Астрономия 2021-2022

Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования. (ФКГОС
СОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ; примерной
программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (базовый
уровень) учебного предмета АСТРОНОМИЯ 11 класс. (авторы программы Б.А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут, М.: Дрофа, 2013г.), рекомендованная письмом департамента
государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.07.2005г. №03-1263.Рабочая программа
по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Б.А.
Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании рабочей программа по астрономии предполагается реализовать актуальные в настоящее
время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые
определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной
деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной
компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания
образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование
компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие
совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые
содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития
познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы,
отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и
рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает
взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных
компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и
развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития
физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия
мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных
занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных
качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество,
нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на
передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику
адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и
профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям,
самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу,
искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию
с людьми.
В соответствии с этим реализуется программа «Астрономия 11 класс», Б.А. ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут, в объеме 35 часов.
Основой целеполагания является
обновление требований к уровню подготовки
выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного
стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов,

достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным
результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые
отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном
стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой
деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса
физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ
учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных
результатов в виде
сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое
внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной
учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в
том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать
задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый
результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять
характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые
функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям,
критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения,
доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм
учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при
сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих
заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность
на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель
учебно-исследовательской
деятельности
—
приобретение
учащимися
познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными
способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в
активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и
преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от
фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная
схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает
актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков
работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к
выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и
анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации
информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно
повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих
учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения
других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования
как средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается
использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера,
болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика,
горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика,
космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной
сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный
Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их
систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их
классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор,
туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика,
ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст
небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их
химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния,
светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная
активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно,
Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского,
Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных
телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с
использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Содержание курса
I. Введение в астрономию (2 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь
астрономии с другими науками, значение астрономии).
II. Практические основы астрономии (6 ч)
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в
течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение
горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года
(экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца
и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и
географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между
склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь
времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
III. Строение солнечной системы (7 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет,
сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной
системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира,
становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел
(три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного
тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение
расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по
параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
IV. Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли,
солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны,
лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности).
Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и

метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение
астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие
комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
V. Солнце и звезды (5 ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца
(фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее
строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца).
Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение,
радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд
(определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины).
Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект
Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура,
спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между
физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "массасветимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и
физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые
спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические
переменные звезды, новые и сверхновые).
VI. Строение и эволюция Вселенной (8 ч)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в
ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров,
расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик,
квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение
Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение
и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение
планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной
системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс
№

Тема урока

Тип урока

1/1

Предмет астрономии.
Звездное небо

Урок изучения нового
материала

2/2

Изменение вида звездного
неба в течение суток

Комбинированный урок

3/3

Изменение вида звездного
неба в течение года

применение
знаний и
умений

4/4

Способы определения
географической широты

Комбинированный урок

5/5

Основы измерения времени

Комбинированный урок

6/6

Контрольная работа № 1
Введение в астрономию

Урок контроля

7/1

Видимое движение планет.
Развитие представлений о
Солнечной системе

Урок изучения нового
материала

8/2

Законы Кеплера — законы
движения небесных те
Обобщение и уточнение
Ньютоном законов Кеплера

Комбинированный урок
применение
знаний и
умений

9/3

Содержание
Введение в астрономию
Что изучает астрономия, роль наблюдений в
астрономии, связь астрономии с другими
науками, значение астрономии. Что такое
созвездие, основные созвездия

Требования к уровню
подготовки

Вид
контроля

Д/З

Тест

§ 1§ 2

Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная
система координат, изменение горизонтальных
координат, кульминации светил
Экваториальная система координат, видимое
годичное движение Солнца, годичное
движение Солнца и вид звездного неба

Фронтальный
опрос

§ 3. упр.
3 (4)

Самостоятель
ная работа

§ 4. упр.
3 (3).

Высота Полюса мира и географическая широта
места наблюдения, суточное движение звезд на
разных широтах, связь между склонением,
зенитным расстоянием и географической
широтой.
Связь времени с географической долготой,
системы счета времени, понятие о
летосчислении
Введение в астрономию

Взаимопрове
рка

§ 5.
упр.З (5)

Фронтальный
опрос

§6

Контрольная
работа

§6

Самостоятель
ная работа

§ 7, § 8

Тест

§9

Решение
задач

§ 10

Строение Солнечной системы
Петлеобразное движение планет,
конфигурации планет, сидерические и
синодические периоды обращения планет.
Астрономия в древности, геоцентрические
системы мира, гелиоцентрическая система
мира, становление гелиоцентрического
мировоззрения
Три закона Кеплера
Закон всемирного тяготения, возмущения,
открытие Нептуна, законы Кеплера в
формулировке Ньютона

Дата
План Факт

Определение расстояний до
тел Солнечной системы и
размеров небесных тел
Контрольная работа №
2«Строение Солнечной
системы»

