Речевая практика 4 кл 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 4 класса разработана на
основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
соответствующей требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15);
авторской
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение,
2013.
Учебник для 4 класса завершает и реализует требования адаптированной основной
общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика»
Цели программы :
 повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
 научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Задачи:
 формировать у детей общеречевые навыки;
 развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение
слов,
 постоянное повышение речевой мотивации учащихся
 одновременное
развитие
всех
сторон
(фонетической,
лексической,
грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы
для чёткого и полного освещения темы;
 организация связных высказываний школьников
Общая характеристика учебного предмета.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи
обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что
программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы
программы, является речевая практика.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» (1-4-е классы)
обусловлено
несовершенством
речевой
практики
младших
школьников
с
интеллектуальной недостаточностью, что задерживает развитие их речи как средства
общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. Уровень
речевого общения детей с нарушением интеллекта не может обеспечить успешного
освоения учебного материала любого из учебных предметов.
Предмет «Речевая практика» в начальной школе входит в структуру изучения
предметной области «Язык и речевая практика».
Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации
школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими
людьми. изучение курса позволит:
 ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех
составляющих речевого акта компонентов.
 ускорить и обобщить речевой опыт обучающихся.
 улучшить качественные характеристики устной речи ( как звукопроизношение,
темп, ритм, дикция, интонация, выразительность) .
 корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний обучающихся .
 совершенствовать умение строить устные связные высказывания.
 воспитывать культуру речевого общения.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли
собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы
школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с

окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя.
Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо
поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать
коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны
использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов,
обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Для организации уроков речевой практики важно предусмотреть:
 индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий
особенности развития каждого ребенка;
 психодинамическую разгрузку (чередование фаз психической нагрузки и
двигательной активности);
 комплексный подход к восприятию – мультисенсорную интеграцию (следует
стимулировать все действующие сенсорные системы);
 связь обучения с повседневной жизнедеятельностью ребёнка и окружающих его
людей.
Программа имеет практико - ориентировочную направленность.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики
является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести
базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых
ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Также на уроках используются следующие
методы: упражнения, моделирование речевых ситуаций, беседы, рассказ.
По
характеру познавательной деятельности основными методами обучения учащихся с
интеллектуальной недостаточностью являются:
 объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в
памяти;
 репродуктивный метод - воспроизведение и применение информации.
 метод проблемного изложения - постановка проблемы и показ пути ее решения.
 частично – поисковый метод - дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы.
На уроках используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы
организации деятельности детей.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Речевая практика» отводится 2 часа в неделю, 34
учебных недели, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения предмета «Речевая практика»
Личностные результаты:
 Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
 Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
 Освоить роль ученика;
 Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и
хорошо);
 Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные
гигиенические навыки; охранительные режимные моменты
(пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты
 осмысливать значимость речи для решения коммуникативных и познавательных
задач;
 расширить представления об окружающей действительности и развить на этой
основе лексическую, грамматико-синтаксическую
сторону речи и связной речи;
 использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
 уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил
культуры речевого общения».

Минимальный уровень:
 формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
 участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
 восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
 выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
 участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
 ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
 понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
 понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
 выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
 активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
 высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
 участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
 составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Метапредметные результаты
 Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию
новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в
процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
 Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
 Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом
уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и
реализации начальных логических операций.
 Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных
логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и
умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования
логического мышления школьников.
 Регулятивные УД:
 Входить и выходить из учебного помещения со звонком
 Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.)
 Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
 Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством
учителя;
Познавательные УД:
 Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
 Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
Коммуникативные УД
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
 Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и

соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
 Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
ЛичностныеУД
 Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
 Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей;
 Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
 Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других
людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены,
безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте.
Содержание учебного предмета.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных
инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и
выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных
инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса,
тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной
открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это
…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,
«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий

школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те)
еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с
праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …»,
«Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе
…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты
…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная
реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя
(Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и
речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках
лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на
уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!»,
«Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование
вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета
игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме
ситуации.
4 класс (68ч)
№п/п
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Темы
Делимся новостями.
Я выбираю книгу.
Подскажите, пожалуйста…
Я – пассажир.
Петушок - Золотой гребешок.
Сочиняем сказку.
У телевизора.
Лисичка – сестричка.
Новогодние истории.
Знаки – помощники.
В гостях у леса.
Задушевный разговор.
Приглашение.
Поздравляю!
Жду письма!
Извините, меня…
Поздравительная открытка.
Во саду ли в огороде

К-во часов
4
4
4
3
3
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
68ч

Учащиеся научатся:
- интонационным и жестово-мимическим умениям в процессе инсценировки сказки;
- строить предложения по опорным словам;
- связной устной речи через упражнения в распространении предложений;
- слушать аудиозапись сказок и рассказов;
- пересказывать по сюжетным картинкам;
- понимать смысл пословиц и работать с пословицами
- составление диалогов по образцу.
Учебно - методическое обеспечение.
1. Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 4 класса / Комарова С.В. –
М. :Просвещение, 2018.
2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Пазлы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».