биология

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Биология» 5 – 9 классы
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на
основе следующих документов:
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию
протокол от 08.04.2015 №1 /15)
 Программа курса «Биология», 5-9 класс учебник под редакцией Пономаревой И.Н на
основе примерной программы основного общего образования по биологии. Издательство
«Вентана – Граф»-2019 г.
Рабочая программа обеспечена, учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1.
5 класс-Биология И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Москва .
Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
2. 6 класс - Биология И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Москва .
Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
3. 7 класс - Биология 7 класс: учебник /В.М. Константинов, В.Г. Бабенко,В.С. Кучменко.
Москва . Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
8 класс- Биология: Драгомилов А.Г, Марш Р.Д- 7е издание, перераб. - М.: Вентана –
Граф, 2019.

4.

5. Биология 9 класс: учебник /И.Н Пономарева, О.А Корнилова, Н.М. Чернова- 8
изд.,перераб.- Москва. Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
Программой отводится на изучение географии 337 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
5 класс- 34 ч, 1 час в неделю;
6 класс-34 ч, 1 час в неделю;
7 класс- 34 ч, 1 часа в неделю:
8 класс- 68ч, 2 часа в неделю;
9 класс – 66 ч, 2 часа в неделю.
2. Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой
природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор
содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,

нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного
здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные
предметы» обеспечивает:
• формирование системы биологических знаний как
компонента целостности научной карты мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с
объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных
результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные
линии:
— многообразие и эволюция органического мира;
— биологическая природа и социальная сущность человека;
— структурно-уровневая организация живой природы;
— ценностное и экокультурное отношение к природе;
— практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание
условий для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению
наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее
состояния.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными
результатами
освоения
программы основного общего образования являются:

основнойобразовательной

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

и

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средствадля дискуссии и аргументации
своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

использования,

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природеизакономерностях её развития,
для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование
первоначальных
систематизированных
представлений
о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье
человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,
видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли
человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения
экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».