Занимательная химия 8 класс 2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»

РАССМОТРЕНО
МО учителей естественнонаучного цикла
Руководитель МО
Уфимцева Ю.А.
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Глушкова В.В.
.
Приказ № 156 – д
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Занимательная химия»
8 КЛАСС

с. Большебрусянское 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная химия» составлена с учетом:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом от 17.12.2010г. №1897;
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», утверждённая приказом от 28.08.2023
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ «Большебрусянская СОШ
№7»;
Годовой календарный график образовательного процесса МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»
на 2023-2024 учебный год;
Учебный план основного общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024
Авторской программой 8-9 классы: Габриелян О.С.,А.В. Купцова.-4 е изд. – М.:Дрофа, 2017.
Химия. 7—9 классы : Рабочие программы / сост.Т. Д. Гамбурцева. — 3-е изд., стереотип. — М. :
Дрофа,2015. — 159, [1] с.
Авторской программы на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами
химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и
ориентирована на обучающихся 7-8 класса.
Цели и задачи:
Удовлетворить познавательные запросы детей.
Развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои
знания на практике.
Расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать
общекультурный компонент.
Сформировать навыки элементарной исследовательской работы.
Расширить знания учащихся по химии, экологии, научить применять коммуникативные и
презентационные навыки, научить оформлять результаты своей работы.
Развить умение проектирования своей деятельности. Продолжить формирование навыков
самостоятельной работы с различными источниками информации.
Продолжить развивать творческие способности, воспитание навыков экологической культуры,
ответственного отношения к людям и к природе.
Совершенствовать навыки коллективной работы, способствовать пониманию современных
проблем экологии и сознанию их актуальности.
«Точка роста»
Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста»
научной и технологической направленности.

естественно

Цель и задачи
Умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».
Описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на
измеряемых величинах, терминологии.
В табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у
учащихся возникает первичное представление о масштабах величин).
В графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность перехода к
выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами в виде математических
уравнений.
Давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое обобщение. В основу
образовательной программы заложено применение цифровых лабораторий.
На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 недели), что соответствует
учебному плану и годовому календарному графику на 2023-2024 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать
экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки
зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Занимательная химия» является:
Формирование универсальных учебных действий (УУД). первоначальные представления об
идеях и о методах химии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения химических
проблем и представлять ее в понятной форме.
Принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации,
умение понимать и использовать химические средства наглядности ( диаграммы, таблицы, схемы
и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, умение выдвигать гипотезы при решение
учебных задач и понимать необходимость их
Умение применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
химических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с
учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта, составлять
тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст и пр.), уметь определять возможные источники
необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их, осуществлять взаимный
контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы
работы, брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство),
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения: Осознание роли
веществ:
Определять роль различных веществ в природе и технике. объяснять роль веществ в их
круговороте.
Рассмотрение химических процессов, приводить примеры химических

процессов в природе, находить черты свидетельствующие об общих признаках химических
процессов и их различиях.
Использование химических знаний в быту: объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве
человека, объяснять мир с точки зрения химии.
Перечислять отличительные свойства химических веществ, различать основные химические
процессы, определять основные классы неорганических веществ, понимать смысл химических
терминов.
Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук: характеризовать
методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании
природы.
Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты, умение оценивать
поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и
природе.
Использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических
препаратов, различать опасные и безопасные вещества.
«Точка роста»:
Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста»
научной и технологической направленности.

естественно

Личностные результаты
Определение мотивации изучения учебного материала, оценивание усваиваемого учебного
материала, исходя из социальных и личностных ценностей.
Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных
исторических событий, связанных с развитием химии и общества.
Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, оценивание социальной значимости
профессий, связанных с химией. владение правилами безопасного обращения с химическими
веществами и оборудованием проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты:
Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планирование пути достижения целей, установление целевых приоритетов, выделение
альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа.
Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, умение понимать решения
в проблемной ситуации, постановка учебных задач, составление плана и последовательности
действий, организация рабочего места при выполнении химического эксперимента.
Прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и
уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
Поиск и выделение информации; анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и
обоснование способа решения задачи. выбор наиболее эффективных способов решения задачи в
зависимости от конкретных условий.
Проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций,
выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом,
решение задач, получение химической информации из различных источников.

