Родной язык 10- 11 кл 2021-2022

1.
2.

3.
4.

5.
6.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана
на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(приказ
Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 28
июня 2016 г. № 2/16-з);
Федеральный закон от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Примерная программа основного общего образования по русскому языку для основной
школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением
федерального научно-методического объединения по общему образованию (Протокол №2/18
от 31 января 2018 года);
Программой отводится на изучение родного языка в 10-11 классе 34 часа в год (1 час в
неделю).
Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Родной язык».
Цели изучения учебного предмета «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для МБОУ «Большебрусянская
СОШ № 7», реализует наряду с обязательным курсом русского языка изучение русского языка
как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах
Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время
цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык» имеют свою
специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также
особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к
сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное

владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной
специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений
опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в
поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,
основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту
человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли,
обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании
сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий
уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность
в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои
мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из
различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире
духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную
культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации
в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные
(не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной
дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса
«Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой
системы в речи, внешней стороне существования языка:
к
многообразным
связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой
истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о
сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков,
национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о
русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию
патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению
языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в
обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но
и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей
программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры
русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и
специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение
культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у учащихся ответственного
и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение
речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи:
навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка
для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и
письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства
и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование
умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры
устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать
тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры

владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и
навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим
значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,
народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики
между активным и пассивным запасом слов;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как
части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского
речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении
конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей,
словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей,
этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов
и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей
эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение
опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных

высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой
и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами
литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых
в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского
языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их
совершенствование и развитие;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского
литературного языка
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или
явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚
паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом смысловых
и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления грамматических
ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и формулы
обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку; употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих

основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих противостоять
речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для
определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения
слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе
редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания
вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным,
критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного
текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста:
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы, примечаниями и т.д.;
основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации
(аннотация, конспект); использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений,
поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
В

диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответанализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную
работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение, дефиниция,
собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение, доказательство,
объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов
оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин
неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление
реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их эффективности,
понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их; оценивание
собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Личностные:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как
хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа.
Метапредметные:
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с
нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:

Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознание
роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание
роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с
историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях
художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой; осознание национального своеобразия
общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов,
обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным
компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов,
уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц,
поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных культур; характеристика
заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние); распознавание старославянизмов, понимание
роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов,
заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об
особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; S
понимание причин изменений в словарном составе языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение
значения устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения
современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и
стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как
части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних
факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном
русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского
речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая

сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических
словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов,
антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию,
овладение
основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой
и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами
литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых
в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского
языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их
совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка:
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и
стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом
произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка:
нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической
сочетаемости;
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе,
разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;

употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических
вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление
речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного
языка:
различение вариантов грамматической нормы:
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение
основных
орфографических
норм
современного
русского
литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языки (в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических,
в том числе мультимедийных, орфографических словарей для
определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; использование
словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к
ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования,
словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения
нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и
слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации):
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным,
критическим, интерактивным) монологической речи;
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-

следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять
средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений,
поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение
диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную
работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной
аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление
реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров (девиз, слоган,
путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов
или их фрагментов; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их
содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
10 -11 класс (34 ч)
Тема 1. Язык и культура. (11ч)
Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и
государства. Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского
литературного языка. Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение
словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по
сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской
фразеологии. Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние
других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Группы лексических
единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика. Речевой этикет. Русский язык как
зеркало национальной культуры и истории народа.
Тема 2. Культура речи. (12ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные
лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические
нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет. Правила речевого этикета:
нормы и традиции
Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (11ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности и логичность речи. Текст как единица языка и речи.
Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы
речи. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль.
Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы.
Тема 4. Обобщение. Повторение. (1ч)

№

Название
раздела

1

Язык и
культура

2

Культура
речи

10 класс «Родной (русский) язык
Ключевые воспитательные задачи
1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и
онлайн формате
2) установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
3)побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации,
согласно Устава школы, Правилам внутреннего
распорядка школы.
4)применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся
1)создание гибкой и открытой среды обучения и
воспитания с использованием гаджетов, открытых
образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для
реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих
принципов образования XXI века: «образование для
всех», «образование через всю жизнь», образование
«всегда, везде и в любое время». У обучающихся
развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность критически
мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру;
2)инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, помогает приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и

Формы работы

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,

Олимпиады,
занимательные
уроки и
пятиминутки,
урок - деловая
игра, урок –
путешествие,
урок мастеркласс, урокисследование и
др. Учебноразвлекательные
мероприятия
(конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,
литературная
композиция,
конкурс газет и

Количество
часов,
отведенных
на изучение
раздела

23

9

3

Речь. Текст

отстаивания своей точки зрения;
3)включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников. Предметные
выпуски брейн-ринга, геймификация: квесты, играпровокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация,
игра-состязание, дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках;
4)организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и
онлайн формате
2)применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся

рисунков,
экскурсия и др.)

