Биогеография 2024-2025 уч.год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО "Управление образованием Белоярского городского округа"
МБОУ "Большебрусянская СОШ №7"

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО
естественноматематического
цикла↵

Директор МБОУ
↵"Большебрусянская
СОШ№7"

________________________

В.В. Глушкова
Приказ №149-д от «28»
августа 2024 г.

________________________

Ю.А. Уфимцева
протокол №1 от «28»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биогеография»
для обучающихся 6 классов

с. Большебрусянское 2024

Рабочая программа курса "Биогеография. Практикум"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общебиологические и общегеографические знания необходимы не только
специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание
связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих
катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания особенностей планеты
Земля, живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях
внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это
основа организации элективного курса «Биогеография. Практикум» , т.к.
биологическое и географическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Программа элективного курса «Биогеография. Практикум» разработана для
занятий учащихся 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Программа делится на 2 курса: 1 курс проводится в 1 полугодии, и основное
внимание в нем отводится на расширение биологических знаний учеников. 2
курс проводится во 2 полугодии и способствует расширению географических
знаний учащихся.
Среди отличительных особенностей данного элективного курса можно назвать
следующие: охватывает большой круг естественнонаучных исследований и
является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной
школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление
географических и биолого-экологических знаний, с опорой на практическую
деятельность.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о Земле
как уникальной планете, мире живой природы, с другой - продемонстрировать
свои умения и навыки в области географии, биологии и экологии, так
как программа предусматривает
участие
школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно,
поможет юным биологам и географам определиться с выбором своей будущей
профессии.
Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе,
интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на
формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение,

а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям,
критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цели и задачи курса:
Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации
в современном мире через целенаправленное приобщение к географической
культуре. формирование у учащихся интереса к изучению животных, так
как много интересной информации о животных остается за страницами
учебника.
Задачи программы:
Образовательные
 Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного
человека.
 Способствовать популяризации у учащихся географических и биологических
знаний.
 Знакомить с географическими и биологическими специальностями.
Развивающие
 Развитие навыков наблюдения за биологическими и географическими
объектами, явлениями, сравнения.
 Развитие навыков общение и коммуникации.
 Развитие творческих способностей ребенка.
 Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской
деятельности,
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Воспитательные
 Воспитывать интерес к планете Земля, миру живых существ.
 Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-14 лет.
 Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
 Количество часов - 1 учебных час в неделю
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
 Групповая
 Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с
биологической и географической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время
выступлений.

Частично-поисковые
методы (при
систематизации
коллекционного
материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных
презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Для формирования функциональной грамотности школьников курс применяет
активные образовательные технологии в виде практических работ: составление
кластеров, фотоколлажей, прогнозирование результатов, работа с контурной
картой, профориентационная работа, работа со статистическими материалами,
подготовка и защита творческого проекта.
Ожидаемый результат:
 положительная динамика социальной и творческой активности учащихся,
подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня,
фестивалях, смотрах, соревнованиях.
 повышение коммуникативности;
 появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии и
биологии;
 умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим и географическим
вопросам; работать с научной и учебной литературой;
 сформировавшиеся географические и биологические знания, умения и навыки,
одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы:
проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Обоснование выбора данного курса основано на том, что знания и умения,
необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских
проектов. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее
время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы, способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного
поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом
общего образования является формирование обще учебных умений и навыков,
которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на
приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной,
практической, социальной. Курс носит развивающий характер.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность
может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Биогеография. Практикум»
имеет отличительные особенности:
 большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности
учащихся через практическую направленность занятий;
 групповой
характер работ будет способствовать формированию
коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в
группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
 работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой
информации;
 в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с
членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и
школы;
 реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и
одаренностей к различным видам деятельности.

