ИЗО 5-7 классы 2021-2022

Рабочая программа по изобразительному искусству
5-7 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное
искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (2014), на основании
авторской программы, разработанной народным художником России, академиком
РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей
реализацию обязательного минимума содержания образования.
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2017.
2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6
класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва:
Просвещение, 2017.
3. Питерских А. С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и
архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных
организаций – Москва: Просвещение, 2017.
Программой отводится на изучение изобразительного искусства 102 часа,
которые распределены по классам следующим образом:
5 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
6 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
7 класс – 34 часа, 1 час в неделю.
Цели обучения изобразительному искусству:
▪
формирование у учащихся художественного способа познания мира,
▪
создание системы знаний и ценностных ориентаций на основе собственной
художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям
русской и зарубежной художественной культуры
Задачи:
▪
развить эстетическое восприятие мира, художественно-творческих способностей,
▪
воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни
и в искусстве,

▪
сформировать духовно-нравственные качества, отвечающие представлениям об
истинной человечности,
▪
обеспечить уровень эрудиции в сфере искусства, определяющий сознательный
выбор видов художественно-творческой деятельности, выражающих индивидуальность
подростка.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и
ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического
восприятия действительности;
•
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна;
•
освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных
функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна,
архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на
основе творческого опыта;
•
овладению
умениями
и
навыками
художественной
деятельности,
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,
представлению, воображению);
•
формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности
воспринимать его исторические и национальные особенности.
•

Планируемые результаты обучения учебному предмету
«Изобразительное искусство»
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с
опорой на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры,
цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;

• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием
выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции
одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния
и настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;

• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о
красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности
живописного произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
• различать
основные
средства
художественной
выразительности
в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению,
по памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов
и определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный
образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих
позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть
имена великих русских мастеров исторической картины;

• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании
образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной
истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из
Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
• анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных
иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект
и вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX
веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
• применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной
жизни Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;

• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи
XVIII века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры
и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;

• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов
на предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX
века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
• использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
• называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
• различать особенности художественной фотографии;
• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• различать понятия: игровой и документальный фильм;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
• понимать основы искусства телевидения;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;
• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие
умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;

• использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественновыразительных средств фотографии;
• применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки
и компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.

Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на
развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться
в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся
целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской
художественной культуры.
В
программе
предусмотрена
практическая
художественно-творческая
деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в
себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность,
состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся
и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
• изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
• художественно-конструкторская
деятельность
(элементы
дизайна
и
архитектуры);

• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и
создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении
общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История
России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический
характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и
декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный
костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника,
их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская
игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в
изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома,
Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по
бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные
искусства.
Художественные
материалы.
Жанры
в
изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.
Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция.
Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж
в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение
головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный
рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции
и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи,
Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические

картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в
монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого
Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек,
Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство
«бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в
Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре
(В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин,
М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века
(П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И.
Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский
стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения
Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй
половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре
(Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей,

Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной
фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет,
ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа
экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и
средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в
кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и
др.). Художественно-творческие проекты.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы
«Изобразительное искусство», 5 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п
1.

Название раздела
Древние корни
искусства

Количество
часов
народного

8

Формы работы

2.

3.

4.

Связь времен
искусстве

Декор время

в

народном

человек, общество,

8

10

занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок
мастеркласс, урок-исследование
конкурсы рисунков

Декоративное
искусство
современном мире

в

8

Тематическое планирование, 5 класс
"Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"
№

Количество
часов
1. Древние корни народного искусства
1.

1

Тема урока

Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки.
(Декоративное изображение и его символический характер)

2.

1

Русская изба: единство конструкции и декора

3.

1

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни

4-5.

2

6.

1

Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и
декор предметов народного быта
Орнамент как основа декоративного украшения. Русская народная
вышивка

7.

1

8.

1

Праздничный народный костюм - целостный художественный
образ
Обрядовые действия народного праздника, их символическое
значение

2. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в народных игрушках

910.

2

11.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Искусство Гжели

12.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов.

(Дымковская игрушка, Филимоновсая игрушка)

Городецкая роспись

13.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Хохлома

14.

1

15.

1

Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Роспись по металлу (Жостово. Нижний
Тагил)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и
резьба по бересте.

16.

1

Связь времен в народном искусстве

3. Декор - человек, общество, время
17.