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,

2

Тематическое планирование
10 класс
№

Количе
ство
часов

Тема урока
Тема 1. Язык и культура (11 ч)

1

Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и
государства.

1

Русский язык – язык русской художественной литературы. История русского
литературного языка.

1

РР . Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть
убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности
при общении в социальных сетях»

1

Лексические заимствования. Причины заимствований. Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.

1

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

6

1

РР. Проект. Роль и уместность заимствований в современном русском языке

7

1

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники,
влияние других языков. Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

1

Группы лексических единиц по степени устарелости. Исконно русская лексика.
Речевой этикет.

1

2

3

4

5

8

9

10 1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа .

11 1

РР . Проект. Понимаем ли мы язык Пушкина?
Тема 2. Культура речи (12 ч)

12 1
13

1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского
языка.

14

1

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Орфоэпия русского
языка.

15 1

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

16 1

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.

17 1

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Лексика русского языка.

18 1

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

19

20

1

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические (
морфологические) нормы.

1

Практикум. Аналитическая работа КИМов по русскому языку. Грамматические
(синтаксические) нормы

21 1

Речевой этикет .Правила речевого этикета: нормы и традиции

22 1

Контрольная работа. Нормы литературного языка.

23 1

Анализ контрольной работы.
Тема 3 . Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

24 1
25

1

26 1
27 1
28

1

29 1
30

31

32

Язык и речь. Виды речевой деятельности. и логичность речи
Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста.
Средства связи предложений в тексте.
РР. Работа над проектом .Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов,
сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала
РР. Защита проекта. Сборник «бывальщин», альманах рассказов, сборник стилизаций,
личная страничка для школьного портала
Типы речи

1

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Язык художественной
литературы.

1

Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль. Научный стиль .
Публицистический стиль.

1

Практикум. Анализ текстов разной структуры, типовой принадлежности, стилевой
принадлежности.

33 1

Практикум. Создание тестов по разделу.
Тема 4.Обобщение. Повторение 1 час

34

1

Богатство русского родного языка по стилистике, по лексической структуре, по
синтаксическому строению.

№

Назва
ние
раздел
а

11 класс «Родной (русский) язык»
Ключевые воспитательные задачи

Форм
ы
работ
ы

1

«Язык
и
культу
ра»

1.
Компл
ексный
анализ
текста
2.
Беседа

2

«Культ
ура
речи»

3

«Речь.

-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
- использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов,
которые помогают приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
- использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов,
которые помогают приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между учителем и его

Кол-во
часов,
отведен
ных на
изучени
е
раздела
5

1.
Беседа
2.
Исслед
овател
ьская
работа
3.
Контро
льная
работа
4.
Тестир
ование

18

1.

11

Речева
я
деятел
ьность.
Текст»

учениками,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися требований и просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками);
- использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов,
которые помогают приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.

Компл
ексный
анализ
текста
2.
Беседа
3.
Состав
ление
таблиц
4.
Состав
ление
планов
5.
Тестир
ование

Тематическое планирование
11 класс
№
Кол-во
урока часов

Тема
Язык и культура (5 часов)

1

1

Язык и речь. Язык и художественная литература

2

1

Тексты художественной литературы как единство формы и содержания

3

1

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»)

4

1

Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой
рыцарь»)

5

1

Н. Помяловский о разнообразии языка.
Культура речи (18 часов)

6

1

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в
русском языке.

7

1

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному
принципам русской орфографии

8

1

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

9

1

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А.
Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей

10

1

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной
литературе»

11

1

Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной
литературе»

12

1

Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества»

13

1

Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы
русского языка»

14

1

Анализ контрольной работы

15

1

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами.

16

1

Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

17

1

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых
и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны
двойными союзами.

18

1

Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как
источник богатства и выразительности русской речи

19

1

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении

20

1

Этапы делового общения

21

1

Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

22

1

Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского
языка»

23

1

Анализ контрольной работы
Речь. Речевая деятельность. Тест (11 часов)

22

1

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация

23

1

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические
дебаты

24

1

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

25

1

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные
приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

26

1

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат

28

1

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом

29

1

Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом

30

1

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности
языка»

31

1

Анализ контрольной работы

32

1

Защита проекта по предложенной теме

33

1

Повторение изученного в 11 классе

34

1

Повторение изученного в 11 классе

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».