Литература 10- 11 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-11 классов и
разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования
(одобрена
решением федерального методического объединения по общему
образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Рабочая программа
обеспечена
учебниками, учебными пособиями,
включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
Минобрнауки РФ к использованию:
1. С.А. Зинин, В.И. Сахаров «Литература» 10 класс Учебник М.: «Русское слово», 2018
2. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев «Литература» 11 класс, учебник М.: «Русское слово», 2019
Программой отводится на изучение литературы в 10 классе 102 часа, 3 часа в
неделю; в 11 классе 102 часа, 3 часа в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития
и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению
(течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными
в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание учебного предмета «Литература»

Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически
самостоятельный компонент учебной программы. Учебный материал для составления
модулей рабочей программы и их количество определяются составителем в зависимости
от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых
результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется
обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля.
Для определения содержания модулей в примерной программе предложен проблемнотематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать
учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного
чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования
межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед
составителем рабочей программы стоят задачи – определить способ (принцип)
распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного
материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения
итоговых работ).
При определении содержания каждого из модулей учитывается следующее условие –
обязательное присутствие среди учебного материала ключевых произведений русской
литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему. Присутствие
произведений мировой и родной (региональной) литературы должно носить
сбалансированный характер. Внутри отдельного модуля произведения различной
жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных
направлений и стилей даются в сравнительно-сопоставительном рассмотрении для
последовательного формирования у обучающегося умения самостоятельно читать и
выявлять общие темы и проблемы у двух и более произведений, видя и отмечая как
общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного
произведения.
Принцип формирования историзма восприятия литературы может быть осуществлен
следующими способами: историко-хронологическим изучением – тематические блоки
изучаются на произведениях отдельного исторического периода; проблемнотематическим изучением, когда для раскрытия темы берется несколько произведений,
принадлежащих разным историко-литературным периодам. В таком случае сходства и
различия подходов писателей к конкретной проблеме или теме в разные эпохи могут быть
осмыслены обучающимися в процессе сопоставительного анализа разных произведений.
В приложении к примерной программе дается рекомендательный список литературы,
который может быть дополнен или адаптирован с учетом особенностей региона,
специфики образовательной организации (ее профиля, условий для реализации
элективных и факультативных курсов, возможности сетевого партнерского
взаимодействия с другими образовательными организациями, учреждениями культуры,
общественными организациями и др.).
Деятельность на уроке литературы
Освоение стратегий чтения художественного произведения: чтение конкретных
произведений на уроке, стратегию чтения которых выбирает учитель (медленное чтение с

элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста;
сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.). В процессе данной
деятельности осваиваются основные приемы и методы работы с художественным текстом.
Произведения для работы на уроке определяются составителем рабочей программы
(рекомендуется, что во время изучения одного модуля для медленного чтения на уроке
выбирается 1–2 произведения, для компаративного чтения должны быть выбраны не
менее 2 произведений).
Анализ художественного текста
Определение темы (тем) и проблемы (проблем) произведения. Определение жанровородовой принадлежности. Субъектная организация. Пространство и время в
художественном произведении. Роль сюжета, своеобразие конфликта (конфликтов), его
составляющих (вступление, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог).
Предметный мир произведения. Система образов персонажей. Ключевые мотивы и образы
произведения. Стих и проза как две основные формы организации текста.
Методы анализа
Мотивный анализ. Поуровневый анализ. Компаративный анализ. Структурный анализ
(метод анализа бинарных оппозиций). Стиховедческий анализ.
Работа с интерпретациями и смежными видами искусств и областями знания
Анализ и интерпретация: на базовом уровне обучающиеся понимают разницу между
аналитической работой с текстом, его составляющими, – и интерпретационной
деятельностью. Интерпретация научная и творческая (рецензия, сочинение и стилизация,
пародия, иллюстрация, другой способ визуализации); индивидуальная и коллективная
(исполнение чтецом и спектакль, экранизация). Интерпретация литературного
произведения другими видами искусства (знакомство с отдельными театральными
постановками, экранизациями; с пластическими интерпретациями образов и сюжетов
литературы). Связи литературы с историей; психологией; философией; мифологией и
религией; естественными науками (основы историко-культурного комментирования,
привлечение научных знаний для интерпретации художественного произведения).
Самостоятельное чтение
Произведения для самостоятельного чтения предлагаются обучающимся в рамках списка
литературы к модулю. На материале произведений из этого списка обучающиеся
выполняют итоговую письменную работу по теме модуля (демонстрируют уровень
владения основными приемами и методами анализа текста).
Создание собственного текста
В устной и письменной форме обобщение и анализ своего читательского опыта. Устные
жанры: краткий ответ на вопрос, сообщение (о произведении, об авторе, об интерпретации
произведения), мини-экскурсия, устная защита проекта. Письменные жанры: краткий
ответ на вопрос, мини-сочинение, сочинение-размышление, эссе, аннотация, рецензия,
обзор (литературы по теме, книжных новинок, критических статей), научное сообщение,

