Занимательная биология 6 класс 2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»

РАССМОТРЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла
Руководитель МО
Уфимцева Ю.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Глушкова В.В.
.
Приказ № 156 – д
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Занимательная биология»
6 КЛАСС

с. Большебрусянское 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная биология» составлена с учетом:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом от 17.12.2010г. №1897;
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», утверждённая приказом от 28.08.2023
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Большебрусянская
СОШ №7»;
Годовой календарный график образовательного процесса МБОУ «Большебрусянская
СОШ №7» на 2023-2024 учебный год;
Учебный план основного общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на
2023-2024
Рабочая программа «Занимательная биология» является частью образовательной
программы школы, и предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся биологией.
Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно
сформулировать следующим образом:
 - научить организовать свою деятельность;
 - научить объяснять явления действительности;
 - научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и экологических
ценностей;
 - сформировать ключевые навыки;
 - подготовить к профессиональному выбору.
Это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую
профессию они изберут.
Разработка путей и способов помощи школьникам – одна из первостепенных и
неотложных задач современной школы.
Содержание данного курса расширяет представление учащихся о строении,
физиологических процессах и разнообразии растений, лекарственных травах,
используемых в медицине, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи.
Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует
на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию
биологии.
Данный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции,
семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют
теоретические знания по биологии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а
также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в
том числе и Интернета).
Цели курса. Расширение знаний учащихся о растениях, применении их в медицине,
оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего обучения.
Задачи курса – предоставить учащимся возможность:
 реализовать интерес к биологии и применять знания о растениях в повседневной
жизни;
 совершенствовать свои экспериментальные умения;
 развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной
литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал,
делать выводы;
 активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Завершает курс интеллектуальная игра.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по лабораторным и практическим
работам, тест, подготовка и защита рефератов.

Требования к уровню усвоения курса
После изучения данного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений,
грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;
2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и превращения
энергии в экосистемах;
уметь:
1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных
организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи
человека и окружающей среды;
2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием
растений, сезонными изменениями в природе;
3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на
живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные
растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения;
4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
6. определять
принадлежность
биологических
объектов
к
определенной
систематической группе (классификация);
7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий
деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы;
8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в
биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в
различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с
использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями;
2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

Учебно- тематический план курса
№
п/п

Название темы

Общее
количество
часов

Распределение часов
Теория Практика Контр
оль

Растительный мир как составная часть
природы. Многообразие растительного
мира.
Значение растений в жизни человека.
Основные признаки живого организма.
Экскурсия № 1.
Разнообразие растений. Осень в жизни
растений.

1

1

1
1
1

1
1

ВВЕДЕНИЕ – 4ч.

1.

2.
3.
4.

СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА –

5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.

Клетка – структурная и
функциональная единица растения.
Лабораторная работа №1. Строение
различных клеток растений.
Практическая работа № 1.
Модель растительной клетки.
Химический состав растительных
клеток. Ароматы различных растений,
их роль в природе, применение
человеком.
Практическая работа № 2.
Поступление веществ в растительную
клетку.
Жизнедеятельность органоидов
клетки.
Лабораторная работа №2. Строение
ткани растений.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ПИТАНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВРАСТЕНИИ – 8 ч.

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.

19.

Что и как «едят» растения?
Поглощение воды и минеральных
веществ корнем.
Практическая работа № 3.
Поступление воды в корень.
Дыхание корней.
Значение воды и минеральных
веществ в жизни растений.
Практическая работа № 4.
Выращивание растений при разной
концентрации веществ. Подкормка
растений.
Фотосинтез. Космическая роль
зеленых растений.
Лабораторная работа №3.
Образование крахмала на свету в
листьях растений.
Значение фотосинтеза в природе и
народном хозяйстве.

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7ч.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ – 3 Ч.

20.
21.
22.

Дыхание растений и его значение.
Биологические основы хранения
семян и овощей.
Загрязнение воздуха и его влияние
на дыхание.

1
1

1
1

1

1

РАЗМНОЖЕНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ – 5ч.

Размножение и его биологическое
значение в жизни растений.
24.
Практическая работа № 5.
Размножение комнатных растений
различными способами.
25.
Рост и развитие растительного
организма.
26.
Периодичность роста. Покой и его
значение в жизни растений.
Стимуляторы роста.
27.
Влияние внешних и внутренних
факторов на развитие растений.
Управление ростом и развитием
растений.
РАСТЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ – 4 ч.
28.
Удивительные растения родного
края.
29.
Экология жилища. Комнатные
растения.
30.
Растения – индикаторы состояния
окружающей среды. Индикаторы
загрязнения.
31.
Лекарственные растения.
РАСТЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ – 3 ч.
32. Биоценоз – природное сообщество.
33. Практическая работа № 6.
Цепи питания.
34. Итоговое занятие. Урок-турнир.
ИТОГО:
23.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1
34 часов

23 часа

+

1

+

1
11 часов

+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».