Человек-общество-мир 8 класс 2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

МО
учителей
гуманитарного цикла

Директор

Руководитель МО

Глушкова В.В.
.

Федорова Н.В.

Приказ № 156 – д
от «28» августа 2023 г.

Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Человек-общество-мир»
8 КЛАСС

с. Большебрусянское 2023 г.

Пояснительная записка
Курс «Человек – общество – мир» для 8 класса основной школы предназначен для
обучающихся 8 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной
образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук
(социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в
адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (1час в неделю) и включает 5 тем, охватывающих
как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся
системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической,
духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы,
которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными
источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются
разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
«Промежуточное тестирование. Обществознание 8 класс» автор Калачёва Е.Н.
Цель
курса: формировать
более
глубокие
представления
о
базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями;
- содействовать получению дополнительных знаний по предмету обществознание;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том
числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
- формирование жизнестойкости учащихся подросткового возраста, через тему
«Человек среди людей»;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Основные методы и формы работы: Достижение поставленных целей, успешное
овладение учебным содержанием данного курса предполагает использование разнообразных
средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе:
метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения,
объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый. Используются формы организации
деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, парная, коллективная.
1. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении
содержания
курса
по
обществознанию,
являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной
и
государственной
жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества,
в
благополучии
и
процветании
своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
(производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии,

экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать
оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных
требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих
трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Межпредметные связи.
История: формирование единой с историей системы понятий, структуры
общественных связей.
Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа

мира через достижения человеческой культуры.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий.
Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира
человеческим обществом.
Материально-техническое оснащение:
 компьютер;
 интерактивная доска
1. Содержание курса
Введение (1ч.)
Значение обществознания для человека.
Тема 1. Современное общество. (4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе
развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути
гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира.
Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа.
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная
оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь.
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы
приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность
и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.

4. Политика и право. (8ч.)
Основы
Конституционного
строя
Российской
федерации.
Принципы
конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и
общества. Право на доступ к культурным ценностям.
1. Итоговое повторение (2 ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и
термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и
объектов;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Воспитательные задачи
Воспитательные задачи определяются спецификой такого важного мировоззренческого
предмета, как «Обществознание». Одной из главных задач школьного курса «Обществознание»
является формирование гражданской общероссийской идентичности. С этим связана
воспитательная задача повышения гражданской активности, осознания и реализации прав и
обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового
сознания. Не менее важно в ходе изучения курса решение такой государственной задачи, как

воспитание патриотизма. Патриотическая основа обществоведческого образования имеет цель
воспитать у молодого поколения гордость за свою страну. Патриотическое воспитание
осуществляется через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения.
Также в течении всего курса решаются такие воспитательные задачи: воспитание через
личностное «проживание» проблем, представленных в материале урока, формирование навыка
публичного выступления перед аудиторией, формирование умения аргументировать и
отстаивать своею точку зрения. формирование навыка уважительного отношения к чужим
идеям

Тематическое планирование курса «Человек – общество – мир»
№ п/п
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13
14

Названия тем
Введение. Значение обществознания
для человека

Количество
часов
1

Тема 1. Современное общество
Общество – динамичная саморазвивающаяся
система
На пути к современной цивилизации
Глобальные проблемы современности
Социальные конфликты и пути их решения.

4
1

Тема 2. Человек среди людей
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная
структура.
Неравенство
и
социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика,
моральные ценности и идеалы. Моральная оценка.
«Золотое
правило
нравственности».
Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное
решение.

9
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1

15
16
17

18
19
20
21
22
23

24

25

26
27
28
29
30
31

32
33
34

Тема 3. Экономическая сфера жизни
общества
Экономика и её роль в жизни общества
Экономические системы. Разбор ситуаций
Право собственности. Виды собственности.
Правомочия
собственника.
Способы
приобретения
права
собственности.
Приватизация. Защита прав собственности.
Собственность
и
несовершеннолетние.
Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность
ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами.

9

Тема 4. Политика и право
Основы Конституционного строя Российской
федерации.
Принципы
конституционного
устройства Р.Ф.
Участие граждан в политике и управлении.
Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Органы государственной власти Российской
федерации.
Правоохранительные органы в Российской
федерации.
Административное
и
уголовное
законодательство о несовершеннолетних.

8
1

Тема 5. Духовная жизнь общества
Формы и разновидности культуры
Образование и самообразование
Итоговое повторение

Список используемой литературы:

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

2
1
1
1

1. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н.
Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М.,
3. Конституция РФ.- М.,2015
4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 1998
5. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
6. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
7. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
8. Сборник кодексов РФ. – М.,2002
9. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./
Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
10. Интернет-ресурсы
Литературадля учителя
1. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997.
2. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999.
3. УМК по обществознанию
4. Обществознание.Реализация ФГОС основного общего образовани: методическое
пособие для учителей/Е.К.Калуцкая, О.А. Французова- М: ФГБНУ «Институт развития
образования РАО», -2022.-138 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Дополнительная литература для учащихся
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание,
перераб. М.. 1995.
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
Прикладная экономика. М., 1993.
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб.,
1995.
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М.,
1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».