Музыка 1-4 кл 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включёнными федеральный перечень учебников, рекомендуемых
Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014
№253 с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 № 1529, от
26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459 от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 №
535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №329:
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 1,2,3,4 классы,-М.,
«Просвещение», 2016 – 2019г
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной
деятельности учебники, приобретённые до вступления в силу приказа от
28.12.2018 № 345
Программой отводится на изучение музыки 135 часов, которые
распределены по классам следующим образом:
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю (33 учебные недели)
2 класс - 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели)
3 класс - 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели)
4 класс - 34 часа, 1 час в неделю (34 учебные недели)

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование
музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры
школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в
развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников
формулируются на основе целевой установки программы:

1. формировать основы музыкальной культуры через эмоциональное,
активное восприятие музыки;
2. воспитывать интерес и любовь к музыкальному искусству,
художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к
ближнему, к своему народу, к Родине, уважение к истории, традициям,
музыкальной культуре разных народов мира;
3. осваивать музыкальные произведения и первоначальные знания о
музыке;
4. развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности, образное и
ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух,
певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах
музыкальной деятельности.
5. овладевать практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности: пении, слушании музыки.
Основное содержание учебного предмета.
1 класс
Мир музыкальных звуков
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука:
тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем
многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные.
Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и
тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на
различных

инструментах).

Прослушивание

фрагментов

произведений с имитацией звуков окружающего мира.

музыкальных

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам
звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых
народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных;
песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам.
Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и
длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая
доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие

и

воспроизведение

ритмов

окружающего

мира.

Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки,
шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в
ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их
графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические
«паззлы».
Игра

в

детском

шумовом

оркестре.

Простые

ритмические

аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки,
треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к
инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка»,
«Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского
альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование
устойчивой

способности

к

равномерной

пульсации;

формирование

ощущения

сильной

Использование

доли;

чередование

«звучащих

жестов»

в

сильных
качестве

и

слабых

долей.

аккомпанемента

к

стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические
аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в
музыке и в речи. Интонация как основа эмоционально-образной природы
музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения.
Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание

музыкальных

произведений

яркого

интонационно-

образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р.
Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт
Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание
и

исполнение

песен

с

поступенным

движением,

повторяющимися

интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонацияответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ»,
«поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н.
Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне.
Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение
элементарных

мелодий

на

ксилофоне

ритмическим аккомпанементом.

и

металлофоне

с

простым

Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности.
Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами,
пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образноэмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом»
(«Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед
Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного
произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под
музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование
музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная
импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование
ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в
создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного
характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных
пьес контрастного ладового характера.

Самостоятельный подбор и

применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш

Формирование первичных аналитических навыков. Определение
особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную
жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для
прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала):
восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под
музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение

простых

инструментальных

аккомпанементов

как

сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня,
танец,

марш

в

музыкальном

материале

для

инструментального

музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов
аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных
жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного
исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки
разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических
мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации
музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль.
Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано.
Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование
зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки
(форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной
грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на
нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой
(возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительнослуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика
расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное
движение в диапазоне октавы.
Слушание
элементарной

музыкальных
графической

произведений

записи.

с

Развитие

использованием

слухового

внимания:

определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительнослуховых

ассоциаций

в

процессе

прослушивания

музыкальных

произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и
нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной
графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по
нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков.
Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Первые навыки игры по нотам.
Я – артист
Сольное

и

ансамблевое

музицирование

(вокальное

и

инструментальное). Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение

пройденных

хоровых

произведений в школьных мероприятиях.

и

инструментальных

Командные
музыкального

состязания:

материала;

викторины

ритмические

на

основе

эстафеты;

изученного

ритмическое

эхо,

ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных
музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул;
импровизация-вопрос,

импровизация-ответ;

соревнование

солистов

–

импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев

музыкально-театральных,

музыкально-драматических,

концертных композиций с использованием пройденного хорового и
нструментального

материала.

Подготовка

и

разыгрывание

и

сказок,

театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
2 класс
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты.
Годовой круг календарных праздников

Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование
народных песен, пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение
закличек, потешек, игровых и хороводных песен. Приобщение детей к
игровой традиционной народной культуре: народные игры с музыкальным
сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька».
Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды
весенних хороводов – «змейка», «улитка» и др.).
Игра
партитурой.

