МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО "Управление образованием Белоярского городского округа"
МБОУ "Большебрусянская СОШ №7"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО
естественноматематического
цикла↵
Директор МБОУ
↵"Большебрусянская
СОШ№7"
________________________
В.В. Глушкова
Приказ №149-д от «30»
августа 2024 г.
________________________
Ю.А. Уфимцева
протокол №1 от «28»
августа 2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занимательная биология»
для обучающихся 7 классов
с. Большебрусянское 2024
Пояснительная записка
Актуальность программы
Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере
биологии,
экологии
и
охраны
здоровья
человека,
способствует
формированию
коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей,
формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.
Значительное количество занятий отводится на проектную
значительной
мере
способствует
формированию
у
деятельность, что в
школьников
регулятивных,
коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и
развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи,
намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными
проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся
организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и
в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Новизна
программы
проявляется
в
особенностях
её
планирования.
Программой
предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, экскурсии, выполнение
исследовательских работ. Значительное количество времени отводится на овладение
учащимися технологии проектной деятельности.
Цель программы:
1.
создать условия для усвоения учащимися знаний о растениях как части живой
природы,об их месте и роли в биосфере, о современном состоянии окружающей среды;
2.
обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья человека с
условиямисреды обитания;
3.
способствовать развитию у школьников умения осуществлять познавательную,
коммуникативную, практико-ориентированную деятельность;
4.
развивать у учащихся навыки проектной деятельности.
Результаты обучения
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к
саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению индивидуальной траектории образования;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской
ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками педагогами;
Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления
учащихся.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать
и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль,
коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества,
работать индивидуально и в группе;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса;
Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными
изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование
ИКТ-компетенции;
Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм,
таблиц, схем;
Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения
дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных
качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;
Предметные:
Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и
функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;
Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о
влиянии деятельности человека на природу;
Систематизация знаний о растениях и их роли в сохранении здоровья человека;
Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание
биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их
результатов);
Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми
растениями,
обработке
ран,
остановке
кровотечений,
при
простудных
заболеваниях.
Основные идеи программы
Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от
условий окружающей среды и его влияние на экосистему.
Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического
процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование
положительной «я – концепции».
Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические
праздники,ролевые игры, акции, выставки);
обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных
презентаций).
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
практические (акции, практические работы);
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-
практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений,
навыков).
Типы и виды занятий
1.
Учебные занятия:
комплексное;
индивидуальные;
экскурсии;
полевой практикум;
лабораторные и практические работы.
2.
Контрольные занятия:
выставка;
защита проекта;
конференции, круглые столы;
анкетирование;
викторины;
Предполагаемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны знать:
строение и особенности жизнедеятельности растений;
о современных проблемах охраны природы;
о современном состоянии растительного мира;
об особенностях экологической обстановки в Челябинской области;
о воздействии растений на здоровье человека;
о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
съедобные, лекарственные, ядовитые растения Челябинской области;
Учащиеся должны уметь:
выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
вести наблюдения в природе;
осуществлять исследовательскую деятельность;
фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
определять растения по морфологическим признакам и с помощью определителей;
оказывать первую доврачебную помощь в случае отравления растениями;
ухаживать за комнатными растениями;
проектировать цветники и клумбы;
осуществлять посев семян, уход за рассадой и высадку растений в открытый грунт;
работать с дополнительной литературой;
обрабатывать статистические данные.
Практический выход деятельности учащихся, членов кружка:
создание информационных стендов;
создание и реализация экологических проектов;
просветительская деятельность среди школьников:
подготовка рассады и оформление школьных клумб;
участие в областных, районных акциях.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1 часа)
Включает в себя занятия по изучению истории развития науки ботаники как части
биологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство
школьников с основными методами исследования. Обсуждаются правила поведения вкабинете
биологии и на природе. Поводится вводный инструктаж.
