Второй иностранный язык (немецкий) 6-9 кл 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для учащихся 6-9 классов общеобразовательных
учреждений. Данная программа реализуется в 2021-2022 учебном году.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной
рабочей программы по немецкому языку основного общего образования, федерального
перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации
к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с
учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием
наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего
образования, тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова – 9-е изд. –
М.:Просвещение : Cornlesen, 2019 г.
2. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова – 6-е изд. –
М.:Просвещение : Cornlesen, 2019 г.
Программой отводится на изучение немецкого языка 135 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
6 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
7 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
8 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
9 класс – 33 часа, 1 час в неделю.
Класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Контрольные работы
5
5
6
6

Общая характеристика учебного предмета
Освоение предмета «Второй иностранный язык» в основной школе предполагает
применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Второй иностранный язык» обеспечивает формирование и развитие
иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы
обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего
профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Второй иностранный язык» направлено на достижение
обучающимся допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции,

позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах
тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка,
так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство
межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Второй иностранный язык» в части формирования навыков и развития
умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на
межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История»,
«География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Содержание учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий)»
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные
взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра,
музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная
мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ
от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения
к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с
зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного
языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества.
Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна: Страны, столицы, крупные города.
Государственные символы. Географическое положение. Климат.
Население.
Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные
даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и
мировую культуру.
Коммуникативные умения.
Говорение.

Диалогическая речь.
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного
содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос,
диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог.
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со стороны каждого
учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь.
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием
основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение
(характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без
опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные
опоры (ключевые слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания от 8-10 фраз (5-7 класс) до 10-12 фраз (8-9 класс).
Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование.
Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных аудиотекстов с разной глубиной
и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с
выборочным пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры текстов: прагматические, информационные, научно-популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения,
сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте. Время
звучания текстов для аудирования – до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой
информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или
нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для
аудирования – до 1,5 минут.
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с выборочным пониманием
нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации осуществляется на несложных
аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество
незнакомых языковых явлений.
Чтение.
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их
содержание: с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием нужной/
интересующей/ запрашиваемой информации, с полным пониманием.
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения,
объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам
учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на
эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных
текстах в рамках предметного содержания, обозначенного в программе. Тексты могут
содержать некоторое количество неизученных языковых явлений. Объем текстов для
чтения –до 700 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации
осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих некоторое количество
незнакомых языковых явлений. Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах,
построенных на изученном языковом материале. Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь.
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
•
•
•

•
•

заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство,
национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками,
выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на
образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе,
выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма
около 100–120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение
результатов проектной деятельности.
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в
соответствии с коммуникативной задачей.

Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация.
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов.
Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и
восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного
произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации).
Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на

смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов
предложений. Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи.
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих
ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных
устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета,
характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение, конверсия.
Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи.
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных
простых предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное, побудительное,
восклицательное. Использование прямого и обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в единственном и
множественном числе в различных падежах; артиклей; прилагательных и наречий в разных
степенях сравнения; местоимений (личных, притяжательных, возвратных, указательных,
неопределенных и их производных, относительных, вопросительных); количественных и
порядковых числительных; глаголов в наиболее употребительных видо-временных формах
действительного и страдательного залогов, модальных глаголов и их эквивалентов;
предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка,
полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания
межпредметного характера). Это предполагает овладение:
•
•
•
•

•

•

знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке,
их символике и культурном наследии;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке,
их символике и культурном наследии;
знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в питании,
проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. д.),
распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых произведениях
художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета,

•

принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную
оценочную лексику);
умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке;
оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного
общения.

Компенсаторные умения.
Совершенствование умений:
•
•
•
•
•

переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний
ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов и т. д.;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым
собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците языковых
средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности.
Формирование и совершенствование умений:
•

•
•

•

работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение,
сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго
текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими
методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных
данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная
презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над
долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками
проектной деятельности;
самостоятельно работать в классе и дома.

