Литературное чтение на родном языке1-4 кл 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по «По литературному чтению на родном языке» разработана на
основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включёнными
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию
(приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 с изменениями от 08.06.2015 №576, от
28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459 от 29.12.2016 № 1677, от
08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №329:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение» 1,2,3,4 классы,-М.,
«Просвещение», 2011 – 2019г
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности
учебники, приобретённые до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345
Программой отводится на изучение литературного чтения на родном языке 71 час
(второе полугодие), которые распределены по классам следующим образом:
1 класс – 17 часов, 1 час в неделю
2 класс - 18 часов, 1 час в неделю
3 класс - 18 часов, 1 час в неделю
4 класс - 18 часов, 1 час в неделю
Цель программы

– углубленно знакомить учащихся с детской литературой и

книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед
детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных
предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру
чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать
поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной
словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного
искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт
ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
Планируемые результаты изучения предмета
литературное чтение на родном языке (русский)

1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:
• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием
природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
• умения оценивать свое отношение к учебе;
• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за
природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям
природы).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им
впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений; ставить вопросы к тексту.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных
переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью
учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев,
описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:
• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
• самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие
в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в
учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения и героев;
• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
• находить объяснение незнакомых слов в словаре;
• находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
• задавать вопросы по тексту произведения;
• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством
взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
• обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать
высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
• аргументировать собственную позицию;
• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим, сопоставлять полученные
ответы.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием
природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
• представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
• умения оценивать свое отношение к учебе;
• внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за
природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям
природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им
впечатление;
• читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
• пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
• объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
• вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
• объяснять действия персонажей;
• делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
• сравнивать героев разных произведений;
• ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
• в процессе размышления над произведением привлекать
переживаний, жизненных впечатлений.

опыт

собственных

Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• создавать рассказ по циклу картинок;
• рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью
учителя;
• выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• читать по ролям художественное произведение;
• сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
• придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
• создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
• участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
• находить сравнения в тексте произведения;
• определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
• определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
• выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев,
описание пейзажа;
• определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
• самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;

• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие
в проектной деятель ности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в
учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать произведения и героев;
• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
• находить объяснение незнакомых слов в словаре;
• находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
• задавать вопросы по тексту произведения;
• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством
взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
• обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать
высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
• аргументировать собственную позицию;
• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные
ответы.
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других
людей;
• умение оценивать свое отношение к учебе;
• уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
• представление об общих нравственных категориях у разных народов;
• нравственное чувство и чувственное сознание;
• умение анализировать свои переживания и поступки;
• способность к самооценке;
• эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
• бережное отношение к живой природе;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями
за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место
логического ударения;

• пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
• рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
• привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения,
поставленной проблемы;
• определять и оценивать позиции литературных героев;
• выявлять тему и главную мысль произведения;
• сопоставлять героев, идеи разных произведений;
• составлять план рассказа;
• определять свое и авторское отношение к героям;
• формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
• ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
• делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный
лист, оглавление, предисловие.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение;
• продолжать сюжет произведения, историю героя;
• участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным,
на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам
наблюдений;
• выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и
письменной форме, рисунках.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
• выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой
обстановки, природы;
• находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к
предложенным словам.
• Учащиеся получат возможность научиться:
• определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и
выражения, своего отношения к нему.
• использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• соотносить свои действия с поставленной целью;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении
художественного текста;
• планировать свои учебные действия;

нового

• анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
• составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
• планировать свою читательскую деятельность;
• планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• сравнивать произведения и героев;
• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
• свободно ориентироваться в аппарате учебника;
• находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
• сравнивать и классифицировать жизненные явления;
• выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
• находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
• сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с
художественным произведением;
• ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие,
оглавление, выходные сведения);
находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках
произведений;
• извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
• знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
• сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
• осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
• овладевать диалогической формой речи; формулировать и задавать вопросы,
необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• способность к самооценке;
• чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической
принадлежности;
• представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов,
моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
• ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков
других людей;
• регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и
этическими требованиями;
• эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в
конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• Познавательная мотивация учения;

У учащихся могут быть сформированы:
• чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
• устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
• толерантное отношение к представителям разных народов и
ПРЕДМЕТНЫЕ

конфессий.

Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в
минуту);
• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения,
правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи,
выражая таким образом понимание прочитанного;
• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; находить
ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения
текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его
частям;
• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалога повествованием, с включением рассуждений;
• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию;
• ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в
детской библиотеке;
• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в
справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить поступки
героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном
тексте, использовать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном
уровне в устной и письменной речи;
• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного
текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и
устной форме;
• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• читать по ролям художественное произведение; создавать текст на основе плана;
• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний,
рассуждений, анализом причин происшедшего;
• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге,
кинофильме, телевизионной передаче;
• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения,
отрывки прозаических текстов;
• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из
героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; создавать иллюстрации
к произведениям; создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их
эмоционально-смысловые значения; определять (на доступном уровне) основные
особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений,
рассказов, повестей, басен;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их
поступков, бытовые описания;
• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина,
сказка - рассказ и др);
• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия
(фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства
художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства
художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с
учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их
выполнения так и в результате проведенной работы; планировать собственную
читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый,
синонимический, фразеологический);
• выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным
критериям; устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами,
побуждениями и поступками героев произведений; устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы
литературных произведений, героев, выбирая 'основания для классификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных
связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и
на основании собственного жизненного опыта;
• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные

Учащиеся научатся:
• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при
выработке решения; точно и последовательно передавать партнёру необходимую
информацию;
• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять
взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при
решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Содержание предмета « Литературное чтение на родном языке(русский)»
1 класс Общение.
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди
могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников.
(Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения.
(О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Страна Вообразилия
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»,
«Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок),
«Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока».
Сказки о животных (3 ч)
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и
лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха». Авторские сказки. К.
Ушинский «Лиса и козёл»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали».
Природа и мы
Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н.
Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве.
Семейное чтение. К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные
сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки
Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой
«Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
Навык и культура чтения
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению
целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и
повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению
окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.
Работа с текстом и книгой
Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску
значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике,

помещённом в учебнике. Формирование умений: выбирать из предложенного списка
слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы
по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты;
воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать
художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание
на отношение писателя к героям. Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам
окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту. Обучение определять с
помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку
поступкам героев с опорой на собственный опыт. Обучение знакомству с книгой: её
автором, названием произведения, иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных
сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.
Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения,
учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.
Литературоведческая пропедевтика
Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением;
рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.
Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на
уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор»
и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе
(вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить
наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их
жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны
и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста
учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а

могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся
начальной школы.
Навык чтения складывается из двух сторон:
• Смысловой,
• Технической.
2 класс
Круг чтения
Осень пришла Вспомним лето
С. Щипачёв «Подсолнух»; И. Суриков «Степь»
Здравствуй, осень
М. Пришвин «Полянка в лесу»; А. Майков «Осень»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин «Последние цветы»; К. Ушинский «Пчёлы и
муха»; А. Барто «Вам не нужна сорока?»; С. Аксаков «Осень»; В. Берестов «Урок
листопада».
Народные песни, сказки, пословицы (4 ч)
Песни. Русские народные песни: «Как на тоненький ледок», «Ходит конь по бережку»,
«Заинька, где-ты был-побывал...»; шотландская народная песня «Спляшем!»; чешские
народные песни: «Разговор лягушек», «Сенокос»; английская народная песня «Дом,
который построил Джек».
Сказки народов России. Русские сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
«Хаврошечка» ; ненецкая сказка «Кукушка»; татарская сказка «Три дочери»; мордовская
сказка «Врозь — плохо, вместе — хорошо».
Сказки народов мира. Индийская сказка «Золотая рыба»; иранская сказка «Счастливый
мальчик»; сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись».
Пословицы. О правде; о труде и лени; о дружбе; об учёбе.
Самостоятельное чтение. Народные песни. Русские песни: «Уж как я ль мою коровушку
люблю.»; «Тень-тень, потетень...»; шведская песня «Отличные пшеничные.»; французская
песня «Сюзон и мотылёк».
Народные сказки. Русская сказка «Снегурочка»; корейская сказка «Дружные братья»;
норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил».
Зимние картины (3 ч)
И. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); К. Паустовский «Первый зимний день»; С. Есенин
«Пороша»; А. Пушкин «Опрятней модного паркета.».
Загадки о зиме.
Самостоятельное чтение. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок); С. Есенин
«Поёт зима, аукает.»; М. Пришвин «Птицы под снегом».
Авторские сказки (4 ч)
К. Ушинский «Мена»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; братья Гримм «Храбрый
портной»; А. Толстой «Золотой ключик» (главы).
Самостоятельное чтение. Дж. Крюс «Колдун в чернильнице»; Р. Киплинг «Откуда у
кита такая глотка».
Писатели о детях и для детей
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю.», А.Майков «Спи, дитя моё, усни.»;
И. Токмакова «Как на горке — снег, снег.»; О. Дриз «Нашумелись».
Самостоятельное чтение. В. Осеева «Обидчики»; М. Зощенко «Самое главное».
Весеннее настроение
А. Плещеев «Птичка», «Весна» (отрывок); В. Вересаев «Перелётные птицы».
Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе
(вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить
наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их
жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко,
выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале
изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и
письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста
учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а
могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся
начальной школы.
Навык чтения складывается из двух сторон:
• Смысловой,
• Технической.
3 класс Круг чтения
«Уж небо осенью дышало...»
К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И.
Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя
роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»
Народные сказки
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская
сказка «Жаба-королева».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка
«Мастер Али».

О мужестве и любви
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной
роте».
«Зимы ждала, ждала природа...»
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро»,
«Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М.
Пришвин из книги «Глаза земли».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий
оловянный солдатик».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король
красуется».
Басни
И. Крылов «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И.
Крылов «Мышь и Крыса».
Братья наши меньшие А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
О совести и долге
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
Весна пришла
А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро
волшебным».
И в шутку, и всерьёз Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев
«Укушенные».
Навык и культура чтения
Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное,
выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между
предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических
ударений.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий,
определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений
определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые
слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать
небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению
плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных
предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на
текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к
внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее
состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное
отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции
автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с
помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к
предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого
автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление,

предисловие. Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в
учебнике, детским толковым словарём.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты,
самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических
фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения
создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения
вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения
писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя,
создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы,
стихотворения.
Литературоведческая пропедевтика
Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.
Расширение и
углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней —
через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами
языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте,
определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и
развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих
понятиях, введённых во втором классе.
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе
(вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить
наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их
жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны
и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и
оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи
предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста
учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а
могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей схемой.

Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся
начальной школы.
Навык чтения складывается из двух сторон:
• Смысловой,
• Технической.
4 класс Круг чтения Мифы и легенды
Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»;
славянские мифы.
Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».
Былины
«Как Илья из Мурома богатырём стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Самостоятельное чтение. Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».
Авторские сказки
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками».
Басни
И. Крылов «Трудолюбивый медведь»; Эзоп «Ворон и лисица».
Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»;
А. Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский «Дуб
и деревца».
Слово о родной земле
Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива.»; С. Есенин «С
добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина»
Прошла по земле война А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея
Кузьмина».
Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете.»; А.
Ахматова «Памяти друга».
О добре и красоте
А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги.»; Н. Некрасов «Саша».
Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».
Мир детства
Н. Некрасов «Крестьянские дети»; В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».
Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».
Удивительные приключения Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена» (главы); Д.
Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).
Навыки и культура чтения
Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением
норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием
логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание
прочитанного.Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного,
продуктивного чтения про себя — примерно 120 слов.
Работа с текстом и книгой
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию,
иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать
её своими словами. Формирование умений определять особенности учебного и научнопопулярного текстов, выделять ключевые слова в тексте. Развитие умения различать
последовательность событий и последовательность их изложения. Формирование умения
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста
с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям,
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой

диалога повествованием, с включением рассуждений. Формирование умения выделять
выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоциональносмысловые значения. Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к
титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире
книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам;
ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.
Особенности организации контроля по литературному чтению В начальной школе
проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения
выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение,
прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных
произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их
жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны
и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или
события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение»,
«найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть
проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к
знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста
учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится
фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные
карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а
могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения
учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся
начальной школы.
Навык чтения складывается из двух сторон:
• Смысловой,
• Технической.