Раздел 2. Зелёная лаборатория (9 часов)
Включает теоретические и практические занятия по изучению строения растительной
клетки. Учащиеся знакомятся с историей открытия клеточного строения, заслугами великих
естествоиспытателей и учёных Левенгука, Гука для развития цитологии. Совершенствуют
навыки работы с микроскопом и приготовления микропрепаратов.
Рассматривают под микроскопом (лупой) и выявляют черты различия и сходства у клеток,
семян разных растений и разных растительных тканей, учатся классифицировать и определять
принадлежность растений к той или иной группе по форме цветка, строению соцветия, плодов.
Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о
клеточном строении растений, об особенностях развития растительного организма из семени.
В
данном
разделе
планируется
проведение
лабораторных,
практических
и
исследовательских работ, работа над проектами и их защита.
Лабораторные работы:
1.
«Строение семян однодольных и двудольных растений»;
2.
«Рассматривание готовых микропрепаратов «строение корней, корневыхволосков,
корневого чехлика»»;
3.
«Клеточное строение листа»;
4.
«Строение цветка»;
5.
«Рассматривание под микроскопом различных растительных тканей»
Практические работы: «Определение типа соцветий», «Классификация плодов».
Защита проекта «Зелёная лаборатория».
Раздел 3. Исследователи природы. (11 часов)
Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников знаний
об основных процессах жизнедеятельности растений,о многообразии растительного мира, о
дикорастущих
растениях
Челябинской
области.
Учащиеся
научатся
пользоваться
определителями растений, закрепят свои навыки в ходе практической работы. Значительная
часть времени отводится на приобретение знаний о полезных (съедобных, лекарственных) и
опасных для человека растениях Челябинской области. Учащиеся научатся различать эти
растения на рисунках, в гербарии, познакомятся с использованием растений в случае
автономного существования в лесу. Приобретут знания о признаках отравления растениями и
мерах первой доврачебной помощи.
Знакомство с темой будет способствовать формированию экологической культуры
школьников на основе признания ценности жизни и необходимости ответственного и
бережного отношения к окружающей среде. Знакомство с различными растениями и их
свойствами способствует формированию понимания ценности безопасного и здорового образа
жизни, усвоению правил безопасного коллективного и индивидуального поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
Школьники приобретут навыки определения растений, составления лечебных сборов.
Выясняются причины сокращения численности некоторых видов растений; учащиеся
знакомятся с растениями, занесёнными в красную книгу Челябинской области.
На основе опытов учатся формулировать проблему, выдвигать гипотезы, планировать
проведение опытов, фиксировать результаты и делать выводы.
Предусмотрено проведение викторины, практической работы, проектная деятельность.
Исследовательские работы:
1.
«Условия, необходимые для прорастания семян»;
2.
«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»;
3.
«Определение всхожести семян разных растений и их посев»;
4.
«Дыхание растений»;
5.
«Испарение воды листьями»
6.
Передвижение органических веществ по лубу».
Практическая работа «Определение растений с помощью определителя».Защита
проектов «Ядовитая красота», «Растения на защите здоровья». Викторина «Узнай
растение».
Раздел 4. Растения – наши доктора. (4 часа)
Раздел включает в себя материал, посвящённый влиянию запахов растений, их
фитонцидной активности, тизанов на здоровье человека. Предусматривается знакомство с
аромотерапией, фитотерапией как средствами восстановления работоспособности и снятия
стресса, использованием растительного сырья в фармацевтической промышленности, в
медицине. Рассматриваются аспекты сохранения здоровья человека
через изучение
воздействия биологически активных веществ растений на организм человека.
Школьники приобретут навыки составления растительных сборов для заваривания тизанов,
узнают правила безопасного использования растительных отваров.
Практическая работа «Составление и заваривание растительного чая»
Защита проекта «Фито-друзья».
Раздел 5. Цветок с моего окна. (4 часа)
Содержание раздела создаёт условия для формирования представлений у школьников
происхождении комнатных растений, их распространении по странам Старого света.
