География 10-11 фгос 2021-2022

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета География составлена с учётом:


Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)



авторской программы В.П. Максаковского для 10-11 классов(базовый уровень)



В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11 классы»



Федерального перечня учебников на 2020-2021 учебный год, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ;



с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного
стандарта общего образования;

Общая характеристика учебного предмета.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач
общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и
размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда
труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к
другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей.
Целями изучения географии в средней школе являются:










освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки)
географии в 10-11 классе
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России
как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических
судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9) Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11) Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через
освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло-

женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии
являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Место предмета в учебном плане
Количество часов: по программе - всего 67 часов за два года: 10 класс - 34 ч, 11класс -33 ч,
по учебному плану — 10 класс -34 ч, 1 час в неделю; 11 класс- 33 часа, 1 час в неделю.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических
процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни
человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран
и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя
показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы
между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных,
чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их
компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
– оценивать
геополитические
риски,
вызванные
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать основные направления международных исследований малоизученных
территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
Содержание рабочей программы
10 класс
(1ч. в неделю)
Введение(1час) Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности.
Географическая номенклатура.Статистический метод – один из основных в географии. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения,
камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Общая характеристика мира (33 часа)
Тема 1. Политическая карта мира. (5 часов)
Современная политическая карта мира. Количественные и качественные изменения на политической карте.Территория и границы. Этапы формирования политической карты. Главные объекты
политической карты мира. Место стран в современном мире, их форма правления и государственное устройство. Типология стран мира.
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов
природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема 3. География населения мира. (7 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая,

этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации
различных стран и регионов мира.
Тема 4. НТР и мировое хозяйство. (6 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. (9 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика,
горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и
транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов
мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание
свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные
направления и структура. Главные центры мировой торговли.
№
1

Раздел (тема
Политическая
карта мира

Ключевые воспитательные задачи
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
- сотрудничества и взаимной помощи;
-аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;

Кол-во часов
5

2

География мировых природных ресурсов.
Загрязнение и

-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб

6

Формы работы
Беседа
Дискуссия
Урокпрактикум

Беседа
Дискуссия
Групповая
бота

ра-

охрана окружающей среды.

3

География
населения мира.

учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы по-

Практическая
работа

7

Беседа
Дискуссия
Групповая
бота

ра-

Практическая
работа

4

НТР и мировое
хозяйство

ведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского

6

Беседа
Дискуссия
Групповая
бота

ра-

Практическая
работа

5

География отраслей мирового хозяйства

поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактив-

9

Беседа
Дискуссия
Групповая
бота

ра-

Практическая
работа

1

Регионы и страны
мира

ных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы

27

Беседа
Дискуссия
Групповая работа
Практическая
работа

Россия в современном мире

Географические
аспекты современных глобальных
проблем человечества

или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и пятиминутки, урок - деловая игра, урок –
путешествие, урок мастер-класс, урокисследование и др.
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

3

Беседа
Дискуссия

3

Беседа
Дискуссия

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, кейсов и дискуссий;
-применение на уроке интерактивных форм работы стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-аргументирования и отстаивания своей
точки зрения;
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов.

Введение (1 час)

Содержание рабочей программы
11 класс
(1ч. в неделю)

Тема 6. Регионы и страны мира. (22 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по
размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям ГП. Типы
стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного
развития; НИС и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности ГП, истории открытия и освоения, природно – ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально – экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии.
Тема 7. Россия в современном мире. (3 часа)
Россия на современной политической карте мира. Изменение ГП России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.
Россия в МХ и МГРТ; география отраслей её международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово – экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры страны. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны
СНГ. Участи е России в Международных социально – экономических и геоэкологических проектах.

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. (8 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества
жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
№

Раздел

1
2
3

Регионы и страны мира.
Россия в современном мире
Географические аспекты современных
глобальных проблем человечества

Колво
часов
22
3
8

Используемые УМК и информационное обеспечение
Пособия для учащихся




Методические пособия
для учителя









Максаковский В.П. География. 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2019
География. Атлас 10- 11 класс, М. 2019
Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. – М.: ВАКО, 2016
Довгань Г.Д. Социально-экономическая география мира в
определениях, таблицах и схемах. 10-11 классы. – М.: Ранок,
2013
Федоров О.Д География: тренировочные задания: 10-11 классы. – М.: 2018
В. П. Максаковский. «География. Рабочие программы. 10—11
классы»
В. П. Максаковский. «География. Рабочая тетрадь. 10—11
классы»
В. П. Максаковский. «География. Методические рекомендации. 10—11 классы»

Требования к уровню подготовки учащихся.
1. Знать и понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия
по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в
международном географическом разделении труда.
2. Уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития
природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за
природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социальноэкономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в
России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Примерный перечень практических работ
Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.
Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития
альтернативной энергетики.
Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.
Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.
Характеристика политико-географического положения страны.
Характеристика экономико-географического положения страны.
Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.
Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.
Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.
Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.
Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.
Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.
Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.
Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических
карт мира.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.
Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия,
Германия, США) на основе статистических данных.
Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.
Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.
Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.
Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.
Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.
Анализ международных экономических связей страны.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.
Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.
Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.
Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.
Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосх
Учебно-тематический план в 10 классе
№
п/п

1
2
3
4
5
9
Итого:

Название темы

Введение
Современная политическая карта
География мировых природных ресурсов
География населения мира
Научно-техническая революция и МХ
География отраслей мирового хозяйства