проект и презентация проекта. Критерии оценки письменных работ, посвященных анализу
самостоятельно прочитанных произведений, приведены в разделе «Результаты».
Использование ресурса
Использование библиотечных, архивных, электронных ресурсов при работе с
произведением, изучаемым в классе. Развитие навыков обращения к справочноинформационным ресурсам, в том числе и виртуальным. Самостоятельная деятельность,
связанная с поиском информации о писателе, произведении, его интерпретациях.
Формирование навыка ориентации в периодических изданиях, других информационных
ресурсах, освещающих литературные новинки, рецензии современных критиков, события
литературной жизни (премии, мероприятия, фестивали и т.п.).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Заявленная в примерной программе вариативность учебного материала обеспечивается
средствами общефедерального, региональных, а также общественных ресурсов, которые
обслуживают составителя рабочей программы, учителя, планирующего образовательную
деятельность и составляющего список для чтения; обучающегося, выполняющего
самостоятельную работу:
списками рекомендуемых к изучению в школе произведений русской, родной, мировой
классики;
аннотированными списками произведений XX – начала XXI в., рекомендуемых для
включения в рабочую программу как для изучения на уроках, так и для самостоятельного
чтения;
тематическими подборками произведений, рекомендованных для освоения конкретных
теоретико- и историко-литературных понятий;
тезаурусом этих понятий или списком рекомендованных справочников, словарей и
научно-методических работ по теории и истории литературы;
подборкой учебного материала.
2. Эффективность литературного образования (формирования читательской компетенции)
напрямую зависит от того, насколько полным и отвечающим интересам и потребностям
всех участников образовательной деятельности будет библиотечное обеспечение:
возможность обращаться к самым разным произведениям, историческим материалам,
иллюстрациям, экранизациям и театральным постановкам.
Доступность того или иного материала и его востребованность в ходе обучения должны
быть направлены в первую очередь на формирование знаний о способах обеспечения
личных и учебных потребностей в чтении или поиске информации, навыках их
использования.
Реализация библиотечного обеспечения образовательной деятельности может иметь
самые разные варианты решения, зависящие от условий региона: развитие
муниципальных публичных библиотек, системы мобильных библиотечных станций

(«библиомобилей»), надежное интернет-обслуживание и открытый доступ к цифровым
библиотекам и др. Сетевое образовательное взаимодействие образовательной организации
и библиотеки должно быть регламентировано рабочей программой образовательной
организации и отражено в уставных и программных документах библиотеки.
3. Предложенный в примерной программе принцип достижения предметных результатов
требует последовательной разработки новой методологии, которая определит типологию
учебных заданий и сценариев организации самостоятельной работы; разработку и
постоянное обновление пакета предлагаемых заданий, позволяющих сочетать
использование урочных и внеурочных форм работы, привлечение нового литературного
материала; возможные решения задач, с которыми учитель и ученик сталкиваются в
самостоятельной читательской деятельности; разработку учебных пособий открытого
типа (организующих самостоятельную продуктивную читательскую и текстовую
деятельность).
4. На региональном и районном уровнях обеспечивается сетевое образовательное
взаимодействие образовательной организации с учреждениями науки и культуры;
нормативное правовое и программное обеспечение.
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе
для 10–11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С
(см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу
традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие
биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список
содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное
произведение каждого автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по
определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора
и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей,
которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса. Те авторы,
произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным
списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из
списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
Поэзия середины и второй половины XIX века
Реализм XIX–ХХ века
Модернизм конца XIX – ХХ века

Литература советского времени
Современный литературный процесс
Мировая литература XIX–ХХ века
Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историколитературные периоды, предложено для того, чтобы в рамках изучения каждого из блоков
можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные
периоды, но объединенных близостью творческого метода (например, «реализм»),
литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи
(например, «советское время») и т.п. Если творчество того или иного автора может быть
рассмотрено сразу в нескольких блоках, рекомендуемые к изучению его произведения
указываются лишь в одном из них, а в остальных имя автора помечено астериском*.
Список А

Список В

Список С

Ф.И. Тютчев

Поэзия середины и второй
половины XIX века

Стихотворения: «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...»),
«Нам не дано предугадать…»,
«Не то, что мните вы,
природа…», «О, как
убийственно мы любим...»,
«Певучесть есть в морских
волнах…», «Умом Россию не
понять…», «Silentium!» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще майская
ночь», «Как беден наш язык!
Хочу и не могу…», «Сияла
ночь. Луной был полон сад.
Лежали…», «Учись у них – у
дуба, у березы…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Это утро,
радость эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…», «Я тебе
ничего не скажу…» и др.
Н.А. Некрасов
Поэма «Кому на
Руси жить хорошо»

Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть в осени
первоначальной…», «Еще в
полях белеет снег…»,
«Предопределение», «С
поляны коршун поднялся…»,
«Фонтан», «Эти бедные
селенья…» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «На стоге сена
ночью южной…», «Одним
толчком согнать ладью
живую…».
А.К. Толстой

Стихотворения: «Средь
шумного бала, случайно…»,
«Край ты мой, родимый
край...», «Меня, во мраке и в
Н.А. Некрасов
пыли…», «Двух станов не боец,
но только гость случайный…»
Стихотворения: «Блажен
незлобивый поэт…», «В дороге», и др.
«В полном разгаре страда
Н.А. Некрасов
деревенская…», «Вчерашний
день, часу в шестом…», «Мы с
«Внимая ужасам войны…»,
тобой бестолковые люди...», «О «Когда из мрака

Муза! я у двери гроба…», «Поэт
и Гражданин», «Пророк»,
«Родина», «Тройка»,
«Размышления у парадного
подъезда», «Элегия» («Пускай
нам говорит изменчивая
мода...»),

заблужденья…», «Накануне
светлого праздника»,
«Несжатая полоса», «Памяти
Добролюбова», «Я не люблю
иронии твоей…»

Поэма «Русские женщины»
А.Н. Островский
Пьеса «Гроза»

