Русский язык как неродной 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 155-д
«28 » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Русский язык как неродной»
для 1-4 класса
начального общего образования

с. Большебрусянское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Русский язык как
неродной» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования, требованиями к основной образовательной
программе основного общего образования, на основе авторской «Программы по русскому
языку как иностранному для детей 6-11 лет (старшего дошкольного и младшего школьного
возраста)» О.Н. Каленковой.
Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних
лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по
обучению иммигрантов государственному языку.
Конечная цель курса – подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к обучению
в общеобразовательной школе.
Согласно предлагаемой программе ребёнок сначала учится говорить, а затем – читать и
писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму. Общей
целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по
грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация
детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым
условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной
бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по
программе российской школы.
Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах:
- формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке
в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих
сверстников и общаться с ними;
- формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта,
материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки,
детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и
правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в
новой культурной среде;
- формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что
позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в школе;
- формирование навыков чтения, письма, что позволит учащимся приблизиться к уровню
подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные и школьные образовательные
учреждения.
Как уже отмечалось, обучение русскому языку по данной программе начинается с
нулевого уровня, то есть начального этапа, когда учащиеся впервые знакомятся с русским
языком. Начальный этап обучения включает наиболее употребительный материал всех уровней
языковой системы и элементарный культуроведческий материал. Основное внимание при
обучении уделяется не сообщению и усвоению знаний о языке как системе, а собственно
коммуникативному аспекту – овладению русской речью. Дети приобретают элементарные
навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают
основные элементы русской культуры («фоновые знания»), известные большинству российских
детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем
предметам в российской общеобразовательной школе.
При проведении занятий непременно должны соблюдаться следующие методические
требования:
- создание условий обучения, способствующих формированию внутренней и внешней
активности обучаемых (положительный микроклимат, индивидуальный подход к детям с
учётом их психических особенностей и т.д.);

- поэтапное предъявление учебного материала (сначала задания на аудирование, затем
репродуктивные упражнения);
- многократное повторение учебного материала с опорой на наглядность;
- комплексное предъявление материала представляющего различные аспекты языка в
речевых образцах;
- обеспечение положительной мотивации (интерес к происходящему на занятии,
значимость учебного содержания, его актуальность для обучаемых);
- выделение учителем для каждого урока речевой учебной задачи и определение системы
упражнений, позволяющих успешно её решить;
- формирование общеучебных умений и навыков, с помощью которых осуществляется
последующая учебная деятельность.
Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой
потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками, учителями и др.) и
приспособление к такому общению.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребенка иностранного гражданина
эффективными средствами речевого общения:
- умением понимать русскую речь;
- умением правильно говорить на русском языке;
- умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность,
решать конфликтные ситуации;
- умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
- способностью слушать и понимать других;
- умением использовать речевые игры для организации своего досуга.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей
развития;
- Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха);
- Принцип поэтапного формирования умственных действий;
- Принцип практической направленности изучаемого материала;
- Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка). Формы
работы учащихся на занятиях: коллективные, групповые, индивидуальные.
Особое внимание уделяется совершенствованию имеющегося словарного запаса и
умению пользоваться вновь усвоенными словами в речевой практике.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года. Программа
занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности
(аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного
материала и активизации речевой деятельности. На каждом занятии должны решаться
коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение круга
представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков
связной устной речи: возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.
Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные
(анализ и составление рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со
словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает детям возможность понять
сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их
умственного и речевого развития. Особую значимость приобретает направленность программы
на развитие личности школьника, его мировоззрения, творческих способностей, умение
слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в процессе обучения
доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности
учащихся. Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа курса «Русский язык как неродной» предназначена для детей-мигрантов
младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю.
Всего: 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, потребность в чтении;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные
результаты
Регулятивные УУД:
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление
простейших моделей);
 осуществлять анализ и синтез;
 развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
 строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные УУД:
Чтение:
 Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и
отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
 Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
Изучающее чтение: Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом
150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический,
смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество воспринимаемой информации –
80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество воспринятой
информации.