на

народных

Исполнение

инструментах.
произведений

Знакомство
по

с

ритмической

ритмической
партитуре.

Свободное дирижирование ансамблем одноклассников. Исполнение песен с
инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру»
(ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных
регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.
Прослушивание народных песен в исполнении детских фольклорных
ансамблей, хоровых коллективов (пример: детский фольклорный ансамбль
«Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени
М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении
фольклорных и профессиональных ансамблей (пример: Государственный
ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных
регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная
песня народов нашей страны. Гимн Российской Федерации.

Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства,
фразировка. Многообразие музыкальных интонаций. Великие русские
композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разучивание

и

исполнение

Гимна

Российской

Федерации.

Исполнение гимна своей республики, города, школы. Применение знаний о
способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный
анализ особенностей мелодии. Прослушивание произведений с яркой
выразительной мелодией. Примеры: М.И. Глинка «Патриотическая песня»,
П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В.
Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром
(начало). Узнавание в прослушанных произведениях различных видов
интонаций (призывная, жалобная, настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным
(поступенным) движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент»
в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Развитие приемов игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками:
восходящее и нисходящее движение; подбор по слуху с помощью учителя
пройденных

песен;

освоение

фактуры

«мелодия-аккомпанемент»

в

упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках.
Ритмоформулы. Такт. Размер.

Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы.
Составление ритмических рисунков в объеме фраз и предложений,
ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета,
ритмическое эхо, простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Чтение простейших ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на
инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вудблок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание

и

исполнение

хоровых

и

инструментальных

произведений с разнообразным ритмическим рисунком. Исполнение
пройденных песенных и инструментальных мелодий по нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй
октавах. Интервалы в пределах октавы, выразительные возможности
интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи
пройденных песен. Пение простых выученных попевок и песен в размере 2/4
по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного
материала. Игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты:
расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения
длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и восьмые),

размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Простые интервалы: виды, особенности звучания и выразительные
возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание

и

узнавание

в

пройденном

вокальном

и

инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта,
квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Простое

остинатное

сопровождение

к

пройденным

песням,

инструментальным пьесам с использованием интервалов (терция, кварта,
квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке.
Простые песенные формы (двухчастная и трехчастная формы). Вариации.
Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки в прошлое. Классические
музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман, П.И.
Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание
вариативной

музыкальных

повторности

в

произведений.
музыке.

Восприятие

Прослушивание

точной

и

музыкальных

произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л. Бетховен Багатели,
Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И.
Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены»,
«Альбом для юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме
вариаций (примеры: инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна,

В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки); куплетная форма (песни и хоровые
произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение пьес в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной
формах

в

инструментальном

музицировании.

Различные

типы

аккомпанемента как один из элементов создания контрастных образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным
мелодическим моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных
вариантов. «Музыкальная эстафета»: игра на элементарных инструментах
сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и неточным
повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной
формах. Примеры: В.А. Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й.
Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке
Песенность,

танцевальность,

маршевость

в

различных

жанрах

вокальной и инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта
русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Формирование
первичных знаний о музыкально-театральных жанрах: путешествие в мир
театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами театра).
Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением
их

жанровой основы.

Элементарный

анализ

средств

музыкальной

выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер,
ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры: пьесы из

детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна,
«Детской

музыки»

С.С.

Прокофьева,

фортепианные

прелюдии

Д.Д.

Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных
жанровых признаков различных классических музыкальных произведений;
пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама,
балет, опера). Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы.
Разработка и создание элементарных макетов театральных декораций и
афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение

песен

кантиленного,

маршевого

и

танцевального

характера. Примеры: А. Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе
весело шагать», А. Островский «Пусть всегда будет солнце», песен
современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение пьес различных жанров. Сочинение простых пьес с различной
жанровой основой по пройденным мелодическим и ритмическим моделям
для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист
Сольное

и

ансамблевое

музицирование

(вокальное

и

инструментальное). Творческое соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников и другие), подготовка концертных программ.

Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение

пройденных

хоровых

и

инструментальных

произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные
музыкального

состязания:

материала;

викторины

ритмические

на

эстафеты;

основе

изученного

ритмическое

эхо,

ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование
элементарных

навыка

музыкальных

импровизации.
инструментах,

Импровизация

инструментах

на

народного

оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и
ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых
аккомпанементов и мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы во втором классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев

музыкально-театральных,

музыкально-драматических,

концертных композиций с использованием пройденного хорового и

инструментального материала.

