география

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«География» 5 – 9 классы
Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана
на основе следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию
протокол от 08.04.2015 №1 /15)
 Программа курса «География», 6 класс классическая линия на основе примерной
программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2014 г.
5,7,8, 9 классы - Программа курса «География России» / линия «Полярная звезда»
В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. М.: Просвещение.
Рабочая программа обеспечена, учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1. 5 класс-География. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. «Просвещение»
2021г (Полярная звезда)
2.
6 класс – География. Начальный курс. Т.П. Герасимова. Н.П. Неклюкова. ООО
«Дрофа» -2012 г
3. 7 класс - География Материков и океанов [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С. И.
Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение 2014,2019 , Академический
школьный учебник «Полярная звезда»
4. География. Россия. 8 кл. / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под
ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение 2014,2019 , Академический школьный учебник
«Полярная звезда»
5. География. Россия. 9 класс./ А.И. Алексеев – М: Просвещение 2014,2019 ,А.И.
Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда»
Программой отводится на изучение географии 270 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
5 класс- 34 ч, 1 час в неделю;
6 класс-34 ч, 1 час в неделю;
7 класс-68 часов, 2 часа в неделю:
8 класс- 68 часов, 2 часа в неделю;
9 класс – 66 часов, 2 часа в неделю.

Целями и задачами изучения географии в основной школе являются:


формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

 познание на конкретных примерах многообразия современного географического
пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет
сформировать географическую картину мира;

 понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе
его развития с учетом исторических факторов;
 познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
 понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России
и мира;
 формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных,
оценочных, коммуникативных
умений, обеспечивающих безопасное, социально и
экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
 формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды
для жизни на Земле;
 понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими
факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических
условий проживания;
 глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
 формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные
общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения
традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
 формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью
различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих
реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
 формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
 выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области
будущей практической деятельности.

Общая характеристика курса географии
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей,
закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о
динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-

экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах
взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям
проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели
современного российского образования — формировании всесторонне образованной,
инициативной
и
успешной
личности,
обладающей
системой
современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической
установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса
географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых
национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и
социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников
основной школы должны быть сформированы:
 ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического
пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и
хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность
солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
•
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед
современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и
образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее
сохранения и рационального использования.

Результаты освоения учебного предмета.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции:
 гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и стран;
 представление о России как субъекте мирового географического пространства, её
месте и роли в современном мире;
 осознание единства географического пространства России как единой среды обитания
всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;


осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:
 умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
 эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;


патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

 уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
 готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.

Метапредметными

результатами изучения курса
формирование универсальных учебных действий (УУД).

«География»

является

Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,
умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
5–6 классы
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
7–9 классы
 самостоятельно обнаруживать и
индивидуальной учебной деятельности;

формулировать

проблему

в

классной

и

 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);


подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

 работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные
приборы, компьютер);


планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

 работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет);
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.


в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

 самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;.
 уметь оценить
деятельности;

степень

успешности

своей

индивидуальной

образовательной

 организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями
о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и
культуры, социального взаимодействия;
 умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога
на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование,
сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий:

5–6- классы

 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять
причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;


создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);


и

т.п.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

 уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.

7–9 классы


анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

 давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного
материала;


осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

 обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
 создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;


представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

 преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории. для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

 самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
 уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
 осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
 освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся;
 использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
 использование
действительности.

карт

как

информационных

образно-знаковых

моделей

Коммуникативные УУД:
5–6 классы

 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

7–9 классы


отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

 в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».