Ознакомительное чтение: Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике
объемом 20-120 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический,
лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем. Количество воспринимаемой
информации – 70%. Показателем сформированности умения является количество и качество
воспринятой информации.
Говорение:

 Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по
заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих
реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется без подготовки. Учащийся
должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монологавоспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения,
опорные слова), невербальные средства (схема, таблица, тематическая картинка, видеоряд).
Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем сформированности
умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем
предъявляемого текстового материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных
тем. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое
высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный
тип монолога представляет собой реализацию самостоятельной программы высказывания на
основе комбинирования, полученной ранее информации. На подготовку монолога отводится 10
минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является
адекватность монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
 Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо: Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова,
словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Лексика
Лексический минимум настоящей программы составляет 1300-1500 единиц. Этот лексический
объём сформирован в ассоциативно-тематические ряды и вводится в соответствии с кругом
учебных тем, которые отобраны с учётом коммуникативных задач и положены в основу
речевой практики и курса в целом.
Следует обратить особое внимание. Лексические единицы, единожды представленные в
одном тематическом ряду, далее повторно не приводятся, хотя по логике они должны
фигурировать и в последующих учебных темах. Таким образом, при презентации объявленной
темы предполагается усвоение лексики, приведённой не только в данном тематическом ряду, но
и привлечение необходимых лексических единиц из ранее изученных.
Школа
Я в классе. Я в школе. Школа, класс, столовая, туалет, коридор, лестница, дверь, окно,
стена, пол, стул, стол, парта, доска, мел, учитель, ученик, ученица, сумка, ручка, карандаш,
фломастер, линейка, стаканчик, ластик, книга, азбука, тетрадь, открыть - открой(те),
закрытьзакрой(те), покажи(те), я, он, она, мальчик, девочка, перемена, сентябрь.
Я на уроке. Моя школьная жизнь. Читать, говорить, писать, слушать, повторять,
рисовать, сидеть, стоять, внимательно, громко, тихо, хорошо, плохо, быстро, медленно,
правильно, страница, буква, слог, слово, домашнее задание, зарядка, смотреть телевизор,
мультфильм, сказка, герой, рассказ, картинка, перемена, звонок, расписание.
Вместе с классом после уроков. Группа продленного дня, библиотека, экскурсия,
кружок, танцевать, петь, читать стихи, идти (в цирк, в кино, в театр, в музей), поездка за город,
концерт, выставка, представление, фильм, кукольный театр, спектакль, буфет, картина, (не)
интересный, смешной, скучный, страшный, хороший.
Город
Я на улице. Адрес, город, улица, проспект, площадь, дом, корпус, подъезд; переход,
светофор, красный, стой, желтый, жди, зеленый, иди, метро, остановка, аптека, почта, милиция,
поликлиника, магазин, киоск, рынок, жить, живу, учиться, учусь.
Я в транспорте. Транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, машина, легковая, грузовик,
такси, поезд, вагон, место, пассажир, водитель, билет (туда и обратно), вход, выход, пересадка,
следующая, станция, остановка, сесть в ..., надо сделать пересадку, войти в ..., выйти из ..., ехать
быстро, медленно.

Мой город (село, поселок, деревня). Столица, центр, район, церковь, площадь, театр,
гостиница, кинотеатр, музей, цирк, зоопарк, парк, кафе, ресторан, бассейн, стадион, институт,
университет, памятник, посольство, вокзал, железная дорога, аэропорт, самолет, находится,
называется, новый, старый, красивый, великолепный, блистательный.
Мой дом
Моя семья, мои родственники. Семья, большая, маленькая, мой, моя, мои, любить,
люблю, мама (мать), папа (отец), родители, дети, сын, дочь, брат, сестра, младший, старший,
бабушка, дедушка, внук, внучка, тётя, дядя, старый, молодой, работать, (не) работает, учиться,
учится, ужинать, ужинаем, обедать, обедаем, вместе завтракать, завтракаем.
Где я живу. Моя квартира. Дом, подъезд, почтовый ящик, на первом, втором, третьем,
четвёртом, пятом этаже, лифт, квартира, прихожая, зеркало, телефон, комната, балкон, кухня,
холодильник, плита, ванная, мыло, душ, полотенце, раковина, спальня, кровать, одеяло,
подушка, шкаф, гостиная, диван, кресло, ковер, радио, полка, часы, будильник, лампа,
телевизор, потолок, люстра, пол, соседи, жить, у меня (у нас) дома, у нас в квартире.