Театрализованные формы проведения

открытых

Подготовка

уроков,

фольклорных

концертов.

композиций,

театрализация

и

разыгрывание

хоровых

сказок,

произведений

с

включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкальнотеатрализованных представлениях

(участие в

разработке сценариев,

подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций,
костюмов

и

т.д.).

Создание

музыкально-театрального

коллектива:

распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники»
и т.д.
3 класс
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческоисполнительской деятельности. Создание творческого проекта силами
обучающихся, педагогов, родителей. Формирование умений и навыков
ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и применение
элементов

музыкальной

грамоты.

Развитие

музыкально-слуховых

представлений в процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем
сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его
содержания: сюжет, распределение функций участников, действующие лица,
подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание

информационного

сопровождения

проекта

(афиша,

презентация, пригласительные билеты и т. д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового
материала

как

части

проекта.

Формирование

умений

и

навыков

ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным
музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной
грамоты. Разучивание оркестровых партий по ритмическим партитурам.
Пение

хоровых

партий

по

нотам.

Развитие

музыкально-слуховых

представлений в процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические
каноны

в

сопровождении

музыкального

проекта.

Усложнение

метроритмических структур с использованием пройденных длительностей и
пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического
остинато.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре):
исполнение оркестровых партитур для различных составов (группы ударных
инструментов различных тембров, включение в оркестр партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем
сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и
поэтическом

фольклоре,

национальных

инструментах,

национальной

одежде. Развитие навыков ансамблевого, хорового пения. Элементы
двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора;
русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в
национальных республиках России; звучание национальных инструментов.

Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных и
этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные,
хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов.
Пение a capella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание
песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на
народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки,
ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических
партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также
простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям.
Театрализация небольших инструментальных пьес разных народов России.
Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.
Хоровая планета
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские,
мужские, детские). Накопление хорового репертуара, совершенствование
музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание

произведений

в

исполнении

хоровых

коллективов:

Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.
Александрова, Государственного академического русского народного хора
п/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного
хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской,

смешанный.

Определение

типа

хора

по

характеру

исполнения:

академический, народный.
Совершенствование
хоровых

навыков,

хорового

исполнения:

эмоционально-выразительное

развитие

основных

исполнение

хоровых

произведений. Накопление хорового репертуара. Исполнение хоровых
произведений

классической

и

современной

музыки

с

элементами

двухголосия.
Мир оркестра
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах
симфонического оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта:
концерты для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано, гитары и др.)
и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание

фрагментов

произведений

мировой

музыкальной

классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантовисполнителей,

исполнительских

коллективов.

Узнавание

основных

оркестровых групп и тембров инструментов симфонического оркестра.
Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля);
Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие.
Прослушивание фрагментов концертов для солирующего инструмента
(фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Музыкальная
соревнование

на

викторина

«Угадай

определение

тембра

инструмент».
различных

Викторина-

инструментов

и

оркестровых групп.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
инструментальных
инструментов.

миниатюр

«соло-тутти»

оркестром

элементарных

Исполнение

песен

в

сопровождении

оркестра

элементарного

музицирования. Начальные навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с
тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в
пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических
интервалов и трезвучий с использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на
металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и
мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся
рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых
аккомпанементов с использованием интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Импровизация с использованием пройденных интервалов и трезвучий.
Применение интервалов и трезвучий в инструментальном сопровождении к
пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по
нотам оркестровых партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений
хорального склада, узнавание пройденных интервалов и трезвучий.

Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом
музыкальном материале. Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и
жанрах. Определение соединений формы рондо и различных жанров.
Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш», «Рондо-танец», «Рондо-песня»;
Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша». Прослушивание
оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И.
Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с
элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в
простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в
музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического
тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен,
тамбурин и др.).
Исполнение

хоровых

произведений

в

форме

рондо.

Инструментальный аккомпанемент с применением ритмического остинато,
интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в
различных формах и жанрах с применением пройденных мелодикоритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист
Сольное

и

ансамблевое

музицирование

инструментальное). Творческое соревнование.