Раздел 2. Общая характеристика курса
Богатое содержание курса географии и биологии предоставляет большие
возможности для организации разнообразной деятельности как на уроке, так и
внеурочное время. Элективный курс способствует улучшению учебной
мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение
практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному
развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального
использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального
труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной
жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам
географических и биологических знаний учащихся. Это третий год изучения
биологии и географии учащимися и то, как они освоят предмет и научатся
применять полученные знания, зависит дальнейшее понимание предмета.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для
формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими
источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и
исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче
освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив

единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою
точку зрения.
Изучение данного курса в части формирования у учащихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано
на
межпредметных
связях
с
предметами:
«Физика»,
«Химия»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература».
Раздел 3. Описание места курса в учебном плане
На курс «Биогеография. Практикум» отводится по 1 часу в неделю в 6 классе,
всего 35 часов. 1 полугодие, 17 часов, отводится на расширение и углубление
знаний учащихся по биологии. 2 полугодие, 18 часов, отводится на расширение
и углубление знаний учащихся по географии. Также предусмотрены
практические работы по темам занятий.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Биогеография. Практикум» в 7 классе
Личностные








Осознавать единство и
целостность окружающего
мира, возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки.
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение.
Осознавать потребность и
готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения

Метапредметные

Предметные

Регулятивные УУД:
- Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять
цель учебной
деятельности, выбирать
тему проекта.
-Выдвигать версии
решения проблемы,
осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
-Составлять
(индивидуально или в
группе) план решения

Знать:
-Особенности живых
организмов.
-Особенности строения и
жизнедеятельности
животных.
Распространение и
заселение различных сред
обитания. Особенности
организации животных
как особого царства,
многообразие видов и
сред обитания, роль
животных в
природных сообществах.
Красная книга
млекопитающих. Меры
охраны.





безопасного образа жизни и проблемы (выполнения
сохранения здоровья.
проекта).
Оценивать экологический
-Работая по плану,
риск взаимоотношений
сверять свои действия с
человека и природы.
целью и, при
Формировать экологическое необходимости,
мышление: умение
исправлять ошибки
оценивать свою
самостоятельно.
деятельность и поступки
-В диалоге с учителем
других людей с точки
совершенствовать
зрения сохранения
самостоятельно
окружающей
выработанные критерии
среды – гаранта жизни и
оценки.
благополучия людей на
Познавательные УУД:
Земле.
- Анализировать,
сравнивать,
классифицировать и
обобщать факты и
явления, выявлять
причины и следствия
простых явлений.
- Строить логическое
рассуждение.
- Создавать
схематические модели с
выделением
существенных
характеристик объекта.
- Составлять тезисы,
различные виды планов
(простых, сложных и
т.п.), преобразовывать
информацию из одного
вида в другой (таблицу в
текст и пр.)
-Подготовка кратких
сообщений с
использованием
естественнонаучной

– осознавать роли
географии в познании
окружающего мира:
– объяснять роль
различных источников
географической
информации.
– осваивать системы
географических знаний о
природе, населении,
хозяйстве мира
– объяснять
географические следствия
формы, размеров и
движения Земли;
– формулировать
природные и
антропогенные причины
изменения окружающей
среды;
– выделять, описывать и
объяснять существенные
признаки географических
объектов и явлений.
уметь
-отличать живые
организмы от неживых
тел, проводить
классификацию живых
организмов.
-логически мыслить,
работать с
дополнительной и
справочной литературой.
-находить взаимосвязь
строения с выполняемыми
функциями,
-различать группы
животных, их

лексики и
иллюстративного
материала (в том числе
компьютерной
презентации в поддержку
устного выступления);
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие в группе
-Оценка собственного
вклада в деятельность
группы сотрудничества;
самооценка уровня
личных учебных
достижений по
предложенному образцу.
-Корректное ведение
учебного диалога при
работе в малой группе
сотрудничества

принадлежность
отдельных к
определенной
систематической группе,
изучать биологические и
географические объекты
и процессы:
определять
-принадлежность
биологических и
географических объектов
к определенной
систематической группе
(классификация);
анализировать и
оценивать:
-воздействие факторов
окружающей среды,
факторов риска на
здоровье, последствий
деятельности человека в
экосистемах, влияние
собственных поступков на
живые организмы и
экосистемы;
– использовать карты как
модели:
–определять на карте
местоположение
географических объектов.
–понимать смысл
собственной
действительности;
– определять роль
результатов выдающихся
географических открытий;
– использовать
географические знания
для осуществления мер по

