МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО "Управление образованием Белоярского городского округа"
МБОУ "Большебрусянская СОШ №7"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО
естественноматематического
цикла↵
Директор МБОУ
↵"Большебрусянская
СОШ№7"
________________________
В.В. Глушкова
Приказ №149-д от «28»
августа 2024 г.
________________________
Ю.А. Уфимцева
протокол №1 от «28»
августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биогеография»
для обучающихся 6 классов
с. Большебрусянское 2024
Рабочая программа курса "Биогеография. Практикум"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические и общегеографические знания необходимы не только
специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание
связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих
катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания особенностей планеты
Земля, живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях
внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это
основа организации элективного курса «Биогеография. Практикум» , т.к.
биологическое и географическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Программа элективного курса «Биогеография. Практикум» разработана для
занятий учащихся 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа делится на 2 курса: 1 курс проводится в 1 полугодии, и основное
внимание в нем отводится на расширение биологических знаний учеников. 2
курс проводится во 2 полугодии и способствует расширению географических
знаний учащихся.
Среди отличительных особенностей данного элективного курса можно назвать
следующие: охватывает большой круг естественнонаучных исследований и
является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной
школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление
географических и биолого-экологических знаний, с опорой на практическую
деятельность.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о Земле
как уникальной планете, мире живой природы, с другой - продемонстрировать
свои умения и навыки в области географии, биологии и экологии, так
как программа предусматривает
участие
школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно,
поможет юным биологам и географам определиться с выбором своей будущей
профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на
формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение,
а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цели и задачи курса:
Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации
в современном мире через целенаправленное приобщение к географической
культуре. формирование у учащихся интереса к изучению животных, так
как много интересной информации о животных остается за страницами
учебника.
Задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного
человека.
Способствовать популяризации у учащихся географических и биологических
знаний.
Знакомить с географическими и биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков наблюдения за биологическими и географическими
объектами, явлениями, сравнения.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской
деятельности,
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Воспитательные
Воспитывать интерес к планете Земля, миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-14 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с
биологической и географической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время
выступлений.
Частично-поисковые
методы (при
систематизации
коллекционного
материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных
презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Для формирования функциональной грамотности школьников курс применяет
активные образовательные технологии в виде практических работ: составление
кластеров, фотоколлажей, прогнозирование результатов, работа с контурной
картой, профориентационная работа, работа со статистическими материалами,
подготовка и защита творческого проекта.
Ожидаемый результат:
положительная динамика социальной и творческой активности учащихся,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня,
фестивалях, смотрах, соревнованиях.
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии и
биологии;
умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим и географическим
вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся географические и биологические знания, умения и навыки,
одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы:
проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Обоснование выбора данного курса основано на том, что знания и умения,
необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских
проектов. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее
время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы, способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного
поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом
общего образования является формирование обще учебных умений и навыков,
которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
практической, социальной. Курс носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность
может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Биогеография. Практикум»
имеет отличительные особенности:
большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности
учащихся через практическую направленность занятий;
групповой
характер работ будет способствовать формированию
коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в
группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой
информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с
членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и
школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.
Раздел 2. Общая характеристика курса
Богатое содержание курса географии и биологии предоставляет большие
возможности для организации разнообразной деятельности как на уроке, так и
внеурочное время. Элективный курс способствует улучшению учебной
мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение
практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному
развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального
использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального
труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной
жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам
географических и биологических знаний учащихся. Это третий год изучения
биологии и географии учащимися и то, как они освоят предмет и научатся
применять полученные знания, зависит дальнейшее понимание предмета.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для
формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими
источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и
исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче
освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив
единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою
точку зрения.
Изучение данного курса в части формирования у учащихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано
на
межпредметных
связях
с
предметами:
«Физика»,
«Химия»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература».
