Практическая география 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 156-д
«28 » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практическая география»
для 9 класса
основного общего образования

\
с. Большебрусянское









Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
требованиями:
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»,
Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
Актуальность и назначение программы: данный курс призван помочь обучающимся
успешно подготовиться к ОГЭ по географии: повторить материал, изученный ранее, углубить
имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Информация о видах деятельности: в ходе реализации Программы предусмотрены
следующие виды деятельности: познавательная, игровая, беседа, игра, практическая работа,
самостоятельная работа, консультация. художественное информационное ознакомление,
восприятие, художественная коммуникация
Формы подведения итогов:
- тематические занятия; игры, путешествия, тренинг.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность,
совместную деятельность обучающихся и педагога. Освоение курса, помимо посещения
коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это
всевозможные практические и творческие задания
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной
программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость
в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Особенности работы по программе
Личностное развитие ребёнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может
достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью,
позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во
время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Цель курса: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к
государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме ОГЭ по географии.
Задачи курса:
- систематизация знаний теоретических основ географии за курсы 6 – 9 классов;
- отработка практических навыков и умений при решении заданий разных типов;

-обучение правилам оформления экзаменационных работ;
- повторение географической номенклатуры, основных географических терминов и понятий.
Место курса в плане внеурочной деятельности: Программа курса реализуется в
рамках общеинтеллектуального направления. Предназначена для учащихся 9 класса.
Рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю по 40 мин.). Количество учащихся в группе не
менее 3-х человек. Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся
вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например,
беседы, деловые игры, викторины, и т. д.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематический план
№
Название темы
Количество часов
всего
аудит.
внеаудит.
1
2
3
4
5
6
7

Введение
Источники географической
информации
Природа Земли и человек
Материки, океаны, народы и
страны
Природопользование
и
геоэкология
География России
Промежуточная
аттестация.
Итоговая контрольная работа за
курс 9 класса
Всего

1
5

1
5

9
8

9
8

1

1

9
1

9
1

34

34

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. 2ч.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов
в форме ОГЭ по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов, бланки государственной
итоговой аттестации и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения
бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов,
демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса 30ч.
1. Источники географической информации. 3ч.
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба, указанного в различной
форме. Определение направлений на глобусе, плане и карте. Градусная сетка на глобусе и картах,
выполненных в различных картографических проекциях. Определение по карте географических
координат указанной точки. Решение задач на определение относительного местоположения точек
с указанными географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
2. Природа Земли и человек. 6ч.
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые,
зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и
сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя

мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и
климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия
образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны. 8ч.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология. 2ч.
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
5. География России. 11ч.
Особенности ГП России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство России.
Природа России
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные
ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и
основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно- ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. 2ч.
Проведение мониторинга (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его
результативности. Психологическая подготовка к экзамену.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа
России; воспитание чувства долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и
духовному многообразию современному мира;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных
институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социальнокритического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
Метапредметные:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий
и средств их достижения;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения
понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать,
делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;
- умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие
способы работы;
- формирование и развитие компетентности в области использования технических средств
ИКТ;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;
умение
пользоваться
методами
наблюдения,
моделирования,
объяснения,
прогнозирования;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности,
умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников,
аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия,
реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.
Предметные:
- формирование представлений о географических знаниях и их необходимости для решения
современных практических задач своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
- формирование навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний,
- овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний;
- систематизировать и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;
- уметь ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий
разного уровня сложности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и преодолеть
психологические барьеры при подготовке и сдаче ОГЭ по географии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».