Ждём гостей. Убираем дом, готовим угощение. Убирать (комнату, игрушки, вещи),
чистить картошку, мыть фрукты и овощи, стелить чистую, новую скатерть, накрыть на стол,
печь вкусный пирог, делать салат, винегрет, бутерброды, готовить праздничный обед,
угощение, одеться нарядно, причесаться, смотреться в зеркало, ждать, встречать, угощать
гостей, мыть посуду, выносить мусор.
Мой день
Мой день в школе и дома. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье), вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью; завтрак, обед, ужин,
урок (и), показать, покажи, школьный двор, прогулка, игра, играть, вместе, вечером, дома,
ночью, сон, спать, убирать кровать, учиться, учимся, гулять, гуляем, отдыхать - отдыхаю(ем).
Мой распорядок дня. Соблюдать режим, 7 часов, рано, поздно, вставать, завтракать,
умываться, душ, мыло, полотенце, закаляться, щетка, зубная паста, чистить, зарядка: поднять,
опустить, присесть; расческа, причесать, одеваться, надевать, идти, 2 часа, обедать, 7 часов,
ужинать, 9 часов, ложиться – лечь, 12 часов, включать, выключать свет, воду, газ.
Мои любимые занятия. Работа по дому. Поливать цветы, пылесос, вытирать пыль,
чистить ковер, веник, подметать, выбросить, мусор, помогать папе, инструменты, молоток,
гвоздь, прибить, отвертка, чинить, стиральная машина, стирать, сушить, утюг, гладить, белье,
нитка, иголка, пришивать пуговицы, зашивать одежду.
Время года
Какая сегодня погода. Лето (летом): тепло, жарко, небо голубое, зелёный, голубой.
Осень (осенью): часто идёт дождь, бывает холодно, на небе тучи, на улице лужи, дует
холодный ветер, деревья жёлтые и красные; Зима (зимой): небо серое, бывает мороз, идёт снег;
Весна (весною): на небе облака, на крыше сосульки, дует тёплый ветер, светит солнце; погода
(хорошая, плохая).
Сезонная одежда. Весна, осень: куртка, шапка, кепка, платок, плащ, сапоги, ботинки,
туфли, кроссовки, носить (куртку, шапку, кепку). Зима: шуба, тёплая куртка, тёплая шапка,
тёплые ботинки, варежки, перчатки, шарф, носить (шубу, тёплую куртку, тёплую шапку). Лето:
шорты, платье, джинсы, майка, юбка, рубашка, носить (майку, юбку, рубашку); тёплая, лёгкая
одежда, обувь.
Спортивные игры и развлечения зимой, весной, петом и осенью. Бегать, прыгать,
плавать, загорать, играть в футбол, играть в бадминтон, играть в волейбол, играть в хоккей (лед,
каток, клюшка, ворота), снеговик, играть в снежки, санки, кататься на санках, коньки, кататься
на коньках, лыжи, кататься на лыжах, ролики, кататься на роликах, заниматься спортом,
велосипед, кататься на велосипеде, бассейн, спортивное соревнование.
Растительный мир
Дикие растения. Что где растет? Лес: высокие деревья, листья, береза, дуб, сосна, ель,
шишки, иголки, трава, низкие кусты, дорога, пень, грибы, орехи. Поляна, цветы полевые:
колокольчики, ромашки, васильки. Расти, растет, растут, собирать, собирают, корзина, лесные
ягоды: малина, земляника; ходить в лес, гулять в лесу.

Культурные растения. Что где растет? Огород, овощи, капуста, огурец, помидор,
картофель, морковь, лук, свекла, сад, фрукты, яблоня, яблоки, груша, груши, слива, сливы,
ягода, клубника, смородина, цветы садовые, роза, гладиолус, георгин, поле, пшеница (белый
хлеб), рожь (чёрный хлеб), кукуруза, подсолнух.