(вокальное

и

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря и другие), подготовка
концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение

пройденных

хоровых

и

инструментальных

произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том
числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные
музыкального

состязания:

материала;

викторины

ритмические

на

эстафеты;

основе

изученного

ритмическое

эхо,

ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Совершенствование
элементарных

навыка

музыкальных

импровизации.
инструментах,

Импровизация

инструментах

на

народного

оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и
ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение
«концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения
программы в третьем классе.

Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев

музыкально-театральных,

музыкально-драматических,

концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина»,
«Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета»,
«Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых
уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных
композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов
импровизации.

Участие

родителей

в

музыкально-театрализованных

представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4 класс
Песни народов мира
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов
мира. Образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и
ритмические особенности песен народов мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового
разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов
развития (повтор, вариантность, контраст).

Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими
рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения
(поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Исполнение оркестровых партитур с относительно самостоятельными по
ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия,
дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две
партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов,
трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух
знаков). Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов.
Интервалы и трезвучия. Средства музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух
знаков). Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам с
тактированием, с применением ручных знаков. Исполнение простейших
мелодических канонов по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и
простой трехчастной формах, исполнение их на музыкальных инструментах.
Ритмические каноны на основе освоенных ритмоформул. Применение
простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе
к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона,
синтезатора).

Инструментальная и вокальная импровизация с использованием
простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный,
джазовый, эстрадный. Формирование знаний об основных группах,
особенностях устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура.
Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Осознание

тембровых

возможностей

синтезатора

в

практической

исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового,
народного оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В.
Блажевича, В. Агапкина, В. Андреева; песни военных лет в исполнении
духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров;
произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов
региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра
оркестровых партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку
партиями. Игра в ансамблях различного состава; разучивание простых
ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских групп.
Подбор

тембров

на

синтезаторе,

игра

в

подражание

различным

инструментам.
Музыкально-сценические жанры
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными
особенностями и разнообразием музыкально-театральных произведений.

Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и
мюзиклов. Сравнение особенностей жанра и структуры музыкальносценических произведений, функций балета и хора в опере. Синтез искусств
в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в музыкальном
спектакле;

мастерство

художника-декоратора

и

т.д.

Примеры:

П.И.

Чайковский «Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков
«Снегурочка».
Драматизация

отдельных

фрагментов

музыкально-сценических

произведений. Драматизация песен. Примеры: р. н. п. «Здравствуй, гостья
зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из мюзикла «Звуки музыки», английская
народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А. Долуханяна).
Музыка кино
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к
мультфильмам. Информация о композиторах, сочиняющих музыку к детским
фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов.
Анализ функций и эмоционально-образного содержания музыкального
сопровождения:


характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и

среды действия;


создание эмоционального фона;



выражение общего смыслового контекста фильма.

Примеры: фильмы-сказки «Морозко» (режиссер А. Роу, композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский,

композитор Г. Гладков), «Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев,
композитор А. Рыбников). Мультфильмы: У. Дисней «Наивные симфонии»;
музыкальные

характеристики

героев

в

мультфильмах

российских

режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю.
Норштейна, Г. Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни
Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди» (А. Державин, А. Зацепин), «Приключения
Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил Гена и Чебурашка» (В.
Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над
выразительным

исполнением

вокальных

(ансамблевых

и

хоровых)

произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных
кинофильмов и мультфильмов.
Учимся, играя
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор
по слуху, соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление
результатов освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая

деятельность.

Ритмические

игры,

игры-

соревнования на правильное определение на слух и в нотах элементов
музыкальной речи. Импровизация-соревнование на основе заданных
моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение
изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист
Сольное

и

ансамблевое

музицирование

инструментальное). Творческое соревнование.

(вокальное

и

Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника
Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных
праздников, праздники церковного календаря

и другие), подготовка

концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение

пройденных

хоровых

и

инструментальных

произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам,
торжественным событиям. Исполнение песен в сопровождении двигательнопластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для
хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и
отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкальноисполнительских фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные
музыкального

состязания:

материала;

викторины

ритмические

на

эстафеты;

основе

изученного

ритмическое

эхо,

ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных
ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле,
оркестре. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,
инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех
пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист –
солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового,
инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за
весь период обучения.

Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат
освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке
и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка
сценариев

музыкально-театральных,

музыкально-драматических,

концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкальнотеатральных

постановок,

музыкально-драматических

композиций

по

мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на
сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкальноинструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей:
«режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Планируемые результаты.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися происходит в процессе активного
восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты,
собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся:
хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах,
пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных
представлений.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы
готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание
ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание

своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и
духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание
роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии
человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкальнотворческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как
составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и
осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и
чувства,

обусловленные

восприятием

музыкальных

произведений,

использовать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и
инструментальных произведений, в импровизации.
Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать
свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные
предпочтения,

интерес

деятельности;

формировать

основанные

на

художественного

к

музыкальному

искусству

позитивную

самооценку,

реализованном
вкуса,

творческом

осуществлении

и

музыкальной
самоуважение,

потенциале,

собственных

развитии

музыкально-

исполнительских замыслов.
У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого
человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация
программы
развитие

обеспечивает

коммуникативных

овладение

социальными

способностей

через

компетенциями,

музыкально-игровую

деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную
музыкально-творческую деятельность, в том числе на основе домашнего

музицирования,

совместной

музыкальной

деятельности

с

друзьями,

родителями.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на
материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного
вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
музыкальному произведению;
умение

воплощать

музыкальные

образы

при

создании

театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического
аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в
различных

видах

познавательной,

музыкально-исполнительской

и

творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности
обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены
на

гармоничное

становление

личности

школьника,

включающее

формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры,
развитие

музыкально-исполнительских

и

творческих

способностей,

возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы
позволит обучающимся принимать активное участие в общественной,
концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их
авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ,
отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику,
регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных
типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых
при создании образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных
инструментов.

Знает особенности звучания оркестров

и отдельных

инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих
голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских,
смешанных, а также народного, академического, церковного) и их
исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6.

Имеет

представления

о

народной

и

профессиональной

(композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для
симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
7.

Имеет

представления

о

выразительных

возможностях

и

особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых
двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8.

Определяет

произведениях.

жанровую основу

в

пройденных

музыкальных

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной
музыки, отечественной и зарубежной классики.
10.

Умеет

импровизировать

под

музыку

с

использованием

танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального
интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе
пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно
употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой
песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком,
отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с
элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Обучающийся:

1.

Имеет

представления

о

приемах

игры

на

элементарных

инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных
инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых
партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио
(простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре,
инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и
оркестре, в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,
громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное
представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху
попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза.
Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4.
Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в
ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в
оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность –
восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот
в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй
октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок
(двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по
нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное.
Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный
концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,
заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, собственные творческие
замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и
интерпретации музыки, игре

на

детских

и других музыкальных

инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном
письме при пении простейших мелодий;
владеть

певческим

голосом

как

инструментом

духовного

самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности
при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты
собственной

музыкально-творческой

деятельности

(пение,

музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции
(фонотека, видеотека).

Музыка, 1 класс.
№

Тема

Ключевые воспитательные задачи

1

Музыка вокруг
нас.

2

Музыка и ты.

Установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации.
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе

№ п/п

Количеств
о часов

1

1

2

1

3

1

Формы
Кол-во
работы
часов
Беседа.
16
Урок –игра,
путешествие.

Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

17

Тематическое планирование по музыке
1 класс ( 1 час в неделю)
Тема урока
Музыка вокруг нас - 16 ч
«И Муза вечная со мной!» Истоки возникновения музыки, рождение
музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Хоровод муз. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её
эмоциональное воздействие на слушателей.
Повсюду музыка слышна. Музыка и её роль в повседневной жизни
человека.