Тематическое планирование в 1 классе.
Литературное чтение на родном языке (русский) 17 часов.
№
п/п

Ко
лво
часо
в

1.

1

2.
3.

1
1

4.

1

5.
6.

1
1

7.

1

8.

1

9.

1

10.
11.

1
1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

Тема урока

Умение говорить (культура речевого общения) 6ч
Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются
высказываниями. Устное и письменное общение.
Особенности диалогического общения. Выделять из речи предложения.
Использование норм речевого этикета. Способы выражения приветствия,
благодарности, извинения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений. Загадки, песни.
Знакомство со стихотворной рифмой. Рифма в конце стихотворных строк.
Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить
речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст.
Круг детского чтения 11ч
Сказки народные. «Лиса и рак», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и
волк», «Конь и лиса». Поиск значений отдельных непонятных слов.
Русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок», «Лиса и заяц»
Выбор из предложенного списка слова, необходимые для характеристики
героя.
Сказки авторские. К. Ушинский «Лиса и козёл»,Н. Заболоцкий «Как мыши с
котом воевали» Понимание смысла заглавия.
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса», Ш. Перро «Кто в сапогах»
Д. Родари «Лежебока». Отличие художественного тпроизведения от
реальной жизни.
Сказки К. Чуковского «Храбрецы», «Тараканище», «Федорино горе».
Отношение писателя к героям.
Рассказы для детей. Л. Н. Толстой «Косточка». В. А. Осеева «Кто наказал
его?». Высказывать свое отношение к прочитанному.
В.Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история».
Развитие познавательного интереса ребёнка.
Стихи о природе. А. Блок «Зайчик», Н. Рубцов «Воробей». Развитие
познавательного интереса к объектам окружающего мира.
Рассказы о природе. М. Пришвин «Осеннее утро», Л. Толстой «Какой
бывает роса на траве». Развитие внимания к личному жизненному опыту.
В. Бианки «Рассказы о животных». Л. Толстой «Слон». Знакомство с книгой,
её автором.

Тематическое планирование 2 класс
«Литературное чтение на народном языке» (русском)

№
п/п

Кол – во часов

1.

1

2.

1

3.
4.

1
1

5.

1

6.

1

7.

1

8.
9

1
1

10.

1

11.

1

12.
13.

1
1

14.

1

15.

1

16.
17.

1
1

18.

1

Тема урока
Осень пришла. (2 часа)
Воспоминания о лете, осени. Составление рассказов по своим
воспоминаниям. С. Щипачёв «Подсолнух», И. Суриков
«Степь»
Поэтический образ осени в стихотворении А. Майкова «Осень»
Народные песни, сказки, пословицы. (4 часа)
Народная мудрость в пословицах и поговорках.
Выражение духа родного языка. Русские народные песни «Как
на тоненький ледок..», «Заинька, где ты был-побывал»
Победа добра над злом в русской народной сказке «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»
Нравоучительный характер русской народной сказки
«Хаврошечка»
Зимние картины (3 часа)
Поэтическое изображение зимы в стихотворении И. Никитина
«Встреча зимы»
С. Есенин «Пороша»
А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета.»
Авторские сказки. (4 часа)
Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Победа добра над злом в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке
и рыбке».
Образы героев в произведении А. Толстого «Золотой ключик»
Характеристика героев произведения А. Толстого «Золотой
ключик»
Писатели о детях и для детей. (2 часа)
Авторские колыбельные: Л. Мей «Баю-баюшки-баю», А.
Майков «Спи дитя моё усни»
И. Токмакова «Как на горке на горе – снег, снег».
Весеннее настроение. (2 часа)
Приметы весны в произведении А. Плещеева «Птичка»
Настроение поэта в произведении В. Вересаева «Перелётные
птицы».
Повторение пройденного

