Подготовка к ЕГЭ. 10 класс Русская литература 2023-2024

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 157-д
«28 » августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подготовка к ЕГЭ. Русская литература»
для 10 класса
среднего общего образования

с. Большебрусянское

Название « Русская литература»
Направление общекультурное
Класс 10
Учебный год 2023-2024
Срок реализации программы 1 год
Учитель Фанакаева А.А.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа« Русская литература» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования. Программа составлена с учетом принципа преемственности между
основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школы.
Разработана на основе авторской программы элективного курса «Современная русская
литература» под редакцией Б.А.Ланина
Актуальность программы « Русская литература» связана с решением задач
общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности,
социализация и личностное становление детей и подростков в современных условиях.
Именно эта литература может определить и определяет характер нравственного и
гражданского воспитания.
Цель: воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным,
извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, помочь становлению и
формированию личности.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской
деятельности;
- развитие воображения творческих способностей, инициативы;
- развитие навыков устной и письменной речи, умение четко и грамотно
выступать перед аудиторией;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование положительных нравственных качеств и высокой гражданской
ответственности за судьбу Отечества.
Рабочая программа ориентирована на Федеральный компонент основного общего
образования, рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебным планом
школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
УМК: Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие
для школьников и студентов. 3-е изд., испр.и доп. – М: АСТ-Пресс Школа, 2000.-456с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
№
УУД
1 Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса
литературы на базовом уровне являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;

2

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатамиосвоения выпускниками средней школы курса
русского языка на углублённом уровне являются:
Регулятивные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебно-познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать

3

выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметными результатамиосвоения выпускниками средней школы курса
литературы на углублённом уровне являются:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века,
русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной
литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературовед-ческой терминологией при анализе
литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и
адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического
вкуса;

Основные умения и навыки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- самостоятельно, связно, логично высказываться о прочитанном;
- владеть навыками лингвостилистического анализа текста;
- создавать сочинения-размышления над той или иной темой, над
произведением.
- грамотно строить свое монологическое высказывание
товарищей.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

вызвавшим интерес
и слушать мнение

Обзор содержания программы: программа « Русская литература»
составляет разные по объёму произведения классических авторов.
Традиции русской классической прозы в рассказах. Подтекстовая информация,
интерпретация.
Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.
Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.
Введение-обзор вопросов литературы.(1 час)
Теория литературы .(5 часов)
Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык. Жанры
литературы: очерк, повесть, притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма, комедия,
трагедия; баллада, басня, поэма; лирическое стихотворение, ода, отрывок, песня,
послание, сонет, элегия, эпиграммаЛитературные направления и течения: классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм),
постмодернизм. Авангард. Литературный манифест; беллетристика, массовая литература,
сетевая литература. Литературные роды (драма, лирика, лироэпос, эпос). Литературный
герой, тип литературного героя («лишний человек», «маленький человек», резонёр).
Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценический персонаж. Лирический
герой. Пафос (героический, трагический, комический). Трагическое и комическое. Стих и
проза. Поэзия: ритм; рифма; системы стихосложения (тоническая, силлабическая,
силлаботоническая); стихотворная строка; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль,
амфибрахий, анапест), стихотворный размер; акцентный стих, белый стих, верлибр,
дольник; строфа (в том числе онегинская строфа).
Содержание и форма. Стиль. Стилизация.( 5 часов)
Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (в том числе кольцевая, рамочная).
Контраст. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
развязка, эпилог. Интертекст , гипертекст.
Классическая литература(10 часов)
1.Н. А. Островский. Драма «Гроза». 2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов» .
3.И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» . 4. Ф.И. Тютчев. Стихотворения 5. А.А. Фет.
Стихотворения 6. А.К. Толстой. Стихотворения . 7. Н.А. Некрасов. Стихотворения 8.
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» 9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Романхроника «История одного города» (избранные главы) 10. Ф.М. Достоевский. Роман
«Преступление и наказание» .
Военная тема в современной литературе (5 часов)
Традиции классической военной литературы и особенности поэтики современной
военной прозы. Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и милосердное в
человеке: как эти феномены проявляются в экстремальных условиях войны? По рассказу
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», роман-эпопея «Война и мир». Тема памяти,