сохранению природы и
защите людей от
стихийных природных и
техногенных явлений;
– приводить примеры
использования и охраны
природных ресурсов,
адаптации человека к
условиям окружающей
среды.
проводить
самостоятельный
поиск информации;
использовать
приобретенные знания и
умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для:
-соблюдения мер
профилактики
заболеваний, вызываемых
животными и растениями,
-оказания первой помощи;
уметь:
-объяснять: роль биологии
и географии в
формировании
современной
естественнонаучной
картины мира,
-выявлять изменчивость
организмов,
приспособления
животных организмов к
среде обитания, типы
взаимодействия разных
видов;
-определять
принадлежность

биологических и
географических объектов
к определенной
систематической группе
(классификация);
-анализировать и
оценивать воздействие
факторов окружающей
среды, факторов риска на
здоровье, последствий
деятельности человека,
влияние собственных
поступков на живые
организмы;
-проводить
самостоятельный поиск
биологической и
географической
информации

1 полугодие.
Раздел 6. Содержание элективного курса «Биогеография. Практикум»
Учебно-тематический план

Количество
часов

№ темы

Тема

1

Среды жизни и их обитатели
ПР: Кластер «Приспособления организмов к 3 средам 1
обитания».

2

Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки
1
воды» платформы ЭКОКЛАСС

3

Гиганты и карлики в мире животных.
ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире 1
животных»

4

Всероссийский экологический урок «Сохранение
1
редких видов» платформы ЭКОКЛАСС

5

Ядовитые животные и растения

6

Всероссийский экологический урок «На волне Черного
моря» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Спасаем Черное море»

7

Животные-рекордсмены
1
ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»

8

Животные-строители

1

9

Заботливые родители

1

10

Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего
лишнего» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка
вещей»

11

Язык животных

12

Всероссийский экологический урок «Изменение
климата и связь с сохранением лесов» платформы
1
ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Лес и климат»

13

Животные – понятливые ученики

14

Всероссийский экологический урок «Приключения
электроники» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Утилизация электронных отходов».

15

Животные -- символы стран
ПР: Создание герба страны с помощью животных, 1
обитающих в этих странах.

1

1

1

16

Всероссийский экологический урок «За чистое
будущее озера Байкал» платформы ЭКОКЛАСС
1
ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать
каждый человек»

17

Бионика как наука

1

Итого

17

Содержание программы.
1. Среды жизни и их обитатели (1 ч). Обитатели водной, наземно-воздушной,
почвенной сред.
2. Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки воды» платформы
ЭКОКЛАСС (1 ч).
Увлекательная командная игра о водных богатствах России, способах экономии
и рационального использования воды и водных профессиях. Игра поможет
актуализировать знания учеников о воде, воодушевит их на дальнейшее
изучение водных тем и применение новых знаний и навыков на практике.
3. ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире животных» (1 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги,
медведи). Карлики воды (ряска, спирогира, амебы, лучевики) и суши (грибы,
бактерии, насекомые).
4. Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов» платформы
ЭКОКЛАСС. (1 ч). Благодаря этому уроку школьники узнают о том, насколько
важно биологическое разнообразие , о роли редких видов животных и растений
в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может
предпринимать для их сохранения.
5.Ядовитые животные и растения (1 ч).
Яды для защиты и
нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки,
земноводные, змеи. Ядовитые растения нашей местности: ландыш, борщевик,
белена, волчье лыко. Меры предосторожности, первая помощь при попадании
яда в организм человека.
6. Всероссийский экологический урок «На волне Черного моря»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок посвящен изучению уникальной
экосистемы Черного моря и экологических проблем, которые ей угрожают.
Занятие поможет сформировать у учеников понимание того, как наши
ежедневные привычки влияют на море и какие действия может предпринять
каждый из нас, чтобы внести вклад в его сохранение.
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
7.Животные рекордсмены (1 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с
рекордами животных. ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
8.Животные -строители (1 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
9.Заботливые родители (1 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных,
некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства
птиц и млекопитающих.
10. Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).
Этот урок познакомит школьников с тем, как обустройство дома и бытовые
привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Ребята
познакомятся с принципом “ничего лишнего” и узнают, как наполнить дом
полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде,
воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка вещей»
11.Язык животных (1 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение
млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование
человеком.
12. Всероссийский экологический урок «Изменение климата и связь с
сохранением лесов» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).Школьники узнают, что с
изменением климата меняются не только природные условия, но и наша жизнь.
Поэтому важно прислушиваться к ученым, понимать, что и почему происходит
на планете, и, конечно же, вносить посильный вклад в решение проблем, которые
касаются каждого жителя Земли.
ПР: Игра «Лес и климат»
13.Животные – понятливые ученики. (1 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в
мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
14. Всероссийский экологический урок «Приключения электроники»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок о бережном отношении к бытовой технике
и электронике и грамотном обращении с электронными отходами. ПР: Игра
«Утилизация электронных отходов».
15.Животные – символы стран. (1 ч). ПР: Создание герба страны с помощью
животных, обитающих в этих странах.
16. Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал»
платформы ЭКОКЛАСС. (1 час). В основе занятия — просмотр видеоурока о
проблемах Байкала с последующим обсуждением и выполнением школьниками