Раздел 3. Описание места курса в учебном плане
На курс «Биогеография. Практикум» отводится по 1 часу в неделю в 6 классе,
всего 35 часов. 1 полугодие, 17 часов, отводится на расширение и углубление
знаний учащихся по биологии. 2 полугодие, 18 часов, отводится на расширение
и углубление знаний учащихся по географии. Также предусмотрены
практические работы по темам занятий.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Биогеография. Практикум» в 7 классе
Личностные
Осознавать единство и
целостность окружающего
мира, возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки.
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение.
Осознавать потребность и
готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
Метапредметные
Предметные
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта.
-Выдвигать версии
решения проблемы,
осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
-Составлять
(индивидуально или в
группе) план решения
Знать:
-Особенности живых
организмов.
-Особенности строения и
жизнедеятельности
животных.
Распространение и
заселение различных сред
обитания. Особенности
организации животных
как особого царства,
многообразие видов и
сред обитания, роль
животных в
природных сообществах.
Красная книга
млекопитающих. Меры
охраны.
безопасного образа жизни и проблемы (выполнения
сохранения здоровья.
проекта).
Оценивать экологический
-Работая по плану,
риск взаимоотношений
сверять свои действия с
человека и природы.
целью и, при
Формировать экологическое необходимости,
мышление: умение
исправлять ошибки
оценивать свою
самостоятельно.
деятельность и поступки
-В диалоге с учителем
других людей с точки
совершенствовать
зрения сохранения
самостоятельно
окружающей
выработанные критерии
среды – гаранта жизни и
оценки.
благополучия людей на
Познавательные УУД:
Земле.
- Анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления, выявлять
причины и следствия
простых явлений.
- Строить логическое
рассуждение.
- Создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик объекта.
- Составлять тезисы,
различные виды планов
(простых, сложных и
т.п.), преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу в
текст и пр.)
-Подготовка кратких
сообщений с
использованием
естественнонаучной
– осознавать роли
географии в познании
окружающего мира:
– объяснять роль
различных источников
географической
информации.
– осваивать системы
географических знаний о
природе, населении,
хозяйстве мира
– объяснять
географические следствия
формы, размеров и
движения Земли;
– формулировать
природные и
антропогенные причины
изменения окружающей
среды;
– выделять, описывать и
объяснять существенные
признаки географических
объектов и явлений.
уметь
-отличать живые
организмы от неживых
тел, проводить
классификацию живых
организмов.
-логически мыслить,
работать с
дополнительной и
справочной литературой.
-находить взаимосвязь
строения с выполняемыми
функциями,
-различать группы
животных, их
лексики и
иллюстративного
материала (в том числе
компьютерной
презентации в поддержку
устного выступления);
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
-Оценка собственного
вклада в деятельность
группы сотрудничества;
самооценка уровня
личных учебных
достижений по
предложенному образцу.
-Корректное ведение
учебного диалога при
работе в малой группе
сотрудничества
принадлежность
отдельных к
определенной
систематической группе,
изучать биологические и
географические объекты
и процессы:
определять
-принадлежность
биологических и
географических объектов
к определенной
систематической группе
(классификация);
анализировать и
оценивать:
-воздействие факторов
окружающей среды,
факторов риска на
здоровье, последствий
деятельности человека в
экосистемах, влияние
собственных поступков на
живые организмы и
экосистемы;
– использовать карты как
модели:
–определять на карте
местоположение
географических объектов.
–понимать смысл
собственной
действительности;
– определять роль
результатов выдающихся
географических открытий;
– использовать
географические знания
для осуществления мер по
сохранению природы и
защите людей от
стихийных природных и
техногенных явлений;
– приводить примеры
использования и охраны
природных ресурсов,
адаптации человека к
условиям окружающей
среды.
