ОДНКНР 5 кл 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОДНКНР для 5 классов составлена в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 №145ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ).
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010
г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования», с изменениями от 31 декабря 2015 г. №1577
3. Примерной программой основного общего образования по истории.
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г.
№ 253«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (c изменениями от 2017 года).
5. Учебным планом МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»
6. Историко-культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением
Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
7. Авторской программой по истории России для предметной линии учебников под
редакцией М. Т. Студиникина (Рабочая программа к учебнику М.Т. Студиникина
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5
класс/ М.Т. Студиникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 48с.).
Рабочая программа ориентирована на учебник под редакцией М.Т. Студиникина.
Данный учебник соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования.
Студиникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы
Светской этики. 5 класс. - М.: ООО «Русское слово- учебник».
В соответствии с учебным планом на изучение курса ОДНКНР в 5 классах
отводится 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории, культуре,

религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и сов местную деятельность с учителем и
сверстниками;
-работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Место
Предметные результаты:
-воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики;
- понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

Содержание учебного предмета (34 часа)

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России (2 часа)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности
граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление
государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.
Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к
символам государства.

Тема 2. Порядочность (1 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека:
справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства,
достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (2 часа)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения
совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее
цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить
по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.
Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение
доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что
значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон
доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (2 часа)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия,
милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям.
Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила
милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (1 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь —
намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного
покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (2 часа)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне
России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и
девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (2 часа)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль
— способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные.
Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой
Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение (4 часа)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское
многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого
человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших
городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Мужество (2 часа)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль,
преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в
чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей —
чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких
и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 11. Равнодушие и жестокость (2 часа)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки.
Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение
прав человека. Вред сквернословия.

Тема 12. Самовоспитание (3часа)

Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и
сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе.
Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и
отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования
и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Тема 13. Учись учиться (3 часа)

Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников
уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли.
Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания.
Сочетание труда умственного и физического.

Тема 14. Речевой этикет (2 часа)

Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и
завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых.
Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения
подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила
беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Тема 15. Мои права и обязанности (3 часа)

Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения
учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде.
Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в
школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Итоговое повторение (1 час)

№

Тема

1.

Введение

2.

Гражданин России

Ключевые задачи
8 класс

-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;

Формы работы

Кол-во часов

 Беседа
 Групповая работа

1ч.

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

2ч.

3.

Порядочность

-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания

 Беседа
 Работа в паре

1ч.

к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов и
дискуссий; -применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. -

включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных

4.

Совесть

ресурсов.
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения
- использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

2ч.

5.

Доверие и доверчивость

интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

1ч.

-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения
- использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
-включение в урок игровых

6.

Милосердие и сострадание

процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
-аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания

 Беседа
 Работа в парах
 Групповая работа

2ч.

к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастер-

класс, урок-исследование и др. включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных

7.

Правда и ложь

ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;

 Беседа
 Работа в парах
 Групповая работа

1ч.

групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых

8.

Традиции воспитания класса и

исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;

 Беседа
 Групповая работа

2ч.

-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
-включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего

9.

Честь и достоинство

школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям

 Беседа
 Работа в парах
 Групповая работа

2ч.

примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
-включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;

10. Терпение и терпимость

интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
-аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их

 Беседа
 Работа в паре
 Групповая работа

4ч.

познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
Учебно-развлекательные

мероприятия -включение в урок
игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.

11. Мужество

-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

2ч.

12. Равнодушие и жестокость

парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

3ч.

учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и

пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
Учебно-развлекательные
мероприятия
-включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;

13. Самовоспитание

- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

2ч.

мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
Учебно-развлекательные
мероприятия
-включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый

14. Учись учиться

опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,

 Беседа
 Групповая работа

3ч.

гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др.
Учебно-развлекательные
мероприятия -включение в урок
игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных отношений в
классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во

15. Речевой этикет

время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их

 Беседа

2ч.

познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. включение в урок игровых

процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.

16. Мои права и обязанности

-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке
интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

3ч.

парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, -

17. Повторение

аргументирования и отстаивания
своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.
-установление доверительных
отношений между учителем и его
учениками, способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения - использование
воспитательных возможностей
содержания учебного предмета
через демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения,
проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для
чтения, задач для решения, кейсов
и дискуссий;
-применение на уроке

 Беседа
 Дискуссия
 Групповая работа

1ч.

интерактивных форм работы
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий,
которые дают учащимся
возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
- занимательные уроки и
пятиминутки, урок - деловая игра,
урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование и др. включение в урок игровых
процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных
отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников.
-организация шефства
мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый

опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов,
-аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой и открытой
среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов,
открытых образовательных
ресурсов.

Тематическое планирование
Основы духовно-нравственной культуры народов России
5 класс (34 ч.)
№
урока
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Колво
часов
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2
1
1
3
1
1
1
2

Тема
Введение.
Что изучает предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
Россий»
Гражданин России
Гражданин России
Государственные символы России
Порядочность
Порядочность
Совесть
Совесть
Ответственность за свои дела
Доверие и доверчивость
Доверие и доверчивость
Милосердие и сострадание
Милосердие и сострадание
Милосердие в блокадном Ленинграде
Правда и ложь
Правда и ложь
Традиции воспитания
Традиции воспитания
Воспитание дворян
Честь и достоинство
Честь и достоинство
Честь и достоинство Александра Невского
Терпение и терпимость
Терпимость и терпение
Дети разных народов
Столовый этикет
Обобщение и систематизация знаний по разделу «Терпимость и терпение»
Мужество
Мужество
Мужество наших современников
Равнодушие и жестокость
Равнодушие и жестокость
Я люблю тебя, жизнь
Этикет посещения массовых мероприятий
Самовоспитание
Самовоспитание
Воспитание полководца Суворова
Учись учиться
Учись учиться
Коллективизм и справедливость
«Фруктовый» этикет
Речевой этикет

29
30
31
32
33
34

1
1
3
1
1
1
1
1

Речевой этикет
День вежливости
Мои права и обязанности
Мои права и обязанности
Устав школы
Этикет народов мира
Повторение
Зачет по предмету

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».