Комбинированный урок

12/1

Система «Земля — Луна»

13/2

Природа Луны

Урок изучения нового
материала
Комбинированный урок

14/3

Планеты земной группы

Комбинированный урок

Физическая природа тел Солнечной системы
Основные движения Земли, форма Земли. Луна
— спутник
Земли. Солнечные и лунные затмения.
Физические условия на Луне, поверхность
Луны, лунные
породы.
Общая характеристики атмосферы,
поверхности

15/4

Планеты-гиганты

Комбинированный урок

16/5

Астероиды и метеориты
Кометы и метеоры

Комбинированный урок

17/6

Контрольная работа №
3«Физическая природа тел
Солнечной системы»

Урок контроля

18/1

Общие сведения о Солнце

Урок изучения нового
материала

19/2

Строение атмосферы Солнца

Комбинированный урок

20/3

Источники энергии и
внутреннее строение Солнца

Комбинированный урок

10/4

11/5

Урок контроля

Определение расстояний по параллаксам
светил, радиолокационный метод, определение
размеров тел Солнечной системы
Строение Солнечной системы

Тест

§ 11

Контрольная
работа

§ 11

Тест

§ 12

Тест

§ 13

Фронтальный
опрос

§14 3(1)

Общая характеристика, особенности строения,
спутники

Самостоятель
ная работа

§ 15 3(2)

Закономерность в расстояниях планет от
Солнца и пояс
астербидов. движение астероидов, физические
характеристики астероидов,
метеориты. Открытие комет, вид, строение,
орбиты, природа комет,
метеоры и болиды, метеорные потоки.
Физическая природа тел Солнечной системы

Самостоятель
ная работа

§ 16, §
17 3(2)

Солнце и звезды
Вид в телескоп, вращение, размеры, масса,
светимость,
температура Солнца и состояние вещества на
нем, химический состав
Фотосфера, хромосфера, солнечная корона,
солнечная
активность.
Протон -протонный цикл, понятие о моделях
внутреннего
строения Солнца.

Контрольная
работа
Фронтальный
опрос

§ 18

Тест

§19(1)

Самостоятель
ная работа

§ 20

21/4

Солнце и жизнь Земли

Комбинированный урок

22/5

Расстояние до звезд

Комбинированный урок

23/6

Пространственные скорости
звезд

применение
знаний и
умений

24/7

Физическая природа звезд

Комбинированный урок

25/8

Связь между физическими
характеристиками звезд

Комбинированный урок

26/9

Двойные звезды. Физические
переменные, новые и
сверхновые звезды

Комбинированный урок

27/1
0

Контрольная работа №
4«Солнце и звезды»

Урок контроля

28/1

Наша Галактика

Урок изучения нового
материала

29/2
30/3

Другие галактики
Метагалактика

Комбинированный урок

Перспективы использования солнечной
энергии, коротковолновое излучение,
радиоизлучение, корпускулярное излучение,
проблема «Солнце — Земля»
Определение расстояний по годичным
параллаксам,
видимые и абсолютные звездные величины
Собственные движения и тангенциальные
скорости звезд,
эффект Доплера и определение лучевых
скоростей звезд

Тест

§ 21

Решение
задач

§ 22

Решение
задач

§23

Цвет, температура, спектры и химический
состав, светимости, радиусы, массы, средние
плотности
Диаграмма «спектр—светимость»,
соотношение «масса— светимость», вращение
звезд различных спектральных классов
Оптические и физические двойные звезды,
определение
масс звезд из наблюдений двойных звезд,
невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие
физические переменные звезды, новые и
сверхновые.
Солнце и звезды

Фронтальный
опрос

§ 24

Тест

§ 24

Взаимопрове
рка

§25 3(3),
§ 26 3
(2)

Строение и эволюция Вселенной
Состав — звезды и звездные скопления,
туманности, межзвездный газ, космические
лучи и магнитные поля; строение Галактики,
вращение Галактики и движение звезд в ней;
радиоизлучение. Открытие других галактик,
определение размеров, расстояний и масс
галактик; многообразие галактик,
радиогалактики и активность ядер галактик,
квазары
Системы галактик и крупномасштабная
структура Вселенной, расширение
Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной»,
космологические модели Вселенной.

Контрольная
работа
Тест

§ 27,28§
29

Фронтальный
опрос

§ 30

32/5

Происхождение и эволюция
звезд
Происхождение планет

Комбинированный урок
применение
знаний и
умений

33/6

Жизнь и разум во Вселенной

Комбинированный урок
Урок контроля

31/4

34

35

Контрольная работа №
5«Строение и эволюция
Вселенной»
Астрономическая картина
мира

Заключител
ьная лекция

Возраст галактик и звезд, происхождение и
эволюция звезд.
Возраст Земли и других тел Солнечной
системы, основные закономерности в
Солнечной системе, первые космогонические
гипотезы, современные представления о
происхождении планет.
Эволюция Вселенной и жизнь, проблема
внеземных цивилизаций
Строение и эволюция Вселенной

Фронтальный
опрос
Тест

§ 31
§ 32

§ 33
Контрольная
работа

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».