Учащиеся приобретут знания об агротехнике комнатных растений, об основных правилах
расположения растений в помещениях. Проведение исследовательской работы будет
способствовать развитию умения работать с различными источниками биологической
информации, формированию знаний о способности растений к очистке воздуха в помещениях,
о воздействии комнатных растений, как части комфортной среды обитания, на здоровье
человека.
Изучение данного материала способствует развитию эстетического сознания, знания основ
здорового образа жизни.
Предусматривается осуществление оценки состояния атмосферного воздуха в помещениях
школы методом учёта индекса активности комнатных растений. В ходе работы над проектами
учащиеся
развивают
коммуникативную
навыки
исследовательской
компетенцию,
учатся
деятельности,
организовывать
учебное
формируют
свою
сотрудничество
со
сверстниками и педагогом. Защита проектов помогает закрепить навыки ведения дискуссии и
использования речевых средств для аргументации своихвзглядов.
Практическая работа «Определение состояния воздуха в помещении методом учёта
индекса активности комнатных растений»
Виртуальная экскурсия «Растения в интерьере»
Защита проектов «Цветок с моего окна»
Раздел 6. Наша клумба. (3часа)
Содержание
раздела
способствует
формированию
у
школьников
экологической
нравственности, развитию эстетического сознания через освоение азов ландшафтного дизайна.
Учащиеся приобретут знания, связанные с особенностями проектирования цветников,
подбором цветущих растений, закрепят знания агротехники растений.
Выполнение
практической
работы
способствует
дальнейшему
освоению
приёмов
выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
Работа над проектами способствует формированию коммуникативной культуры, развитию
ИКТ-компетентности,
умению
организовывать
учебное
сотрудничество,
умению
самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с
планируемым результатом.
Практическая работа «Проектирование цветника, клумбы»
Практическая работа «Пикировка рассады декоративных цветковых растений»
Раздел 7. Хочу всё знать. (1 час)
Содержание раздела способствует развитию у школьников познавательного интереса,
стремления узнать новые тайны живой природы. Предусматривается проведение экскурсии,
подведение итогов за год. Проводится инструктаж по ТБ в летнее время.
Экскурсия «Экологическая тропа»
Тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Занимательная биология» 7 класс
(1 час в неделю, всего – 34 часа)
№ Раздел
п/п
Кол-во
Количество
Количество
часов
лабораторных и
проектов,
практических
исследователь
работ
ских работ
Экскурсии
1 Введение
1
-
-
-
2 Зелёная
9
7
1
-
11
1
8
-
4
1
1
-
4
1
1
1
6 Наша клумба
3
2
1
-
7 Хочу всё знать
1
-
-
1
34 часа
12
12
2
лаборатория
3 Исследователи
природы
4 Растения – наши
доктора
5 Цветок с моего
окна
Итого:
Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Занимательная биология» 7 класс
(1 час в неделю, всего – 34 часа)
№п/п
Кол- во
Раздел/Тема занятия
часов
Содержание занятия
Вид деятельности
Раздел I. Введение – 1 час.
Знакомство с программой,
беседа о значении ботаники
как части биологии, значении
растений в жизни человека.
1
Введение.
Вводный инструктаж.
1
Инструктаж по технике
безопасности, знакомство с
лабораторным
оборудованием и правилами
работы в кабинете биологии.
Слушание
учителя,беседа,
самостоятельная
работа с
инструкцией,
оформление
тетрадей.
Вводный инструктаж.
Раздел II. Зелёная лаборатория – 9 часов.
Цитология – наука,
2
Цитология – наука,
изучающая строениеклетки.
1
изучающая строение клетки.
Знакомство с микроскопом и
приёмами работы с ним.
Лабораторная работа
3
«Рассматривание под
микроскопом различных
Гистология – наука,
1
строение тканей растений.
растительных тканей»
Лабораторная работа
4
«Строение семян
однодольных и двудольных
Отдел Покрытосеменные.
1
Лабораторная работа
«Рассматривание готовых
микропрепаратов
«строение корней, корневых
Строение семени двудольных
и однодольных растений.
растений»
5
изучающая ткани. Виды и
1
Работа с
раздаточным
материалом.