проводить
самостоятельный
поиск информации;
использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для:
-соблюдения мер
профилактики
заболеваний, вызываемых
животными и растениями,
-оказания первой помощи;
уметь:
-объяснять: роль биологии
и географии в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира,
-выявлять изменчивость
организмов,
приспособления
животных организмов к
среде обитания, типы
взаимодействия разных
видов;
-определять
принадлежность
биологических и
географических объектов
к определенной
систематической группе
(классификация);
-анализировать и
оценивать воздействие
факторов окружающей
среды, факторов риска на
здоровье, последствий
деятельности человека,
влияние собственных
поступков на живые
организмы;
-проводить
самостоятельный поиск
биологической и
географической
информации
1 полугодие.
Раздел 6. Содержание элективного курса «Биогеография. Практикум»
Учебно-тематический план
Количество
часов
№ темы
Тема
1
Среды жизни и их обитатели
ПР: Кластер «Приспособления организмов к 3 средам 1
обитания».
2
Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки
1
воды» платформы ЭКОКЛАСС
3
Гиганты и карлики в мире животных.
ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире 1
животных»
4
Всероссийский экологический урок «Сохранение
1
редких видов» платформы ЭКОКЛАСС
5
Ядовитые животные и растения
6
Всероссийский экологический урок «На волне Черного
моря» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
7
Животные-рекордсмены
1
ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
8
Животные-строители
1
9
Заботливые родители
1
10
Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего
лишнего» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка
вещей»
11
Язык животных
12
Всероссийский экологический урок «Изменение
климата и связь с сохранением лесов» платформы
1
ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Лес и климат»
13
Животные – понятливые ученики
14
Всероссийский экологический урок «Приключения
электроники» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Утилизация электронных отходов».
15
Животные -- символы стран
ПР: Создание герба страны с помощью животных, 1
обитающих в этих странах.
1
1
1
16
Всероссийский экологический урок «За чистое
будущее озера Байкал» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать
каждый человек»
17
Бионика как наука
1
Итого
17
Содержание программы.
1. Среды жизни и их обитатели (1 ч). Обитатели водной, наземно-воздушной,
почвенной сред.
2. Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки воды» платформы
ЭКОКЛАСС (1 ч).
Увлекательная командная игра о водных богатствах России, способах экономии
и рационального использования воды и водных профессиях. Игра поможет
актуализировать знания учеников о воде, воодушевит их на дальнейшее
изучение водных тем и применение новых знаний и навыков на практике.
3. ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире животных» (1 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги,
медведи). Карлики воды (ряска, спирогира, амебы, лучевики) и суши (грибы,
бактерии, насекомые).
4. Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов» платформы
ЭКОКЛАСС. (1 ч). Благодаря этому уроку школьники узнают о том, насколько
важно биологическое разнообразие , о роли редких видов животных и растений
в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может
предпринимать для их сохранения.
5.Ядовитые животные и растения (1 ч).
Яды для защиты и
нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки,
земноводные, змеи. Ядовитые растения нашей местности: ландыш, борщевик,
белена, волчье лыко. Меры предосторожности, первая помощь при попадании
яда в организм человека.
6. Всероссийский экологический урок «На волне Черного моря»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок посвящен изучению уникальной
экосистемы Черного моря и экологических проблем, которые ей угрожают.
Занятие поможет сформировать у учеников понимание того, как наши
ежедневные привычки влияют на море и какие действия может предпринять
каждый из нас, чтобы внести вклад в его сохранение.
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
7.Животные рекордсмены (1 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с
рекордами животных. ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
8.Животные -строители (1 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
9.Заботливые родители (1 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных,
некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства
птиц и млекопитающих.
10. Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).
Этот урок познакомит школьников с тем, как обустройство дома и бытовые
привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Ребята
познакомятся с принципом “ничего лишнего” и узнают, как наполнить дом
полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде,
воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка вещей»
11.Язык животных (1 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение
млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование
человеком.
12. Всероссийский экологический урок «Изменение климата и связь с
сохранением лесов» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).Школьники узнают, что с
изменением климата меняются не только природные условия, но и наша жизнь.
Поэтому важно прислушиваться к ученым, понимать, что и почему происходит
на планете, и, конечно же, вносить посильный вклад в решение проблем, которые
касаются каждого жителя Земли.