А.Н. Островский

Реализм XIX – XX века

Пьеса «Бесприданница»

А.Н. Островский
«Доходное место», «На всякого
мудреца довольно простоты»,
«Снегурочка», «Женитьба
Бальзаминова»

И.А. Гончаров
Роман «Обломов»

И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная история»

Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в темном
царстве»
Д.И. Писарев

И.С. Тургенев Роман
«Отцы и дети»

И.С. Тургенев
Роман «Дворянское гнездо»

Статья «Мотивы русской
драмы»
И.А. Гончаров

Ф.М. Достоевский
Роман
«Преступление и
наказание»

Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток», «Идиот»

М.Е. Салтыков-Щедрин
Романы «История одного
города», «Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для детей
изрядного возраста»
Н.С. Лесков (ГОС-2004 – 1 пр.
по выбору)
Повести и рассказы «Человек на
часах», «Тупейный художник»,
«Левша», «Очарованный
странник», «Леди Макбет
Мценского уезда»

Повесть «Фрегат «Паллада»,
роман «Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы «Рудин», «Накануне»,
повести «Первая любовь»,
«Гамлет Щигровского уезда»,
«Вешние воды», статья
«Гамлет и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести «Неточка Незванова»,
«Сон смешного человека»,
«Записки из подполья»
А.В. Сухово-Кобылин
«Свадьба Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы «Красный цветок»,
«Attalea princeps»

Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый
мальчик» (оригинальный
текст), «Прохожий» (святочный
рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Л.Н. Толстой Романэпопея «Война и
мир»

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

А.П. Чехов

Пьеса «Вишневый
сад»

Рассказы: «Смерть чиновника»,
«Тоска», «Спать хочется»,
«Студент», «Ионыч», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О
любви», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья»

Роман «Анна Каренина», цикл
«Севастопольские рассказы»,
повесть «Хаджи-Мурат»

Статьи «Детство и отрочество.
Сочинение графа Л.Н.
Толстого. Военные рассказы
графа Л.Н. Толстого»,
«Русский человек на rendezvous. Размышления по
прочтении повести г. Тургенева
«Ася»
Л.Н. Толстой
Повести «Смерть Ивана
Ильича», «Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»

Пьесы «Чайка», «Три сестры»

А.П. Чехов

И.А. Бунин

Рассказы «Душечка»,
«Любовь», «Скучная история»,

Стихотворения: «Аленушка»,
«Вечер», «Дурман», «И цветы, и пьеса «Дядя Ваня».
шмели, и трава, и колосья…», «У
В.А. Гиляровский
зверя есть гнездо, у птицы есть
нора…»
Книга «Москва и москвичи» //
Рассказы: «Антоновские
Другие региональные
яблоки», «Господин из Санпроизведения о родном городе,
Франциско», «Легкое дыхание»,
крае
«Темные аллеи», «Чистый
понедельник»
И.А. Бунин
М. Горький

М. Горький

Пьеса «На дне»

Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш».

Рассказы: «Лапти», «Танька»,
«Деревня», «Суходол», «Захар
Воробьев», «Иоанн Рыдалец»,
«Митина любовь»
Статья «Миссия русской
эмиграции»

А.И. Куприн
Рассказы и повести: «Молох»,
«Олеся», «Поединок»,
«Гранатовый браслет»,
«Гамбринус», «Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора», романы
«Мать», «Фома Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы «Голубая
звезда», «Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из
ресторана», книга «Лето
Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
А.А. Блок

А.А. Блок

Поэма «Двенадцать»

Стихотворения: «В ресторане»,
«Вхожу я в темные храмы…»,
«Девушка пела в церковном
хоре…», «Когда Вы стоите на
моем пути…», «На железной
дороге», цикл «На поле
Куликовом», «Незнакомка»,
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»,
«О, весна, без конца и без
краю…», «О доблестях, о
подвигах, о славе…», «Она
пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя. Года
проходят мимо…», «Рожденные
в года глухие…», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя, вместе ль
нам маяться…», «Пушкинскому
Дому», «Скифы»

Модернизм конца XIX – ХХ
века
А.А. Блок
Стихотворения: «Ветер принес
издалека…», «Встану я в утро
туманное…», «Грешить
бесстыдно, непробудно…»,
«Мы встречались с тобой на
закате…», «Пляски осенние,
Осенняя воля, Поэты,
«Петроградское небо мутилось
дождем…», «Я – Гамлет.
Холодеет кровь», «Я отрок,
зажигаю свечи…», «Я
пригвожден к трактирной
стойке…»
Поэма «Соловьиный сад»

Л.Н. Андреев
Повести и рассказы: «Большой
шлем», «Красный смех»,
«Рассказ о семи повешенных»,
«Иуда Искариот», «Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса «Жизнь человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон»,
«Грядущие гунны», «Есть чтото позорное в мощи
природы...», «Неколебимой
истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность», «Будем как
солнце, Забудем о том...»
«Камыши», «Словахамелеоны», «Челн томленья»,
«Я мечтою ловил уходящие
тени…», «Я – изысканность
русской медлительной речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения: «Андрей
Рублев», «Жираф»,
«Заблудившийся трамвай», «Из
логова змиева», «Капитаны»,
«Мои читатели», «Носорог»,
«Пьяный дервиш»,
«Пятистопные ямбы», «Слово»,
«Слоненок», «У камина»,
«Шестое чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения «Бобэоби
пелись губы…», «Заклятие
смехом», «Когда умирают кони

