музыка

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Музыка» 5 – 8 классы
Рабочая программа по музыке ориентирована на учащихся 5- 8 классов и разработана
на основе следующих документов
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897);
2. Примерной основной образовательной программой начального общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобнауки РФ с
использованием:
1. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений» - 5-е изд. - М,: «Просвещение», 2015.-159 с.
2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 6 класса общеобразовательных
учреждений»- 5-е изд. - М,: «Просвещение», 2016.-159 с.
3. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 7 класса общеобразовательных
учреждений» - 6-е изд. - М,: «Просвещение», 2017.-159 с.
4. Сергеева Г.П, Критская Е.Д, Кашекова И.Э. «Искусство учебник для 8-9 класса
общеобразовательных учреждений» – 9-е изд. - М,: «Просвещение», 2018.- 191 с.
Программой отводится на изучение музыки 204 часа, которые распределены по классам
следующим образом
5 класс- 34 часа, 1 час в неделю;
6 класс- 34 часа, 1 час в неделю;
7 класс- 34 часа, 1 час в неделю;
8 класс- 34 часа, 1 час в неделю.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного
образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка
в современное информационное, социокультурное пространство.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно
образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки,
сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других
видов искусства.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические
технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции
искусства: восстановление эмоционально - энергетического тонуса подростков, снятие
нервно- психических перегрузок учащихся.

Программа предполагает развитие информационной культуры обучающихся, что
позволяет рассматривать и изучать явления и события искусства. Таким образом,
обучающиеся погружаются в информационно-культурное пространство.
Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую
систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру
и развитие эстетической культуры через организацию обучающимися самостоятельной
или совместной деятельности с учителем, родителями, одноклассниками.
Цель программы – развитие искусства и музыкальной культуры школьников как
социокультурную форму освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
o Актуализация имеющегося опыта общения с искусством;
o

Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений,
запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт
поколений;

o

Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала,
ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с
искусством.

o

углубление
художественно-познавательных
интересов
интеллектуальных и творческих способностей подростков;

o

Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании
музыкального образа, общих и специфических средств художественной
выразительности разных видов искусства.

и

развитие

Критерии оценки:
o
эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства,
стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
o

осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства
(усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей,
видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических
представлений);

o

воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированной
практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

o

личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об
их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров
прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

o

перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического
воспитания и художественного образования, в изучении других школьных
предметов; их представленность в межличностном общении и создании
эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с
помощью:
o
контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
o

творческих работ;

o

организации проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей
защитой полученных результатов

Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы
отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в
постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры.
Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие
иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает
самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.
К основным методическим принципам программы относятся принцип
увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного
отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение,
активное включение в процесс художественно-образного музицирования).
Принцип триединства деятельности композитора- исполнителя-слушателя
ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с
музыкой.
Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе
выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений
и освоения музыкального языка.
Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития
музыкальной культуры.
Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и
профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и
выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики,
различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох
культур.
Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их
эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на
полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных
условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.
В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
- Хоровое, ансамблевое и сольное пение
-

Пластическое интонирование

-

Музыкально-ритмические движения

-

Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)

- Инсценированное (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных
программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства

пьес

♦♦♦ Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной
речи

-

Размышления о музыке

-

Художественные импровизации

- Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность
Реализация данной программы предполагает использование тех методов
художественной
педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области
музыкальной педагогики.
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает
организацию совместной деятельности учителя и учащихся с разных сторон:
- Понимание художественной значимости данного сочинения в контексте
культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей
восприятия современного слушателя
- Осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на
формирование личных установок учащихся
- Усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень
развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.
Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение,
дискуссия и другие.
Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается
на проблему вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие
способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения
композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между
отдельными художественными явлениями.
Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:
- Вокализации
-

Пластическом интонировании музыки

-

Ориентации на нотную запись

-

Импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока.
Метод концентричности организации музыкального
материала Рассматривается в двух направлениях:
1. Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же
произведений с разными задачами).
2. Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное
произведение опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.
Метод за бегания вперед и возвращение к пройденному.
Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального
обучения различных видов музыкальной деятельности.
Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную
деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки.
Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм,
правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней
активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки

вне зависимости от развитости его способностей, умений.
Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной
деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью
творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.
Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении
творческой задачи.
Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального
произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных
характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.
Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в
самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.
Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления.
Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Цифровой диктант - метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить
знание музыкального материала.
Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным
содержанием.
В программе для 5 -х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их
взаимодействии с художественными образцами других искусств: литературы (проза,
поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика,
книжные иллюстрации), театра (опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино.
Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной
школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических
подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной
школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в
основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства,
сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в
музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на
расширение опыта эмоционально ценностного отношения к произведениям искусства,
опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного
отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о
музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание
потребности в музыкальном самообразовании.
В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по
теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое
построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими
наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая
музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает
изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает. Кроме того, она призвана
научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить
приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность,
вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов.
При реализации содержания программы основными видами практической
деятельности на уроке являются:
• слушание музыки,

•

выполнение проблемно-творческих заданий,

•

хоровое и сольное пение.

Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах - «Что
стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы
не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать
живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет
показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми
искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте - они
рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения
академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты
из опер, балетов, симфоний, концертов.
Многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных
обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений
хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного
содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе,
должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников
должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как
связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой
предстоит учащимся в старших классах.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
 литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и
Людмила»,
стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя...»,
«музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и
литературы - интонация, предложение, фраза);
 изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж;
общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс,
музыкальная краска);


историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);



мировой
художественной
направления

культурой

(особенности

художественного

«импрессионизм»);
 русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение
текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма
«описание»);


природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим
миром, природой).

В отличие от предыдущего класса, программа 6 класса обращена главным образом
к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности.
Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры,
динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители
многообразного мира чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в
программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной
выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека. Особое значение в

основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения
учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке
как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание
потребности в музыкальном самообразовании.
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме
«В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка души»,
«Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в
самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь
сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его
чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение
учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая
бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу
учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется
двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью
средств художественной выразительности».
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных
фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение)
предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника,
дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной
фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием
учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических
жанров, инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов,
симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из
народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных
произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.
Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки,
должны непрерывно возрастать. Художественный
и
жизненный
кругозор
шестиклассников должны расширяться.
В 7 классе в соответствии с предложенной программой раскрывается содержание в
двух крупных разделах - «Музыкальный образ. Музыкальная драматургия», Тема года:
«Содержание и форма в музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом
простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием
того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства,
мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников
жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд
художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).
Актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в
музыке. Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке
неразрывно связаны между собой, образуя некую магическую единственность
художественного замысла и его воплощения. Учитываются концептуальные положения
программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется
сущность определения «форма в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и
современность в музыке» обращена к воплощению проблемы вечной связи времён.
Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких
традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется
возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают
идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных
течений. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир
человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве
прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для

музыкального искусства.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических
жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер,
балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий
из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных
произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино.
Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки,
звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и
жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.
В 8 классе программе представлено следующими содержательными линиями:
«Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве».
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного
представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов
учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное
искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как
культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных
профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и
специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и
их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства,
взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их
творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное
своеобразие и особенности региональных традиций.
Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы,
их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и
литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть,
возвышенное и земное. Единство формы и содержания произведения искусства.
Современность в музыке и литературе.
Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика,
архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной
выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи,
материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества:
формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката,
открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями
декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного
искусства: перформанс, акция, коллаж и др.
Пространственно-временные
искусства.
Средства
художественной
выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный
художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью
народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как
синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности.
Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.
Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область
художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений,
обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной
технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация,
художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе.
Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого
творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и
с использованием компьютера.
Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение
театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Мультимедийное искусство.

Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и
возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений
искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения
действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал.
Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового
телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие
телевидения на человека. Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном
информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение
духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных
видах искусства, специфика восприятия выразительных средств разных видов искусства.
Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».