практических заданий. ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать каждый
человек»
17. Всероссийский экологический урок «Ярмарка вакансий» платформы
ЭКОКЛАСС. (1 ч). Видеоурок рассказывает школьникам о современных
профессиях, связанных с биологией, переработкой отходов.
Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся
Тема
№
занятия

Содержание занятий

Виды деятельности учащихся

Среды
обитания.
Характеристика
водной, Выявляют особенности строения
наземно-воздушной среды. живых
Характеристика почвенной организмов и объясняют их
Среды жи
1
среды и организм как среда взаимосвязь
зни и их
для паразитов.
со
средой
обитания
на
обитатели
ПР:
Кластер материках. Приводят примеры
«Приспособления
типичных обитателей материков
организмов к 3 средам и природных зон.
обитания».
Всероссий
ский
Используют в игре биологическую
экологичес
и
символику.
Командная игра о водных терминологию
кий урокс
интернетом
и
богатствах России, способах Работают
игра
по
поиску
2
экономии и рационального литературой
«Знатоки
Беседуют
с
использования
воды
и информации.
воды»
учителем. Рассуждают на тему
водных профессиях.
платформы
в группах
ЭКОКЛАС
С
Объясняют
необходимость
Гиганты суши и воды.
Гиганты и
сохранения среды обитания для
Растения и млекопитающие.
карлики в
охраны редких и исчезающих
Копытные.
3
мире
биологических
объектов.
Карлики суши и воды.
животных.
Применяют полученные знания,
Растения и животные.
умения
и
навыки
в

ПР: Составление таблицы исследовательской работе
«Гиганты и карлики в мире подготовке проекта.
животных»

при

Всероссий
ский
экологичес
Рассуждают о роли человека в
кий урок Роль редких видов животных сохранении
редких
видов
«Сохранен и растений в биологическом растений и животных, учатся
4
ие редких разнообразии
природных сверять свои действия с целью и,
видов»
систем.
при необходимости, исправлять
платформы
ошибки самостоятельно.
ЭКОКЛАС
С
Яды
для
защиты
и
с
интернетом
и
нападения.
Расположение Работают
ядовитых
желез. литературой
по
поиску
Медузы.
Морская
оса. информации.
Применяют
Ядовитые Пчелы. Осы. Пауки и клещи. полученные знания, умения и
5 животные Ядовитые лягушки. Змеи. навыки
в
исследовательской
и растения Ядовитые растения. Меры работе при подготовке проекта.
предосторожности,
Используют
приобретенные
первая
помощь
при знания для оказания первой
попадании
яда
в доврачебной помощи
организм человека
Всероссий
ский
уникальной
экологичес Изучение
кий урок экосистемы Черного моря и Просмотр
видеоуроков
с
проблем, последующим обсуждением и
«На волне экологических
6
которые ей угрожают.
Черного
выполнением
школьниками
моря»
ПР: Игра «Спасаем Черное практических заданий.
платформы море»
ЭКОКЛАС
С
Животные- Рекорды беспозвоночных ж Учатся самостоятельно проводить
7 рекордсме ивотных - кузнечика и исследовательскую
работу,
ны
муравья.
договариваться,
распределять

