Окружающий мир

Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 –
4 классов составлена:
в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования;
на основе Рабочей программы Окружающий мир. 1 – 4 класс / А.А.
Плешаков // Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2011.
Главная цель: формирование целостной картины мира и осознание места в
нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с
людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности
гражданина России в условиях культурного и конфессионального
многообразия российского общества.
На изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе — 66 ч (2 ч в
неделю, 33 учебные недели); 2 – 4 классы – по 68 часов (по 2 часа в неделю,
34 учебные недели).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с
людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому
пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре,
истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт
обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших
взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в
их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению
личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными,

знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении,
прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с
интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как
своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир»
представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений
как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет
изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей:
физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы
и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции
естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть
успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов
взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное
многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт
прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной
школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс
постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс
«Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и
культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых,
активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в
окружающем мире и участво¬ в созидательной деятельности на благо родной
страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе
и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей —
умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это
позволит
учащимся
освоить
основы
адекватного
природои
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной
школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании
личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем
самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие
предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».