– дышат…», «Кузнечик», «Мне
мало надо», «Мы желаем
звездам тыкать…», «О
достоевскиймо бегущей
тучи…», «Сегодня снова я
пойду…», «Там, где жили
свиристели…», «Усадьба
ночью, чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт, А. Белый,
В.Я. Брюсов, М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И.
Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
А.А. Ахматова

А.А. Ахматова

Литература советского времени

Поэма «Реквием»

Стихотворения: «Вечером», «Все
расхищено, предано,
продано…», «Когда в тоске
самоубийства…», «Мне ни к
чему одические рати…»,
«Мужество», «Муза» («Когда я
ночью жду ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил землю…»,
«Песня последней встречи»,
«Сероглазый король», «Сжала
руки под темной вуалью…»,
«Смуглый отрок бродил по
аллеям…»

А.А. Ахматова
«Все мы бражники здесь,
блудницы…», «Перед весной
бывают дни такие…», «Родная
земля», «Творчество», «Широк
и желт вечерний свет…», «Я
научилась просто, мудро
жить…».
«Поэма без героя»

С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь
моя родная…», «Да! Теперь
решено. Без возврата…», «До
свиданья, друг мой, до
свиданья!..», «Не жалею, не зову,
не плачу…», «Песнь о собаке»,
«Письмо к женщине», «Письмо
матери», «Собаке Качалова»,

С.А. Есенин
«Клен ты мой опавший…», «Не
бродить, не мять в кустах
багряных…», «Нивы сжаты,
рощи голы…», «Отговорила

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я
последний поэт деревни…»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли
бы?», «Левый марш», «Нате!»,
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче»,
«Лиличка!», «Послушайте!»,
«Сергею Есенину», «Письмо
Татьяне Яковлевой», «Скрипка и
немножко нервно», «Товарищу
Нетте, пароходу и человеку»,
«Хорошее отношение к
лошадям»
Поэма «Облако в штанах»,
«Первое вступление к поэме «Во
весь голос»

роща золотая…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Русь
советская», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Я
обманывать себя не стану…».
Роман в стихах «Анна
Снегина». Поэмы:
«Сорокоуст», «Черный
человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «Адище
города», «Вам!», «Домой!»,
«Ода революции»,
«Прозаседавшиеся», «Разговор
с фининспектором о поэзии»,
«Уже второй должно быть ты
легла…», «Юбилейное»
Поэма: «Про это»

М.И. Цветаева

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Генералам
двенадцатого года», «Мне
нравится, что вы больны не
мной…», «Моим стихам,
написанным так рано…», «О
сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы на
глазах…». «Стихи к Блоку»
(«Имя твое – птица в руке…»),
«Тоска по родине! Давно…»

Стихотворения: «Все повторяю
первый стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто создан из
камня…», «Откуда такая
нежность», «Попытка
ревности», «Пригвождена к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты, мили…»

О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Бессонница.
Гомер. Тугие паруса…», «Мы
живем под собою не чуя
страны…», «Я вернулся в мой
город, знакомый до слез…», «Я
не слыхал рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»

Б.Л. Пастернак

Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-София»,
«За гремучую доблесть
грядущих веков…», «Лишив
меня морей, разбега и
разлета…», «Нет, никогда
ничей я не был
современник…», «Сумерки
свободы», «Я к губам подношу
эту зелень…»
Б.Л. Пастернак

Стихотворения: «Быть
знаменитым некрасиво…», «Во
всем мне хочется дойти…»,
«Гамлет», «Марбург», «Зимняя
ночь», «Февраль. Достать чернил
и плакать!..»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»

М.А. Булгаков
Повесть «Собачье сердце»
Романы «Белая гвардия»,
«Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном мире»,
«Котлован», «Возвращение»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон»

В.В. Набоков
Рассказы «Облако, озеро,
башня», «Весна в Фиальте»

Стихотворения: «Август»,
«Давай ронять слова…»,
«Единственные дни»,
«Красавица моя, вся стать…»,
«Июль», «Любимая – жуть!
Когда любит поэт…», «Любить
иных – тяжелый крест…»,
«Никого не будет в доме…»,
«О, знал бы я, что так
бывает…», «Определение
поэзии», «Поэзия», «Про эти
стихи», «Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…», «Снег
идет», «Столетье с лишним – не
вчера…»
Роман «Доктор Живаго»
М.А. Булгаков
Книга рассказов «Записки
юного врача». Пьесы «Дни
Турбиных», «Бег», «Кабала
святош» («Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести: «Река
Потудань», «Сокровенный
человек», «Мусорный ветер»
М.А. Шолохов
Роман «Поднятая целина».
Книга рассказов «Донские
рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька», «Защита
Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы: «Баня», «Жертва
революции», «Нервные люди»,

«Качество продукции»,
«Аристократка», «Прелести
культуры», «Тормоз
Вестингауза», «Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга рассказов «Конармия»
А.А. Фадеев
Романы «Разгром», «Молодая
гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев», «Золотой
теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
А.И. Солженицын

А.И. Солженицын

Рассказ «Один день
Ивана Денисовича»

Рассказ «Матренин двор»
Книга «Архипелаг ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «На представку»,
«Серафим», «Красный крест»,
«Тифозный карантин»,
«Последний бой майора
Пугачева»

Роман «Как закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть «Раковый корпус»,
статья «Жить не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное
молоко», «Татарский мулла и
чистый воздух», «Васька
Денисов, похититель свиней»,
«Выходной день»
В.М. Шукшин
Рассказы «Верую», «Крепкий
мужик», «Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах
наших», «Вчера, о смерти