Сокол сапсан – рекордсмен задания.
Объясняют
полета.
Кенгуру
– необходимость сохранения среды
рекордсмен по прыжкам. обитания для охраны редких и
Гепард рекордсмен по бегу. исчезающих
биологических
Спортивные
рекорды
в объектов.
сравнении
с
рекордами животных.
ПР: Составление таблицы
«Животные-рекордсмены»
Подготавливают
краткие
Животные-строители среди
сообщения с использованием
беспозвоночных – пчелы
естественнонаучной лексики и
и пауки.
Животныеиллюстративного материала (в том
8
Строители
среди
строители
числе компьютерной презентации
позвоночных
в
поддержку
устного
животных. Гнездование для
выступления).
Смотрят
птиц, хатки бобров.
видеофильм.
Забота о потомстве у
беспозвоночных
Объясняют
необходимость
осьминоги, перепончатокры
сохранения среды обитания для
лые.
охраны редких и исчезающих
Забота о потомстве у
Заботливы
биологических объектов. Учатся
9
позвоночных среди рыб и
е родители
самостоятельно
проводить
земноводных.
исследовательскую
работу,
Забота о потомстве у
договариваться,
распределять
позвоночных
задания
среди
пресмыкающихся,
птиц и млекопитающих.
Как обустройство дома и
Всероссий
бытовые привычки влияют
ский
на благополучие планеты и
Просмотр
видеоуроков
с
экологичес
всех ее обитателей. Принцип
1 кий урок
последующим обсуждением и
“ничего
лишнего”:
как
0 «Наш дом.
выполнением
школьниками
наполнить дом полезными
практических заданий.
Ничего
вещами, которые помогут
лишнего»
сберечь
ресурсы
и
платформы
позаботиться о воде, воздухе,

ЭКОКЛАС почве и тех, кто живет с нами
С
на одной планете.
ПР: Игра «Раздельный сбор
мусора и переработка вещей»
Подготавливают
краткие
Язык животных. Танец пчел,
сообщения с использованием
муравьев,
естественнонаучной лексики и
Ультразвуки
в
мире
иллюстративного материала (в том
животных. Летучие мыши и
числе компьютерной презентации
1 Язык
дельфины. Значение пения
в
поддержку
устного
1 животных
птиц,
общение
выступления)Работают в группах.
млекопитающих. Химическ
Учатся
самостоятельно
ий язык, его расшифровка и
организовывать
учебное
использование человеком.
взаимодействие в группе
Всероссий
ский
экологичес
кий урок
Учатся анализировать, сравнивать,
Сбережение богатств лесов и
«Изменени
классифицировать и обобщать
снижение
климатического
1 е климата и
факты и явления, выявлять
следа с помощью простых
2 связь
с
причины и следствия простых
повседневных действий.
сохранение
явлений,
ПР: Игра «Лес и климат»
м лесов»
строить логическое рассуждение.
платформы
ЭКОКЛАС
С
Безусловные
рефлексы,
Работают в группах. Учатся
инстинкты,
Животные
условные
рефлексы. самостоятельно
проводить
1 –
Этология. Обучение в мире исследовательскую
работу,
3 понятливы
животных. Выработка усло договариваться,
распределять
е ученики
вных
рефлексов
у задания.
домашних животных.
электронных Просмотр
видеоуроков
с
Всероссий Влияние
1 ский
отходов
на
экосистему последующим обсуждением и
4 экологичес Земли. Бережное отношение выполнением
школьниками
практических заданий.
кий урок к бытовой технике.

«Приключ ПР:
Игра
«Утилизация
ения
электронных отходов».
электроник
и»
платформы
ЭКОКЛАС
С
Животныесимволы стран: Египет (ко
Работают в группах. Учатся
шка), Индия (корова), Россия
Животныесамостоятельно
проводить
(медведь),
Австралия
1
символы с
исследовательскую
работу,
(кенгуру) и др.
5
тран
договариваться,
распределять
ПР: Создание герба страны с
задания
помощью
животных,
обитающих в этих странах.
Всероссий
ский
уникальной
экологичес Изучение
кий урок экосистемы озера Байкал и
проблем, Смотрят видеофильм, обсуждают
«За чистое экологических
1
будущее которые ей угрожают.
в группах и с учителем,
6
озера
ПР: Игра «Как спасти выполняют практические задания.
Байкал»
Байкал? Что может сделать
платформы каждый человек»
ЭКОКЛАС
С
Всероссий
ский
рассказывает
экологичес Видеоурок
кий урок школьникам о современных Работают в группах. Учатся
1
«Ярмарка профессиях, связанных с проводить конференцию.
7
вакансий» биологией,
переработкой
платформы отходов.
ЭКОКЛАС
С
Всего: 17 часов

