МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО "Управление образованием Белоярского городского округа"
МБОУ "Большебрусянская СОШ №7"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО
естественноматематического
цикла↵
Директор МБОУ
↵"Большебрусянская
СОШ№7"
________________________
В.В. Глушкова
Приказ №149-д от «30»
августа 2024 г.
________________________
Ю.А. Уфимцева
протокол №1 от «28»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Занимательная химия»
для обучающихся 8 классов
с. Большебрусянское 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная химия» составлена с учетом:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённый приказом от 17.12.2010г. №1897;
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», утверждённая приказом от 28.08.2023
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ
«Большебрусянская СОШ №7»;
Годовой
календарный
график
образовательного
процесса
МБОУ
«Большебрусянская СОШ №7» на 2023-2024 учебный год;
Учебный план основного общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ
№7» на 2023-2024
Авторской программой 8-9 классы: Габриелян О.С.,А.В. Купцова.-4 е изд. –
М.:Дрофа, 2017. Химия. 7—9 классы : Рабочие программы / сост.Т. Д. Гамбурцева.
— 3-е изд., стереотип. — М. : Дрофа,2015. — 159, [1] с.
Авторской программы на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И.
«Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7
класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 7-8 класса.
Цели и задачи:
Удовлетворить познавательные запросы детей.
Развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение
применять свои знания на практике.
Расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни,
реализовать общекультурный компонент.
Сформировать навыки элементарной исследовательской работы.
Расширить знания учащихся по химии, экологии, научить применять
коммуникативные и презентационные навыки, научить оформлять результаты
своей работы.
Развить умение проектирования своей деятельности. Продолжить формирование
навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.
Продолжить развивать творческие способности, воспитание навыков экологической
культуры, ответственного отношения к людям и к природе.
Совершенствовать навыки коллективной работы, способствовать пониманию
современных проблем экологии и сознанию их актуальности.
«Точка роста»
Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста»
естественно научной и технологической направленности.
Цель и задачи
Умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований,
прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых
измерительных приборов».
Описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать
внимание на измеряемых величинах, терминологии.
В табличном: заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения
графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах
величин).
В графическом: строить графики по табличным данным, что даёт возможность
перехода к выдвижению гипотез о характере зависимости между величинами в виде
математических уравнений.
Давать математическое описание взаимосвязи величин, математическое
обобщение. В основу образовательной программы заложено применение цифровых
лабораторий.
На изучение курса в 8 классе отводится 1 час в неделю (35 недель), что
соответствует учебному плану и годовому календарному графику на 2023-2024
учебный год.
Курс
Класс
внеурочной
деятельности
Занимательная 8
химия
Количество
часов
35
Направление Методический комплект
Примерные
программы
внеурочной деятельности.
Начальное и основное
образование.
(В.А.
Горский, А,А,Тимофеева,
Д.В.Смирнов и др.) под
ред.
В.А.Горского,-4-е
изд.Москва, «Просвещение»,
2014г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются
следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление, умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является:
Формирование универсальных учебных действий (УУД). первоначальные
представления об идеях и о методах химии как об универсальном языке науки и
техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для
решения химических проблем и представлять ее в понятной форме.
Принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации, умение понимать и использовать химические средства наглядности (
диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации,
умение выдвигать гипотезы при решение учебных задач и понимать необходимость
их Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для
решения учебных химических проблем; умение планировать и осуществлять
деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, работая по
плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений, осуществлять сравнение,
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей, создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта, составлять тезисы, различные виды планов (простых,
сложных и т.п.). преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.), уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументирует их, осуществлять
взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать
общие способы работы, брать на себя инициативу в организации совместного
действия (деловое лидерство), грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Осознание роли веществ:
Определять роль различных веществ в природе и технике. объяснять роль
веществ в их круговороте.
Рассмотрение химических процессов, приводить примеры химических
процессов в природе, находить черты свидетельствующие об общих признаках
химических процессов и их различиях.
Использование химических знаний в быту: объяснять значение веществ в жизни и
хозяйстве человека, объяснять мир с точки зрения химии.
Перечислять отличительные свойства химических веществ, различать основные
химические процессы, определять основные классы неорганических веществ,
понимать смысл химических терминов.
Овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании природы.
Проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты, умение
оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по
отношению к человеку и природе.
Использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых
химических препаратов, различать опасные и безопасные вещества.
«Точка роста»:
Программа реализуется с использованием оборудования «Точка роста»
естественно научной и технологической направленности.
Личностные результаты
Определение мотивации изучения учебного материала, оценивание усваиваемого
учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей.
Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества.
Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, оценивание социальной
значимости профессий, связанных с химией. владение правилами безопасного
обращения с химическими веществами и оборудованием проявление экологической
культуры.
Метапредметные результаты:
Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планирование пути достижения целей, установление целевых приоритетов,
выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее
эффективного способа.
Умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, умение
понимать решения в проблемной ситуации, постановка учебных задач, составление
плана и последовательности действий, организация рабочего места при выполнении
химического эксперимента.
Прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала,
оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия
при необходимости.
Познавательные.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных
УУД:
Поиск и выделение информации; анализ условий и требований задачи, выбор,
сопоставление и обоснование способа решения задачи. выбор наиболее
эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических
реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа
наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации
из различных источников.
Умение организовывать исследование с целью проверки гипотез, умение делать
умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы, умение объективно
оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически
относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные Обучающийся получит
следующих коммуникативных УУД:
возможность
для
формирования
Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, адекватное использование речевых средств для участия в
дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное
содержание с сообщением его в письменной и устной форме.
Определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе
информации, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и
сборе информации.
Участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся.
Описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметнопрактической деятельности.
Умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь, планировать общие способы работы, осуществлять контроль,
коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение)
содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи,
так и в форме внутренней речи.
Развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и
письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной
литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится: применять основные методы познания( наблюдение,
измерение, эксперимент).
Описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки. раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомномолекулярной теории.
Различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций. соблюдать правила безопасной работы при проведении
опытов, пользоваться лабораторным оборудованием и посудой.
Получать, собирать газообразные вещества и распознавать их, характеризовать
физические и химические свойства основных классов неорганических соединений,
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ,
раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять
массовую долю растворённого вещества в растворе.
Готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества,
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях,
раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций
ионного обмена.
Раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять
окислитель
и
восстановитель,
составлять
уравнения
окислительновосстановительных реакций, называть факторы, влияющие на скорость химической
реакции, характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неметаллов и металлов.
Проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ, грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета, курса
1. Вводное занятие.
Знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места,
обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Раздел 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники
безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств
защиты.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к
хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения,
предметов лабораторного оборудования.
Нагревательные приборы и пользование ими.
Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки,
спиртовки, газовой горелки, водяной бани. Нагревание и прокаливание.
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение
процессов перегонки. Очистка веществ от примесей.
Выпаривание и кристаллизация растворов:
Ознакомление учащихся с приемами выпаривания и кристаллизации
на примере раствора поваренной соли.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Знакомятся с основными приёмами работы с твердыми, жидкими и газообразными
веществами.
Занимательные опыты по теме:
Приёмы обращения с веществами и оборудованием.
Химия вокруг нас
Химия в природе.
Получают представление о природных явлениях, сопровождающимися
химическими процессами.
Самое удивительное на планете вещество-вода.
Физические, химические и биологические свойства воды.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Стирка по-научному.
Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на
организм человека и окружающую среду.
Урок чистоты и здоровья.
Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что
такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить
свои волосы красивыми и здоровыми? Состав и свойства современных средств
гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д
Салон красоты.
Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и
декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика.
Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.
Химия в кастрюльке.
Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не
только вкусной, но и полезной?
Химия в консервной банке.
Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при
хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.
Всегда ли права реклама?
Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса
химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки.
Корма для животных.
Химические секреты дачника.
Виды и свойства удобрений. Правила их использования.
Химия в быту.
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов.
Использование химических материалов для ремонта квартир.
Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами.
Воспроизводят правила ТБ с бытовыми химикатами со слов учителя.
Вам поможет химия.
Знакомятся с методами чистки изделий из серебра, золота.
Пробуют очистить драгоценные металлы методами, которые дает учитель в рамках
темы.
Химия и твоя будущая профессия:
Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на
высоком уровне.
Агрономия, овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн.
Медицинские работники.
Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры,
лаборанты. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств. Экскурсия
в аптеку.