размышляя…», «Где-то в поле,
возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы»,
«Лицо коня», «Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу
гармонии в природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «В тот день,
когда окончилась война…»,
«Вся суть в одномединственном завете…»,
«Дробится рваный цоколь
монумента...», «О сущем»,
«Памяти матери», «Я знаю,
никакой моей вины…»
И.А. Бродский

И.А. Бродский
Стихотворения: «Конец
прекрасной эпохи», «На смерть
Жукова», «На столетие Анны
Ахматовой», «Ни страны, ни
погоста…», «Рождественский
романс», «Я входил вместо
дикого зверя в клетку…»

В.М. Шукшин
Рассказы «Срезал»,
«Забуксовал», «Чудик»

Стихотворения: «1 января 1965
года», «В деревне Бог живет не
по углам…», «Воротишься на
родину. Ну что ж…», «Осенний
крик ястреба»,
«Рождественская звезда», «То
не Муза воды набирает в
рот…» «Я обнял эти плечи и
взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице»,
«Видения на холме», «Звезда
полей», «Зимняя песня»,
«Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!»,
«Русский огонек», «Стихи»
Проза второй половины ХХ
века
Ф.А. Абрамов
Роман «Братья и сестры»

Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес, бегущий
краем моря», «Белый пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксёнов
Повести «Апельсины из
Марокко», «Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба». Повести:
«Веселый солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное дело»,
книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск», «Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори здесь тихие»,
«В списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть «Верный Руслан»,
роман «Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь и необычайные
приключения солдата Ивана
Чонкина», «Москва 2042»
В.С. Гроссман

Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов
Книги «Зона», «Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных
вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство Чика», «Сандро из
Чегема», «Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько
плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести: «Деньги
для Марии», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие

Романы: «Трудно быть богом»,
«Улитка на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых»,
«Хлеб для собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Драматургия второй половины
ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»
А.В. Вампилов
Пьесы «Старший сын»,
«Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса «Гнездо глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и Валентина»
Поэзия второй половины XX
века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер

Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения, рассказы,
Лекции о русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы: «Сердце Пармы»,
«Золото бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»

В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и
Шестипалый», книга «Жизнь
насекомых»
М. Петросян
Роман «Дом, в котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны», «Свой
круг», «Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести: «На солнечной
стороне улицы», «Я и ты под
персиковыми облаками»
О.А. Славникова
Рассказ «Сестры Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и муза»,
«Серафим», «На золотом
крыльце сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы, повесть «Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман «Крошки Цахес»
Мировая литература

Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы «Гобсек», «Шагреневая
кожа»
Г. Белль
Роман «Глазами клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман «Повелитель мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей»,
«Рождественская история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть «Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ «Превращение»
Х. Ли
Роман «Убить пересмешника»

Г.Г. Маркес
Роман «Сто лет одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном фронте
без перемен», «Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман «Над пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и зануды»,
«Пусть танцуют белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман «Пармская обитель»
Г. Уэллс
Роман «Машина времени»
Г. Флобер
Роман «Мадам Бовари»

О. Хаксли
Роман «О дивный новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и море»,
роман «Прощай, оружие»
А. Франк
Книга «Дневник Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная (региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой в
соответствии с ее региональной
принадлежностью
Литература народов России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль, М. Карим,
Д. Кугультинов, К. Кулиев,
Ю. Рытхэу, Г. Тукай,
К. Хетагуров, Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений является
примерным и может
варьироваться в разных
субъектах Российской
Федерации)

Данный вариант организации учебного материала для построения модулей предполагает,
что содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки,

традиционно сложившиеся в практике российского литературного образования, а также
обусловленные историей России, ее культурой и традициями. В том числе данные
тематические блоки определяются исходя из современного состояния отечественной и
мировой культуры, нацелены на формирование восприятия литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной и зарубежной литературы в их взаимосвязях, в контексте их
восприятия, общественной и культурно-исторической значимости.
1. Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и
другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество,
первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и
Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека;
человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности,
интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения
природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация,
ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в
истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода
человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
2. Историко- и теоретико-литературные блоки
Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и
субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного
самосовершенствования человека в литературе реализма).
Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и
авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве;
Серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их
представители).
Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья,
неподцензурная – представители; проблема свободы творчества и миссии писателя;
литература отечественная, в том числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).
Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные
литературные институции – писательские объединения, литературные премии,

литературные издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних
лет).
Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в
литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация
литературного произведения).
№

Название
раздела

1

Литература
19 века

10 класс «Литература»
Ключевые воспитательные задачи

1)создание гибкой и открытой среды обучения и
воспитания с использованием гаджетов, открытых
образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных
ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI
века: «образование для всех»,
«образование через всю жизнь», образование
«всегда, везде и в любое время».
У обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру;
2)инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, помогает приобрести навык
самостоятельного решения теоретической
проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;
3)включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников. Предметные выпуски брейн-ринга,
геймификация: квесты, игра-провокация, игра-

Формы
работы

Кол-во
часов,
отведе
нных
на
изучен
ие
раздел
а
Олимпиад
102
ы,
занимател
ьные
уроки и
пятимину
тки, урок
- деловая
игра,
урок –
путешест
вие, урок
мастеркласс,
урокисследова
ние и др.
Учебноразвлекат
ельные
мероприя
тия
(конкурсигра
«Предмет
ный
кроссворд
», турнир
«Своя
игра»,
викторин
ы,
литератур
ная
композиц

эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание,
дидактического театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в театральных постановках;
4)организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

ия,
конкурс
газет и
рисунков,
экскурсия
и др.)