Специальные учебные умения.
Формирование и совершенствование умений:
•
•
•
•

•

находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными
средствами);
участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного характера.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Второй иностранный язык (немецкий)»
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур,
оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии

национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого
обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и
лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня
владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и
самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию
иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои
знания в других предметных областях.
В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством
общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
Говорении
•

•

•
•
•

умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в
стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при
необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё
мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом,
опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах
изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную
мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к
прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

Аудировании
•
•

•

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных
аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и
контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с
выделением нужной/ интересующей информации;

Чтении
•
•

читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного
содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста

•

(выборочного перевода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый
иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей
информации;

Письменной речи
•
•
•

заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул
речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•

применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного
языка;
соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных
коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное,
повелительное);
правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их
основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение,
конверсия);
понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и
синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков
изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных
глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения
прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и
русского/родного языков.

Социокультурная компетенция
•

•

•

знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в
своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого
этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых
в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка;
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной
литературы;
понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном
поликультурном мире;

•

•

представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго
изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых
иностранных языков.

Компенсаторная компетенция
•

Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств
при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной
догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования
языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

В познавательной сфере:
•
•

•
•
•

•

умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на
уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой
стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи
(читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и
составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
умение
пользоваться
справочным
материалом
(грамматическими
и
лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями,
мультимедийными средствами);
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения
иностранных языков.

В ценностно-ориентационной сфере:
•
•

•

•

представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры
мышления;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и
роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания,
самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на
иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных
обменах, туристических поездках и т. д.;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с
носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных
контактов в доступных пределах.

В эстетической сфере:
•
•

владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором
иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором
иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;

•

развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки,
литературы стран изучаемых иностранных языков.

В трудовой сфере:
•

Умение рационально планировать свой учебный труд и работать в соответствии с
намеченным планом.

В физической сфере:
•

Стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт,
фитнес).

В данной программе требования к уровню подготовки обучающихся коммуникативной
сфере представлены двумя блоками, выделяемыми на следующих основаниях:
1 блок «Выпускник научится» включает планируемые результаты, характеризующие
учебные действия, необходимые для дальнейшего обучения и соответствующие опорной
системе знаний, умений и компетенций. Достижение планируемых результатов данного
блока служит предметом итоговой оценки выпускников.
2 блок «Выпускник получит возможность научиться» отражает планируемые
результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков,
расширяющих и углубляющих опорную систему и выступающих как пропедевтика по
развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
Достижения планируемых результатов, отнесенных к данному блоку, не является
предметом итоговой оценки.
Коммуникативная компетенция (владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
1.
•
•
•
2.
•
•
•

Выпускник научится
вести диалог;
уметь рассказать о себе, семье, друге и т.д.;
уметь сделать сообщение по заданной теме.
Выпускник получит возможность научиться
участвовать в беседе, задавая вопросы собеседнику и отвечая на его вопросы;
составлять характеристику действующих лиц небольших художественных
произведений;
кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование
1. Выпускник научится
• понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и
вербально/невербально реагировать на услышанное;
• воспринимать на слух в аудиозаписи основное содержание текстов, построенных на
изученном языковом материале.
2. Выпускник получит возможность научиться
• воспринимать на слух в аудиозаписи текст, построенный на изученном языковом
материале и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

•

использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов,
содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение
1. Выпускник научится
• читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая
правила чтения и соответствующую интонацию;
• читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как
изученный языковой материал, так и отдельные новые слова;
• находить в тексте нужную информацию.
2. Выпускник получит возможность научиться
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
• не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понять основное
содержание текста.
Письмо
1.
•
•
•
•
2.
•
•

Выпускник научится
владеть техникой письма;
правильно оформлять конверт;
писать поздравления, письма;
заполнять анкету.
Выпускник получит возможность научиться
писать небольшие сочинения на заданную тему;
составлять рассказ в письменной форме.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами)
Фонетическая сторона речи
1.
•
•
•
•
•

Выпускник научится
адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка;
соблюдать нормы произношения звуков;
соблюдать правильное ударение в изолированных словах и фразах;
соблюдать особенности интонации основных типов предложений;
корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных
особенностей.

Лексическая сторона речи
1. Выпускник научится
• распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы 9слова,
словосочетания, оценочную лексику, речевые клише), соблюдая лексические нормы
• оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей.
2. Выпускник получит возможность научиться

•

опираться на языковую догадку при восприятии интернациональных и сложных
слов в процессе чтения и аудирования.