Мы любим растения. Сажать, посадить, копать, лопата, поливать, лейка, грядка, на
грядке, клумба, на клумбе, собирать урожай, комнатные растения, горшки, (в горшке, в
горшках), стоять, солнечно, темно.
Животный мир
Дикие звери, птицы, рыбы и насекомые. Дикие звери, лес: волк, лиса, медведь, заяц,
белка, еж. Птицы: дятел, сова, соловей, кукушка, ворона, воробей, голубь, клюв, крыло.
Насекомые: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, гусеница, муравей, пчела, (мёд), комар. Рыбы,
речные обитатели: сом, щука, рак; улитка, лягушка, змея.
Домашние животные и их детёныши. Животные, домашние, живут дома, кот, кошка,
котята, собака, щенята, петух, курица, цыплята, корова, телята, лошадь, жеребята, свинья,
поросята, коза, козлята, утка, утята, гусь, гусята, рога, хвост, усы, лапы. Мяукать - мяукает,
лаять - лает, мычать - мычит, кудахтать – кудахчет, петь, поёт; кормить, давать, даёт молоко,
любить, любит траву, рыбу, мясо, зерно.
Кто где живёт. Под землёй, нора, рыть (нору), в лесу, берлога, муравейник, на дереве,
дупло, гнездо, вить (гнездо), птенцы, в море, в реке, в озере, в горах, в поле, на севере, на юге,
ползает, прыгает, плавает, летает. Зоопарк, клетка: слон, жираф, верблюд, лев, тигр, обезьяна,
змея, крокодил, зебра, бегемот, носорог, попугай.
Питание
Я за столом. Посуда, тарелка, мелкая, глубокая, чашка, стакан, чайник, чайная, столовая
ложка, вилка, нож, сахар, соль, сладкий, соленый, хлеб, черный, белый, салфетка, грязный,
чистый, мыть, кастрюля, крышка, половник, первое, суп, щи, второе, третье, компот, чай
отнести, отнеси, поставить, поставь, есть, ешь, ешьте, ем, едим, пить, пей, пейте, пью, пьём.
Что и когда мы едим. Масло, сыр, бутерброд, яйцо, каша, манная, рисовая, гречневая,
сырок, йогурт, чай, кофе, молоко, сок, налить, пить, положить, суп, картошка, макароны, рис,
курица, мясо, котлета, яблоко, банан, апельсин, горячий, вкусный, невкусный, кислый, горький.
В магазине «Продукты». Отделы: овощи, фрукты, мясо, рыба, хлеб, кондитерский,
молочные продукты; батон, буханка, булочка, пирожок, ватрушка, торт, колбаса, сосиски,
ветчина; сметана, творог, кефир, мука, крупа, макароны, виноград, арбуз, дыня, бананы,
апельсины, лимоны, киви, абрикосы, персики, гранаты, овощи: перец, чеснок, баклажаны,
тыква.
Здоровье
Части тела. Голова, думать, рука(и), нога(и), ходить, грудь, плечи, живот, спина,
волосы, шея, глаза, смотреть, смотри, нос, нюхать, губы улыбаться, зубы, жевать, ухо, (уши),
слушать, слушай, язык, разговаривать, рот, есть, палец, пальцы, бегать не бегай, стоять, стой
прыгать, бросать, бросай, ловить, лови, держать, держи.
Я иду к врачу. Болеть, вызвать, срочно, врач, детский, зубной, терапевт, хирург, кабинет,
талон, рецепт, температура, простуда, насморк, кашель, грипп, градусник, лекарство, таблетки,
витамины, капли, капать, укол, звонить 03, скорая помощь, имя, фамилия, горло.
Что полезно, вредно, опасно. Драться, толкаться, бить, ударить, сломать, обжечь,
порезать, синяк, перелом, ожог, порез, рана, йод, бинт, мазь, помазать, забинтовать
(перевязать), делать зарядку, чистить зубы, вовремя, ложиться спать.
Магазин
Я в магазине. Продавец, покупатель, купить, касса, чек, цена, платить, деньги, дать, даёт,
дайте, брать, берёт, возьмите, сдача, дорого, витрина, сколько, стоит, выбирать, продукты,
корзина, нести, взвешивать, взвешивает, пакет молока, батон хлеба, килограмм колбасы,
полкило сыра.
