Готовимся к ОГЭ. Обществознание 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 156-д
«28 » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Готовимся к ОГЭ. Обществознание»
для 9 класса
основного общего образования

с. Большебрусянское

Пояснительная записка.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и
практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по
обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное
изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х
классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трех разделов:
 Особенности ОГЭ по обществознанию.
 Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
 Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
 работа с различными источниками социальной информации, включая современные
средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
 критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей
различные
подходы,
интерпретации
социальных
явлений,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
 анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
 решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
 биосоциальную сущность человека
 основные этапы и факторы социализации личности
 место и роль человека в системе общественных отношений
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
 основные социальные институты и процессы
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
 особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и
понятиями
 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека)
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы
 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать

соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации:1год.
Количество часов: 35 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные
работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа,
работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания
через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения, обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять
понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и
применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов,
деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию,
соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию,
соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных
объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного
списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и
практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования,
участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся
формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к
абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Тематическое планирование
№

Тема

1
2
3
4

Входной контроль
Раздел 1. Общество и человек
Раздел 2. Человек, личность
Раздел 3.Экономическая сфера жизни
общества
Раздел 4. Социальные отношения
Раздел 5. Политика
Раздел 6. Право
Раздел 7. Культура
Итоговое занятие

5
6
7
8
9

теория
2
3
1
2
2
1
1
1
1

Количество часов
практика
всего
1
3
3
6
3
4
3
5
3
3
1
2
1

5
4
2
3
1

ИТОГО

14

21

34

Содержание программы курса по выбору.
№ Раздел,
тема
Ведение

1

Теория

Практика

Входной
контроль, цель: выявление
Введение. Обществознание как знание
и как
общего уровня знаний, умений и
наука.
навыков
по
курсу,
практикум:
Различные виды источников.
выполнять задания разной сложности
Способы описания и объяснения
по данной теме, проводить самооценку
обществознания
знаний и умений. Приемы работы с
Требования к уровню подготовки
различными документами.
выпускников основной школы,
«Понятие
источник
по
определенные в государственном
обществознанию».
образовательном стандарте по
Памятка для работы с источниками.
обществознанию.
Способы работы с источниками.
Основные
структурные
и
содержательные
характеристики экзаменационной
работы по обществознанию в форме
ОГЭ
Общество
Понятие об обществе как Общество и человек (задание на
и человек форме жизнедеятельности людей. обращение к социальным реалиям)
Взаимодействие
общества
и Общество и человек
природы.
Основные
сферы
общественной
жизни
и
их
взаимосвязь.
Общественные
отношения и их виды. Социальные
изменения и его формы. Эволюция и
революция. Развитие общества.
Движущие силы общественного
развития.
Традиционное,
индустриальное, информационное
общества. Человек и его ближайшее
окружение. Человек в малой группе.
Общение. Роли человека в малой
группе. Лидер. Свобода личности и
коллектив.
Межличностные
отношения.
Межличностные
конфликты, их конструктивное
разрешение.
Пути
достижения
взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные
вызовы и угрозы. Современные мир
и его проблемы. Глобализация.
Причины
и
опасность
международного терроризма.

2

Экономи
ка

3

Социаль
ная
сфера

Экономика и ее роль в жизни
общества. Ресурсы и потребности.
Ограниченность
ресурсов.
Альтернативная стоимость (цена
выбора). Экономические основы
защиты
прав
потребителя.
Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег.
Инфляция. Экономические системы
и собственность. Главные вопросы
экономики. Роль собственности и
государства
в
экономике.
Производство и труд. Факторы,
влияющие на производительность
труда.
Заработная
плата.
Стимулирование труда.
Предпринимательство
и
его
основные организационно-правовые
формы.
Издержки,
выручка,
прибыль.
Малое
предпринимательство и фермерское
хозяйство.
Предпринимательская
этика.
Рынок.
Рыночный
механизм.
Понятия спроса и предложения.
Факторы, влияющие на спрос и
предложение. Формы сбережения
граждан
(наличная
валюта,
банковские вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции
государства..
Безработица
как
социальное явление. Экономические
и
социальные
последствия
безработицы. Налоги, уплачиваемые
гражданами.
Социальная
структура
общества. Социальные группы и
общности.
Социальная роль и
социальный статус. Социальная
мобильность.
Социальный
конфликт. Пути его разрешения.
Значение конфликтов в развитии
общества. Образ жизни. Социальная
значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная
ответственность.
Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма
для
человека
и
общества.
Профилактика
негативных форм отклоняющегося
поведения. Семья как малая группа.
Этнические
группы
и
межнациональные
отношения.

практикум: Экономика
(задание на обращение к социальным
реалиям), экономика (задание на анализ
двух суждений) - выполнять задания
разной сложности по данной теме,
проводить самооценку знаний и умений

практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку
знаний
и
умений
Социальные отношения
(задание на обращение к социальным
реалиям) Социальные отношения

4

5

6

Отношение
к
историческому
прошлому, традициям, обычаям
народа.
Межнациональные
конфликты. Взаимодействие людей
в многонациональном обществе.
Межнациональные отношения в РФ.
Социальная структура общества.
Социальные группы и общности.
Социальная роль и социальный
статус. Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути его
разрешения. Значение конфликтов в
развитии общества. Социальные
нормы.
Социальная
ответственность.
Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма
для
человека
и
общества.
Профилактика
негативных форм отклоняющегося
поведения.
Политик Политика, ее роль в жизни
общества; политическая власть;
а
разделение властей; государство,
формы правления; суверенитет;
национально-государственное
устройство,
политические режимы.
выборы, референдум; партии и
движения;
многопартийность.
Конституция – основной закон
государства;
основы
конституционного
строя
РФ;
федерация,
ее
субъекты;
законодательная, исполнительная и
судебная власть в РФ; институт
президентства;
местное
самоуправление –
Понятие «право»; отрасли права;
ПРАВО
права
человека;
Всеобщая
декларация прав человека, права
ребенка.
гражданское общество и правовое
государство;
преступление;
уголовная
ответственность;
административный
проступок;
правоохранительные органы –
«культура»;
духовная
КУЛЬТУ Понятие
жизнь общества; искусство, его
РА
виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе;
образование и самообразование;
религия, ее роль в обществе;
Церковь
как
общественный

практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений Политика
(задание на обращение к социальным
реалиям) Политика

практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений
Работа с нормативными документами –
задание на обращение к социальным
реалиям, задание на анализ двух
суждений – 9 часов
практикум: выполнять задания разной
сложности по данной теме, проводить
самооценку знаний и умений Духовная
культура (задание на обращение к
социальным
реалиям)
Духовная
культура
(задание на анализ двух суждений) -.

7

Итоговый
контроль

институт
мораль,
ценности и нормы
Итоговый контроль

основные
Выполнять задания разной сложности,
знаний и умений - тестовый контроль и
решение ситуативных задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».