Умение организовывать исследование с целью проверки гипотез, умение делать умозаключения
(индуктивное и по аналогии) и выводы, умение объективно оценивать информацию о веществах и
химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные Обучающийся
коммуникативных УУД:

получит

возможность

для

формирования

следующих

Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной
и устной форме.
Определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации,
определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации.
Участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного
отношения к другим учащимся.
Описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно- практической
деятельности.
Умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с
позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий
партнёра, уметь убеждать.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как
в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной
коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными
таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов
выполненной работы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится: применять основные методы познания( наблюдение, измерение,
эксперимент).
Описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки. раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной теории.
Различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания
химических реакций. соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов,
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Получать, собирать газообразные вещества и распознавать их, характеризовать физические и
химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты,
подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ, раскрывать
смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.
Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества, характеризовать
зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид
химической связи в неорганических соединениях, раскрывать основные положения теории

электролитической диссоциации, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот,
щелочей, солей и реакций ионного обмена.
Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окислитель и
восстановитель, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций, называть
факторы, влияющие на скорость химической реакции, характеризовать взаимосвязь между
составом, строением и свойствами неметаллов и металлов.
Проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ, грамотно
обращаться с веществами в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета, курса
1. Вводное занятие.
Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка
плана, предложенного учителем.
Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания
первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению
лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного
оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими.
Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой
горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов
перегонки. Очистка веществ от примесей.
Выпаривание и кристаллизация растворов:
Ознакомление учащихся с приемами выпаривания и кристаллизации
на примере раствора поваренной соли.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Занимательные опыты по теме:
Приёмы обращения с веществами и оборудованием.
Химия вокруг нас
Химия в природе.
Получают представление о природных явлениях, сопровождающимися химическими
процессами.
Самое удивительное на планете вещество-вода.
Физические, химические и биологические свойства воды.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Стирка по-научному.
Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека
и окружающую среду.
Урок чистоты и здоровья.
Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос.
Что такое
химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить
свои волосы
красивыми и здоровыми? Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты,
дезодоранты, мыло и т. д
Салон красоты.

Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики,
их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней,
туши, лосьонов, кремов.
Химия в кастрюльке.
Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только
вкусной, но и полезной?
Химия в консервной банке.
Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при хранении и
переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.
Всегда ли права реклама?
Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии.
Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных.
Химические секреты дачника.
Виды и свойства удобрений. Правила их использования.
Химия в быту.
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов.
Использование химических материалов для ремонта квартир.
Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.
Воспроизводят правила ТБ с бытовыми химикатами со слов учителя.
Вам поможет химия.
Знакомятся с методами чистки изделий из серебра, золота.
Пробуют очистить драгоценные металлы методами, которые дает учитель в рамках темы.
Химия и твоя будущая профессия:
Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне.
Агрономия, овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн.
Медицинские работники.
Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.
Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств. Экскурсия в аптеку.
Кто готовит для нас продукты питания?
Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие. Экскурсия в столовую.
Занимательное в истории химии.
История химии.
Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной информации.
Основные направления практической химии в древности.
Галерея великих химиков.
Создание презентаций о великих химиках и их демонстрация.
Интересные факты, открытия.
Химия на службе правосудия.
Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки». Чтение
эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.
Химия и прогресс человечества.
Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности
(полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.).
История химии.
История химии 20-21 вв.
Итоговое занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год.
«Точка роста»:
Практическая работа № 1. «Изучение строения пламени»
Лабораторный опыт №1. «До какой температуры можно нагреть вещество?»
Лабораторный опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью лабораторного
термометра и датчика температуры»

Лабораторный опыт № 3 «Определение водопроводной и дистиллированной воды»
Лабораторный опыт №4 «Определение состава воздуха»

№

Тематическое планирование
Наименование раздела, темы.
Количество
часов

1.

Приёмы обращения с
веществами и оборудованием

2.

Химия вокруг нас

Итого

кол-во экскурсий

14

кол-во
лабораторных
работ
3

20

4

0

34

7

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».