Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» РАССМОТРЕНО МО учителей естественнонаучного цикла Руководитель МО Уфимцева Ю.А. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Глушкова В.В. . Приказ № 156 – д от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Занимательная биология» 6 КЛАСС с. Большебрусянское 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная биология» составлена с учетом: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом от 17.12.2010г. №1897; МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», утверждённая приказом от 28.08.2023 Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»; Годовой календарный график образовательного процесса МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024 учебный год; Учебный план основного общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024 Рабочая программа «Занимательная биология» является частью образовательной программы школы, и предназначена для учащихся 6 класса, интересующихся биологией. Важнейшие задачи современного общего образования в школах РФ можно сформулировать следующим образом: - научить организовать свою деятельность; - научить объяснять явления действительности; - научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и экологических ценностей; - сформировать ключевые навыки; - подготовить к профессиональному выбору. Это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут. Разработка путей и способов помощи школьникам – одна из первостепенных и неотложных задач современной школы. Содержание данного курса расширяет представление учащихся о строении, физиологических процессах и разнообразии растений, лекарственных травах, используемых в медицине, рассматривает способы оказания первой медицинской помощи. Актуальность данного курса подкрепляется его практической значимостью – ориентирует на профессии, связанные с медициной, и способствует повышению интереса к познанию биологии. Данный курс предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы (которые не только дополняют теоретические знания по биологии, но и актуализируют практические умения), экскурсии, а также самостоятельные работы с использованием различных источников информации (в том числе и Интернета). Цели курса. Расширение знаний учащихся о растениях, применении их в медицине, оказание помощи в выборе профиля для дальнейшего обучения. Задачи курса – предоставить учащимся возможность: реализовать интерес к биологии и применять знания о растениях в повседневной жизни; совершенствовать свои экспериментальные умения; развивать общеучебные умения – работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы; активизировать самостоятельность и творчество при решении практических задач. Программа курса рассчитана на 34 часов. Завершает курс интеллектуальная игра. Формы контроля усвоения материала: отчеты по лабораторным и практическим работам, тест, подготовка и защита рефератов. Требования к уровню усвоения курса После изучения данного курса учащиеся должны: знать/понимать: 1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона; 2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение и превращения энергии в экосистемах; уметь: 1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; 2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; 3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; 4. выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 5. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 6. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 7. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 8. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями; 2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; 3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 4. выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. Учебно- тематический план курса № п/п Название темы Общее количество часов Распределение часов Теория Практика Контр оль Растительный мир как составная часть природы. Многообразие растительного мира. Значение растений в жизни человека. Основные признаки живого организма. Экскурсия № 1. Разнообразие растений. Осень в жизни растений. 1 1 1 1 1 1 1 ВВЕДЕНИЕ – 4ч. 1. 2. 3. 4. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА – 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Клетка – структурная и функциональная единица растения. Лабораторная работа №1. Строение различных клеток растений. Практическая работа № 1. Модель растительной клетки. Химический состав растительных клеток. Ароматы различных растений, их роль в природе, применение человеком. Практическая работа № 2. Поступление веществ в растительную клетку. Жизнедеятельность органоидов клетки. Лабораторная работа №2. Строение ткани растений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ПИТАНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВРАСТЕНИИ – 8 ч. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Что и как «едят» растения? Поглощение воды и минеральных веществ корнем. Практическая работа № 3. Поступление воды в корень. Дыхание корней. Значение воды и минеральных веществ в жизни растений. Практическая работа № 4. Выращивание растений при разной концентрации веществ. Подкормка растений. Фотосинтез. Космическая роль зеленых растений. Лабораторная работа №3. Образование крахмала на свету в листьях растений. Значение фотосинтеза в природе и народном хозяйстве. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7ч. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ – 3 Ч. 20. 21. 22. Дыхание растений и его значение. Биологические основы хранения семян и овощей. Загрязнение воздуха и его влияние на дыхание. 1 1 1 1 1 1 РАЗМНОЖЕНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ – 5ч. Размножение и его биологическое значение в жизни растений. 24. Практическая работа № 5. Размножение комнатных растений различными способами. 25. Рост и развитие растительного организма. 26. Периодичность роста. Покой и его значение в жизни растений. Стимуляторы роста. 27. Влияние внешних и внутренних факторов на развитие растений. Управление ростом и развитием растений. РАСТЕНИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ – 4 ч. 28. Удивительные растения родного края. 29. Экология жилища. Комнатные растения. 30. Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Индикаторы загрязнения. 31. Лекарственные растения. РАСТЕНИЯ В СООБЩЕСТВАХ – 3 ч. 32. Биоценоз – природное сообщество. 33. Практическая работа № 6. Цепи питания. 34. Итоговое занятие. Урок-турнир. ИТОГО: 23. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часов 23 часа + 1 + 1 11 часов +