Родной язык 5 - 9 кл 2021-2022

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на
основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от
08.04.2015 № 1/15);
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
4. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
5. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для основной
школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
6. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением
федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18
от 31 января 2018 года);
Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 5-9» используется УМК: О.М.
Александрова, Л.А. Вербицкая «Русский родной язык» (учебное пособие для
общеобразовательных организаций) 5 - 9 класс;
Программой отводится на изучение родного языка 80 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
5 класс – 16 часов, 1 час в неделю;
6 класс – 16 часов, 1 час в неделю;
7 класс – 16 часов, 1 час в неделю;
8 класс – 16 часов, 1 час в неделю;
9 класс - 16 часов, 1 час в неделю.
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родной язык».
Цели изучения учебного предмета «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для МБОУ «Большебрусянская
СОШ № 7», реализует наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка
как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время
цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная

2

литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела,
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений
опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.

Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют
их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит
овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление
3

общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования
языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа.
Метапредметные:
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях
и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание
роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как
развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
4

понимание и истолкование значения слов с национально-культурным
компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления
слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой; осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических словсимволов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание,
характеристика. понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в
развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов
(стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); понимание роли заимствованной
лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком
из языков народов России и мира; общее представление об особенностях
освоения
иноязычной лексики;
определение значения
лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин
изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов;
определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;
определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере
употребления и стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как
части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних
факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном
русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной
специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей
эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
5

устных и письменных высказываний;
стремление

к

речевому

самосовершенствованию,

овладение

основными

стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка
чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского
языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их
совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и
стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы; понимание активных процессов в области произношения и
ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление
речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
6

языка:
различение вариантов грамматической нормы:
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение
основных
орфографических
норм

современного

русского

литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для
определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических,
в том числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в
процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной
и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным,
критическим, интерактивным) монологической речи;
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного
текста умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический
план текста; проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях; уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений, поздравление; и др.,
сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
7

владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки; создание устных и письменных текстов описательного типа
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин
неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление
реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
5-9 класс (80 ч)
5 класс (16 часов)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч).
Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало национальной культуры.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Общеизвестные
старинные русские города. Происхождение их названий.
Раздел 2. Культура речи (7 час).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о
варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском
литературном языке.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.
Речевой этикет
Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в
русском речевом этикете. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота
и богатство речи. Средства выразительной устной речи. Формы речи.
Текст как единица языка и речи .Текст и его основные признаки. Как строится
текст. Функциональные разновидности языка. Особенности языка
фольклорных текстов.
6 класс (16 часов)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского)
языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры.
8

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Роль заимствованной
лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные
орфоэпические нормы современного
русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые
и профессиональные).
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов,
омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы
употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения.
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Текст, тематическое единство текста.
Тексты описательного, повествовательного типа. Функциональные разновидности языка.
7 класс (16 часов)
Раздел 1. Язык и культура (4 часа)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей
общества. Факторы, влияющие на развитие языка. Лексические заимствования последних
десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы
ударения в причастиях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и
точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты
грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий,
деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи,
артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на употребление грубых слов,
выражений, фраз. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения. Текст как единица языка и речи. Виды абзацев. Функциональные разновидности
языка
Язык художественной литературы.
8 класс (16 часов)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
9

Исконно русская лексика. Собственно русские слова как основной источник развития лексики
русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их
приметы. Раздел 2. Культура речи (7 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные
орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу
согласования. Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.
Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Язык
художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
9 класс (16 часов)
Раздел 1. Язык и культура (4 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Крылатые слова и
выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Стремительный рост словарного состава
языка.
Раздел 2. Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нарушение
орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные
грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления
причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки,
интернет- полемики, интернет-дискуссии.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности
при общении в социальных сетях.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.

10

№

Назван
ие
раздела

5 класс Родной (русский) язык
Ключевые воспитательные задачи

Формы
работы

1

«Язык и
культур
ы»

-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации,
согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка
школы; - использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;

1.Беседа

-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации,
согласно Устава школы, Правилам внутреннего распорядка
школы;
«Речь.Ре
-установление доверительных отношений между
чевая
учителем и его учениками, способствующих позитивному
деятельн восприятию учащимися требований и просьб учителя,

1.Беседа
2.Состав
ление
таблиц
3.Публи
чное
выступл
ение

7

1.беседа
2составл
ение

5

2

3

«Культу
ра речи»

Коли
честв
о
часов
,
отвед
енны
х на
изуче
ние
разде
ла

4

2.Обсуж
дение
3.Рефера
т

11

ость.Тек
ст.»

привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке текстов
информации, активизации их познавательной деятельности; 3.тестир
-включение в урок игровых процедур, которые ование
помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной
атмосферы
во
время
урока;
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников. Предметные выпускибрейн-ринга,
геймификация:
квесты,
игра-провокация,
играэксперимент,
игра-демонстрация,
игра-состязание,
дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках;

Тематическое планирование
5 класс
№
уро
ка

Тема

Кол-во
часов

Язык и культура (4 ч.)
Русский язык - национальный язык русского народа. Язык как зеркало
национальной культуры. Краткая история русской письменности. Создание
славянского алфавита.
Крылатые слова и выражения. Русские пословицы и поговорки.

1

1

2

1

3

1

Русские имена. Общеизвестные
Происхождение их названий.

4

1

Основные
орфоэпические
литературного языка.

старинные

нормы

русские

современного

города.
русского

Культура речи ( 7 ч.)
5

1

Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в художественном тексте.

6

1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

7

1

Лексические
нормы
употребления
имён
существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

8

1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

9

1

Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.

10

1

Речевой этикет
Правила речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении

12

11

1

Обращение в русском речевом этикете. Современные формулы обращения к
незнакомому человеку.
Речь. Речевая деятельность. Текст ( 5 ч.)

12

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

13

1

14

1

15

1

16

1

Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи.
Формы речи.
Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится
текст.
Функциональные
разновидности
языка.
Особенности
языка
фольклорных текстов.
Итоговая работа по теме «Текст. Особенности языка»

№

Название
раздела

1

«Язык и
культура
речи»

6 класс «Родной (русский) язык
Ключевые воспитательные задачи

Формы
работы

-установление доверительных отношений между 1. Беседа
учителем и его учениками, способствующих 2.Реферат
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести навык самостоятельного решения

Коли
честв
о
часов
,
отвед
енны
х на
изуче
ние
разде
ла
4

13

2

«Культура
речи»

3

«Речь.
Речевая
деятельнос
ть. Текст»

теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками);
-организация
шефства
мотивированных
и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

1. Беседа
2. Диалог
3. Составление
кластера
4.Публичное
выступление

8

1.Беседа
2.Составление
текстов
3.Контрольная
работа

4

14

Тематическое планирование
6 класс
№
Колурока во
часов
1

1

2
3

1
1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9
10

1
1

11

1

12

1

13

1

14
15

1
1

16

1

№

Назван
ие
раздела

Тема

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского
языка.
Диалекты как часть народной культуры.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных
культур. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Национально-культурная специфика русской фразеологии.
Культура речи. (8 ч.)
Основные
орфоэпические нормы современного
русского
литературного языка.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устаревшие и профессиональные).
Основные
лексические нормы современного
русского
литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления синонимов, антонимов, омонимов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом
склонения
Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета.
Этика и речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Эффективные приёмы чтения.
Текст, тематическое единство текста.
Тексты описательного, повествовательного типа. Функциональные
разновидности языка.
Итоговая работа по теме «Тексты разных типов»

7 класс «Родной (русский) язык»
Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

Колво
часов
,
отвед
енны
х на
15

1

2

Язык и
1) организацию работы с детьми как в офлайн, так
культура и онлайн формате
2) установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности;
3)побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации,
согласно Устава школы,
Правилам внутреннего распорядка школы.
4)применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся
Культур 1)создание гибкой и открытой среды обучения и
а речи
воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных
ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI
века: «образование для всех»,
«образование через всю жизнь», образование
«всегда, везде и в любое время».
У обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру;
2)инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, помогает приобрести
навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины

Олимпиады,
занимательные
уроки и
пятиминутки,
урок - деловая
игра, урок –
путешествие,
урок мастеркласс, урокисследование и
др. Учебноразвлекательные
мероприятия
(конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины,
литературная
композиция,
конкурс газет и
рисунков,
экскурсия и др.)