Количество
часов

1
5
6
7
6
9
34

Количество, в том числе
Практических
работ

Проверочных
работ

2
1
1
1
1
6

1
1
1
1
1
5

Учебно-тематический план в 11 классе
№
п/п

1
2
3
4
Итого:

Название темы

Регионы и страны мира
Россия в современном мире
Географические аспекты современных глобальных
проблем человечества
Итоговый контроль

Количество
часов

Количество, в том числе

27

Практических
работ
8

Проверочных
работ
4

3

1

-

3

1

-

1
34

1
10

5

Календарно - тематическое планирование учебного материала по курсу «География. 10 -11 классы»
10 класс - 34 часа (1 ч/нед)
№
п/п
Введение (1 час)
1

Тема урока

Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических
наук

Кол-во
часов

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (33 часа)
Раздел 1. Современная политическая карта мира (5 часов)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира.
Влияние международных отношений на политическую карту мира
Государственный строй стран мира Пр. раб. №1 Составление систематизирующей таблицы
«Государственный строй стран мира».
Понятие о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение Пр. раб.
№2 Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

1
1
1

6

Обобщающий урок по теме
Раздел 2. Природа и человек в современном мире
(6 часов)

1

7
8
9
10

Проблемы взаимодействия общества и природы
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы
Земельные, водные и биологические ресурсы
Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы, их виды Пр. раб. №3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология
Обобщающий урок по теме
Раздел 3. Населения мира
(7 часов)

1
1
1
1

Численность и воспроизводство населения
Демографическая политика
Состав (структура) населения
Размещение и миграция населения
Городское и сельское население. Урбанизация
Качество населения как комплексное понятие. География населения. Пр. раб. №4 Составление
сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Обобщающий урок по теме
Раздел 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство
(6 часов)

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

26

Характеристика научно-технической революции
Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда
Основные пространственные модели мирового хозяйства
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика
Факторы размещения производительных сил. Пр. раб. №5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
Обобщающий урок по теме
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства
(9 часов)
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира

27
28
29

Мировая электроэнергетика
Мировая горнодобывающая промышленность
Металлургическая промышленность. Машиностроение.

1
1
1

2
3
4
5

11
12

13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25

1

1
1

1

1

1

30
31
32
3334
35

Химическая, лесная и легкая промышленность. Пр. раб. № 6 Составление экономикогеографической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.
География сельского хозяйства и рыболовства
География транспорта мира
Основные формы всемирных экономических отношений

1
1
1

Обобщающий урок


№
п/п

1

11 класс - 33 часа (1 ч/нед)

Тема урока

Кол-во
часов

1
2

Раздел 6. Регионы и страны мира (27 часов)
Зарубежная Европа (8 часов)
Общая экономико – географическая характеристика Зарубежной Европы
Население стран Зарубежной Европы

1
1

3

Хозяйство стран Зарубежной Европы

1

4

Непроизводственная сфера стран Зарубежной Европы. Экологические проблемы

1

5

Географический рисунок расселения и хозяйства. Регионы Зарубежной Европы

1

6

Федеративная Республика Германия

1

7

Сравнение двух стран Зарубежной Европы Пр. раб. №1 Сравнительная характеристика двух
стран Зарубежной Европы
Обобщающий урок по теме

1

8

9

Зарубежная Азия. Австралия
(10 часов)
Общая экономико - географическая характеристика Зарубежной Азии Пр. раб. №2 Классификация стран Зарубежной Азии

1

1

10

Население стран Зарубежной Азии

1

11

Хозяйство стран Зарубежной Азии: пять центров экономической мощи

1

12

Китай

1

13

Хозяйство Китая Пр. раб № 3 Сравнение экономики трёх зон Китая: Западной, Центральной и
Восточной
Япония

1

Хозяйство Японии Пр. раб. № 4 Составление картосхемы международных экономических связей Японии
Индия

1

1

18

Комплексная характеристика Австралии Пр. раб. № 5 Составление картосхемы международных экономических связей Австралии
Обобщающий урок по теме

19
20

Африка (3 часа)
Общая экономико - географическая характеристика стран Африки
Субрегионы: Северная и Тропическая Африка. ЮАР

1
1

21

Обобщающий урок по теме

1

22
23

Общая экономико - географическая характеристика США
Макрорегионы США Пр. раб. № 6 Сравнение двух макрорегионов США

1
1

24

Канада. Социально - экономическая характеристика. Пр. раб. № 7 Составление программы

1

14
15
16
17

1

1

1

освоения территории Канады
25

Обобщающий урок по теме

1
Латинская Америка (2 часа)

26
27
28
29
30

31
32
33
34

Общая экономико - географическая характеристика Латинской Америки
1
Страны Латинской Америки. Бразилия. Пр. раб. № 8 Сравнительная характеристика двух
1
стран Латинской Америки
Россия в МХ и МГРТ, география отраслей её международной специализации
1
Крупнейшие торговые партнёры России. Структура внешнеторгового баланса. Формы внешнеэко1
номических связей
Участие России в международных организациях. Россия и СНГ Пр. раб. № 9 Составление карто- 1
схемы участия России в Международных организациях.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (3 часа)
Глобальные проблемы человечества
Глобальные проблемы человечества Пр. раб. № 10 Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества
Стратегия устойчивого развития
Итоговый контроль (1 час)
Итоговый контроль знаний за курс 11 класса

1
1
1
1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».