Изобразительное искусство 1-4 кл.

Аннотация
Рабочая
программа
по
учебному
предмету
«Искусство
(Изобразительное искусство)» для 1 – 4 классы составлена:
в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования;
на основе Рабочей программы Неменский Б.Н. Изобразительное искусство
1-4 класс / Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских. –
М.: Просвещение, 2011.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование
художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти
ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые
искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в
жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Предмет изучается в 1 классе — 33 часа в год; во 2 классе – 34 часа в год;
в 3 классе – 34 часа в год; в 4 классе – 34 часа в год.
Общая характеристика учебного предмета
Цель

учебного

предмета

«Изобразительное

искусство»

в

общеобразовательной школе — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е.
зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную
культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов
пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись,
графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных
видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства

—

традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение
роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три

способа

художественного

освоения

действительности

—

изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для
деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные
искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства.
Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при
создании любого произведения искусства и поэтому является основой для
интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему,
членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу
выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение
принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на
произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его
связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Предмет

«Изобразительное

искусство»

предполагает

сотворчество

учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и
вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и
импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и
произведений искусства.

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение

их

выразительными

возможностями.

Многообразие

видов

деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства
и является необходимым условием формирования личности каждого.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск
разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на
единстве двух

его

основ: развитие наблюдательности, т.е. умения

вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на
основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности.
Наблюдение
способность

к

и

переживание

осознанию

своих

окружающей
собственных

реальности,

а

также

переживаний,

своего

внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала
курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у
ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной
культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания,
подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также
соответствующая

музыка

и

поэзия,

помогающие

детям

на

уроке

воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Художественная

деятельность

школьников

на

уроках

находит

разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с
натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная

работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения

к

художественной

культуре.

Средства

художественной

выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность,
цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
На

уроках

вводится

игровая

драматургия

по

изучаемой

теме,

прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое

освоение

художественного

наследия

помогает

осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении
всего

курса

обучения

школьники

знакомятся

с

выдающимися

произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных
стран и эпох. Огромное

значение

имеет

познание

художественной

культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт
творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».