Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы Пояснительная записка Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014), на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования. Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию: 1. Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративноприкладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2017. 2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2017. 3. Питерских А. С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2017. Программой отводится на изучение изобразительного искусства 102 часа, которые распределены по классам следующим образом: 5 класс – 34 часа, 1 час в неделю; 6 класс - 34 часа, 1 час в неделю; 7 класс – 34 часа, 1 час в неделю. Цели обучения изобразительному искусству: ▪ формирование у учащихся художественного способа познания мира, ▪ создание системы знаний и ценностных ориентаций на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры Задачи: ▪ развить эстетическое восприятие мира, художественно-творческих способностей, ▪ воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, ▪ сформировать духовно-нравственные качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, ▪ обеспечить уровень эрудиции в сфере искусства, определяющий сознательный выбор видов художественно-творческой деятельности, выражающих индивидуальность подростка. Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует: развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; • воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна; • освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоциональнопрактического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; • овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); • формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности. • Планируемые результаты обучения учебному предмету «Изобразительное искусство» Выпускник научится: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • применять перспективу в практической творческой работе; • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; • навыкам создания пейзажных зарисовок; • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; • пользоваться правилами работы на пленэре; • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; • различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; • использовать графические материалы в работе над портретом; • использовать образные возможности освещения в портрете; • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; • культуре зрительского восприятия; • характеризовать временные и пространственные искусства; • понимать разницу между реальностью и художественным образом; • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; • понимать сочетание различных объемов в здании; • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов; • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; • характеризовать основные школы садово-паркового искусства; • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; • понимать специфику изображения в полиграфии; • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; • создавать художественную композицию макета книги, журнала; • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; • понимать основы сценографии как вида художественного творчества; • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); • различать особенности художественной фотографии; • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); • понимать изобразительную природу экранных искусств; • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; • различать понятия: игровой и документальный фильм; • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; • понимать основы искусства телевидения; • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественновыразительных средств фотографии; • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; • понимать и объяснять синтетическую природу фильма; • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино; • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры. В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии. В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности: • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность; • изобразительная деятельность (основы художественного изображения); • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства); • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры); • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств. Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности. Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология». Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве. Виды изобразительного искусства и основы образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы «Изобразительное искусство», 5 класс • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п 1. Название раздела Древние корни искусства Количество часов народного 8 Формы работы 2. 3. 4. Связь времен искусстве Декор время в народном человек, общество, 8 10 занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование конкурсы рисунков Декоративное искусство современном мире в 8 Тематическое планирование, 5 класс "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" № Количество часов 1. Древние корни народного искусства 1. 1 Тема урока Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки. (Декоративное изображение и его символический характер) 2. 1 Русская изба: единство конструкции и декора 3. 1 Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни 4-5. 2 6. 1 Орнамент как основа декоративного украшения. Конструкция и декор предметов народного быта Орнамент как основа декоративного украшения. Русская народная вышивка 7. 1 8. 1 Праздничный народный костюм - целостный художественный образ Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение 2. Связь времен в народном искусстве Древние образы в народных игрушках 910. 2 11. 1 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Искусство Гжели 12. 1 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. (Дымковская игрушка, Филимоновсая игрушка) Городецкая роспись 13. 1 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Хохлома 14. 1 15. 1 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Роспись по металлу (Жостово. Нижний Тагил) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. 16. 1 Связь времен в народном искусстве 3. Декор - человек, общество, время 17. 1 18. 1 Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России Зачем людям украшения 1921. 2224. 25. 3 Роль декоративного искусства в жизни древнего общества 3 Одежда «говорит» о человеке 1 О чем рассказывают нам гербы и эмблемы 26. 1 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества 4. Декоративное искусство в современном мире 2729. 3033. 34. 3 Современное выставочное искусство 4 Ты сам - мастер 1 Декоративно-прикладное искусство в жизни человека «Изобразительное искусство», 6 класс • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 2. Мир наших Натюрморт вещей. 8 3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве 10 4. Человек и пространство изобразительном искусстве 8 в Формы работы занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование конкурсы рисунков Тематическое планирование, 6 класс "Изобразительное искусство в жизни человека" № Количество часов Тема урока 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка 1. 1 Пространственные искусства. Художественные материалы. 2. 1 3. 1 Рисунок -основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство Линия и ее выразительные возможности 4. 1 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 5. 1 Цвет. Основы цветоведения 6. 1 Цвет в произведениях живописи 7. 1 Объемные изображения в скульптуре 8. 1 Основы языка изображения 2. Мир наших вещей. Натюрморт 1 Изображение предметного мира - натюрморт 9. 1011. 2 Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира 12. 1 Изображение объёма на плоскости 13. 1 Освещение. Свет и тень 14. 1 Натюрморт в графике 15. 1 Цвет в натюрморте 16. 1 Выразительные возможности натюрморта 3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве 17. 1 Портрет. Образ человека - главная тема в искусстве 18. 1 Конструкция головы человека и её пропорции 19. 1 Изображение головы человека в пространстве 20. 1 Портрет в скульптуре 21. 1 Графический портретный рисунок 22. 1 Сатирические образы человека 23. 1 Образные возможности освещения в портрете 24. 1 Роль цвета в портрете 25. 1 26. 1 Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов) Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин) 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве 27. 1 Жанры в изобразительном искусстве 28. 1 Изображение пространства 29. 1 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива 30. 1 Пейзаж. Организация пространства 31. 1 32. 1 Пейзаж – настроение. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников-импрессионистов (К.Моне, А.Сислей) Пейзаж в русской живописи 33. 1 Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Работа на пленэре 34. 1 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл «Изобразительное искусство», 7 класс • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов Формы работы 1. Архитектура и дизайн конструктивные искусства в ряду пространственных искусств 8 2. В мире вещей и зданий 8 3. Город и человек занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование 10 конкурсы рисунков 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры 8 Тематическое планирование, 7 класс "Дизайн и архитектура в жизни человека" № Количество Тема урока часов 1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств 12 Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в 2. организации предметно-пространственной среды человека 3. 1 Традиции и новаторство в искусстве 4. 1 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Линии и формы 5. 1 6. 7. 1 1 8. 1 9. 1011. 12. 13. 14. 15. 1 2 16. 1 1718. 1921. 22. 23. 2 24. 25. 1 1 26. 1 27. 1 28. 29. 3031. 32. 33. 34. 1 1 2 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Цвет Специфика изображения в полиграфии Стилевое единство изображения и текста. Проектирование обложки книги, открытки Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: журналы, плакаты, открытки 2. В мире вещей и зданий От плоскостного изображения к объемному макету Взаимосвязь объектов в архитектурном макете Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля Важнейшие архитектурные элементы здания Вещь как сочетание объемов и образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал Цвет в архитектуре и дизайне. 3. Город и человек Город сквозь времена и страны. Архитектура Европы, Древней Руси и России Архитектурный образ как понятие эпохи. (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры Живое пространство города. Город, микрорайон, улица Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды Синтез искусств в архитектуре. Интерьер и вещь в доме. Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIIIXIX веков Проектирование пространственной и предметной среды 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома Дизайн вещно-пространственной среды жилища Дизайн и архитектура моего сада. Искусство флористики История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Сфера имидж - дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)