Тематическое планирование в 3 классе.
Литературное чтение на родном языке (русский). 18 часов.
№ п/п Кол-во
часов
1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7,8

2

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15
16

1
1

17
18

1
1

Тема урока
«Уж небо осенью дышало …» (2ч)
Нахождение в тексте выразительных средств, эпитетов. И. Бунин «
Листопад»
Нравственный смысл рассказа К. Паустовский « Барсучий нос»
« Зимы ждала, ждала природа» (2ч)
Изобразительные средства языка: метафора, олицетворение. Ф
Тютчев « Чародейкою зимою»
Сравнение, как средство создания картины природы в стихотворении
С. Есенин « Разгулялась вьюга»
Народные сказки (2ч)
Характеристика героев сказки « Иван – крестьянский сын и чудоюдо»
Художественные особенности сказки. Русская народная сказка
«Царевна –лягушка»
Авторские сказки (3ч)
Сравнение народной и авторской сказки. Герои сказки. Создание
словесных иллюстраций к произведению
.А. Пушкин « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Нравственный смысл сказки – Х.К. Андерсен « Стойкий оловянный
солдатик»
Басни (1ч)
Знакомство с басней через сравнение со сказкой стихотворением И.
Крылов « Слон и Моська»
Весна пришла (2ч)
Соблюдение интонационных норм чтения А.Фет « Весенний дождь» ,
« Рыбка».
Создание словесных иллюстраций к произведению В . Астафьев «
Весенний остров».
Братья наши меньшие (2ч)
Определение темы и главной мысли произведения А.Чехов «
Белолобый»
Главные герои произведения, их характеры. М. Пришвин « Лимон»
И в шутку; и всерьёз. (2ч)
Малые фольклорные жанры. Шутки – прибаутки.
Особенности русской народной сказки « Болтливая баба».
О совести и долге (2ч)
Определение главной мысли текста. К. Ушинский « Слепая лошадь»
Нравственный смысл рассказа. Ю Яковлев « Полосатая палка».

№

Кол-во
часов

1.

1

Тематическое планирование
по родной литературе 4 класс
Тема/содержание
Мифы и легенды – 2часа
Шумерский и древнегреческий мифы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

1718.

2

Закрепление умения определять основную мысль
прочитанного.
Славянские мифы.
Развивать умение различать последовательность событий.
Былины – 2часа
«Как Илья Муромец богатырём стал»
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по
его заглавию, иллюстрациям.
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Формировать умение пересказывать текст сжато.
Авторские сказки – 2часа
А. С. Пушкин «Сказка о царе Султане»
Овладение сознательным беглым чтением.
К. Чапек «Случай с русалками»
Составлять план текста с помощью учителя.
Басни – 1час
«Ворона и лисица», «Трудолюбивый медведь»
Формировать умение выделять выразительные средства языка.
Слово о родной земле – 2часа
Ю. Яковлев «Мама», С. Есенин «С добрым утром»
Формировать умение выделять ключевые слова в тексте.
М. Лермонтов «Когда волнуется желтая нива»,
М. Пришвин «Моя родина»
Развивать умение норм литературного произношения.
Прошла по земле война – 2часа
А. Ахматова «Мужество»
Формирование осознанного чтения про себя.
Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»
Формирование вопросов ко всему тексту и к отдельным его
частям.
О доброте и красоте – 2часа
А. Фет «На рассвете», И. Бунин «Густой зелёный ельник у
дороги»
Формировать умение выделять выразительные средства языка.
Н. Некрасов «Саше», Б. Пастернак «Тишина»
Овладение правильным интонированием, темпом речи.
Мир детства – 2часа
Н. Некрасов «Крестьянские дети»
Формировать умение выделять выразительные средства языка.
В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»
Закрепление умения определять основную мысль
прочитанного.
Удивительные приключения – 3часа
Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
Развитие умения прогнозировать содержание произведения по
его заглавию, иллюстрациям.
Д. Свифт «Приключение Гулливера»
Скорость чтения вслух. Итоговый контроль.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».