ПР: Игра «Лес и климат»
13.Животные – понятливые ученики. (1 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в
мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
14. Всероссийский экологический урок «Приключения электроники»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок о бережном отношении к бытовой технике
и электронике и грамотном обращении с электронными отходами. ПР: Игра
«Утилизация электронных отходов».
15.Животные – символы стран. (1 ч). ПР: Создание герба страны с помощью
животных, обитающих в этих странах.
16. Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 час). В основе занятия — просмотр видеоурока о
проблемах Байкала с последующим обсуждением и выполнением школьниками
практических заданий. ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать каждый
человек»
17. Всероссийский экологический урок «Ярмарка вакансий» платформы
ЭКОКЛАСС. (1 ч). Видеоурок рассказывает школьникам о современных
профессиях, связанных с биологией, переработкой отходов.
Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся
Тема
№
занятия
Содержание занятий
Виды деятельности учащихся
Среды
обитания.
Характеристика
водной, Выявляют особенности строения
наземно-воздушной среды. живых
Характеристика почвенной организмов и объясняют их
Среды жи
1
среды и организм как среда взаимосвязь
зни и их
для паразитов.
со
средой
обитания
на
обитатели
ПР:
Кластер материках. Приводят примеры
«Приспособления
типичных обитателей материков
организмов к 3 средам и природных зон.
обитания».
Всероссий
ский
Используют в игре биологическую
экологичес
и
символику.
Командная игра о водных терминологию
кий урокс
интернетом
и
богатствах России, способах Работают
игра
по
поиску
2
экономии и рационального литературой
«Знатоки
Беседуют
с
использования
воды
и информации.
воды»
учителем. Рассуждают на тему
водных профессиях.
платформы
в группах
ЭКОКЛАС
С
Объясняют
необходимость
Гиганты суши и воды.
Гиганты и
сохранения среды обитания для
Растения и млекопитающие.
карлики в
охраны редких и исчезающих
Копытные.
3
мире
биологических
объектов.
Карлики суши и воды.
животных.
Применяют полученные знания,
Растения и животные.
умения
и
навыки
в
ПР: Составление таблицы исследовательской работе
«Гиганты и карлики в мире подготовке проекта.
животных»
при
Всероссий
ский
экологичес
Рассуждают о роли человека в
кий урок Роль редких видов животных сохранении
редких
видов
«Сохранен и растений в биологическом растений и животных, учатся
4
ие редких разнообразии
природных сверять свои действия с целью и,
видов»
систем.
при необходимости, исправлять
платформы
ошибки самостоятельно.
ЭКОКЛАС
С
Яды
для
защиты
и
с
интернетом
и
нападения.
Расположение Работают
ядовитых
желез. литературой
по
поиску
Медузы.
Морская
оса. информации.
Применяют
Ядовитые Пчелы. Осы. Пауки и клещи. полученные знания, умения и
5 животные Ядовитые лягушки. Змеи. навыки
в
исследовательской
и растения Ядовитые растения. Меры работе при подготовке проекта.
предосторожности,
Используют
приобретенные
первая
помощь
при знания для оказания первой
попадании
яда
в доврачебной помощи
организм человека
Всероссий
ский
уникальной
экологичес Изучение
кий урок экосистемы Черного моря и Просмотр
видеоуроков
с
проблем, последующим обсуждением и
«На волне экологических
6
которые ей угрожают.
Черного
выполнением
школьниками
моря»
ПР: Игра «Спасаем Черное практических заданий.
платформы море»
ЭКОКЛАС
С
Животные- Рекорды беспозвоночных ж Учатся самостоятельно проводить
7 рекордсме ивотных - кузнечика и исследовательскую
работу,
ны
муравья.
договариваться,
распределять
Сокол сапсан – рекордсмен задания.
Объясняют
полета.
Кенгуру
– необходимость сохранения среды
рекордсмен по прыжкам. обитания для охраны редких и
Гепард рекордсмен по бегу. исчезающих
биологических
Спортивные
рекорды
в объектов.