4

1

5
6

1
1

7
8

1
1

9
10

1
1

11

1

12
13
14

1
1
1

15
16

1
1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23
24
25

1
1
1

26

1

27
28

1
1

29
30
31

1
1
1

32

1

Душа музыки – мелодия. Определение особенностей основных жанров
музыки: песня, танец, марш.
Музыка осени. Интонация в музыке и в речи.
Сочини мелодию . Интонация как основа эмоциональной образной
природы.
«Азбука, азбука каждому нужна…» Основы музыкальной грамоты.
Музыкальная азбука. Нотная запись как способ фиксации музыкальной
речи.
Музыкальные инструменты. Народные инструменты
«Садко». Из русского былинного сказа. Знакомство с разновидностями
народных песен – колыбельные, плясовые
Музыкальные инструменты. Русские народные музыкальные
инструменты.
Звучащие картины. Народная и профессиональная музыка.
Разыграй песню. Выявление этапов развития сюжета.
Пришло Рождество, начинается торжество. Пение попевок и простых
песен.
Родной обычай старины. Пение попевок и простых песен.
Добрый праздник среди зимы Пение попевок и простых песен.
Музыка и ты- 17 часов
Край, в котором ты живешь. Слушание музыкальных произведений
яркого интонационно – образного содержания.
Поэт, художник, композитор. Обращение к жанру песни, как единству
музыки и слова.
Музыка утра. У музыки есть свойство – без слов передавать чувства,
мысли, характер человека.
Музыка вечера. Особенность вокальной и инструментальной музыки
вечера.
Музыкальные портреты. Сходство и различие музыки и разговорной
речи.
Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка. Музыкальный и
поэтический фольклор России: игры – драматизации.
У каждого свой музыкальный инструмент
Музы не молчали . Память о полководцах, русских воинах.[
Музыкальные инструменты. Простые ритмичные аккомпанементы к
музыкальным произведениям.
Мамин праздник. Весеннее настроение в музыке и произведениях
изобразительного искусства.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент[
«Чудесная лютня»(по алжир-ской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми.
Музыкав цирке. Песня, танец, марш и их разновидности.
Дом, который звучит. Пение и танец объединяет музыка
Опера-сказка. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная,
сольная, хоровая, оркестровая.
«Ничего на свете лучше нету…». Любимые мультфильмы и музыка,
которая звучит повседневно в нашей жизни.

33

Афиша. Музыкально – театрализованное представление как результат
освоения программы по учебному предмету музыка в 1 классе.

1

Музыка, 2 класс
№
1

2

3

4

5

Тема

Ключевые воспитательные
задачи
Россия – Родина -установление
моя.
доверительных отношений
между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации
О России петь - -использование
что стремиться
воспитательных
в храм.
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения
Гори, гори ясно Включение в урок игровых
- чтобы не
процедур, которые помогают
погасло!
поддержать мотивацию
детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений
в классе
В музыкальном Применение на уроке
театре.
интерактивных форм работы
учащихся
Чтоб
Инициирование и поддержка
музыкантом
исследовательской
быть, так
деятельности школьников в
надобно
рамках реализации ими
уменье…
индивидуальных и
групповых проектов

№
п/п

Кол-во
часов

1.

1

2.

1

Формы работы
Обсуждение, диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная

Кол-во
часов
3

Обсуждение, беседа,
урок путешествие

5

Обсуждение, диалог.
Коллективная
,групповая,
комбинированная

4

Обсуждение, беседа,
урок путешествие

5

Обсуждение, беседа,
урок путешествие

5

Тематическое планирование
Музыка 2 класс (34 часов)
Тема урока

Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 часа)

Средства музыкальной выразительности. Мелодия
Музыкальные произведения о России, родном крае. Здравствуй,
Родина моя! Моя Россия.

3.

1

4.

1

5.
6.

1
1

7.

1

8.

1

9.

1

Гимн России. Главная песня.
Музыкаль-ные инструменты
(фортепиано)
Природа и музыка. Прогулка.
Средства музыкальной выразительности. Танцы, танцы, танцы…
Средства музыкальной выразительности. Эти разные марши.
Звучащие картины.
Интонации музыкальные и речевые. Расскажи сказку.
Средства музыкальной выразительности. Колыбель-ные. Мама.
Обобщение.

Раздел 3: «О России петь – что стремиться в храм».(5часов)
10.

1

11.

1

12.
13.
14.

1
1
1

Духовная музыка. Великий колоколь-ный звон. Звучащие картины.
Народные музыкальные традиции. Святые земли русской. Князь
Александр Невский.
Народные музыкальные традиции. Сергий Радонежский
Духовная музыка. Жанр молитвы.
Народная музыка. С Рождеством Христовым! Обобщение.

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(4ч.)
15.
16.
17.

1
1
1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.
Виды музыки. Разыграй песню.
Музыка в народном стиле. Сочини песенку.
Народные музыкальные традиции. Русские народные праздники:
проводы зимы, встреча весны.

