литература 5-9кл

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Литература» 5 – 9 классы
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана
на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию,
протокол от 08.04.2015 № 1/15);
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1. Г.С. Меркин, «Литература» 5 класс Учебник М.: «Русское слово», 2016
2. Г.С. Меркин, «Литература» 6 класс Учебник М.: «Русское слово», 2016
3. Г.С. Меркин, «Литература» 7 класс Учебник М.: «Русское слово», 2016
4. Г.С. Меркин, «Литература» 8 класс Учебник М.: «Русское слово», 2016
5. Г.С. Меркин, «Литература» 9 класс Учебник М.: «Русское слово», 2016
Программой отводится на изучение литературы 406 часов, которые распределены
по классам следующим образом:
5 класс – 102 часов, 3 часов в неделю;
6 класс – 102 часов, 3 часов в неделю;
7 класс – 68 часов, 2 часа в неделю;
8 класс – 68 часа, 2 часа в неделю;
9 класс - 66 часов, 2 часа в неделю.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и
текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд
русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным
компонентом государственного образовательного стандарта основного общего
образования по литературе и примерной программой под редакцией Г.С. Меркина.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами
комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с
русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук
(лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает
постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык,
и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в
основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с
дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение
к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к
проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует
историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только
способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника
активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество
учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического
и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
Кл.
5

6

7

8

Содержание материала
Годы детства писателя; проблемы добра и зла в художественном
произведении. Книга, ее роль в творчестве писателя, его
художественных исканиях, в жизни человека, в русской культуре и в
судьбе страны. Произведения, вызывающие у учащихся данного
возраста наибольший эмоциональный отклик. Характеристика
отдельных граней художественного произведения на основании
конкретных теоретических понятий
Период становления и формирования личности писателя; годы
учения. Включение в круг чтения и изучение произведений,
вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка
наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности,
свободолюбия, труда, любви, социальных отношений. Сложное
отношение авторов к своим героям, созданным ими произведениям;
характеристика отдельных произведений на основании конкретных
теоретических понятий и первичных системных категорий
(например, силлабо-тоническая система)
Понимание творчества и творческого процесса, проникновение в
отдельные уголки лаборатории писателя; центральные аспекты:
образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и
власть; не только характеристика одного художественного
произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение
понятия, характеризующего одно из явлений в историколитературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами,
вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес
учащихся: приключения, фантастика.
Постижение явлений, связанных не только с многогранными
литературными событиями и направлениями, но и с особенностями
отдельных исторических процессов, изображенных писателем.
Выяснение своеобразия личности писателя. Формирование у
школьников в данном возрасте новых представлений о личности,
обществе, социально-этических проблемах – знакомство с
произведениями, поднимающими проблему «личность и история»,

9

«человек – общество – государство». Характеристика отдельного
художественного текста в контексте нескольких произведений
писателя;
характеристика
отдельных
явлений
историколитературного процесса (сентиментализм, романтизм)
Изучение основных фактов и явлений творческой биографии
писателя; характеристика историко-литературного процесса.
Усвоение основных категорий историко-литературного процесса в
русской литературе XIX века (романтизм, реализм)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».