Выполнение
фронтальной
лабораторной
работы.
Выполнение
фронтальной
лабораторной
работы.
Отдел Покрытосеменные.
Выполнение
Виды корней и типы
фронтальной
корневых систем. Зоны
лабораторной
корня.
работы.
волосков, корневого чехлика».
6
Лабораторная работа
«Клеточное строениелиста»
1
Отдел Покрытосеменные.
Выполнение
Внешнее строение листа.
фронтальной
Клеточное строение листа.
лабораторной
Видоизменения листьев.
работы.
Выполнение
7
Лабораторная работа
«Строение цветка»
1
Отдел Покрытосеменные.
фронтальной
Цветок и его строение.
лабораторной
работы.
Практическая работа
8
«Определение типа
1
соцветий»
9
Практическая работа
«Классификация плодов»
1
Отдел Покрытосеменные.
Соцветия. Типы соцветий.
10
«Зелёнаялаборатория»
работы
Выполнение
Плоды. Классификация
практической
плодов.
1
практической
Отдел Покрытосеменные.
Формулирование проблемы,
Защита проекта
Выполнение
выдвижение гипотезы,
изложение доказательств,
формулирование вывода.
работы
Защита проекта,
слушание своих
товарищей,
обсуждение и
анализ работ.
Раздел III. Исследователи природы – 11часов.
11
Основные процессы
жизнедеятельности
1
Основные процессы
жизнедеятельности растений
(питание, дыхание, обмен
растений.
веществ, рост, развитие,
размножение).
Классификация растений.
12
Основные классы отдела
Покрытосеменные.
1
Слушание
учителя,
просмотр
презентации,
беседа.
Отдел Покрытосеменные.
Слушание
Классы однодольные и
учителя,просмотр
двудольные. Семейства:
презентации,
Крестоцветные, Розоцветные,
беседа, работа с
Паслёновые, Бобовые,
раздаточным
Сложноцветные, Лилейные и
материалом.
Злаковые.
Исследовательская работа
13
«Условия, необходимые для
Основные процессы
1
прорастания семян»
Прорастание семян.
Исследовательская работа
14
«Определение всхожести
семян разных растений иих
1
посев»
15
минеральных веществ по
1
стеблю»
16
17
Исследовательская работа
«Дыхание растений»
Исследовательская работа
«Испарение водылистьями»
исследовательског
о
эксперимента.
Основные процессы
Проведение
жизнедеятельности растений.
исследовательског
Прорастание семян.
оэксперимента.
Основные процессы
Исследовательская работа
«Передвижение воды и
жизнедеятельности растений.
Проведение
жизнедеятельности растений.
Проведение
Передвижение воды и
исследовательског
питательных веществ в
оэксперимента.
растении.
1
1
Основные процессы
Проведение
жизнедеятельности растений.
исследовательског
Дыхание растений.
оэксперимента.
Основные процессы
Проведение
жизнедеятельности растений.
исследовательског
Испарение воды.
оэксперимента.
Основные процессы
Исследовательская работа
18
«Передвижение органических
1
веществ полубу»
жизнедеятельности растений.
Проведение
Передвижение воды и
исследовательског
питательных веществ в
оэксперимента.
растении.
Полезные и опасные растения,
Практическая работа
19
«Определение растений с
помощью определителя»
1
произрастающие на
Выполнение
территории Челябинской
практической
области. Красная книга
работы
Челябинской области.
Основные семейства отдела
20
Викторина
«Узнай растение»
Покрытосеменных,
1
произрастающие на
территории Челябинской
Участие в
викторине.
области.
Защита проекта,
21
Защита проекта
«Ядовитая красота»
1
Ядовитые растения нашего
края.
слушание своих
товарищей,
обсуждение и
анализ работ.
Защита проекта
22
«Растенияна защите
1
здоровья»
Лекарственные растения
нашего края.
Защита проекта,
слушание своих
товарищей,
Раздел IV. Растения – наши доктора – 4 часа.
23
Мир запахов.