Раздел 5: «В музыкальном театре»(5 часов)

Народная и профессиональная музыка. Сказка будет впереди.
Народные традиции Отечества. Детский музыкальный театр: опера,
балет.
Многообразие музыкальных жанров. Театр оперы и балета.
Волшебная палочка дирижера
Жанры профессиональной музыки. Опера «Руслан и Людмила».
Сцены из оперы.
Жанры профессиональной музыки. «Какое чудное мгновенье!»
Увертюра. Финал.
Опера. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»)
Музыкальные инструменты. Опера. Симфоническая сказка
(обобщение).
Музыкальные образы в симфонической музыке. «Картинки с
выставки». Музыкальное впечатление.
Симфонический оркестр. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония
№40
Выразительность и изобразительность в музыке. Увертюра.

Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов )
29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

33.

1

Музыкальные инструменты. Орган. Волшебный цветик – семицветик.
И все это – Бах!
Музыкальные произведения. Все в движе-нии. Попут-ная песня.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка учит людей
понимать друг друга.
Природа и музыка. «Два лада».
Музыкальные произведения отечественных композиторов. Первый
международный конкурс П.И.Чайковского

34.

1

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение)
Музыка, 3 класс

№

Тема

1

Россия – Родина
моя.

2

День полный
событий.

3

О России петь,
что стремиться в
храм.

4

Гори, гори ясно,
чтобы не
погасло.

5

В музыкальном
театре.

6

В концертном
зале.

Ключевые воспитательные
задачи
Установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации
Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках
реализации ими
индивидуальных и групповых
проектов
использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения
Включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе
Применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся
Применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся

Формы работы
Обсуждение,
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная

Кол-во
часов
7

Обсуждение,
7
диалог.
Коллективная
,групповая,
комбинированная
Обсуждение,
6
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная
Обсуждение,
6
диалог.
Коллективная
,групповая,
комбинированная
Обсуждение,
беседа, урок
путешествие
Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

4

4

Тематическое планирование
по музыке 3 класс
№
п/п
1
2
3
4

Количе
ство
часов
1
1
1
1

Тема урока
Мелодия - душа музыки. Симфонический оркестр.
Природа и музыка. Знакомство с жанром романса.
Знакомство с жанром канта. Интонации музыки и речи. «Виват, Россия!»
Мир музыкальных форм. Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»

5

1

6
7
8

1
1
1

9

1

10
11
12

1
1
1

13

1

14
15

1
1

16

1

17

1

18

1

19
20
21

1
1
1

22
23

1
1

24

1

25
26
27
28

1
1
1
1

29
30

1
1

31

1

32
33

1
1

34

1

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Опера М. И. Глинки «Иван
Сусанин»
Образы природы в музыке
Портрет в музыке. Сольное и ансамблевое музицирование
Мир музыкальных форм. Знакомство с пьесами вокального цикла М. П.
Мусоргского «Детская».
Сравнение пьесс П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из
«Детской музыки»
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
Древнейшая песнь материнства. Хоровое пение
Формирование знаний о музыкально- театральных жанрах. Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой
Жандр концерта. История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве
Развитие основных хоровых навыков. Святые земли Русской.
Слушание произведений мировой классики. «О России петь –что стремиться в
храм…»
Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли. Разучивание Новогодних
песен
Опера. Образы народных сказителей былин Садко в oпeрах русских
композиторов. Былинный напев.
Опера. Образ Леля в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня.
Меццо-сопрано. Сопровождение оркестра
Хоровая музыка. Народные традиции и обряды: Масленица
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Руслан и Людмила»
Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и
Людмила»
Слушание музыкальных произведений. Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика»
Слушание музыкальных произведений. Опера Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка»
Классические музыкальные формы . Слушание фрагментов произведений
мировой классики. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Жанр мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят».
Жандр концерта. Музыкальное состязание

Музыкальные инструменты -флейта и скрипка
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное
развитие. Песенность, танцевальность, маршевость
Симфония «Героическая» Бетховена
Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные
джазовые музыканты- исполнители
Музыкально- театрализованное представление. Театр оперы и балета
Сходство и различие музыкальных образов Грига, Чайковского
Прокофьева, Свиридова
Музыка- источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого
Моцарта.

Музыка, 4 класс
№
1

2

3

4

5

6

7

Тема

Ключевые воспитательные
задачи
Россия – Родина
- становление доверительных
моя.
отношений между учителем и
его учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации - использование воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения
О России петь –
использование воспитательных
что стремиться в возможностей содержания
храм.
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения
Гори, гори ясно – Включение в урок игровых
чтобы не погасло. процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе
День полный
Инициирование и поддержка
событий.
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и
групповых проектов

Формы работы

В музыкальном
театре.

Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

Инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и
групповых проектов
О России петь –
использование воспитательных
что стремиться в возможностей содержания
храм.
учебного предмета через
демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского
поведения
Гори, гори ясно,
Включение в урок игровых
чтобы не погасло. процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний,

Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

Кол-во
часов
5

Обсуждение,
6
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная
Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

7

Обсуждение,
1
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная
8

Обсуждение,
3
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная
Обсуждение,
беседа, урок
путешествие

1

8

налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе
Чтоб музыкантом Инициирование и поддержка
быть, так надобно исследовательской деятельности
уменье…
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и
групповых проектов

Обсуждение,
3
диалог.
Коллективная,
групповая,
комбинированная

Тематическое планирование по музыке 4 класс.
№
Кол-во
п/п
часов
урока
1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7
8

1
1

9

1

10
11

1
1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

Тема урока
Россия – Родина моя (5 часов)
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства.
Великие русские композиторы – мелодисты
Элементарный анализ особенностей мелодии. Произведение с
яркой выразительной мелодией. С.В.Рахманинов «Вокализ»
Образное и жанровое содержание, структурные, мелодичные и
ритмические особенности народной музыки
Формирование знаний о поэтическом фольклоре. Патриотическая
тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский».
Опера. Ознакомление с разнообразием музыкально-театральных
произведений. Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.
«О России петь – что стремиться в храм» (6 часов)
Средства музыкальной выразительности
Интонационно-образный и сравнительный анализ
Святые земли Русской
Лирические песни в исполнении народных оркестров
Слушание музыкальных произведений с образно-эмоциональным
содержанием
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов.
Прослушивание народных песен. Музыка ярмарочных гуляний
Хоровая музыка, хоровые коллективы
Мелодические и ритмические особенности музыки. Интонационнообразный анализ
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (7 часов)
Песни народов мира, разнообразие, ритмические особенности.
Композитор -имя ему народ
Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных
инструментов
Прослушивание народных песен разных жанров, песен народов,
проживающих в национальных республиках России
Музыкальные инструменты. Исполнение на музыкальных
инструментах в ансамбле
Музыкально-сценические жанры. Сюита. Романс. Сравнительный

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

часа)
32
33

1
1

34

анализ. Старый замок. «Счастье в сирени живет...»
Музыкально-сценические жанры. Средства музыкальной
выразительности. Слушание произведений.
Судьба и творчество Ф. Шопена
Жанры камерной музыки «Патетическая» соната Бетховена. Годы
странствий. «Царит гармония оркестра...»
День полный событий (1 час)
Средства музыкальной выразительности. Слушание произведения
яркого интонационно-образного содержания. Зимнее утро.
Зимний вечер
В музыкальном театре (8 часов)
Разнообразие музыкально-театральных произведений,
ознакомление с жанровыми и структурными особенностями
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (П-Ш действия)
Разнообразие музыкально-театральных произведений,
ознакомление с жанровыми и структурными особенностями
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических
произведений «Исходила младшенька...»
Слушание песен народов мира. Отражение восточных мотивов в
творчестве русских композиторов Русский Восток. Восточные мотивы
Сравнение особенностей жанра и структуры музыкальносценических произведений, функций балета и хора в опере. Балет
И. Стравинского «Петрушка»
Музыкально-сценические жанры. Оперетта. Мюзикл.
Театр музыкальной комедии
Ознакомление с жанровыми особенностями, жанр: прелюдия,
этюд. Исповедь души
Сольное и ансамблевое музицирования. Музыкальные
инструменты Мастерство исполнителя.
«О России петь – что стремиться в храм…» (3 часа)
Слушание музыкальных произведений. Тема праздника в
духовной и народной музыке
Слушание музыкального произведения
Сюита С. В. Рахманинова «Светлый праздник»
Праздники церковного календаря. Пение попевок, простых
народных песен. Создатели славянской письменности Кирилл и
Мефодий.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час)
Драматизация песен. Слушание произведений народных оркестров.
Народные праздники русского народа: «Троица»
«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье…» (3
Балет. Особенности жанра и структуры, функции балета
Музыкально-сценические жанры. Образы моря в операх и сюите.
Музыкальная живопись. Музыкальный сказочник
Симфонический оркестр. Закрепление знаний о музыкальных
жанрах, инструментах симфонического оркестра. Рассвет на Москве-реке

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».