ПРОГРАММЫ РОСТ 1-4 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 155-д
«28» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
для 1-4 классов
начального общего образования

с. Большебрусянское

1 класс
Пояснительная записка
Направленность программы – научно-познавательная и художественно-эстетическая.
Основные виды деятельности – игровая и познавательная. Программа рассчитана на 33
часа, 1 час в неделю.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для
социальной адаптации при начале обучения в школе, творческой самореализации
личности ребёнка.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – этол,
прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной
интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои
личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя
эмоционально.
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная
деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из
форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый
вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный
опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою
уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и
педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса

создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в
свободное от учёбы время;

создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться
в новой социальной среде.
2. Формирование положительной «Я - концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и
сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.

5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно-прикладного
творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и
воображения.
Ожидаемые результаты:

улучшение психологической и социальной комфортности в классном
коллективе;

развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;

укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к
школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на
здоровый образ жизни;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:

мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и
внешняя);

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:




уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная
на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование таких форм и методов оценки, как практические работы,
творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы

В первом классе в силу возрастных особенностей ребёнку трудно долго удерживать
внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса построены по
принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности
повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются.
При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
 динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка)
с элементами актерского мастерства и развитие речевого аппарата;
 познавательно-логические;
 коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить
скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением
навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного
мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в
непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при
движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых
органов – язык, губы и т.п., так и на развитие мелкой моторики рук. Это упражнение
«Разминка для лица», «Ловкие ладошки», задания, предлагающие раскрасить,
заштриховать, пройти лабиринт и другие.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия,
развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в
необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с
родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные
(наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
2 класс
Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время
внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации
личности ребёнка.
Направленность программы — научно-познавательная и художественно­эстетическая.
Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана
на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это,
прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной

интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои
личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя
эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый
вид
деятельности —
творческий,
познавательный,
игровой —
обогащает
коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений,
но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное
от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие
здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой
социальной среде.
2. Формирование положительной «Я-концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного
творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты:
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная
на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:

— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие
работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
Во втором классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго
удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса,
придерживаясь традиций курса «РОСТ» для 1-го класса, построены по принципу
«спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется
с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом
соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные виды заданий:
— динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук, физические упражнения
(зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; зрительная
гимнастика;
— познавательно­логические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон,
повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности
ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный
навык сценического мастерства.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным
освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного
мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены
в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие
при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно
речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это
задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
Для профилактики зрительных расстройств и в целях ослабления нагрузки на зрение
школьников предлагается гимнастика для глаз.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия,
развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений
в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при
занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи),
наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
3 класс
Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время
внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации
личности ребёнка.

Направленность программы — научно-познавательная и художественно­эстетическая.
Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана
на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это,
прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной
интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои
личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя
эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый
вид
деятельности —
творческий,
познавательный,
игровой —
обогащает
коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик
мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений,
но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
— создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы
время;
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие
здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой
социальной среде.
2. Формирование положительной «Я-концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного
творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
Ожидаемые результаты
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;

— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственноэтическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная
на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие
работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
В 3-м классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго
удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса,
придерживаясь традиций курсов «РОСТ» для 1го и 2го классов, построены по принципу
«спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности повторяется с
небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются. При этом
соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные формы деятельности:
— динамические — развитие мелкой моторики пальцев рук; физические упражнения
(зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; гимнастика
для рук;
— познавательно­логические;
— коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон,
повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности
ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный
навык сценического мастерства.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно
речевых органов — языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это
задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
В 3-м классе возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных
заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной
гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и
силу рук и послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев.

Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия,
развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений
в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными — групповые, индивидуальные (при
занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи),
наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
4 класс
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для
социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации
личности ребёнка.
Направленность программы научно-познавательная и художественно­эстетическая.
Основные виды деятельности игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34
часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это
прежде всего единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной
интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои
личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя
эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка,
которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным
видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый
вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный
опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою
уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений,
но и педагогами учреждений дополнительного образования или родителями.
Цели курса
 создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное
от учёбы время;
 создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие
здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формирование у обучающихся начальных классов умения найти свое место в
школьной социальной среде.
2. Формирование положительной «Я концепции».
3. Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4. Развитие навыков рефлексивных действий.
5. Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно­прикладного
творчества.
6. Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.

Ожидаемые результаты
 улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
 развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
 укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
 принятие образа «хорошего ученика»;
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
 начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
 мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная, ...);
 самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
 эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
 уважительное отношение к иному мнению;
 навыки сотрудничества в разных ситуациях;
 эстетические потребности, ценности и чувства.
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная
на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой
оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
 комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
 использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие
работы, самооценивание, наблюдение.
Содержание учебной программы
В 4-м классе в силу возрастных особенностей ребёнку все ещё трудно долго
удерживать внимание на однотипных заданиях, поэтому занятия данного курса,
придерживаясь традиций курсов «РОСТ» для 1-го, 2-го и 3-го классов, построены по
принципу «спирали», то есть последовательность заданий разных видов деятельности
повторяется с небольшими вариациями на каждом занятии, но сами задания различаются.
При этом соблюдается принцип доступности и постепенного увеличения сложности.
Основные формы деятельности:
 динамические – развитие мелкой моторики пальцев рук; физические упражнения
(зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата; гимнастика
для рук;
 познавательно­логические;
 коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон,

повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности
ребёнка. Предлагается разыграть небольшую сценку, этим приобретается начальный
навык сценического мастерства.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно
речевых органов – языка, губ и т. п., так и на развитие мелкой моторики пальцев рук. Это
задания, предлагающие раскрасить, заштриховать, пройти лабиринт и т. п.
В 4-м классе возрастает нагрузка на руки, связанная с увеличением письменных
заданий. При длительной работе пальцы рук учащихся нуждаются в специальной
гимнастике. С этой целью предлагаются упражнения, которые увеличат подвижность и
силу рук и послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия,
развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений
в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповые, индивидуальные (при
занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированные.
Виды заданий: словесные (устное изложение учителем, анализ условия задачи),
наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.
Материально-техническое обеспечение







примерная рабочая программа курса;
поурочные разработки для учителя;
рабочая тетрадь для ученика.
материалы для оформления и детского творчества;
наличие канцелярских принадлежностей;
цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т. д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».