Кто готовит для нас продукты питания?
Пищевая промышленность и её специалисты: технологи и многие другие. Экскурсия
в столовую.
Занимательное в истории химии.
История химии.
Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной
информации. Основные направления практической химии в древности.
Галерея великих химиков.
Создание презентаций о великих химиках и их демонстрация.
Интересные факты, открытия.
Химия на службе правосудия.
Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки».
Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.
Химия и прогресс человечества.
Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой
промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.).
История химии.
История химии 20-21 вв.
Итоговое занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год.
«Точка роста»:
Практическая работа № 1. «Изучение строения пламени»
Лабораторный опыт №1. «До какой температуры можно нагреть вещество?»
Лабораторный опыт №2 «Измерение температуры кипения воды с помощью
лабораторного термометра и датчика температуры»
Лабораторный опыт № 3 «Определение водопроводной и дистиллированной
воды»
Лабораторный опыт №4 «Определение состава воздуха»
№
1.
Тематическое планирование
Наименование раздела, темы. Количество кол-во
часов
лабораторных
работ
14
3
Приёмы обращения с
веществами и
оборудованием
кол-во
экскурсий
0
2.
Химия вокруг нас
21
4
0
3.
итого
35
7
0
Календарно-тематическое планирование.
№
Название раздела /Тема урока
урока
1
Вводное занятие. Цели и задачи, план работы
внеурочных занятий. Оборудование химической
лаборатории.
2
Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Знакомство с цифровой лабораторией.
3
Знакомство с лабораторным оборудованием
4
Изучение
технических
средств
обучения,
предметов лабораторного оборудования Оказание
первой помощи, использование противопожарных
средств защиты.
5
Нагревательные приборы и пользование ими.
6
Практическая
работа№1.
Использование
нагревательных приборов
7
Очистка веществ от примесей
8
Практическая
работа№2.Изготовление
простейших фильтров из подручных средств.
Разделение неоднородных смесей.
9
Выпаривание и кристаллизация
10
Практическая
работа
№3.
Выделение
растворённых веществ методом выпаривания и
кристаллизации
на
примере
раствора
поваренной соли.
11
Основные приемы работы с твердыми, жидкими,
газообразными веществами
12
Практическая
работа
№4.Опыты.
иллюстрирующие основные приёмы работы с
твердыми,
жидкими
и
газообразными
веществами.
13
Приготовление
растворов
в
химической
лаборатории и в быту
14
Приготовление
растворов
в
химической
лаборатории и в быту
15
Химия в природе.
16
Самое удивительное на планете вещество-вода
Физические свойства воды
17
Практическая
работа№5.
Обычные
и
необычные свойства воды.
18
Занимательные опыты по теме: «Химические
реакции вокруг нас».
Примечание
Т.р.
Т.р.
Т.р.
Т.р.
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Стирка по-научному. Разновидности моющих
средств, правила их использования.
Урок чистоты и здоровья. Средства ухода за
волосами, выбор шампуней в зависимости от типа
волос. Что такое химическая завивка? Что
происходит с волосами при окраске? Как
сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?
Урок чистоты и здоровья. Состав и свойства
современных средств гигиены. Зубные пасты,
дезодоранты, мыло и т. д
Салон красоты. Состав и свойства некоторых
препаратов
гигиенической,
лечебной
и
декоративной
косметики,
их
грамотное
использование
Салон красоты. Декоративная косметика. Состав и
свойства губной помады, теней, туши, лосьонов,
кремов
Химия в кастрюльке. Процессы, происходящие Т.р.
при варке, тушении и жарении пищи
Химия в кастрюльке. Как сделать еду не только
вкусной, но и полезной?
Химия в консервной банке. Хранение и
переработка продуктов. Химические процессы,
происходящие при хранении и переработке
сельскохозяйственного сырья.
Всегда ли права реклама? Связь информации,
содержащейся в рекламных текстах с содержанием
курса химии.
Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни.
Стиральные порошки. Корма для животных.
Правила оказания первой помощи при отравлении
бытовыми химикатами
Практическая работа№6.
Чистка изделий из серебра, мельхиора и т. д.
Обзор профессий, требующих знания химии
Экскурсия в столовую. Оформление отчета.
Вещества и материалы, используемые в
современной лёгкой и тяжёлой промышленности
(полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.
Итоговое занятие.