Музыка 4-5 кл. 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)
учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной Министерством образования
РФ.
Цели и задачи курса
Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие
музыкальности учащихся.
 Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед
преподавателем на уроках музыки и пения
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в
процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и
способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитательные:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной
деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального
напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с
окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа направлена на то, чтобы максимально приблизить содержание
учебного материала к возможностям учащегося; создать условия для усвоения учащегося
государственного стандарта по предмету; развивать общеучебные умения и навыки; формировать
общечеловеческую культуру; создать условия для расширения кругозора и формирования
познавательных интересов учащегося.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования
художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебновоспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности
для учащихся с ОВЗ. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых
распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей
его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению
Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность
человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе
музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные
произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие
психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» проводится 1 раза в неделю, 34часа в год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания
человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений
литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его
выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
 наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе индивидуального музицирования;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
Метапредметные результаты:
 умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной
форме;
 умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также
произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
 умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями
музыки и изобразительного искусства;
 наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со
сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
 участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметные результаты:
 наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к
музыкально творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных
инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в
музыкально-драматических спектаклях);
 умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных
определений;
 узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино,
скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
 проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение,
уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и
ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

Содержание учебного предмета «Музыка»






































Пение
Продолжить учить детей различать звуки по высоте в мелодии. Учить выразительно,
исполнять выученные песни, чувствовать простейшие динамические оттенки (громко –
тихо). Вызывать желание исполнять песни, разученные ранее, петь их выразительно. Учить
различать движение мелодии вверх и вниз, выполнять попевки с долгими и короткими
звуками. Учить хоровому пению с солистами.
Слушание музыки
Воспитывать у детей активность в процессе музыкальной деятельности. Учить различать
танцы (вальс, полька, народный танец), разнообразные по характеру народные песни. Учить
определять вступление песни. Учить различать музыкальные инструменты по их звучанию:
аккордеон (баян), фортепьяно, гитара. Привлекать внимание к изобразительным средствам
музыки.
Музыкальный материал для пения
«Скрипочка поет» - муз. В. Иванникова, сл. А. Бродского.
«Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
«Савка и Гришка» - белорусская народная песня.
«Песенка про звездочку» - муз. М. Иорданского, сл. З. Александрова.
«Зайчик» - муз. К. Волкова, сл. Сатуновского.
«На парад идем» - муз. Р. Рустамова, сл. Э. Фоминой.
«Вот он, праздник Октября» - муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсон.
«Снежок» - муз. Ю. Слонова, сл. Н. Воронько.
«Санки» - муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Про кота» - муз. Е. Веврика, сл. А. Чуркина.
«Наша Родина сильна» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Песня о маме» - муз. В. Витлина, сл. А. Нассовой.
«Для кого мы поем» - муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.
«Веснянка» - украинская народная песня.
«Пришла весна» - муз. В. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.
«Первомайская песня» - слова и музыка М. Красева.
«Праздничная» - муз. Н. Бахутовой, сл. М. Чарной.
«Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова.
«Мишка с куклой пляшут полечку» - слова и музыка М. Качурбиной и др.
Музыкальные произведения для слушания
« Вальс» - муз. Д. Кабалевского.
«Мотылек» - муз. С. Майкапара.
«Три синички» - чешская народная песня.
«Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Осень» - муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.
«Нас много на шаре земном» - муз А. Александрова.
«Детская полька» - муз. М. Глинки.
«Марш» - муз. С. Прокофьева.
«Вальс» - муз. Н. Леви.
«Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского.
«Пограничники» - муз. В. Витлина.
«Пьеса» - муз. Б. Бартока и др.

Тематическое планирование
№
Раздел
Кол-во часов
1
Пение
17
2
Слушание
17
итого
34
Календарно-тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
«Осень» - муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева.
«Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Без труда не проживёшь» муз. А.Агафонникова, сл. В Викторова
«Ловкие ручки» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.
«Нас много на шаре земном» - муз А. Александрова.
«Савка и Гришка» - белорусская народная песня.
«Песенка про звездочку» - муз. М. Иорданского, сл. З. Александрова.
« Вальс» - муз. Д. Кабалевского.
«Зайчик» - муз. К. Волкова, сл. Сатуновского.
«Мотылек» - муз. С. Майкапара.
«Снежок» - муз. Ю. Слонова, сл. Н. Воронько.
«Три синички» - чешская народная песня.
«Наша Родина сильна» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
«Детская полька» - муз. М. Глинки.
« Наша школьная страна» Муз. Ю. Чичкова, сл. К Ибряева
«Про кота» - муз. Е. Веврика, сл. А. Чуркина.
«Кукушка» - муз. М. Красева, сл. М. Клоковой.
«Санки» - муз. М. Красева, сл. О. Высоцкой.
«Скрипочка поет» - муз. В. Иванникова, сл. А. Бродского.
«Мир нужен всем» - муз. В. Мурадели, сл. С. Богомазова
«Праздничная» - муз. Н. Бахутовой, сл. М. Чарной.
«Для кого мы поем» - муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой
«Веснянка» - украинская народная песня.
«Пришла весна» - муз. В. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен.
«Мишка с куклой пляшут полечку» - слова и музыка М. Качурбиной
Песня о маме» - муз. В. Витлина, сл. А. Нассовой.
«Марш» - муз. С. Прокофьева.
«Пограничники» - муз. В. Витлина.
«Кавалерийская» - муз. Д. Кабалевского.
«Первомайская песня» - слова и музыка М. Красева.
«На парад идем» - муз. Р. Рустамова, сл. Э. Фоминой.
«Пьеса» - муз. Б. Бартока.
«Настоящий друг» Муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского
«Наш край». Муз. Д. Кабалевского, сл. А.Пришельца

Учащиеся смогут:
- исполнять современные детские песни для самостоятельного исполнения;
- понимать значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
- различать народные музыкальные инструменты и их звучание по аудиозаписи (домра, мандолина,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
- понимать особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- понимать особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и
художественное содержание.
Учащиеся научатся:
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

Методическая литература:
1. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, «Музыкальное искусство. 4-5 класс. Методическое пособие», М.:Баласс 2012;
2. В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыка» учебник для 4-5го класса. М.,Баласс 2012.
3.Интернет-ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».