сравнении
с
рекордами животных.
ПР: Составление таблицы
«Животные-рекордсмены»
Подготавливают
краткие
Животные-строители среди
сообщения с использованием
беспозвоночных – пчелы
естественнонаучной лексики и
и пауки.
Животныеиллюстративного материала (в том
8
Строители
среди
строители
числе компьютерной презентации
позвоночных
в
поддержку
устного
животных. Гнездование для
выступления).
Смотрят
птиц, хатки бобров.
видеофильм.
Забота о потомстве у
беспозвоночных
Объясняют
необходимость
осьминоги, перепончатокры
сохранения среды обитания для
лые.
охраны редких и исчезающих
Забота о потомстве у
Заботливы
биологических объектов. Учатся
9
позвоночных среди рыб и
е родители
самостоятельно
проводить
земноводных.
исследовательскую
работу,
Забота о потомстве у
договариваться,
распределять
позвоночных
задания
среди
пресмыкающихся,
птиц и млекопитающих.
Как обустройство дома и
Всероссий
бытовые привычки влияют
ский
на благополучие планеты и
Просмотр
видеоуроков
с
экологичес
всех ее обитателей. Принцип
1 кий урок
последующим обсуждением и
“ничего
лишнего”:
как
0 «Наш дом.
выполнением
школьниками
наполнить дом полезными
практических заданий.
Ничего
вещами, которые помогут
лишнего»
сберечь
ресурсы
и
платформы
позаботиться о воде, воздухе,
ЭКОКЛАС почве и тех, кто живет с нами
С
на одной планете.
ПР: Игра «Раздельный сбор
мусора и переработка вещей»
Подготавливают
краткие
Язык животных. Танец пчел,
сообщения с использованием
муравьев,
естественнонаучной лексики и
Ультразвуки
в
мире
иллюстративного материала (в том
животных. Летучие мыши и
числе компьютерной презентации
1 Язык
дельфины. Значение пения
в
поддержку
устного
1 животных
птиц,
общение
выступления)Работают в группах.
млекопитающих. Химическ
Учатся
самостоятельно
ий язык, его расшифровка и
организовывать
учебное
использование человеком.
взаимодействие в группе
Всероссий
ский
экологичес
кий урок
Учатся анализировать, сравнивать,
Сбережение богатств лесов и
«Изменени
классифицировать и обобщать
снижение
климатического
1 е климата и
факты и явления, выявлять
следа с помощью простых
2 связь
с
причины и следствия простых
повседневных действий.
сохранение
явлений,
ПР: Игра «Лес и климат»
м лесов»
строить логическое рассуждение.
платформы
ЭКОКЛАС
С
Безусловные
рефлексы,
Работают в группах. Учатся
инстинкты,
Животные
условные
рефлексы. самостоятельно
проводить
1 –
Этология. Обучение в мире исследовательскую
работу,
3 понятливы
животных. Выработка усло договариваться,
распределять
е ученики
вных
рефлексов
у задания.
домашних животных.
электронных Просмотр
видеоуроков
с
Всероссий Влияние
1 ский
отходов
на
экосистему последующим обсуждением и
4 экологичес Земли. Бережное отношение выполнением
школьниками
практических заданий.
кий урок к бытовой технике.
«Приключ ПР:
Игра
«Утилизация
ения
электронных отходов».
электроник
и»
платформы
ЭКОКЛАС
С
Животныесимволы стран: Египет (ко
Работают в группах. Учатся
шка), Индия (корова), Россия
Животныесамостоятельно
проводить
(медведь),
Австралия
1
символы с
исследовательскую
работу,
(кенгуру) и др.
5
тран
договариваться,
распределять
ПР: Создание герба страны с
задания
помощью
животных,
обитающих в этих странах.
Всероссий
ский
уникальной
экологичес Изучение
кий урок экосистемы озера Байкал и
проблем, Смотрят видеофильм, обсуждают
«За чистое экологических
1
будущее которые ей угрожают.