«вопросы войны» в произведениях В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова, Б.Л.
Васильева, К.Д. Воробьёва, В.Л. Кондратьева, В.П. Некрасова, Е.И. Носова, С.С.
Смирнова, В.О. Богомолова и др.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
( 5 часов ). Художественная литература и устное народное творчество, жанры фольклора.
Художественный вымысел. Фантастика. Художественный образ. «Вечные образы» в
литературе. Система образов, образ автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет,
интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика,
внутренняя речь. Психологизм. Художественное время и художественное пространство.
Цитирование.( 3 часа)
Эпиграф. Язык художественного произведения (тропы, фигуры речи и др.).
Афоризмы. Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова,
индивидуально-авторские слова, историзмы; книжная, разговорная, просторечная,
эмоционально-оценочная лексика; неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы,
фразеологизмы. Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет. Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические
фигуры: вопрос, восклицание, обращение; умолчание. Анафора и эпифора, звукопись
(аллитерация, ассонанс), лексический повтор, рефрен, синтаксический параллелизм.
№
1

2

3

4

5

Структура и содержание программы:
Раздел
Содержание
Традиции русской классической прозы в рассказах.
Введение
Подтекстовая информация, интерпретация.
Сюжет,
(1часа)
композиция. Средства выражения авторской позиции.
Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм,
гротеск. Эзопов язык. Жанры литературы: очерк, повесть,
притча, рассказ, роман, роман-эпопея, сказ; драма,
комедия, трагедия; баллада, басня, поэма; лирическое
стихотворение, ода, отрывок, песня, послание, сонет,
Теория литературы (5
элегия, эпиграммаЛитературные направления и течения:
часов)
классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм
(символизм,
акмеизм,
футуризм),
постмодернизм. Авангард. Литературный манифест;
беллетристика, массовая литература, сетевая литература.
Литературные роды (драма, лирика, лироэпос, эпос).
Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (в том числе
Содержание и форма.
кольцевая, рамочная). Контраст. Сцена, эпизод. Стадии
Стиль. Стилизация (5
развития действия: экспозиция, завязка, кульминация,
часов)
развязка, эпилог. Интертекст, гипертекст
1.Н. А. Островский. Драма «Гроза» 2. И.А. Гончаров.
Роман «Обломов» . И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
4. Ф.И. Тютчев. Стихотворения
5. А.А. Фет.
Классическая
Стихотворения 6. А.К. Толстой. Стихотворения . 7. Н.А.
литература(10 часов) Некрасов. Стихотворения 8. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому
на Руси жить хорошо» 9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Романхроника «История одного города» (избранные главы) 10.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Традиции классической военной литературы и
Военная
тема
в
особенности поэтики современной военной прозы.
современной
Размышления о цене человеческой жизни. Агрессивное и
литературе (5часов)
милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в
экстремальных
условиях
войны?
По
рассказу

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», роман-эпопея
«Война и мир». Тема памяти, «вопросы войны» в
произведениях В.П. Астафьева, Ю.В. Бондарева, В.В.
Быкова, Б.Л. Васильева, К.Д. Воробьёва, В.Л.
Кондратьева, В.П. Некрасова, Е.И. Носова, С.С.
Смирнова, В.О. Богомолова и др.
6
Функциональносмысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение).
(5 часов)
7

Цитирование.
(2 часа)

Художественная литература и
устное народное
творчество, жанры фольклора. Художественный вымысел.
Фантастика. Художественный образ. «Вечные образы» в
литературе. Система образов, образ автора. Говорящая
фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь. Символ.
Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика,
внутренняя речь. Психологизм. Художественное время и
художественное пространство.
Эпиграф. Язык художественного произведения
(тропы, фигуры речи и др.). Афоризмы. Антонимы,
архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные
слова, индивидуально-авторские слова, историзмы;
книжная, разговорная, просторечная, эмоциональнооценочная лексика; неологизмы, профессионализмы,
паронимы, синонимы, фразеологизмы.
Аллегория,
гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение,
сравнение, эпитет. Антитеза, градация, инверсия,
оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос,
восклицание, обращение; умолчание. Анафора и эпифора,
звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор,
рефрен, синтаксический параллелизм.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».