В Универмаге. Вещи, отделы: одежда (верхняя, женская, мужская, обувь, бельё,
головные уборы, костюмы), посуда, электротовары, часы, спортивные товары; свитер, колготки,
трусы, майки, брюки, платье, спортивный костюм, купальник, шляпа, бейсболка, носки,
тапочки, мерить, зеркало, размер, красивый, модный. Что и где мы покупаем. «Булочная»,

«Гастроном», «Супермаркет», «Продукты», «Детский мир», «Игрушки», «Книги», «Цветы»,
«Спорт», театральная касса, вокзал, киоск, буфет, почта, аптека, рынок; лекарства, газеты,
журналы, билеты (в театр, на поезд), марки, конверты, игрушки.
Мои друзья
Портрет, характер. Друг, подруга, лицо, лоб, щёки, брови, глаза, карие, серые, нос,
губы, усы, борода, волосы, короткие длинные, светлые, тёмные, прямые, вьющиеся, косы, носит
бант, носит очки, у него, у неё характер хороший, плохой, голос громкий, тихий, он спокойный,
добрый, грустный, весёлый, рост, высокий, низкий.
Играем вместе. Играть в салочки, прятки, в куклы, вместе, дружно, с друзьями, с
собакой, с кошкой, кататься на качелях, строить дом, помогать, поссориться, лепить из
пластилина, вырезать, фигурки, клеить, рисовать, раскрашивать картинки, шить платья куклам,
ножницы, цветная бумага.
Кем мы хотим быть. Профессии. Мы хотим быть, я хочу быть, врачом, учителем,
художником, шофёром, фермером, лётчиком, поваром, инженером, строителем, писателем;
вырасти, вырасту, вырастим, я буду лечить людей, строить дома, готовить еду, летать на
самолёте, водить машины, работать на ферме, рисовать картины, писать книги, работать на
заводе, на фабрике.
Фонетика
Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слово и слог.
Гласные и согласные звуки.
Согласные звуки. Глухие и звонкие согласные.
Соотношение согласных по глухости — звонкости: [ п] — [ б], [ п'] — [б'],[ф] -[в], [ф'] [в'],[т]-[д].[т']-[д'],[с]-[з],[с']-[з'], [ ш] - [ ж], [ к] - [ г], [ к'] - [ г']. Непарные глухие [ х], [ х'], [ ч'], [
ц], [ш'].
Непарные звонкие, сонорные [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [p'],[j].
Правила произношения. Отсутствие придыхания при произношении глухих согласных.
Оглушение парных звонких согласных на конце слова (город, грудь). Ассимиляция согласных
по глухости—звонкости. Оглушение парных звонких согласных перед глухими (лодка,
под^столом).
Дифференциация глухих и звонких согласных.
Твердые и мягкие согласные. Соотношение согласных по твердости-мягкости:[м][м'],[п]-[п'],[б]-[б’], [ф]-[ф'] ,[в]-[в'],[т]-[т'],[д]-[д'],[с]-[с'],[з]-[з'],[н]-[н'], [л]-[л'],[р]-[p'] [к]- [к'],
[г]-[г'],[х]-[х'].
Непарные твердые согласные [ш], [ж], [ц].
Непарные мягкие [ш'], [ч'].
Гласные звуки. Правила произношения. Гласные [а], [о], [у], [е], [и] ([ы]) и их
комбинаторные оттенки. Обратить внимание: а) на артикуляцию гласного [ы],
дифференциацию [ы] - [и] в различных позициях; б) на дифтонгоидность гласных в сочетании с
мягкими согласными; в) на проявление дифтонгоидности и открытости - закрытости у гласного
[е] ([э]); г) на артикуляцию [о] в позиции СГС, ГС, СГ. Позиционные изменения гласных в
безударном положении. Ударение и ритмика. Контраст ударных и безударных слогов по
длительности и напряженности. Интонация. Интонация, ее составные компоненты. Функции
интонации в речи. Интонационное оформление различных коммуникативных типов
высказываний Основные типы интонационных конструкций, их фонетическое строение: ИК-1
(законченное высказывание), ИК-2 (специальный вопрос, обращение, просьба), ИК- 3 (общий
вопрос, неоконченная синтагма), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом “а”), ИК-5 (оценка).
