Окружающий мир 1-4 кл 2021-2022

Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включёнными
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ
Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №
1529, от 26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459 от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от
20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №329:
Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1,2,3,4 классы.– М., «Просвещение», 2011 – 2019г
.

Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники,

приобретённые до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345
Программой

отводится

на

изучение

окружающего

мира

270

часов,

которые

распределены по классам следующим образом:
1 класс – 66 часов, 2 часа в неделю (33 учебные недели)
2 класс - 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели)
3 класс - 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели)
4 класс - 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебные недели)
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального
общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,
овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,
приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают
свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы
и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта,
позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и
предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми,
обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и
понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его
изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие
презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и
культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные
нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
–
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
–
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой
и неживой природы, выделять их существенные признаки;
–
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
–
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям
–
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
–
использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
–
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и
компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
–
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;

–
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
–
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
–
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие
презентации по результатам наблюдений и опытов;
–
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
–
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора,
экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
–
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
–
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
–
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
–
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира
Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
–
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте
времени»;
–
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
–
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств,
доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других
людей и сопереживания им;
–
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
–
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым
чувство исторической перспективы;

–
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,
социума, этноса, страны;
–
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в
информационной образовательной среде;
–
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения;
договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
–
1. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений
природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар,
вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с
веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как
модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на
глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена
года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина
смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение
за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к
полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста
растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,
тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных
животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей,

бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода,
почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе:
растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края
(2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу
изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы
посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг
с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные
ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о
вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения
прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о
человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в
семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,
престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и
фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским
языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность
человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным,

воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудиои видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России;
правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской
Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и
упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество,
День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы,
День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных
исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник
Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России
(по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие,
ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии,
культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные
комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти
выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта,
труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана
памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на
Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего

физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь
при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное
время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
темы
1 КЛАСС (66 ч)
Название раздела

№ п/п
1
2
3
4
5

№ п/п
1
2
3
4
5
6

Введение
Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?

Количество часов

Итого

2 КЛАСС (68 ч)
Название раздела
Где мы живём?
Природа.
Жизнь города и села.
Здоровье и безопасность.
Общение.
Путешествия

1
20
12
11
22
66
Количество часов

Итого

4
20
10
9
7
18
68

3 КЛАСС (68 ч)
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела
Как устроен мир
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье
Наша безопасность
Чему учит экономика
Путешествие по городам и странам

Количество часов

Итого

6
18
10
7
12
15
68

4 КЛАСС (68 ч)
№ п/п

Название раздела
Земля и человечество
Природа России
Родной край – часть большой страны
Страницы всемирной истории
Страницы истории Отечества
Современная Россия

1
2
3
4
5
6

№ п/п

Тема

1

Введение

2

Что и кто?

3

4

5

Количество часов

Итого

Окружающий мир 1 класс
Ключевые воспитательные задачи

9
10
15
5
20
9
68

Форма
работы

Колво
часов
1

-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований
и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;

Урок –игра
Беседа.Колле
ктивная,групп
овая,комбини
рованная

-включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
Как, откуда и организация шефства мотивированных и
куда?
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
Где и когда?
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, помогает
приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления
собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык
публичного выступления
Почему
и создание гибкой и открытой среды обучения и
зачем?
воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных ЮНЕСКО
ведущих принципов образования XXI века:
«образование для всех»

Урок –игра.
Путешествие.
Коллективная
,групповая,ко
мбинированна
я
Обсуждение,
диалог.Колле
ктивная,групп
овая,комбини
рованная
Обсуждение,
Путешествие.
Коллективная
,групповая,ко
мбинированна
я

20

Коллективная
,групповая,Ко
мбинированна
я.Беседа Урок
–
игра.Путешес
твие.