в группах и с учителем,
6
озера
ПР: Игра «Как спасти выполняют практические задания.
Байкал»
Байкал? Что может сделать
платформы каждый человек»
ЭКОКЛАС
С
Всероссий
ский
рассказывает
экологичес Видеоурок
кий урок школьникам о современных Работают в группах. Учатся
1
«Ярмарка профессиях, связанных с проводить конференцию.
7
вакансий» биологией,
переработкой
платформы отходов.
ЭКОКЛАС
С
Всего: 17 часов
2 полугодие
Раздел 6. Содержание курса
№
раздела
Раздел
Количество
часов
1
Каменная летопись планеты
4
2
В мире песка и камня
2
3
Каньоны мира
1
4
В мире падающей воды
3
5
В мире мрака и безмолвия
3
6
Этот удивительный ледяной мир
2
7
Подготовка и защита проектов.
2
8
Обобщение
1
Раздел 7. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности учащихся
№
Раздел
раздела
1.
Каменная
летопись
планеты
Содержание
занятий
Виды
деятельности
учащихся
организации
Эндогенные
и Формы
деятельности:
экзогенные
коллективная, работа в
процессы,
метеориты
и парах,
астероиды
– индивидуальная.
создатели
Виды деятельности:
каменной
беседа,
создание
летописи.
ПР: кластера, выполнение
Создание
аналитических,
кластера по экзо- практических заданий,
и
эндогенным представление
процессам.
индивидуальных
защита
Башня Дьявола – заданий,
индивидуальных
самая
причудливая из мини-проектов,
скал Запада США. дискуссия,
Священная гора просмотр/подготовка
Улуру в самом презентации и др.
сердце
Австралии.
Беспокойная
планета.
ПР:
Значение гор. Что
случится
на
материке,
если
передвинуть или
убрать горы?
2.
Что
такое
пустыня.
Как
образовались
пустыни. Какие Формы
организации
бывают пустыни. деятельности:
Свирепые ветры коллективная, работа в
пустынь. Вода и парах,
жизнь в пустыне. индивидуальная,
ПР:
Пустыни групповая.
России. Можно ли Виды деятельности:
вернуть пустыни просмотр
к жизни?
видеофрагментов,
Где расположены творческие
и
В мире песка
самые известные аналитические
и камня
пустыни
мира: задания,
создание
Сахара,
Намиб, карты
«Пустыни
Пустыня
мира»,
Кающихся
просмотр/подготовка
Грешников, Гоби. презентации, работа с
Высокогорные
иллюстративным
пустыни Азии и материалом,
защита
Южной Америки. индивидуальных
ПР: Нанесение на мини-проектов,
карту
игровые упражнения и
местоположения др.
географических
объектов
–
пустынь мира.
3.
Почему и где Формы
организации
образуются
деятельности:
Каньоны. Самый коллективная, работа в
величественный парах,
каньон мира – индивидуальная,
Колорадо. Жизнь групповая.
в
Большом Виды деятельности:
Каньоны мира
Каньоне.
Как защита
творческого
открыли Большой проекта,
Каньон.
просмотр/подготовка
ПР: Фотоколлаж фотоколлажа
,
«Большой
просмотр и анализ
каньон»
видеофрагментов,
игровые упражнения и
др.
4.
Происхождение
водопадов.
Водопад Анхель –
самый высокий
водопад
мира.
Формы
организации
Водопад
Йосемитский
в деятельности:
сердце гор Сьерра коллективная, работа в
– Невада. Самые парах,
индивидуальная,
широкие
водопады мира. групповая.
Как
и
когда Виды деятельности:
возник
защита
творческого
Ниагарский
проекта,
водопад.
исследовательские и
Водопады Игуасу, занимательные факты,
Гуаира, Виктория. просмотр/подготовка
Другие водопады презентации и др.
мира. Карельский
водопад
Кивач.
Сказочные
падуны Сибири и
Дальнего
В мире
падающей
воды
Востока. Культ и
праздники
водопадов.