Лексика
Лексический минимум настоящей программы 2 000 – 2 500 слов.
Морфология
Обучаемый должен освоить и использовать во всех видах речевой деятельности
следующие грамматические формы:
Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные существительные.
Род и число имен существительных.
Падежная система имен существительных.
Формообразование; значение и употребление падежных форм. Основные значения
падежей: 1. Именительный падеж  Лицо активного действия: Девочка смотрит телевизор. 
Название лица (предмета): Это мальчик. Это книга.  Обращение: Мама, иди сюда! 
Характеристика лица: Брат – врач.  Факты, события: Завтра экскурсия.  Наличие предмета: В
городе есть театр.  Предмет обладания: У меня есть ручка.  Идентификация лица, предмета:
Меня зовут Лена. Стадион называется “Лужники”.  Предмет необходимости: Мне нужна
тетрадь.  Временной период: Сегодня среда.  Физическое, эмоциональное состояние лица:
Девочка боится. У меня болит голова. Мне нравится этот мультфильм. 2. Предложный падеж 
Объект речи, мысли (о): Я думаю о лете.  Место (в/на): Мы были в магазине. Книга лежит на
столе.  Время (в): Друг приехал в сентябре.  Средство передвижения (на): Мы едем в цирк на
автобусе. 3. Винительный падеж а) без предлога:  Лицо или предмет как объект действия:
Анна купила хлеб. Я встретил сестру.  Логический субъект при глаголе звать: Меня зовут
Сергей. б) с предлогами:  Направление движения (в): Утром я еду в школу.  Время (время,
день недели): В среду в 2 часа приходи в гости. 4. Дательный падеж а) без предлога:  Адресат
действия: Каждый вечер я звоню другу..  Лицо (предмет), о возрасте которого идет речь: Это
мой друг. Ему семь лет.  Лицо, испытывающее необходимость в чём-либо (только с личными
местоимениями): Мне нужно позвонить. Нам надо делать уроки. б) с предлогами:  Лицо как
цель движения (к): Я иду к другу. 5. Родительный падеж а) без предлога:  Определение лица
(предмета): Это центр города. Вот сумка брата.  Отсутствие лица (предмета) только в наст.
времени: У меня нет сестры.  Обозначение количества, меры в сочетании с количественными
числительными два, три, четыре, пять в ограниченных конструкциях: На столе три ручки. 
Месяц в дате: Первое января.  Характеристика, описание лица, предмета: Мальчик высокого
роста. б) с предлогами:  Исходный пункт движения (из): Они пришли из школы. Мы приехали
из Афганистана.  Конечный пункт движения (до): Как доехать до Парка культуры?  Время
действия (после): Мы будем рисовать после обеда.  Лицо, которому принадлежит что-либо (у):
У мальчика есть сестра. 6. Творительный падеж а) без предлога:  С глаголами заниматься:
Подруга занимается музыкой.  Профессия лица (при глаголе быть) Я буду врачом.  Орудие,
средства действия: Я пишу ручкой. б) с предлогами;  Совместность: Отец разговаривает с
сыном.
Местоимение
Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она, мы, вы, они),
вопросительных (кто? что? какой? чей? сколько?), притяжательных (мой, твой, …),
указательных (тот, этот), определительных (каждый, весь) отрицай тельных (никто, ничего),
местоимений.
Имя прилагательное
Полные прилагательные (новый, синий, большой). Согласование полных
прилагательных с существительными в роде и числе и падеже. Падежные формы полных
прилагательных. Краткие прилагательные (только должен, рад).
Глагол
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. 1 и 2 спряжение глагола.
Несовершенный и совершенный вид глагола (в ограниченном наборе: делать – сделать, идти прийти). Глаголы с частицей - ся (в ограниченном наборе: умываться, ложиться спать,
одеваться, здороваться, прощаться, тренироваться). Глаголы движения без приставок. Глаголы
движения с приставками (идти, ходить, ехать, ездить, пойти, прийти)
Имя числительное
Употребление числительных в сочетании с существительными.
Наречия
Употребление наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой),
образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). Предикативные наречия

в ограниченных структурах (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где,
куда, откуда), отрицательные наречия (нигде).