22

12

11

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тематическое планирование по окружающему миру
1 класс (66 ч)
Тема урока
Задавайте вопросы.
Что такое Родина? Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Что мы знаем о народах России? Россия – многонациональная страна.
Что мы знаем о Москве? Москва – столица России. Достопримечательности Москвы.
Проект «Моя малая Родина». Родной край – частица России.
Что у нас над головой? Звёзды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник
тепла и света.
Что у нас под ногами?
Что общего у разных растений? Растения, их разнообразие, части растений (корень,
стебель, лист, цветок, плод, семена)
Что растёт на подоконнике? Растения, их разнообразие.
Что растёт на клумбе? Растения, их разнообразие, части растений.
Что это за листья? Деревья, кустарники.
Что такое хвоинки? Деревья.
Кто такие насекомые? Насекомые, их отличия, размножение.
Кто такие рыбы? Рыбы, их отличие, размножение.
Кто такие птицы? Птицы, их отличия. Размножение.
Кто такие звери? Звери, их отличие, размножение.
Что окружает нас дома? Ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья.
Что умеет компьютер? Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса,
Интернет.
Что вокруг нас может быть опасным? Правила безопасного поведения на дорогах,
транспорте.
На что похожа наша планета? Земля – планета, общее представление о форме и размерах
земли.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина».
Как живёт семья? Проект «Моя семья». Семья – самое близкое окружение человека.
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Вода, распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасности обращения с
электричеством.
Как путешествует письмо? Средства массовой информации: пресса.
Куда текут реки? Водоёмы, их разнообразие, использование человеком.
Откуда берутся снег и лёд? Состояние воды, её распространение в природе.
Как живут растения? Условия, необходимые для жизни растений.
Как живут
животные? Условия, необходимые для жизни животных.
Как зимой помочь птицам? Бережное отношение человека к животным.
Откуда берётся и куда девается мусор?
Откуда в снежках грязь? Положительное и отрицательное влияние деятельности человека
на природу.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация
проекта «Моя семья».
Когда учиться интересно? Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры,

отдых.
Проект «Мой класс и моя школа». Классный, школьный коллектив.
Когда придёт суббота? Смена времени суток.

35
36

Когда наступит лето? Примеры явлений природы: смена времён года.
Где живут белые медведи? Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте.
Где живут слоны? Материки, их названия, расположение на глобусе и карте.
Где зимуют птицы? Примеры явлений природы: перелёты птиц.
Когда появилась одежда? Предметы созданные человеком.
Когда изобрели велосипед? Предметы, созданные человеком.
Когда мы станем взрослыми? Профессии людей. Личная ответственность человека за
результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация
проекта «Мой класс и моя школа».
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Солнце - ближайшая к нам звезда.
Почему Луна бывает разной? Обращение Земли вокруг Солнца.
Почему идёт дождь и дует ветер? Погода, её составляющие.
Почему звенит звонок? Забота о здоровье.
Почему радуга разноцветная? Явления природы.
Почему мы любим кошек и собак? Роль животных в жизни людей, бережное отношение
человека к животным.
Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Правила поведения в природе.
Охрана природных богатств.
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств.
Зачем мы спим ночью? Ценности здоровья и здорового образа жизни.
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Ценности здоровья и здорового образа
жизни.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Личная гигиена.
Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи.
Зачем нужны автомобили? Наземный транспорт.
Зачем нужны поезда? Общественный транспорт.
Зачем строят корабли? Водный транспорт.
Зачем строят самолёты? Воздушный транспорт.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила
пользования транспортом.
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила
пользования транспортом.
Зачем люди осваивают космос? Наиболее важные и яркие события страны.
Почему мы часто слышим слово «экология»? Ответственность человека за сохранение
природы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация
проекта «Мои домашние питомцы».

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

№ п/п
1

Тема
Где мы
живём?

Окружающий мир 2 класс
Ключевые воспитательные
задачи
-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к

Форма работы Кол-во
часов
Обсуждеие,путе
4
шествие.Коллективная,групповая,омбиниро

обсуждаемой на уроке информации, активизации их ванная.
познавательной деятельности;
2

3

4

5

6

Природа.

- использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий

Урок –игра.
Путешествие.
Коллективная,г
рупповая,
Комбинированная

20

Жизнь
-включение в урок игровых процедур, которые
Обсуждение,
города и села. помогают поддержать мотивацию детей к
диалог.
получению знаний, налаживанию позитивных
Коллективная,г
межличностных отношений в классе, помогают
рупповая,
установлению доброжелательной атмосферы во
Комбинированвремя урока
ная
Здоровье и организация шефства мотивированных и
Урок –игра
безопасность. эрудированных учащихся над их неуспевающими Беседа.
одноклассниками, дающего школьникам социально Коллективная,г
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи рупповая,
Комбинированная
Общение. -инициирование и поддержка исследовательской
Обсуждение,
деятельности школьников в рамках реализации ими диалог.
индивидуальных и групповых исследовательских Коллективная,г
проектов, помогает приобрести навык
рупповая,
самостоятельного решения теоретической
Комбинированпроблемы, оформления собственных идей, навык ная
уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения
Путешествия -включение в урок игровых процедур, которые
Урок –игра.
помогают поддержать мотивацию детей к
Путешествие.
получению знаний, налаживанию позитивных
Коллективная,г
межличностных отношений в классе, помогают
рупповая,
установлению доброжелательной атмосферы во
комбинированн
время урока
ая

10

Тематическое планирование
по окружающему миру-2 класс (68 часов)
№
Тема урока
п/п
1 Родная страна. Государственная символика
2 Г Родной город (село), регион (область, край, республика): город и село.
3 Природа и рукотворный ми Природные объекты и предметы, созданные
человеком
4 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

9

7

18

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
39
40
41
42

Неживая и живая природа
Явления природы. Примеры явлений природы
Что такое погода,её составляющие
В гости к осени. Неживая природа (экскурсия)
В гости к осени. Живая природа.
Звёздное небо Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле
П/р «Заглянем в кладо Горные породы и минералы. вые земли»
Про воздух и про воду Значение воздуха для растений, животных, человека
Про воздух и про воду Значение воздуха для растений, животных, человека.
Какие бывают растения Роль растений в природе и жизни людей
Какие бывают животные
Невидимые нити
Дикорастущие и культурные растения
Дикие и домашние животные
П/р «Комнатные растения»
Животные живого уголка Условия, необходимые для жизни животных
Про кошек и Правила безопасности при обращении собак
Красная книга Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги.
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»
Что такое экономика. Экономика, её составные части
Из чего что сделано Экономика, её составные части
Как построить дом Экономика, её составные части
Какой бывает транспорт Транспорт города или села.
Культура и образование Взаимоотношения человека с другими людьми.
Все профессии важны. Проект «Профессии» Профессии людей.
В гости к зиме (экскурсия) Примеры явлений природы
В гости к зиме смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена
времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или возьмём под защиту»,
«Профессии»
Строение тела человека Общее представление о строении тела человека, их роль в
жизнедеятельности организма.
Если хочешь быть здоров Режим дня школьника,
Берегись автомобиля! Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения
на дорогах.
Домашние опасности Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья
Пожар! Правила противопожарной безопасности
На воде и в лесу Правила безопасного поведения в лесу, на водоёме в разное
время года.
Опасные незнакомцы Правила безопасности при контактах с незнакомыми

людьми.
43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»
44 Наша дружная семья Семья — самое близкое окружение человека. Семейные
традиции.
45 Проект «Родословная»
46 В школе Правила поведения в школе, на уроке.
47 Правила вежливости
48 Ты и твои взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах и друзья
49 Мы – зрители Культура поведения в общественных местах. и пассажиры
50 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»
51 Посмотри вокруг Ориентирование на местности. Компас.
52 П/р «Ориентирование на местности»
53 Формы земной поверхности общее представление, условное обозначение равнин и
гор на карте
54 Водные богатства их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком.
55 В гости к весне (экскурсия)
56 В гости к весне
57 Россия на карте.
58 Проект «Города России»
59 Путешествие по Москве
60 Московский Кремль
61 Город на Неве
62 Путешествие по планете
63 Путешествие по материкам
64 Страны мира. Проект «Страны мира»
65 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»
66 Презентация проекта «Родословная»
67 Презентация проектов «Города России», «Страны мира»
68 Впереди лето

№
п/п

Тема

1

Как устроен мир

2

Окружающий мир 3 класс
Ключевые воспитательные задачи

- использование воспитательных
возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров
ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, кейсов и дискуссий
Эта удивительная применение на уроке интерактивных форм
природа
работы учащихся: интеллектуальных игр
«Умники и умницы», «Что? Где? Когда?»