ПР:
Я
экскурсовод. Что
я
расскажу
туристам
о
водопадах мира.
5
Пещеры
священные,
легендарные,
таинственные.
Сокровища
организации
пещер. Пещерные Формы
деятельности:
города.
Сказочный мир коллективная, работа в
парах,
подземных
индивидуальная,
дворцов,
групповая.
сталактиты,
сталагмиты,
Виды деятельности:
сталагнаты,
защита
творческого
геликтиты.
Кто проекта,
В мире мрака
такие спелеологи? просмотр/подготовка
и безмолвия
Жители
презентации, просмотр
подземелий
–и
анализ
троглобионты.
фидеофрагментов,
Что
такое игровые упражнения,
клаустрофобия. нанесение на карту
Пещеры
и местоположения
полезные
географических
ископаемые.
объектов – пещер
ПР:
Как мира.
подготовиться к
путешествию
в
пещеру?
Пещерная
система Флинт –
Мамонтова
–
самая длинная в
мире.
Пещера
Оптимистическая
– вторая в мире по
общей
длине
ходов и первая
среди пещер в
гипсовых
породах.
Глубочайшие
пропасти
планеты. Пещеры
России:
Конституционная,
Сумганская,
Большая
Орешная,
Торгашенский
провал,
пещера
Макрушинская,
Кунгурская
ледяная пещера.
ПР:
Создание
карты спелеолога.
6
организации
Что такое лёд и в Формы
чём
его деятельности:
коллективная, работа в
уникальность.
Сколько же льда парах,
на Земле? Формы индивидуальная,
Этот
групповая.
оледенения:
удивительный наземная,
Виды деятельности:
ледяной мир подземная,
просмотр/подготовка
морская.
презентации, просмотр
анализ
ПР: Лед на Земле: и
цифры и факты. фидеофрагментов,
составление таблицы
Ледники
Лед на Земле: цифры и
Гренландии.
факты».
Ледники
Антарктиды.
Айсберги.
Великие
оледенения
прошлого: окское,
днепровское,
московское,
валдайское.
7
Подготовка и Подготовка
защита
защита
проекта.
творческих
проектов.
8
Викторина
«Знатоки
географии»
Обобщение
Формы
организации
деятельности:
и коллективная,
индивидуальная,
групповая.
Виды деятельности:
защита
творческого
проекта
игровые задания
Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература
Дидактически
Информационно-компьютерная поддержка
й материал
По биологии:
В
электронном
Интернет ресурсы:
1.Козлова
виде:
http://ru.wikipedia.org/ свободная
Т.А.,
энциклопедия;
1.«Большой
Кучменко
«Редкие и исчезающие животные России» энциклопедический
В.С. Биология
«Экзотическая
зоология»
словарь. Биология»,
в таблицах 6- www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.
М.,
«Большая
11
классы.
«Криптозоология» - www.cryptoz.narod.ru.
Российская
Справочное
Журнал «Гео» - www.geoclub.ru .
энциклопедия»,
пособие
–
Журнал
«National
Geographic»
2001 г.
Москва:
- www.nationalgeographic.com/index.html
2.Грин Н., Стаут У.,
Дрофа, 2008. Газета
«Мое
зверье»
Тейлор
Д.
234с.
- www.zooclub.ru/animals/ .
«Биология. В 3-х
томах под ред. Р. 2. Коллекция Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru
Сопера»,
М., полезных
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/
«Мир», 1990 г.
ископаемых Журнал
«Наука
и
жизнь»
3.Зедлаг
У., 3. Гербарий - http://nauka.relis.ru
Журнал
«Компьютерра»
«Слоны»,
серия растений
и - http://computerra.ru
«Что есть что», М, России
стран СНГ
http://www.kozlenkoa.narod.ru/
«Слово», 1991 г.
проект «Вся биология»
4.Зельф
М.,
сайт учителя Козленко http://sbio.info/
«Лошади»,
серия
электронный
«Что есть что», М,
учебник http://www.ebio.ru/zoo04.html
«Слово», 1984 г.
