниках-иллюстраторах детских книг
Иллюстрации И. Билибина к сказкам.
Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»
Сравнивай размер изображений: большой-маленький, высокий-низкий.
Восприятиепроизведений искусства. Учись рассматривать картину, думать о её
содержании.
Узнай больше о работе скульптора. Животные в скульптуре.
Красная книга. Зачем была создана Красная книга?
Узнай больше о художниках и скульпторах, изображающих животных.
4 четверть
Животные, изображённые в скульптурах и на рисунках известных художников.
Изображай животных из Красной книги.
Наступает долгожданная весна! Сажаем деревья, цветы. Встречаем птиц.
Народное искусство. Богородские игрушки.
Хохломские изделия.
Украшай посуду хохломской росписью.
Узнай больше об изображении действительности. Плакат.
Открытка .
Узнай больше об искусстве. Музеи России. Музеи мира.
Обучающиеся должны знать:
 Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры,
декоративное рисование, рисование на тему);
 Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративноприкладное творчество, живопись);
 Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель,
гуашь);
 Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)
Обучающиеся должны уметь:
 Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки
правильности рисунка;
 Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
 Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
 Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в
рисунках на темы;
 Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в
рисунке ошибки;
 Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в
изобразительной деятельности;
 Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия
рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности
изделий народных мастеров.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
(учебник «Изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А.Зыкова)
№
п /п
1
2-4
5-7
8-10
11-13
14-16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28
29-30
31-32
33
34-35
36-37
38-39
40-41
42,5
43-44
45-47
48-49
50-51,5

53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63
64
65-66
67
68

Тема
Дата
1 четверть
Наблюдай признаки уходящего лета.Изображай растения.
Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами.
Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней
окраске.
Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели»
Русский художник- пейзажист Иван Иванович Шишкин
Рисование пейзажа.
2 четверть
Узнай больше о натюрморте.
Портрет. Сюжет. Натюрморт .
Рисование натюрморта с натуры.
Рисование сценки из жизни.
Разные сосуды: кувшины , вазы, кубки.
Узнай больше о портрете. Наблюдай, рассматривай, изображай.
Изучай внешность людей.
Фигура человека(модель).
Зимние развлечения в деревне, в городе.
3 четверть
Кто работает над созданием книги?
Иллюстрации в книге.
О художниках-иллюстраторах детских книг
Иллюстрации И. Билибина к сказкам.
Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»
Сравнивай размер изображений: большой-маленький, высокийнизкий.
Учись рассматривать картину, думать о её содержании.
Животные в скульптуре.
Зачем была создана Красная книга?
Узнай больше о художниках и скульпторах, изображающих
животных.
4 четверть
Животные, изображённые в скульптурах и на рисунках известных
художников.
Изображай животных из Красной книги.
Сажаем деревья, цветы. Встречаем птиц.
Богородские игрушки.
Хохломские изделия.
Украшай посуду хохломской росписью.
Плакат.
Открытка .
Музеи России.
Музеи мира.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».