МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7" УТВЕРЖДЕНО Директор школы В.В.Глушкова Приказ № 156-д «28 » августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Компьютерные технологии» для 9 класса основного общего образования 1. Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии с современными тенденциями развития образования и опирается на ряд нормативных документов: 1) Образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089) 2) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 3) Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям Цель занятий: подготовить учеников к основному государственному экзамену по информатике. Задачи занятий: - систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики; - формирование у учащихся умений работы с тестами; - повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на решение тестов, практические занятия. При проведении занятий используются различные формы обучения, направленные на развитие способностей и самостоятельной работы учащихся. Объяснение приёмов работы рекомендуется сопровождать демонстрацией примеров. Индивидуальный подход к обучению реализуется методом проектов. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются с различными методами, технологиями, решениями различных задач. В результате каждый ученик сдает его в форме ОГЭ. Учебно-методическое обеспечение занятий включает комплекс дидактических материалов для учащихся, методические рекомендации для педагогов по организации и проведению занятий, перечень рекомендуемой литературы. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, всего 34 часов. 2.Общая характеристика курса: Основной государственный экзамен – это первое серьезное испытание для учащихся 9-х классов. Подготовка к основному государственному экзамену является одной из основных проблем выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Все направлено на достижение поставленной цели – успешной сдачи ОГЭ. Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников. Процедура прохождения ОГЭ – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются: - сомнение в полноте и прочности знаний; - сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание; - психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе; - стресс незнакомой ситуации; - стресс ответственности перед родителями и школой. Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию. Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы с заданиями важно приучить ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Участниками итоговой аттестации являются все, кто участвует в проведение и участие в экзамене, (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся). Восприятие ОГЭ его участниками разное чаще негативное, и редко позитивное. Важно формировать у учащихся и их родителей не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ОГЭ его участникам. Основной государственный экзамен можно рассматривать: 1.как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; 2.как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения по выбранному профилю; 3.как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; 4.как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум). В процессе подготовки учащихся необходимо обсуждать возможные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся при прохождении ОГЭ. Анализируя трудности, нужно помогать найти наиболее эффективные пути их решения. Нужно готовить не только учащихся к итоговой аттестации, но и работать в тесном контакте с родителями. Необходимо начинать с уяснения различий, существующих между проведением основного государственного экзамена в традиционной форме и в новой форме проведения аттестации и т.д. В первую очередь подготовка участников включает формирование положительного отношения к ОГЭ, разрешение прогнозируемых трудностей, формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для прохождения государственного экзамена. Необходимо выделить также следующие направления работы по подготовке в процессе предметной подготовки учащихся: •формирование умения решать задания разного уровня; •развитие мотивации и целепологания; •формирование положительного отношения; •развитие самоконтроля; •формирование уверенности и положительной самооценки. Для лучшей подготовки учащихся педагог должен: •Правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в 3 соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; •исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности; •организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету; •проанализировать результаты муниципальных, региональных, пробного тестирования . •составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме; Работать в тесном контакте с классным руководителем и родителями. Только всем вместе можно добиться хороших результатов на экзамене. Обобщая вышеизложенное, и , анализируя результаты основного государственного экзамена учеников, необходимо определить основные направления по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике: - обратить внимание на усвоение учащимися: 1. содержания всех разделов школьного курса по информатике ; 2. умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, схемы); 3. выполнение программных практических работ; 4. понимание основных понятий, умение применять их и приводить примеры; 5. способность четко формулировать свои мысли; - изучить вопросы, вызвавшие затруднение при сдаче пробных экзаменов ; - при проведении контрольных работ по типу ОГЭ больше внимания уделять правилам заполнения бланков ответов, бланков регистрации ; - с учетом требований итоговой аттестации совершенствовать методику преподавания; - воспитывать в учениках позитивное отношение к учению, самообразованию. 3.Содержание курса п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Количество часов по программе 3 19 6 6 Введение Информация и информационные процессы Проектирование и моделирование Репетиционный экзамен 4.Учебно-тематическое планирование п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Введение Информация и информационные процессы Проектирование и моделирование Репетиционный экзамен Количество часов по программе 3 19 6 6 Примерные сроки проведения 4 6. Содержание учебного материала п/п Наименование разделов и тем Основной государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Введение Количество часов по программе 3 Системы счисления: перевод из десятичной системы Информация и информационные счисления, перевод в десятичную систему счисления. Измерение информации. Единицы измерения количества процессы информации. Процесс передачи информации. Кодирование и декодирование информации. Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов. Логические выражения. Базы данных. Поиск в готовой базе. Информация в компьютерных сетях. Поиск информации Разбор заданий демонстрационных тестов. 19 Проектирование и Чертежи. Таблица как средство моделирования. Математические моделирование формулы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Ввод математических формул и вычисления по ним Разбор заданий демонстрационных тестов. 6 Репетиционный экзамен Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Анализ результатов 6 4.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса в области информатики и ИКТ Учащиеся должны знать/понимать: процедуру контроля в формате ОГЭ; структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету; назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом). Учащиеся должны уметь: работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. 5 6