Растения –фитонциды.
1
Лекарственные растения
24
нашего края.
1
Правила сбора.
Практическая работа
25
«Составление и заваривание
1
растительного чая»
Ароматерапия. Фитотерапия.
Слушание
Роль ароматов в укреплении
учителя,просмотр
здоровья человека,
презентации,
предупреждении
беседа, работа с
инфекционных заболеваний,
раздаточным
стресса.
материалом.
Растения как сырьё для
Слушание
фармацевтической
учителя,просмотр
промышленности.
презентации,
Лекарственные растения
беседа, работа с
нашего края. Правила сбора
раздаточным
лекарственных растений.
материалом.
Лекарственные сборы. Сборы
Выполнение
для чая. Правила заваривания
практической
фиточая. Чайная церемония.
работы.
Защита проекта,
26
Защита проекта
«Фитотерапия»
1
Фитотерапия как
слушание своих
альтернатива лекарственной
товарищей,
терапии.
обсуждение и
анализ работ.
Раздел V. Цветок с моего окна – 4 часа.
История происхождения
комнатных растений. Самые
распространенные комнатные
27
Комнатные растения.
1
растения. Полезные и
«вредные» комнатные
растения. Условия ухода за
Слушание
учителя,просмотр
презентации,
беседа.
ними.
28
Виртуальная экскурсия
«Растения в интерьере»
Растения как часть
1
комфортной среды обитания
человека.
Просмотр
учебногофильма,
обсуждение,
диспут.
Практическая работа
«Определение состояния
29
воздуха в помещении
методом учёта индекса
1
активности комнатных
Влияние растений на
Слушание
микроклимат в помещении,
учителя,просмотр
участие растений в очистке
презентации,
воздуха в помещении.
беседа.
растений»
30
Защита проекта «Цветок с
моего окна»
1
Комнатные растения в нашем
доме.
Защита проекта.
Раздел VI. Наша клумба – 3часа.
Основы ландшафтного
31
Ландшафтный дизайн.
1
дизайна. Наиболее
Слушание
распространенные растения,
учителя,просмотр
используемые для
презентации,
ландшафтного дизайна.
беседа, работа с
Примеры приёмов дизайна
раздаточным
небольшого садового участка,
материалом.
клумбы, цветника.
Проектирование цветника,
Практическая работа
32
«Проектирование цветника,
клумбы»
1
клумбы для пришкольного
Выполнение
участка, использования
практической
приёмов ландшафтного
работы.
дизайна.
33
Практическая работа
Пикировка и высаживание
«Пикировка рассады
декоративных цветковых
декоративных цветковых
1
растений»
растений на клумбах на
пришкольном участке.
Выполнение
практической
работы.
Раздел VII. Хочу всё знать – 1 час.
Знакомство с основными
34
Экскурсия
«Экологическая тропа»
1
видами растений,
произрастающими в местном
лесу.
Итого:
34
Участие в
экскурсии,
обсуждение и
подведение итогов
за год.
Учебно-методическое обеспечение программы
1.
Андронов Н.М. Определитель древесных растений по побегам и почкам. - Л.: ЛТА, 1978;
2.
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
3.
Биологическое разнообразие Челябинской области: учебно-методическое пособие /
Т. В.Уткина. Ю. Г. Ламехов. Е. А. Ламехова. – Челябинск: ЧИППКРО. 2015.
4.
Захаров В.Д.. Лагунов А.В. Редкие и исчезающие животные Челябинской
области//Лекции по экологии Челябинской области, Челябинск,2000г
5.
Материалы по флоре и фауне Челябинской области. Миасс,01994,с.30-47.
6.
Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. Определитель. - М.: Просвещение, 1972;
7.
П. Мак-Кой, Т. Ивелей. Практическая энциклопедия ландшафтного
дизайна,Росмэн,2001г
8.
Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. - М.: Агропромиздат, 1985
Интернет-ресурсы:
1.www.nrc.edu.ru/est/4/
2.www.km.ru/education
3.http://ebio.ru/
4.www.herba.msu.r