2 полугодие
Раздел 6. Содержание курса
№
раздела

Раздел

Количество
часов

1

Каменная летопись планеты

4

2

В мире песка и камня

2

3

Каньоны мира

1

4

В мире падающей воды

3

5

В мире мрака и безмолвия

3

6

Этот удивительный ледяной мир

2

7

Подготовка и защита проектов.

2

8

Обобщение

1

Раздел 7. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности учащихся
№
Раздел
раздела

1.

Каменная
летопись
планеты

Содержание
занятий

Виды
деятельности
учащихся

организации
Эндогенные
и Формы
деятельности:
экзогенные
коллективная, работа в
процессы,
метеориты
и парах,
астероиды
– индивидуальная.
создатели
Виды деятельности:
каменной
беседа,
создание
летописи.
ПР: кластера, выполнение
Создание
аналитических,
кластера по экзо- практических заданий,
и
эндогенным представление
процессам.
индивидуальных
защита
Башня Дьявола – заданий,
индивидуальных
самая
причудливая из мини-проектов,
скал Запада США. дискуссия,
Священная гора просмотр/подготовка
Улуру в самом презентации и др.

сердце
Австралии.
Беспокойная
планета.
ПР:
Значение гор. Что
случится
на
материке,
если
передвинуть или
убрать горы?

2.

Что
такое
пустыня.
Как
образовались
пустыни. Какие Формы
организации
бывают пустыни. деятельности:
Свирепые ветры коллективная, работа в
пустынь. Вода и парах,
жизнь в пустыне. индивидуальная,
ПР:
Пустыни групповая.
России. Можно ли Виды деятельности:
вернуть пустыни просмотр
к жизни?
видеофрагментов,
Где расположены творческие
и
В мире песка
самые известные аналитические
и камня
пустыни
мира: задания,
создание
Сахара,
Намиб, карты
«Пустыни
Пустыня
мира»,
Кающихся
просмотр/подготовка
Грешников, Гоби. презентации, работа с
Высокогорные
иллюстративным
пустыни Азии и материалом,
защита
Южной Америки. индивидуальных
ПР: Нанесение на мини-проектов,
карту
игровые упражнения и
местоположения др.
географических
объектов
–
пустынь мира.

3.

Почему и где Формы
организации
образуются
деятельности:
Каньоны. Самый коллективная, работа в
величественный парах,
каньон мира – индивидуальная,
Колорадо. Жизнь групповая.
в
Большом Виды деятельности:
Каньоны мира
Каньоне.
Как защита
творческого
открыли Большой проекта,
Каньон.
просмотр/подготовка
ПР: Фотоколлаж фотоколлажа
,
«Большой
просмотр и анализ
каньон»
видеофрагментов,
игровые упражнения и
др.

4.

Происхождение
водопадов.
Водопад Анхель –
самый высокий
водопад
мира.
Формы
организации
Водопад
Йосемитский
в деятельности:
сердце гор Сьерра коллективная, работа в
– Невада. Самые парах,
индивидуальная,
широкие
водопады мира. групповая.
Как
и
когда Виды деятельности:
возник
защита
творческого
Ниагарский
проекта,
водопад.
исследовательские и
Водопады Игуасу, занимательные факты,
Гуаира, Виктория. просмотр/подготовка
Другие водопады презентации и др.
мира. Карельский
водопад
Кивач.
Сказочные
падуны Сибири и
Дальнего

В мире
падающей
воды

Востока. Культ и
праздники
водопадов.
ПР:
Я
экскурсовод. Что
я
расскажу
туристам
о
водопадах мира.