5.Небел Б., «Наука
об
окружающей
среде» в 2-х частях,
М., «Мир», 1993 г.
6.Пономарёва И.Н.,
«Экология»,
Издательский центр
«ВентанаГраф»,2001 г.
7.Солодова
Е.А.,
Богданова
Т.Л.,
«Биология» в 3хчастях,
М.,
Издательский центр
«Вентана-Граф»,
2007 г.
1.Низовцев
В.А.,
Марченко
Н.А.
8.«Энциклопедия
«Школьные олимпиады. География»/ М.,
для
детей»,
Айрис-пресс, 2006,-304с.
«Биология»,
2.Чичерина О.В. «География в таблицах и
«Аванта +», 1994 г.
диаграммах»/ М., Астрель, 2007
9.«Энциклопедия
3.Агеева И.Д. «Веселая география на уроках
для
детей»,
и праздниках»/ М.,Сфера, 2004
«Экология»,
Электронные образовательные ресурсы:
«Аванта +», 2001 г
География. Сайты Казани и РТ факты,
статистика документы, видео
По географии:
http://www.kzn.ru/http://prav.tatar.ru/http://sch
ool-collection.edu.ru/
1.Пичугин
Б.В.
ФисуненкоО.П.
Школьные
геологические
экскурсии
–М.
«Просвещение»
1981г.
2.Разумовская О.К.
Веселая география –
Ярославль
«Академия
развития»1997г.
3.. Новенко Д.В.
Практические
работы
на
местности
–М.
«Дрофа» 1997г.
4. Клюшникова Н.
М
«Внеклассная
работа
по
географии,
«Корифей»,
Волгоград,2000
5. Настольная книга
учителя географии.
/
Составители
Н.Н.Петрова,
В.И.Сиротин.М.:О
ОО «Издательство
Астрель».2002-302
с.:ил/
6. Предметная
неделя географии в
школе
Серия:
Библиотека
учителя
Автор:
Андреева В.Н.
1. Федеральный портал "Российское
образование" http://www.edu.ru
2.
Российский
общеобразовательный
портал http://www.school.edu.ru
3. Естественно_научный образовательный
портал http://www.en.edu.ru
4.
Российский
портал
открытого
образования http://www.openet.edu.ru
5. Википедия: свободная многоязычная
энциклопедия http://ru.wikipedia.org
6. Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и
Мефодий" http://www.megabook.ru
7.
Энциклопедия
"Кругосвет" http://www.krugosvet.ru
8. Энциклопедия "Природа науки. 200
законов
мироздания" http://www.elementy.ru/trefil/
9. Газета "География" и сайт для учителя "Я
иду
на
урок
географии" http://geo.1september.ru
10.
GeoPort.ru:
страноведческий
портал http://www.geoport.ru
11.
GeoSite
—
все
о
географии http://www.geosite.com.ru
12.
Библиотека
по
географии.
Географическая
энциклопедия http://www.geoman.ru
13.
География.
Планета
Земля
http://www.rgo.ru
7.
География:\"Раннее
развитие детей\" География детям
Раздел 9. Планируемые результаты
животные»
изучения курса «Удивительные
В результате изучения курса «Удивительные животные» учащиеся на ступени
основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе и
планете, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о
природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
В результате работы по программе курса учащиеся узнают:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом, картами атласа
и контурными картами;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся смогут:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Форма промежуточной аттестации: зачет. Виды промежуточной аттестации –
презентация, реферат, видеофильм, дидактическая игра.
Темы проектов:
1. Мир аквариумных рыбок.
2. Животные и растения – символы стран.
3. Как понять домашнюю кошку.
4. Заботливые родители.
5. «Красная книга» Республики Татарстан.
6. Мое любимое животное.
7. О чем шепчут ветры пустынь.
8. Этот необычный лед.
9. На собачьих упряжках вокруг Земли.
10. Достопримечательности Крыма.
11. Географические чудеса Татарстана.
12. Свободная тема на выбор ученика.