МИР ВОКРУГ НАС 7 кл. с интел наруш 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 156-д
«28 » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир вокруг нас»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
7 класса.

с. Большебрусянское

I.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Мир вокруг нас»
предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 7 класса. Программа «Мир вокруг нас» написана в соответствии с федеральным
законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., который является
главным направлением в государственной политике в сфере образования и в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы школы.
Программа нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на
воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому
наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного
поведения.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная
на достижение результатов освоения основной образовательной программы и осуществляемая в
формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме
учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение
задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении
дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся,
организации их свободного времени.
Актуальность программы внеурочной деятельности по нравственному направлению
«Мир вокруг нас» обусловлена тем, что для обучающихся, получающих образование по 1
варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно
недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер. Это проявляется не
только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии
их социализации. При умственной отсталости страдают не только высшие психические
функции, но и эмоции, воля, поведение. С большими затруднениями осуществляется
воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется
слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники
предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие не посильности
предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты
личности, как негативизм и упрямство. На нравственное поведение и детское сознание влияют
компьютерные игры, телевидение и другие источники информации, а также семья.
Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Мир вокруг нас»
призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурноисторическому наследию своего народа и своей страны, своей семьи на формирование основ
социально ответственного поведения. Через общественные идеалы и ценности, слова учителя и
его поступков, пример родителей и окружающих, литературу и различные виды искусства,
сказки. Формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение
проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в
совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
 расширения опыта
поведения, деятельности и общения; творческой самореализации
обучающихся в комфортной развивающей среде,
 стимулирующей
возникновение
личностного
интереса
к
различным
аспектам
жизнедеятельности;
 позитивного отношения к окружающей действительности;

 социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе,
 активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
 профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших
жизненных планов обучающихся.
















Цель программы «Мир вокруг нас» формирование навыков общения и культуры
поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация
на общечеловеческие ценности.
Задачи программы:
В области формирования личностной культуры:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше»,
активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а
также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых)
ценностях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении
результата.
В области формирования социальной культуры:
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и
сопереживания им.
В области формирования семейной культуры
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к
ним;
активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.

Результативность внеурочной деятельности предполагает:
 приобретение обучающимися социального знания,
 формирование положительного отношения к базовым ценностям,
 приобретение опыта самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные
религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Ожидаемые личностные результаты:
ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу,
городу, народу, России;
 ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и
человечества, трудолюбие;
 осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного
региона;















элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры.
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других
народов;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной
деятельности
готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с
собственными интересами и возможностями;
понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных
компонентов;
расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми,
работать в коллективе;
способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе
жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической,
общественно полезной деятельности.
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей
практической направленностью и использования деятельностного подхода в проведении.
Внеурочная деятельность по программе «Мир вокруг нас» направлена на достижения
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное от уроков время. Именно поэтому
формы проведения занятий должны быть разнообразными.
Формы проведения занятий. Программа «Мир вокруг нас» направлена на достижение
результатов освоения адаптированной образовательной программы и осуществляется в формах,
отличных от классно-урочной и представлен в программе в виде: общественно-полезных
практик, конкурсов, викторин, бесед, праздников, экскурсий, познавательных бесед, игр
(сюжетно-ролевые, деловые и т.п).
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальные и коллективные
(групповые, парные).

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, занятие длится 40
минут (в течение учебного года 34 часа).
Результативность освоения программы.
Воспитательные результаты:

Первый
уровень
Второй
уровень
Третий
уровень

приобретение обучающимися социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения
в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование
социально приемлемых моделей поведения.

Формой предъявления результата является участие обучающихся в тематических мероприятиях различного уровня (акции,
конкурсы, месячники, викторины и т.п.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».