Служебные части речи
Предлоги (в, о, на, после, с, до, к, из, у), союзы и союзные слова (и, или, а, но, потому
что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который), частицы (не, даже).
Синтаксис
Виды простого предложения
Повествовательные: Вчера шёл дождь. Вопросительные: Какое упражнение ты делаешь?
Побудительные: Позвони мне вечером. Утвердительные: Это моя сумка. Отрицательные: Друг
не позвонил. В классе нет учителя.
Графика. Орфография. Пунктуация.
Алфавит (названия букв). Буквы, обозначающие гласные звуки; буквы, обозначающие
согласные звуки. Звуковые значения букв е, ё, ю, я. Прописные буквы в начале предложения, в
именах людей, кличках животных, в географических названиях. Проверка безударных гласных
с помощью проверочных слов, входящих в лексический минимум. Правописание слов со
звонкими и глухими согласными. Чтение и письмо й в середине и на конце слова.
Употребление ь и разделительных ь и ъ. Правописание гласных после шипящих и ц. Написание
слов с двойными и непроизносимыми согласными. Раздельное написание предлогов с
последующим словом. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Запятая при перечислении, перед союзами а, но, что, чтобы. Запятая в сложносочинённом
предложении.
Культуроведческий материал
Фразы общения и выражения речевого этикета
Привлечение внимания, обращение
Извините, пожалуйста! Простите! Скажите, пожалуйста, …? Можно Вас спросить?
Извините, Вы не знаете, …? Можно?
Прощание
До свидания! До завтра! Пока!
Приветствие
Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет, как дела? Привет,
отлично!
Просьба Можно мне…? Можно (взять, посмотреть) …? Вы не можете…? Дай(те),
сделай(те), принеси(те), напишите, передайте, помогите мне пожалуйста.
Согласие
Согласен (на). Я тоже так думаю. Хорошо! Ладно. Да, обязательно. Спасибо, я приду.
Хорошо, пойдём. Давай(те)! Спасибо, но я должен(на) спросить дома. Сейчас. Я постараюсь.
Разрешение
Да, пожалуйста. Да, конечно. Можно. Да, входите. Возьми(те).
Отказ
Спасибо, но я не могу. Подожди(те), пожалуйста. Нет, нельзя.
Приглашение
Я хочу пригласить тебя (Вас) к себе домой. Приглашаю тебя (Вас)в гости. Приходи(те)
ко мне в гости! Приезжай(те)! Входи(те)! Предложение Пойдём(те) гулять, в кино, в зоопарк.
Давай(те) играть, рисовать, смотреть телевизор!
Утешение, сочувствие Не грусти! Не плачь! Не расстраивайся! Жалко, что так
получилось. Ну что теперь делать!
Одобрение, комплимент
Как вкусно! Как у вас хорошо! Как у тебя здорово! Как ты красиво (рисуешь, поёшь,
пишешь)! Ты (Вы) сегодня такая красивая (такой красивый)! Мне очень у тебя понравилось!
Как здорово! Отлично! Было очень интересно! Молодец! Я рад(а), что вы пришли!
Разговор по телефону
- Здравствуйте! - Здравствуйте! - Позовите, пожалуйста Суну. - Минутку. (Её нет дома.
Она будет позже).
Знакомство

- Давай познакомимся! Меня зовут Фархад. А как тебя зовут? – Знакомьтесь! Это Суна, а
это Мария! - Мы уже знакомы.
Поздравление Поздравляю тебя! Поздравляю(ем) с праздником! С праздником! С Новым
годом! Поздравляю(ем) с днём рождения! С днём рождения!
Благодарность
Спасибо! Большое спасибо! Спасибо Вам! Спасибо за (обед, чай, ужин, подарок!) - на
здоровье; - не за что…; - ну что вы (ты), мне не трудно.
Пожелание
Желаю(ем) тебе (Вам) счастья и радости, здоровья, успехов в учёбе, всего самого
хорошего! Пусть всё у тебя (у Вас) будет хорошо! Выздоравливайте! Поправляйтесь!
Приятного аппетита! Спокойной ночи!
Извинение
Извини(те), пожалуйста, я не хотел(а), я не нарочно, я случайно! Прости(те)!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».