Тематическое планирование
10 класс
№
Колурока во
часов
1
1
2
3

1
1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9
10
11

1
1
1

12

1

13
14

1
1

15
16
17
18

1
1
1
1

Тема

Введение.
История русской литературы XIXв.
«Прекрасное начало…». (К истории русской литературы XIX века)
«Муза пламенной сатиры». Социально-историческая тема в лирике А.С.
Пушкина.
Годы странствий: самовоспитание художника.
Анализ стихотворения «южного цикла» «К морю».
Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях
А.С. Пушкина.
Жребий русского поэта (по творчеству А.С.Пушкина). «Подражания
Корану»
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный
всадник».
Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской
«петербургской повести».
Р. Р. Творческая работа по творчеству А. С. Пушкина.
Р. Р. Анализ работ.
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики
М.Ю. Лермонтова.
«Когда мне ангел изменил…». (Мотивы интимной лирики Лермонтова).
«К***»
Тяжкое бремя пророчества. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ
стихотворения «Валерик».
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Р. Р. Творческая работа по творчеству М. Ю. Лермонтова.
Р. Р. Анализ работ.
Художественный мир Н.В. Гоголя.

19
20
21
22
23
24
25

1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31

1
1
1
1
1
1

32
33
34

1
1
1

35

1

36
37

1
1

38

1

39
40

1
1

41

1

42
43
44

1
1
1

45
46
47

1
1
1

48
49
50
51
52

1
1
1
1
1

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».
«Необыкновенно странное происшествие…» (Проблематика «Нос».)
Р. Р. Творческая работа по творчеству Н. В. Гоголя.
Анализ работ
Литература и журналистика 50-80х годов XIX века.
А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и
нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся!».
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».
Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза».
Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.
«Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А.
Григорьев).
Р.Р Творческая работа по творчеству А. Н. Островского.
И.А. Гончаров. Личность и творчество.
Роман «Обломов». Утро Обломова.
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.
Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Система
образов.
Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.
Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ
Захара
Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев,
А.В. Дружинин).
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.
Логика начала. (Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и
дети».)
Мир «отцов» в романе.
Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки.
Евгений Базаров: протагонист или антигерой?Базаров и Аркадий.
Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике
произведения.
Философские итоги романа. Смысл заглавия.
Русская критика о романе и его герое
Гимн вечной жизни. (Поэтика и жанр тургеневских сти-хотворений в
прозе
Р.Р.Творческая работа по творчеству И. С. Тургенева.
Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта.
Народные характеры и типы в некрасовской лирике.
«Муза мести и печали» в лирике Некрасова.
Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова.

53
54
55
56

1
1
1
1

57
58
59

1
1
1

60
61
62
63
64
65
66

1
1
1
1
1
1
1

67

1

68

1

69
70
71
72
73

1
1
1
1
1

74
75
76
77

1
1
1
1

78
79
80
81

1
1
1
1

82
83
84
85
86
87
88

1
1
1
1
1
1
1

Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова.
Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме.
«Пел он воплощение счастия народного...»: философские итоги
некрасовского эпоса.
Р.Р. Творческая работа по творчеству Н. А. Некрасова.
Р. Р. Анализ работ.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная
насыщенность.
Мир природы в лирике Тютчева.
Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Жизнь и творчество А.А. Фета.
Природа и человек в лирике Фета.
Тема любви в лирике Фета.
Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова.
Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».
Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.
Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина. От Салтыкова к Щедрину.
Образы градоначальников и проблема народа и власти в романелетописи «История одного города».
Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина.
«Жил – дрожал, и умирал – дрожал…»
Природный мир в лирике А.К. Толстого.
Романтический колорит интимной лирики поэта.
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художникамыслителя.
История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».
Испытание эпохой «поражений и срама».
«Мысль семейная» в романе.
Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера
Безухова.
Наташа Ростова и женские образы в романе.
Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.
Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского
эпоса.
Платон Каратаев: русская картина мира.
Нравственно-философские итоги романа.
Р.Р. Творческая работа по творчеству Л.Н. Толстого.
Р.Р. Творческая работа по творчеству Л.Н. Толстого.
Р.Р. Анализ работ.
Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание».

89
90
91
92
93
94
95
96
97

1
1
1
1
1
1
1
1
1

98
99
100

1
1
1

101
102

1
1

№

Назва
ние
раздел
а

1

«Введе
ние»

Мир «униженных и оскорблённых» в романе.
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.
«Двойники» Раскольникова: теория в действии.
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.
Р.Р. Творческая работа по творчеству Ф.М. Достоевского.
Р.Р. Творческая работа по творчеству Ф.М. Достоевского.
Р.Р. Анализ работ.
Жизнь и творчество А.П. Чехова.
Трагикомедия «футлярной» жизни. Анализ рассказов «Человек в
футляре» и «Крыжовник».
Выбор доктора Старцева. (Рассказ «Ионыч».)
Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишнёвый сад».
«Здравствуй, новая жизнь!» (Образ сада и философская проблематика
пьесы.)
Р.Р. Творческая работа по творчеству А.П. Чехова.
Обобщение по курсу.

11 класс «Литература»
Ключевые воспитательные задачи

Формы
работы

-установление доверительных отношений между 1.
учителем
и
его
учениками,
способствующих Беседа
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают

Кол
-во
часо
в,
отве
ден
ных
на
изуч
ение
разд
ела
2

2

«Писат
елиреалис
ты
начала
XX
века»

3

«Сереб
ряный
век
русско
й
поэзии
»

приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией.