изуче
ние
разде
ла
4

7

16

3)включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников. Предметные выпуски брейн-ринга,
геймификация: квесты, игра-провокация, играэксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание,
дидактического театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в театральных постановках;
4)организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
3

Речь.
Текст

1) организацию работы с детьми как в офлайн, так
и онлайн формате
2)применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины,

5

Тематическое планирование
7 класс
№
Кол-во
урока часов
1
2

1
1

3
4

1
1

5

1

6

1

7

1

8
9

1
1

Тема
Язык и культура (4 ч.)
Русский язык как развивающееся явление.
Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие
на развитие языка.
Лексические заимствования последних десятилетий.
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи (7 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Нормы ударения в причастиях.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка.
Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с
употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные
17

10
11

1
1

12
13
14
15

1
1
1
1

16

1

формы
причастий,
деепричастий,
наречий.
Отражение
вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи,
средний темп речи, артикуляция, эмоциональность речи, интонация. Запрет на
употребление грубых слов, выражений фраз.
Речь. Речевая деятельность. Текст (5 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения.
Текст как единица языка и речи. Виды абзацев.
Функциональные разновидности языка. Язык художественной
литературы.
Итоговая контрольная работа по теме «Текст как единица языка и речи»

18

№

Название
раздела

8 класс Родной (русский) язык
Ключевые воспитательные задачи

1

«Язык и
культур
ы»

-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации,
согласно Устава школы, Правилам
внутреннего распорядка школы; - использование воспитательных
возможностей
содержания
учебного
предмета
через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации,
согласно Устава школы, Правилам
внутреннего распорядка школы;
- использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их

2

«Культу
ра речи»

3

«Речь.
Речевая
деятельн
ость.

Формы
работы

1.Беседа

Коли
честв
о
часов
,
отвед
енны
х на
изуче
ние
разде
ла

3

2.Обсужд
ение
3.Реферат

1.Беседа
2.Составл
ение
таблиц
3.Публич
ное
выступле
ние

8

1.Беседа
2.Составл
ение
текстов

5

19

Текст.»

№
урока

Кол-во
часов

1
2

1
1

3

1

4

1

5
6

1
1

7

1

8
9

1
1

10
11

1
1

12
13

1
1

14

1

15

1

16

1

познавательной деятельности;
3.Контрол
-включение в урок игровых процедур, которые помогают ьная
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию работа
позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию школьников. Предметные выпуски брейн-ринга,
геймификация: квесты, игра-провокация, игра-эксперимент,
игра-демонстрация, игра-состязание, дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках;
Тематическое планирование
8 класс

Тема
Язык и культура (3ч.)
Исконно русская лексика.
Собственно русские слова как основной источник развития лексики русского
литературного языка
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы.
Культура речи ( 8 ч.)
Основные
орфоэпические
нормы
современного русского
литературного языка.
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле
речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу
согласования.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. Речевая агрессия.
Речь. Речевая деятельность. Текст. (5 ч.)
Речь. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.
Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. Язык
художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника
и т.д.
Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника
и т.д.
Итоговая контрольная работа по теме «Текст как единица языка и речи»
20

№ Название
раздела

1

Язык и
культура

2

Культура
речи

9 класс «Родной (русский) язык»
Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и
онлайн формате
2) установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
3)побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам
внутреннего распорядка школы.
4)применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся
1)создание гибкой и открытой среды обучения и
воспитания с использованием гаджетов, открытых
образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных
ЮНЕСКО ведущих принципов образования XXI века:
«образование для всех»,
«образование через всю жизнь», образование «всегда,
везде и в любое время».
У обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически
мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру;
2)инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, помогает приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины,

Олимпиады,
занимательные
уроки и
пятиминутки,
урок - деловая
игра, урок –
путешествие,
урок мастеркласс, урокисследование и
др. Учебноразвлекательные
мероприятия
(конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины,
литературная
композиция,
конкурс газет и
рисунков,
экскурсия и др.)

Кол-во
часов,
отведенн
ых на
изучение
раздела
4

7

21

3

выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
3)включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников.
Предметные выпуски брейн-ринга, геймификация:
квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, иградемонстрация, игра-состязание, дидактического
театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках;
4)организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и
онлайн формате
2)применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся

Речь.
Текст

№
урока

Кол-во
часов

1
2

1
1

3
4

1
1

5
6
7

1
1
1

8

1

9

1

10

1

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра», викторины,

Тематическое планирование
9 класс
Тема
Язык и культура ( 4 ч.)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс
Стремительный рост словарного состава языка
Культура речи (8 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки,
связанные с речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Типичные грамматические ошибки.
Правильное построение словосочетаний. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов.
22

5

11
12

1
1

13
14
15

1
1
1

16

1

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.
Этикет. Интернет– переписки, интернет-полемики, интернет-дискуссии.
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Виды речевой деятельности. Русский язык в интернете.
Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой
стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Итоговая контрольная работа «Виды речевой деятельности»

23

24

25

26

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».