1

18.

1

Различие национальных особенностей русского орнамента и
орнаментов других народов России
Зачем людям украшения

1921.
2224.
25.

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

3

Одежда «говорит» о человеке

1

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

26.

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

4. Декоративное искусство в современном мире
2729.
3033.
34.

3

Современное выставочное искусство

4

Ты сам - мастер

1

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

«Изобразительное искусство», 6 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.

№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1.

Виды
изобразительного
искусства и основы образного
языка

8

2.

Мир
наших
Натюрморт

вещей.

8

3.

Вглядываясь
в
человека.
Портрет в изобразительном
искусстве

10

4.

Человек и пространство
изобразительном искусстве

8

в

Формы работы

занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок
мастеркласс, урок-исследование
конкурсы рисунков

Тематическое планирование, 6 класс
"Изобразительное искусство в жизни человека"
№

Количество
часов

Тема урока

1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1.

1

Пространственные искусства. Художественные материалы.

2.

1

3.

1

Рисунок -основа изобразительного творчества. Художественный
образ. Стилевое единство
Линия и ее выразительные возможности

4.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

5.

1

Цвет. Основы цветоведения

6.

1

Цвет в произведениях живописи

7.

1

Объемные изображения в скульптуре

8.

1

Основы языка изображения

2. Мир наших вещей. Натюрморт
1
Изображение предметного мира - натюрморт
9.

1011.

2

Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус,
призма. Многообразие форм окружающего мира

12.

1

Изображение объёма на плоскости

13.

1

Освещение. Свет и тень

14.

1

Натюрморт в графике

15.

1

Цвет в натюрморте

16.

1

Выразительные возможности натюрморта

3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
17.

1

Портрет. Образ человека - главная тема в искусстве

18.

1

Конструкция головы человека и её пропорции

19.

1

Изображение головы человека в пространстве

20.

1

Портрет в скульптуре

21.

1

Графический портретный рисунок

22.

1

Сатирические образы человека

23.

1

Образные возможности освещения в портрете

24.

1

Роль цвета в портрете

25.

1

26.

1

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.
Крамской, В.А. Серов)
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С.
Петров-Водкин, П.Д. Корин)

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве
27.

1

Жанры в изобразительном искусстве

28.

1

Изображение пространства

29.

1

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива

30.

1

Пейзаж. Организация пространства

31.

1

32.

1

Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в живописи
художников-импрессионистов (К.Моне, А.Сислей)
Пейзаж в русской живописи

33.

1

Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Работа на пленэре

34.

1

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и
смысл
«Изобразительное искусство», 7 класс

•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

Формы работы

1.

Архитектура и дизайн конструктивные искусства в
ряду
пространственных
искусств

8

2.

В мире вещей и зданий

8

3.

Город и человек

занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок
мастеркласс, урок-исследование

10

конкурсы рисунков

4.

Человек в зеркале дизайна и
архитектуры

8

Тематическое планирование, 7 класс
"Дизайн и архитектура в жизни человека"
№

Количество
Тема урока
часов
1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных
искусств
12
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в
2.
организации предметно-пространственной среды человека
3.
1
Традиции и новаторство в искусстве
4.

1

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Линии и формы

5.

1

6.
7.

1
1

8.

1

9.
1011.
12.
13.
14.
15.

1
2

16.

1

1718.
1921.
22.
23.

2

24.
25.

1
1

26.

1

27.

1

28.
29.
3031.
32.
33.
34.

1
1
2

1
1
1
1

3
1
1

1
1
1

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Цвет
Специфика изображения в полиграфии
Стилевое единство изображения и текста. Проектирование обложки
книги, открытки
Массовость и общедоступность полиграфического изображения.
Формы полиграфической продукции: журналы, плакаты, открытки
2. В мире вещей и зданий
От плоскостного изображения к объемному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Единство художественного и функционального в вещи. Форма и
материал
Цвет в архитектуре и дизайне.
3. Город и человек
Город сквозь времена и страны. Архитектура Европы, Древней
Руси и России
Архитектурный образ как понятие эпохи. (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании
городской среды
Синтез искусств в архитектуре. Интерьер и вещь в доме.
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы
садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIIIXIX веков
Проектирование пространственной и предметной среды
4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная
планировка своего дома
Дизайн вещно-пространственной среды жилища
Дизайн и архитектура моего сада. Искусство флористики
История костюма. Композиционно-конструктивные принципы
дизайна одежды
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна
Сфера имидж - дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».