5

Пещеры
священные,
легендарные,
таинственные.
Сокровища
организации
пещер. Пещерные Формы
деятельности:
города.
Сказочный мир коллективная, работа в
парах,
подземных
индивидуальная,
дворцов,
групповая.
сталактиты,
сталагмиты,
Виды деятельности:
сталагнаты,
защита
творческого
геликтиты.
Кто проекта,
В мире мрака
такие спелеологи? просмотр/подготовка
и безмолвия
Жители
презентации, просмотр
подземелий
–и
анализ
троглобионты.
фидеофрагментов,
Что
такое игровые упражнения,
клаустрофобия. нанесение на карту
Пещеры
и местоположения
полезные
географических
ископаемые.
объектов – пещер
ПР:
Как мира.
подготовиться к
путешествию
в
пещеру?
Пещерная
система Флинт –
Мамонтова
–

самая длинная в
мире.
Пещера
Оптимистическая
– вторая в мире по
общей
длине
ходов и первая
среди пещер в
гипсовых
породах.
Глубочайшие
пропасти
планеты. Пещеры
России:
Конституционная,
Сумганская,
Большая
Орешная,
Торгашенский
провал,
пещера
Макрушинская,
Кунгурская
ледяная пещера.
ПР:
Создание
карты спелеолога.

6

организации
Что такое лёд и в Формы
чём
его деятельности:
коллективная, работа в
уникальность.
Сколько же льда парах,
на Земле? Формы индивидуальная,
Этот
групповая.
оледенения:
удивительный наземная,
Виды деятельности:
ледяной мир подземная,
просмотр/подготовка
морская.
презентации, просмотр
анализ
ПР: Лед на Земле: и
цифры и факты. фидеофрагментов,
составление таблицы
Ледники
Лед на Земле: цифры и
Гренландии.
факты».
Ледники

Антарктиды.
Айсберги.
Великие
оледенения
прошлого: окское,
днепровское,
московское,
валдайское.

7

Подготовка и Подготовка
защита
защита
проекта.
творческих
проектов.

8

Викторина
«Знатоки
географии»

Обобщение

Формы
организации
деятельности:
и коллективная,
индивидуальная,
групповая.
Виды деятельности:
защита
творческого
проекта
игровые задания

Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература

Дидактически
Информационно-компьютерная поддержка
й материал

По биологии:
В
электронном
Интернет ресурсы:
1.Козлова
виде:
http://ru.wikipedia.org/ свободная
Т.А.,
энциклопедия;
1.«Большой
Кучменко
«Редкие и исчезающие животные России» энциклопедический
В.С. Биология
«Экзотическая
зоология»
словарь. Биология»,
в таблицах 6- www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.
М.,
«Большая
11
классы.
«Криптозоология» - www.cryptoz.narod.ru.
Российская
Справочное
Журнал «Гео» - www.geoclub.ru .
энциклопедия»,
пособие
–
Журнал
«National
Geographic»
2001 г.
Москва:
- www.nationalgeographic.com/index.html
2.Грин Н., Стаут У.,
Дрофа, 2008. Газета
«Мое
зверье»
Тейлор
Д.
234с.
- www.zooclub.ru/animals/ .
«Биология. В 3-х

томах под ред. Р. 2. Коллекция Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru
Сопера»,
М., полезных
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/
«Мир», 1990 г.
ископаемых Журнал
«Наука
и
жизнь»
3.Зедлаг
У., 3. Гербарий - http://nauka.relis.ru
Журнал
«Компьютерра»
«Слоны»,
серия растений
и - http://computerra.ru
«Что есть что», М, России
стран СНГ
http://www.kozlenkoa.narod.ru/
«Слово», 1991 г.
проект «Вся биология»
4.Зельф
М.,
сайт учителя Козленко http://sbio.info/
«Лошади»,
серия
электронный
«Что есть что», М,
учебник http://www.ebio.ru/zoo04.html
«Слово», 1984 г.
5.Небел Б., «Наука
об
окружающей
среде» в 2-х частях,
М., «Мир», 1993 г.
6.Пономарёва И.Н.,
«Экология»,
Издательский центр
«ВентанаГраф»,2001 г.
7.Солодова
Е.А.,
Богданова
Т.Л.,
«Биология» в 3хчастях,
М.,
Издательский центр
«Вентана-Граф»,
2007 г.
1.Низовцев
В.А.,
Марченко
Н.А.
8.«Энциклопедия
«Школьные олимпиады. География»/ М.,
для
детей»,
Айрис-пресс, 2006,-304с.
«Биология»,
2.Чичерина О.В. «География в таблицах и
«Аванта +», 1994 г.
диаграммах»/ М., Астрель, 2007
9.«Энциклопедия
3.Агеева И.Д. «Веселая география на уроках
для
детей»,
и праздниках»/ М.,Сфера, 2004
«Экология»,
Электронные образовательные ресурсы:
«Аванта +», 2001 г
География. Сайты Казани и РТ факты,
статистика документы, видео
По географии:
http://www.kzn.ru/http://prav.tatar.ru/http://sch
ool-collection.edu.ru/

