Русский язык 10-11 рус

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 10-11 классов и
2

разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол
от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык» 10-11 класс. Учебник М.:
«Русское слово»,2020
Программой отводится на изучение русского языка в 10-ом классе 34 часов, 1 час в неделю, в 11ом классе 34 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные
говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного
профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при
построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функциональностилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста
в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый
формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
3

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между
ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в
тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и
выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и
усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и
представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного
запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе
художественной литературы).

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский
4

язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурнообразовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и
средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на
уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область
«Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является
обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной
литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в
процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников
средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне
среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции
(включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования
при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию
коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования
по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и
достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе
стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а
также умений применять знания о них в речевой практике;
овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным
текстам;
овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени,
достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым
нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной
программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному
принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в
другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем
теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение
предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с
изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой
системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время
учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного
материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам
русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля,
реализуемого образовательной организацией.
5

В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности
выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной,
но и в устной форме.
При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на основе
ПООП СОО необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением
языка и формированием практических речевых навыков с целью достижения заявленных
предметных результатов.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской
Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в
русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия
национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации
речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах
общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная
стилистика
как
учение
о
функционально-стилистической
дифференциации
языка.
Функциональные
стили
(научный,
официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия,
выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и
др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей,
разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной
литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки
художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
6

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной
задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки
зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный,
коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность,
ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного
языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические
(морфологические
и
синтаксические),
стилистические.
Орфографические
нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность
использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного
русского языка и лингвистические справочники; их использование.

№

Названи
е
раздела

10 класс «Русский язык»
Ключевые воспитательные задачи

1

Лексика
и
фонетик
а

2

Морфол
огия

1) организацию работы с детьми как в офлайн, так и
онлайн формате
2) установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
3)побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации,
согласно Устава школы,
Правилам внутреннего распорядка школы.
4)применение на уроке интерактивных форм работы
учащихся
1)создание гибкой и открытой среды обучения и
воспитания с использованием гаджетов, открытых
образовательных ресурсов, систем
управления позволяет создать условия для

Формы
работы

Кол-во
часов,
отведенных
на изучение
раздела

Конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,

Олимпиады,
занимательные
уроки и
пятиминутки,

19

15

7

реализации провозглашенных ЮНЕСКО ведущих
принципов образования XXI века: «образование для
всех», «образование через всю жизнь», образование
«всегда, везде и в любое время». У обучающихся
развиваются навыки сотрудничества,
коммуникации, социальной ответственности,
способность критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы; воспитывается
ценностное отношение к миру;
2)инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, помогает приобрести навык
самостоятельного решения теоретической
проблемы, оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки
зрения;
3)включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во
время урока; интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию
школьников. Предметные выпуски брейн-ринга,
геймификация: квесты, игра-провокация, играэксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание,
дидактического театра, где полученные на уроке
знания обыгрываются в театральных постановках;
4)организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи.

урок - деловая
игра, урок –
путешествие,
урок мастеркласс, урокисследование
и др.
Учебноразвлекательны
е мероприятия
(конкурс- игра
«Предметный
кроссворд»,
турнир «Своя
игра»,
викторины,
литературная
композиция,
конкурс газет и
рисунков,
экскурсия и
др.)

Тематическое планирование, 10 класс
№
урока
1
2
3

Ко-во
Тема
часов
1
Слово о русском языке
1
Лексика. Слово, его значение. Однозначность и многозначность слов.
Изобразительно-выразительные средства
1
Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление

4
5
6
7

1
1
1
1

8

1

Происхождение лексики современного русского языка.
Диагностическое тестирование
Фразеология. Фразеологические единицы, их употребление.
Лингвистический анализ текста №1. Подготовка к написанию сочинениярассуждения
Звуки и буквы. Чередование звуков. Орфоэпия
8

Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.
Лингвистический анализ текста 2. Подготовка к написанию сочинения
рассуждения.
Словообразование.
Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных.
Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 1
Правописание приставок. Употребление прописных букв. Правила переноса
слов.
Имя существительное как часть речи.
Правописание имен существительных.
Контрольная работа по темам "Лексика. Фонетика. Орфография".
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание имен прилагательных.
Имя числительное как часть речи.
Имя числительное как часть речи.
Местоимение как часть речи.
Глагол как часть речи.
Правописание глаголов.
Причастие как глагольная форма.
Деепричастие как глагольная форма.
Наречие как часть речи. Слова категории состояния.
Контрольная тестовая работа по материалам ЕГЭ № 2
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.
Союз как служебная часть речи.
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

9
10

1
1

11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

№

Название
раздела

11 класс «Русский язык»
Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

1

«Синтакси
си
пунктуация
»

-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со

1. Беседа
2. Тестирование
3.
Тренировочные
упражнения
4.

Коли
честв
о
часов
,
отвед
енны
х на
изуче
ние
разде
ла
19

9

2

«Сложное
предложен
ие»

старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.
-установление доверительных отношений между
учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя;
- побуждение школьников соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками);
- использование воспитательных возможностей
содержания учебного предмета через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности;
-включение в урок игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию детей к получению
знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
-инициирование и поддержка исследовательской
деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
которые помогают
приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией.

Синтаксическая
пятиминутка

1. Беседа
2. Диалог
3. Обсуждение
4. Письменные
контрольные
работы
5. Составление
кластеров

15

Тематическое планирование, 11 класс
№
Кол-во
урока часов

Тема
10

1

1

2
3
4

1
1
1

5
6
7
8

1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20

1
1
1
1

21

1

22
23
24
25
26

1
1
1
1
1

27

1

28
29
30
31
32

1
1
1
1
1

33
34

1
1

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса.
Словосочетание.
Предложение
Простое предложение
Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных
членов.
Тире в простом предложении.
Готовимся к ЕГЭ
Предложения с однородными членами. Знаки препинания
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях,
приложениях.
Обобщающие слова при однородных членах.
Обособление определений
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные дополнения
Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.
Вводные и вставные конструкции.
Обращения, Предложения с междометиями, утвердительными,
отрицательными и вопросительными словами.
Конструкции с союзом КАК.
Диктант с грамматическим заданием.
Готовимся к ЕГЭ
Раздел 2. Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении.
Классификация сложных предложений. Пунктуация в ССП.
Знаки препинания в ССП с одним придаточным.
Знаки препинания в ССП с несколькими придаточными.
Знаки препинания в БСП .
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Период. Знаки препинания в периоде.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Знаки препинания при диалоге
Знаки препинания при диалоге Знаки препинания при цитатах.
Знаки препинания при цитатах. Готовимся к ЕГЭ
Сочетание знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания.
Авторская пунктуация. Подготовка к контрольной работе по теме
«Знаки препинания в сложном предложении».
Контрольное тестирование
Культура речи (семинар)

11

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».