Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» РАССМОТРЕНО МО учителей естественнонаучного цикла Руководитель МО Уфимцева Ю.А. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Глушкова В.В. . Приказ № 156 – д от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Занимательная химия» 8 КЛАСС с. Большебрусянское 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Занимательная химия» составлена с учетом: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом от 17.12.2010г. №1897; МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», утверждённая приказом от 28.08.2023 Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»; Годовой календарный график образовательного процесса МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024 учебный год; Учебный план основного общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024 Авторской программой 8-9 классы: Габриелян О.С.,А.В. Купцова.-4 е изд. – М.:Дрофа, 2017. Химия. 7—9 классы : Рабочие программы / сост.Т. Д. Гамбурцева. — 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа,2015. — 159, [1] с. Авторской программы на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 7-8 класса. Цели и задачи: Удовлетворить познавательные запросы детей. Развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике. Расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент. Сформировать навыки элементарной исследовательской работы. Расширить знания учащихся по химии, экологии, научить применять коммуникативные и презентационные навыки, научить оформлять результаты своей работы. Развить умение проектирования своей деятельности. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Продолжить развивать творческие способности, воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе. Совершенствовать навыки коллективной работы, способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности. «Точка роста» Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста» научной и технологической направленности. естественно Цель и задачи Умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов». Описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых величинах, терминологии. В табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин). В графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами в виде математических уравнений. Давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение. В основу образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий. На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 недели), что соответствует учебному плану и годовому календарному графику на 2023-2024 учебный год. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностными результатами изучения курса являются следующие умения: Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная химия» является: Формирование универсальных учебных действий (УУД). первоначальные представления об идеях и о методах химии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических проблем и представлять ее в понятной форме. Принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации, умение понимать и использовать химические средства наглядности ( диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость их Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных химических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство), грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: Осознание роли веществ: Определять роль различных веществ в природе и технике. объяснять роль веществ в их круговороте. Рассмотрение химических процессов, приводить примеры химических процессов в природе, находить черты свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях. Использование химических знаний в быту: объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека, объяснять мир с точки зрения химии. Перечислять отличительные свойства химических веществ, различать основные химические процессы, определять основные классы неорганических веществ, понимать смысл химических терминов. Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы. Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты, умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе. Использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов, различать опасные и безопасные вещества. «Точка роста»: Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста» научной и технологической направленности. естественно Личностные результаты Определение мотивации изучения учебного материала, оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей. Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией. владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием проявление экологической культуры. Метапредметные результаты: Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планирование пути достижения целей, установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа. Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, умение понимать решения в проблемной ситуации, постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий, организация рабочего места при выполнении химического эксперимента. Прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости. Познавательные. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: Поиск и выделение информации; анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. Проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников. Умение организовывать исследование с целью проверки гипотез, умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы, умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации. Коммуникативные Обучающийся коммуникативных УУД: получит возможность для формирования следующих Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме. Определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации. Участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся. Описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно- практической деятельности. Умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы. Предметные результаты: Обучающийся научится: применять основные методы познания( наблюдение, измерение, эксперимент). Описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки. раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории. Различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций. соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов, пользоваться лабораторным оборудованием и посудой. Получать, собирать газообразные вещества и распознавать их, характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ, раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе. Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества, характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях, раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена. Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окислитель и восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, называть факторы, влияющие на скорость химической реакции, характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов и металлов. Проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ, грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. Содержание учебного предмета, курса 1. Вводное занятие. Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана, предложенного учителем. Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Выпаривание и кристаллизация растворов: Ознакомление учащихся с приемами выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Занимательные опыты по теме: Приёмы обращения с веществами и оборудованием. Химия вокруг нас Химия в природе. Получают представление о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Самое удивительное на планете вещество-вода. Физические, химические и биологические свойства воды. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Стирка по-научному. Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду. Урок чистоты и здоровья. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми? Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д Салон красоты. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов. Химия в кастрюльке. Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Химия в консервной банке. Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль. Всегда ли права реклама? Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных. Химические секреты дачника. Виды и свойства удобрений. Правила их использования. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами. Воспроизводят правила ТБ с бытовыми химикатами со слов учителя. Вам поможет химия. Знакомятся с методами чистки изделий из серебра, золота. Пробуют очистить драгоценные металлы методами, которые дает учитель в рамках темы. Химия и твоя будущая профессия: Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне. Агрономия, овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн. Медицинские работники. Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств. Экскурсия в аптеку. Кто готовит для нас продукты питания? Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие. Экскурсия в столовую. Занимательное в истории химии. История химии. Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной информации. Основные направления практической химии в древности. Галерея великих химиков. Создание презентаций о великих химиках и их демонстрация. Интересные факты, открытия. Химия на службе правосудия. Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки». Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе. Химия и прогресс человечества. Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.). История химии. История химии 20-21 вв. Итоговое занятие. Подведение итогов и анализ работы за год. «Точка роста»: Практическая работа № 1. «Изучение строения пламени» Лабораторный опыт №1. «До какой температуры можно нагреть вещество?» Лабораторный опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного термометра и датчика температуры» Лабораторный опыт № 3 «Определение водопроводной и дистиллированной воды» Лабораторный опыт №4 «Определение состава воздуха» № Тематическое планирование Наименование раздела, темы. Количество часов 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием 2. Химия вокруг нас Итого кол-во экскурсий 14 кол-во лабораторных работ 3 20 4 0 34 7 0 0