1.
Беседа
2.
Анализ
текста
3.
Исследо
вательск
ая
работа
4.
Написан
ие
сочинен
ий
5.
Синквей
н

15

1.
Беседа
2.
Анализ
текста
3.
Составл
ение
таблиц
4.
Написан
ие
сочинен
ий
5.
Дискусс
ия
6.
Публичн
ое
выступл
ение
7.
Написан
ие
сочинен
ий

23

4

«Литер
атура
20-х
годов»

-установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр «Умники и умницы»,
«Что? Где? Когда?» стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

5

«Литер
атура
30-40
годов»

6

«Литер
атурны
й
процес
с 50 –
80-х

-установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр «Умники и умницы»,
«Что? Где? Когда?» стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
-установление доверительных отношений между
учителем
и
его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со

8.
Анализ
текстов
1.
Беседа
2.
Рассказ
о
писателе
3.
Публичн
ое
выступл
ение
4.
Дебаты
5.
Написан
ие
сочинен
ий
6.Синкв
ейн
7.
Анализ
текстов
1.
Беседа
2.
Виктори
на
3.
«Лекция
вдвоем»
4.
Синквей
н
5.Тестир
ование
6.
Составл
ение
кластера
7.
Анализ
текстов
1.Беседа
2.
Реферат
3.
Дискусс
ия

15

29

18

годов»

старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся: интеллектуальных игр «Умники и умницы»,
«Что? Где? Когда?» стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

4.
Тестиро
вание
5.
Виктори
на

Тематическое планирование
11 класс
№
уро
ка
1.

Колво
часов
1

2.

1

3.

1

4.
5.

1
1

6.
7.

1
1

8.

1

9.

1

10.
11.
12.

1
1
1

13.

1

14.

1

15.
16.

1
1

Тема
Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века:
ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX
века.
Писатели-реалисты начала XX века (15 ч).
Жизненный и творческий путь И. А. Бунина. Живописность, напевность,
философская и психологическая насыщенность бунинской лирики.
Поэтика «остывших» усадеб в прозе И. А. Бунина
Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из СанФранциско».
Сочинение по творчеству И. А.Бунина.
А. И. Куприн. Художественный мир писателя. Нравственно - философский
смысл истории о «невозможной» любви по рассказу «Гранатовый браслет».
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А. И.
Куприна «Олеся».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве
Л. Н. Андреева. Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя.
Сочинение по творчеству А. И. Куприна и Л. Н. Андреева.
Историко-биографический очерк о жизни и творчестве М. Горького.
Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских
рассказах - легендах. «Старуха Изергиль», «Челкаш».
Философско-этическая проблематика пьесы М. Горького «На дне».
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы М.
Горького «На дне».
Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»
Сочинение по творчеству М. Горького.

17.

1

18.
19.

1
1

20.

1

21.
22.

1
1

23.

1

24.

1

25.

1

26.
27

1
1

Сочинение по творчеству М. Горького.
Серебряный век русской поэзии (23 ч)
Серебряный век русской поэзии.
Символизм и русские поэты – символисты. Стилистическая строгость, образно
- тематическое единство лирики В. Я. Брюсова стихотворения
«Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг»,
«Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны»
«Солнечность» поэзии К. Д. Бальмонта. Стихотворения «Злые чары», «Я не
знаю мудрости, годной для других…», «Завет Бытия»
РР Письменная работа по лирике поэтов - символистов.
Историко-биографический очерк жизни и творчества А. А. Блока. Тема
«страшного мира» в лирике А. А. Блока. «Незнакомка», «Россия», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет,
грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге
Стихи А. А. Блока о России как трагическое предупреждение об эпохе
«неслыханных перемен». «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О доблестях, о подвигах, о славе...»,»
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в
процессе «вочеловечения» поэтического дара.
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме А.
А. Блока «Двенадцать».
Символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» и проблема финала.
Сочинение по творчеству А. А. Блока.

28

1

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

29.

1

30

1

31

1

32.

1

33.

1

34.

1

35.

1

36.
37.
38.

1
1
1

39.

1

Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и
акмеизмом.
Преодолевшие символизм. Кризис символизма и новые направления в русской
поэзии.
Преодолевшие символизм. Кризис символизма и новые направления в русской
поэзии.
Н. С. Гумилёв. Поэзия и судьба. «Муза дальних странствий» как поэтическая
эмблема гумилёвского неоромантизма. «Жираф», «Озеро Чад»,
Герой – маска и тема истории и судьбы, творца и творчества в поэзии Н. С.
Гумилёва «Волшебная скрипка», «Память»
Очерк жизни и творчества А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и
яркость любовной лирики. Стихотворения «Мне голос был... Он звал
утешно...», «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью...»
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. А. Ахматовой «Я
научилась просто, мудро жить...», «Молитва», « «Мужество», «Родная
земля»
Монументальность, трагическая мощь «Реквиема» А. А. Ахматовой.
Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Судьба и стихи М. И. Цветаевой. Поэзия как лирический дневник эпохи.
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так
рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится,
что Вы больны не мной...»,
Тема дома – России в поэзии М. И. Цветаевой. «Молитва», «Тоска по