Грамматическая сторона речи
1. Выпускник научится
• распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений,
общий и специальный вопросы, утвердительные и отрицательные предложения;
• распознавать и употреблять в речи изученные существительные с неопределенным/
определенным/ нулевым артиклем, в единственном и множественном числе;
притяжательный падеж существительных; глаголы в Präsens, Präteritum, Perfekt,
Plusquamperfekt, Futurum; модальные глаголы; личные, притяжательные и
указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной,
превосходной степенях;
количественные и порядковые числительные; предлоги и т.д.
2. Выпускник получит возможность научиться
• распознавать и употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения с различными союзами;
• использовать в речи безличные предложения;
• оперировать в речи предложениями с неопределенно-личным местоимением man;
• узнавать в тексте и на слух, употреблять в речи неопределенно-личное местоимение
man в пределах тематики изученного материала.
Социокультурная осведомленность
1. Выпускник научится
• знать страны изучаемого языка;
• знать некоторые литературные произведения немецкоязычных стран, их авторов,
написанных на изучаемом языке;
• соблюдать элементарные нормы речевого и неречевого поведения, принятые в
стране изучаемого языка, в учебно-речевых ситуациях.
2. Выпускник получит возможность научиться
• рассказывать о странах изучаемого языка по-немецки;
• рассказывать о достопримечательностях стран изучаемого языка;
• воспроизводить наизусть стихи, песни на немецком языке.

«Второй иностранный язык (немецкий)»
6, 7 классы
№

Название
раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы
работы

1

«Знакомство»

-установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их

Беседа
диалог

Количество
часов,
отведенных
на изучение
раздела

4

внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся: стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

2

«Мой класс» - установление доверительных

3

«Животные»

отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
-побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
- инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
помогает приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и

Беседа
Обсуждение

6

Беседа,
интервью,
проект

6

4

«Мой день в
школе»

5

«Хобби»

6

«Моя семья»

отстаивания своей точки зрения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий.
- установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
- установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
- инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
помогает приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и

беседа

5

Беседа
Игра

6

Проект
Беседа

4

7

отстаивания своей точки зрения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий.
«Сколько это - установление доверительных
отношений между учителем и его
стоит?»
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).

Беседа
Диалог
Игра

4

Тематическое планирование
6,7 классы
№
урока
1
2
3
4
5
6
7

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1

16

1

17

1

Тема
Знакомство с немецким алфавитом.
Простейшие фразы приветствия, прощания. Как тебя зовут?
Рассказ о себе. Практика краткого монолога.
Беседа о любимых занятиях.
Введение новой лексики по теме «Мой класс»
Спряжение слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе.
Употребление слабых глаголов в настоящем времени в ед.числе в
диалоге.
Знакомство с числительными от 1 до 20. Беседа по телефону.
Знакомство с числительными от 20 до 1000.
Контрольная работа по темам «Знакомство», «Мой класс»
Введение новой лексики по теме «Животные»
Беседа о домашних животных.
Множественное число имен существительных. Интервью.
Рассказ о любимом животном. Цвета. Животные России и Германии.
Аудирование, чтение, построение диалогов на тему «Перемена в
школе»
Контрольная работа по темам «Животные», «Маленькая
перемена»
Введение новой лексики по теме «Мой день в школе»

18
19
20

1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Обучение трем видам чтения.
Рассказ о своем распорядке дня.
Чтение с полным пониманием прочитанного. Текст «Единая школа в
Хайдельберге». Беседа по прочитанному.
Расписание уроков на неделю. Мои любимые учебные предметы.
Мое свободное время. Мои увлечения.
Мои выходные.
Увлечения моих одноклассников.
Мои таланты.
Монологическая речь «Что я делаю с удовольствием?»
Контрольная работа по темам «Мой школьный день», «Хобби»
Введение новой лексики по теме «Моя семья»
Семейное древо. Семья Юлиана. Семейный отдых.
Итоговая контрольная работа.
Проблема выбора профессии.
Введение новой лексики по теме «Сколько это стоит?»
Любимые занятия. Покупки. Мои желания.
Контрольная работа по темам «Моя семья», «Сколько это стоит?»

