Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей гуманитарного цикла Директор Руководитель МО Глушкова В.В. . Федорова Н.В. Приказ № 156 – д от «28» августа 2023 г. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Человек-общество-мир» 8 КЛАСС с. Большебрусянское 2023 г. Пояснительная записка Курс «Человек – общество – мир» для 8 класса основной школы предназначен для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы и построен на основе государственной образовательной программы по обществознанию и программы под редакцией Л.Н. Боголюбова. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 8 класса педагогически целесообразной форме. Курс рассчитан на 34 учебных часа (1час в неделю) и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации в 9 классе, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9 классы» При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия. Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Промежуточное тестирование. Обществознание 8 класс» автор Калачёва Е.Н. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях. Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями; - содействовать получению дополнительных знаний по предмету обществознание; - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - формирование жизнестойкости учащихся подросткового возраста, через тему «Человек среди людей»; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях. Основные методы и формы работы: Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного курса предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый. Используются формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, парная, коллективная. 1. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса: Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Межпредметные связи. История: формирование единой с историей системы понятий, структуры общественных связей. Литература: общая с обществознанием ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры. География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий. Биология: представление о науке как об особом и самостоятельном способе познания мира человеческим обществом. Материально-техническое оснащение: компьютер; интерактивная доска 1. Содержание курса Введение (1ч.) Значение обществознания для человека. Тема 1. Современное общество. (4 ч.) Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества. Социальные конфликты, пути их решения. Тема 2. Человек среди людей. (9ч.) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. 4. Политика и право. (8ч.) Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Власть. Роль политики в жизни общества. Правоохранительные органы в Российской федерации. Органы государственной власти Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.) Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. 1. Итоговое повторение (2 ч.) Требования к уровню подготовки учащихся: - знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины; - называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их; - сравнивать изученные социальные явления и объекты; - приводить собственные примеры; - давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения. Воспитательные задачи Воспитательные задачи определяются спецификой такого важного мировоззренческого предмета, как «Обществознание». Одной из главных задач школьного курса «Обществознание» является формирование гражданской общероссийской идентичности. С этим связана воспитательная задача повышения гражданской активности, осознания и реализации прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Не менее важно в ходе изучения курса решение такой государственной задачи, как воспитание патриотизма. Патриотическая основа обществоведческого образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну. Патриотическое воспитание осуществляется через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения. Также в течении всего курса решаются такие воспитательные задачи: воспитание через личностное «проживание» проблем, представленных в материале урока, формирование навыка публичного выступления перед аудиторией, формирование умения аргументировать и отстаивать своею точку зрения. формирование навыка уважительного отношения к чужим идеям Тематическое планирование курса «Человек – общество – мир» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Названия тем Введение. Значение обществознания для человека Количество часов 1 Тема 1. Современное общество Общество – динамичная саморазвивающаяся система На пути к современной цивилизации Глобальные проблемы современности Социальные конфликты и пути их решения. 4 1 Тема 2. Человек среди людей Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь Межличностные конфликты, их конструктивное решение. 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема 3. Экономическая сфера жизни общества Экономика и её роль в жизни общества Экономические системы. Разбор ситуаций Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. 9 Тема 4. Политика и право Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р.Ф. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 8 1 Тема 5. Духовная жизнь общества Формы и разновидности культуры Образование и самообразование Итоговое повторение Список используемой литературы: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002. 2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 3. Конституция РФ.- М.,2015 4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права. – М.., 1998 5. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000 6. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова 7. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011. 8. Сборник кодексов РФ. – М.,2002 9. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000 10. Интернет-ресурсы Литературадля учителя 1. Никитин А.Ф. Право и политика. – М., 1997. 2. Мушинский В.О. Азбука гражданина. – М., 1999. 3. УМК по обществознанию 4. Обществознание.Реализация ФГОС основного общего образовани: методическое пособие для учителей/Е.К.Калуцкая, О.А. Французова- М: ФГБНУ «Институт развития образования РАО», -2022.-138 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Дополнительная литература для учащихся Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993. Прикладная экономика. М., 1993. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.