Форма
работы
Обсуждеие,пу
тешествие.Ко
ллективная,гр
упповая,
комбинировнная.
Обсуждение,
диалог.
Коллективная

Колво
часов
6

18

3

4

5

6

стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми
Мы
и
наше -включение в урок игровых процедур, которые
здоровье
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока
Наша
создание гибкой и открытой среды обучения
безопасность
и воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных ЮНЕСКО
ведущих принципов образования XXI века:
«образование для всех»,

,групповая,
Комбинирова
н-ная

Урок –игра
Беседа.
Коллективная
,групповая,
Комбинирова
н-ная
Обсуждение,
диалог.
Коллективная
,групповая,
Комбинирова
н-ная

10

Чему
экономика

Обсуждение,
диалог.Колле
ктивная,групп
овая,Комбини
рованная
Урок –игра
Беседа.
Коллективная
,групповая,
Комбинирова
н-ная

12

учит -организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
Путешествие по включение в урок игровых процедур, которые
городам
и помогают поддержать мотивацию детей к
странам
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока

Тематическое планирование по окружающему миру- 3 класс (68 часов).
№ п/п
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема урока
Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей
Человек- часть природы
Проект «Богатства, отданные людям».
Общество.
Что такое экология.
Природа в опасности!
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ.
Воздух и его охрана.
Вода и жизнь. Свойства воды.
Превращения и круговорот воды.
Берегите воду!
Что такое почва.
Разнообразие растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений.

7

15

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53-56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67,68

Охрана растений.
Разнообразие животных.
Кто что ест? Цепи питания
Невидимая сеть и невидимая пирамида
Размножение и развитие животных.
Охрана животных.
В царстве грибов.
Великий круговорот жизни.
Организм человека.
Органы чувств.
Надежная защита организма.
Опора тела и движение.
Наше питание. Органы пищеварения.
Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение.
Умей предупреждать болезни.
Здоровый образ жизни.
Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье».
Огонь, вода и газ.
Чтобы путь был счастливым.
Дорожные знаки.
Проект «Кто нас защищает».
Опасные места.
Природа и наша безопасность.
Экологическая безопасность.
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд людей - основа экономики.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.
Животноводство.
Какая бывает промышленность
Проект «Экономика родного края»
Что такое деньги.
Государственный бюджет.
Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Золотое кольцо России.
Наши проекты: «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи.
На севере Европы.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
Путешествие по Франции
Путешествие по Великобритании
На юге Европы.
По знаменитым местам мира.
Достопримечательности нашего города (села)
Систематизация и обобщение материала по окружающему миру за курс 3 класса

Окружающий мир 4 класс
№
п/п
1

Тема

Ключевые воспитательные задачи

Форма
работы

Колво
часов
9

Земля
и установление доверительных отношений между
человечество учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

Урок –игра
Беседа.Коллек
тивная,группо
вая,Комбинир
ован-ная

2

Природа
России

10

3

Родной край
– часть
большой
страны

Обсуждеие,пу
тешествие.Ко
ллективная,гр
упповая,Комб
инирован
ная.
Урок –игра
Беседа.Коллек
тивная,группо
вая,Комбинир
ован-ная

4

Страницы
всемирной
истории

5

5

Страницы
истории
Отечества

6

Современная
Россия

конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,
литературная
композиция,
конкурс газет
и рисунков,
экскурсия и
др
Обсуждение,
диалог.
Коллективная,
групповая,
Комбинирова
н-ная
олимпиады,
занимательны
е уроки и
пятиминутки,
урок деловая игра,
урок –
путешествие,
урок мастеркласс, урокисследование

-побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации, согласно Устава школы,
Правилам внутреннего распорядка школы;
использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, кейсов и
дискуссий
применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр «Умники и
умницы», «Что? Где? Когда?» стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми

включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока
инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, помогает приобрести навык
самостоятельного решения теоретической
проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения

15

20

9

Тематическое планирование по окружающему миру -4 класс.( 68 часов)
№ п/п
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43

Тема урока
Звёзды и планеты. Солнце- ближайшая к нам звезда. Мир глазами астронома
Планеты Солнечной системы. Смена дня и ночи на земле и смена времён года.
Звёздное небо – Великая книга Природы.
Глобус-модель Земли. Географическая карта и план. Мир глазами географа.
История Отечества. Мир глазами историка.
Общее представление о вкладе в культуру человечества. Когда и где?
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Мир глазами эколога.
Красная книга.Сокровища Земли под охраной человечества.
Проверочная работа по теме «Земля и человечество»
Формы земной поверхности. Равнины и горы России.
Водоёмы и их разнообразие. Моря, озёра и реки России.
Природные зоны России: общее представление.
Природные зоны. Зона арктических пустынь.
Природные зоны. Тундра.
Природные зоны. Леса России.
Влияние человека на природу. Лес и человек.
Природные зоны. Зона степей.
Природные зоны. Пустыни.
Природные зоны. Пустыни.
Наш край. Экскурсия «Формы поверхности нашей местности».
Формы земной поверхности. Поверхность нашего края.
Водоёмы родного края. Водные богатства нашего края.
Полезные ископаемые родного края. Наши подземные богатства.
Почва, её состав. Земля-кормилица.
Растения родного края. Жизнь леса.
Луг. Жизнь луга.
Водоём. Жизнь в пресных водах.
Водоём. Жизнь в пресных водах.
Условия необходимые для жизни растения. Незаметные защитники урожая.
Животноводство и их разнообразие. Животноводство в нашем крае.
Наши проекты. Презентация проектов (по выбору):
Экскурсия в краеведческий музей села
Проверим себя и оценим свои достижения по разделам: «Природа России»,
«Родной край – часть большой страны».
Рубежная диагностическая работа
История Отечества. Начало истории человечества.
Страны и народы мира. Мир древности: далёкий и близкий.
Счёт лет в истории. Средние века: время рыцарей и замков.
Страны и народы мира. Новое время: встреча Европы и Америки.
Страны и народы мира. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной
истории».
Древняя Русь. Жизнь древних славян. Работа с картой.
Во времена Древней Руси.
Картины быта, труда. Страна городов.

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Древняя Русь. Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Наиболее важные и яркие события. Трудные времена на Русской земле.
Наиболее важные и яркие события.
Русь расправляет крылья.
Наиболее важные и яркие события. Куликовская битва
Выдающиеся люди разных эпох. Иван Третий.
Выдающиеся люди разных эпох. Мастера печатных дел.
Выдающиеся люди разных эпох Патриоты России.
Выдающиеся люди разных эпох Пётр Великий.
Выдающиеся люди разных эпох Михаил Васильевич Ломоносов.
Выдающиеся люди разных эпох Екатерина Великая.
Наиболее яркие и важные события. Отечественная война 1812 года. Работа с
картой.
Наиболее яркие и важные события. Страницы истории ХIХ века.
Наиболее яркие и важные события. Россия вступает в ХХ век.
Наиболее яркие и важные события. Страницы истории 20 - 30-х годов. Работа с
картой.
Наиболее яркие и важные события. Великая война и Великая Победа.
Наиболее яркие и важные события. Страна, открывшая путь в космос.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории
России».
Основной закон России и права человека. Конституция – основной закон РФ.
Мы – граждане России.
Славные символы России.
Праздник в жизни общества. Такие разные праздники.
Путешествие по России. Родной город (село).
Путешествие по России. (продолжение).
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Современная Россия».
Итоговая диагностическая работа
Презентация проектов: «Путешествие по городам мира», др.»,

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».