1.Пичугин
Б.В.
ФисуненкоО.П.
Школьные
геологические
экскурсии
–М.
«Просвещение»
1981г.
2.Разумовская О.К.
Веселая география –
Ярославль
«Академия
развития»1997г.
3.. Новенко Д.В.
Практические
работы
на
местности
–М.
«Дрофа» 1997г.
4. Клюшникова Н.
М
«Внеклассная
работа
по
географии,
«Корифей»,
Волгоград,2000
5. Настольная книга
учителя географии.
/
Составители
Н.Н.Петрова,
В.И.Сиротин.М.:О
ОО «Издательство
Астрель».2002-302
с.:ил/
6. Предметная
неделя географии в
школе
Серия:
Библиотека
учителя
Автор:
Андреева В.Н.

1. Федеральный портал "Российское
образование" http://www.edu.ru
2.
Российский
общеобразовательный
портал http://www.school.edu.ru
3. Естественно_научный образовательный
портал http://www.en.edu.ru
4.
Российский
портал
открытого
образования http://www.openet.edu.ru
5. Википедия: свободная многоязычная
энциклопедия http://ru.wikipedia.org
6. Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и
Мефодий" http://www.megabook.ru
7.
Энциклопедия
"Кругосвет" http://www.krugosvet.ru
8. Энциклопедия "Природа науки. 200
законов
мироздания" http://www.elementy.ru/trefil/
9. Газета "География" и сайт для учителя "Я
иду
на
урок
географии" http://geo.1september.ru
10.
GeoPort.ru:
страноведческий
портал http://www.geoport.ru
11.
GeoSite
—
все
о
географии http://www.geosite.com.ru
12.
Библиотека
по
географии.
Географическая
энциклопедия http://www.geoman.ru
13.
География.
Планета
Земля
http://www.rgo.ru

7.
География:\"Раннее
развитие детей\" География детям

Раздел 9. Планируемые результаты
животные»

изучения курса «Удивительные

В результате изучения курса «Удивительные животные» учащиеся на ступени
основного общего образования:
 получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого
мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе и
планете, приобретут целостный взгляд на мир;
 получат возможность осознать своё место в мире;
 познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать
некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
 получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами,
поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете,
научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие
презентации.
 получат возможность научиться использовать различные справочные издания
(словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о
природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
 В результате работы по программе курса учащиеся узнают:
 методику работы с биологическими объектами и микроскопом, картами атласа
и контурными картами;
 понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
 основные источники информации;
 правила оформления списка использованной литературы;
 способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
 основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео
курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся смогут:
 выделять объект исследования;
 разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
 работать в группе;
 пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
 вести наблюдения окружающего мира;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
 работать в группе.


Форма промежуточной аттестации: зачет. Виды промежуточной аттестации –
презентация, реферат, видеофильм, дидактическая игра.
Темы проектов:
1. Мир аквариумных рыбок.
2. Животные и растения – символы стран.
3. Как понять домашнюю кошку.
4. Заботливые родители.
5. «Красная книга» Республики Татарстан.
6. Мое любимое животное.
7. О чем шепчут ветры пустынь.
8. Этот необычный лед.
9. На собачьих упряжках вокруг Земли.
10. Достопримечательности Крыма.
11. Географические чудеса Татарстана.
12. Свободная тема на выбор ученика.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».