«Второй иностранный язык (немецкий)»
8, 9 классы
№

Название
раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы
работы

1

«Мой дом»

-установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных
форм работы учащихся: стимулирующих
познавательную мотивацию школьников;
дискуссий, которые дают учащимся

Беседа
диалог

Количество
часов,
отведенных
на изучение
раздела

4

возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми.

2

«Это
вкусно»

3

«Моё
свободное
время»

4

«Отлично
смотрится»

- установление доверительных
Беседа
отношений между учителем и его
Обсуждение
учениками, способствующих
Проект
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
-побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
- инициирование и поддержка
Беседа,
исследовательской деятельности
интервью,
школьников в рамках реализации ими
проект
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
помогает приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий.
- установление доверительных
Беседа
отношений между учителем и его
Проект
учениками, способствующих
Обсуждение
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;

5

5

6

5

6

7

- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
- установление доверительных
«Хобби»
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).
«Мой город» - инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
помогает приобрести навык
самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления
собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык
публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения; использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий.
«Каникулы - установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной
деятельности;

беседа

4

Проект
Игра

6

Беседа
Игра
Диалог

4

- побуждение школьников соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками).

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование,
8 класс
Тема

Моя комната. Предлоги места.
Комната моей мечты. Проектная работа.
Глагол müssen. Выражение пробуждения/просьбы.
Входная контрольная работа.
Продукты питания. Завтрак, обед и ужин.
Меню школьной столовой.
Особенности кухни Германии, Австрии и Швейцарии.
Традиции еды.
Контрольная работа по темам «Мой дом», «Это вкусно!»
Мое свободное время. Времена года, месяцы.
Письмо из Потсдама. Контроль чтения.
Планирование свободного времени. Написание e-mail.
Отрицание с nicht и kein. Школьные традиции в немецкоговорящих
странах.
Предлоги времени um, am, im
Контрольная работа по теме «Мое свободное время»
Смотрится отлично. Части тела.
Одежда и мода.
Образование множественного числа имен существительных.
Описание человека по фотографии.
Личные местоимения в винительном падеже.
Контрольная работа по теме «Смотрится отлично»
Вечеринки. Приглашения на день рождения.
План проведения Дня рождения. Простое прошедшее время глаголов
haben и sein.
Сложносочиненные предложения с deshalb.
Лексико-грамматическое тестирование.
Мой город. Мой путь в школу.
Предлоги дательного падежа.
Сложное разговорное прошедшее время Perfekt.
Выходные во Франкфурте. Работа с текстом.
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Итоговая контрольная работа.
Мы собираем чемодан в дорогу. Распорядок дня на отдыхе.
Учиться во время каникул: за или против.
Контрольная работа по темам «Свободное время», «Наш город»

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование
9 класс
Тема

Моя комната. Предлоги места.
Комната моей мечты. Проектная работа.
Глагол müssen. Выражение пробуждения/просьбы.
Входная контрольная работа.
Продукты питания. Завтрак, обед и ужин.
Меню школьной столовой.
Особенности кухни Германии, Австрии и Швейцарии.
Традиции еды.
Контрольная работа по темам «Мой дом», «Это вкусно!»
Мое свободное время. Времена года, месяцы.
Письмо из Потсдама. Контроль чтения.
Планирование свободного времени. Написание e-mail.
Отрицание с nicht и kein. Школьные традиции в немецкоговорящих
странах.
Предлоги времени um, am, im
Контрольная работа по теме «Мое свободное время»
Смотрится отлично. Части тела.
Одежда и мода.
Образование множественного числа имен существительных.
Описание человека по фотографии.
Личные местоимения в винительном падеже.
Контрольная работа по теме «Смотрится отлично»
Вечеринки. Приглашения на день рождения.
План проведения Дня рождения. Простое прошедшее время глаголов
haben и sein.
Сложносочиненные предложения с deshalb.
Лексико-грамматическое тестирование.
Мой город. Мой путь в школу.
Предлоги дательного падежа.
Сложное разговорное прошедшее время Perfekt.
Выходные во Франкфурте. Работа с текстом.
Итоговая контрольная работа.
Мы собираем чемодан в дорогу. Распорядок дня на отдыхе.
Учиться во время каникул: за или против.
Контрольная работа по темам «Свободное время», «Наш город»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».