родине! Давно...»
Письменная работа по лирике М. И. Цветаевой.
Литература 20-х годов (15 ч)
А. Аверченко и «короли» смеха из журнала «Сатирикон». Мастерство
писателя в выборе приемов комического.
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений.
Литературные группировки в 20-е годы XX века.
Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ
эпохи. (Семинар)
Историко-биографический очерк о жизни и творчестве В. В. Маяковского.
«Нате!», «Послушайте!»,
Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского. «Лиличка»,
«Юбилейное»
Бунт «тринадцатого апостола в поэме «Облако в штанах».
Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта.
«Разговор с фининспектором о поэзии»,
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В. В.
Маяковского. «О дряни», «Прозаседавшиеся»,
Несовместимость понятий «любовь» и «быт» в поэзии В. В. Маяковского.
Поэма «Про это».
Сочинению по творчеству В. В. Маяковского.
Сергей Есенин: поэзия и судьба. «Поющее сердце России…»
Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в
кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...»
Природа родного края и образ Руси в лирике Сергея Есенина.
«Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью
перелесиц...»,
Тема революции в поэзии Сергея Есенина. «Русь советская»
Соотношение лирического и эпического в поэме Сергея Есенина «Анна
Снегина», её нравственно - философская проблематика.
Сочинению по творчеству Сергея Есенина.
ЛИТЕРАТУРА 30-40 годов
Литературный процесс 30 – 40-х годов. Произведения отечественной прозы
30-х годов. Общий обзор.

40.

1

41.

1

42.

1

43.

1

44.

1

45.

1

46.
47.

1
1

48.

1

49.

1

50.
51.

1
1

52.

1

53.
54.

1
1

55.

1

56.

1

57.

1

58

1

59

1

60.

1

61.

1

Картины жизни донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

62.

1

63.

1

Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии в
романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Идея Дома и святости семейного очага в романе М. А. Шолохова «Тихий

Лирика 30-х годов. Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях
труда. «Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М.
Шагинян, «Время, вперед!»
А. Н. Толстой. Историческая проза. Роман «Петр Первый» Основные этапы
становления исторической личности, черты национального характера в образе
Петра Первого.
А. Н. Толстой. Историческая проза. Роман «Петр Первый» Основные этапы
становления исторической личности, черты национального характера в образе
Петра Первого.
Жизненный и творческий путь М. А. Шолохова. Историческая широта и
масштабность шолоховского эпоса.

Дон».
Сложность и противоречивость «казачьего Гамлета» Григория Мелехова в
романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».
М. А. Булгаков. Судьба и книги. Роман М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» как «роман – лабиринт» со сложной философской проблематикой.
Нравственно - философское звучание «ершалаиских» глав романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сатирическая «дьяволиада» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита».

64.

1

65.
66.

1
1

67.

1

68.
69

1
1

70

1

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита».

71.
72.
73.

1
1
1

74.

1

75

1

79

1

77.
78.

1
1

79.

1

80.

1

81.

1

82.

1

83.

1

84.

1

85.
86.

1
1

87.

1

Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Жизненный и творческий путь Б. Л. Пастернака.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака.
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет»,
«Плачущий сад
Философские мотивы в лирике Б. Л. Пастернака. », «В больнице», «Зимняя
ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...»,
Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе Б. Л.
Пастернака.
Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе Б. Л.
Пастернака.
Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова.
Тип платоновского героя – мечтателя, романтика, правдоискателя в повести А.
П. Платонова «Котлован». Философская многозначность повести.
Жизненный и творческий путь В. В. Набокова. Словесная пластика Набокова
в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта по рассказу
«Облако, озеро, башня».
Лирика периода Великой Отечественной войны. Песенная поэзия В.
Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А.
Суркова, А. Фатьянова
Проза и публицистика периода Великой Отечественной войны. А. Толстой, И.
Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман.
Жизненный и творческий путь А. Т. Твардовского. Основные мотивы
лирики. Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О
сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей
вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь
человечество вини.."
Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти» как поэма – исповедь, поэма –
завещание.
Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике
Н. А. Заболоцкого. Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст»,
«Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан
природой суровой...»
Литературный процесс 50 – 80-х годов.
«Окопный реализм» писателей – фронтовиков 60 – 70-х годов. Проза Ю.
Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева
Поэтическая «оттепель»: «громкая» и «тихая» лирика. Авторская песня как

песенный монотеатр 70 – 80–х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б.
Окуджавы, В. Высоцкого
«Деревенская проза» 50 – 80-х годов.

88.

1

89.

1

Нравственно - философская проблематика прозы и драматургии 70 – 80-х
годов.

90.

1

91.
92.
93

1
1
1

94

1

95.

1

96.

1

97.
98.

1
1

99.
100.

1
1

В. М. Шукшин. Яркость и многоплановость творчества. Колоритность
шукшинских героев – «чудиков». «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам»,
«Срезал».
Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Сочинение по творчеству В. М. Шукшина.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и
противостояние в повести «Царь – рыба».
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и
противостояние в повести «Царь – рыба».
Эпическое и драматическое начала прозы В. Г. Распутина. Повесть
«Последний срок»
А. И. Солженицын. Жизнь и судьба. Отражение «лагерных университетов»
писателя в повести «Один день Ивана Денисовича».
Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор».
Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. Общая
характеристика основных тенденций современного литературного процесса.
В.Астафьев «Людочка».
Своеобразие современной реалистической прозы. Улицкая «Дочь Бухары»
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. В. Пелевин
«Хрустальный мир».

101.

1

102

1

Ироническая поэзия 80 – 90-х годов. Игорь Иртеньев «Выхожу один я на
дорогу». Д.Шагин «Бедный Икарушка» Идеологическое клише Евгения
Бунимовича: «Минздрав СССР предупреждает».
Современная литературная ситуация: реальность и перспективы.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».