МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 148-д
«30» августа 2024 г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Легкая атлетика»
для 1-4 классов
начального общего образования
2024-2025 учебный год
ПРОГРАММА МОДУЛЯ «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Пояснительная записка
Модуль «Легкая атлетика» (далее – модуль по легкой атлетике, легкая атлетика) на
уровне начального общего образования разработан с целью оказания методической
помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному
предмету «Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе образования
и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по
различным видам спорта.
Легкая атлетика дает возможность развивать все физические (двигательные) качества:
быстроту, выносливость, силу, гибкость, координацию, с учетом сенситивных периодов
развития детей. Занятия лёгкой атлетикой являются общедоступными благодаря
разнообразию видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми
можно заниматься практически повсеместно и в любое время года.
Виды легкой атлетики имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное
значение, так как владение основами техники бега, прыжков и метаний является жизненно
необходимыми навыками каждого человека. Легкоатлетические дисциплины играют
важную роль в общефизической подготовке спортсменов практически во всех видах
спорта.
Беговые виды легкой атлетики, как средство закаливания, оказывают положительное
влияние на иммунную систему организма человека, повышают выносливость и
устойчивое состояние организма к воздействию низких температур, простудным
заболеваниям.
Целью изучения модуля «Легкая атлетика» является обучение основам
легкоатлетических дисциплин (бега, прыжков и метаний) как базовому жизненно
необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и
социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия
физической культурой и спортом с использованием средств легкой атлетики.
Задачами изучения модуля «Легкая атлетика» являются: всестороннее гармоничное
развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности;
Федеральная рабочая программа | Физическая культура. 1–4 классы укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных
физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма,
обеспечение культуры безопасного поведения средствами легкой атлетики; формирование
технических навыков бега, прыжков, метаний и умения применять их в различных
условиях; формирование общих представлений о различных видах легкой атлетики, их
возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и
физической подготовке обучающихся; обучение основам техники бега, прыжков и
метаний, безопасному поведению на занятиях на стадионе (спортивной площадке), в
легкоатлетическом манеже, в спортивном зале, при проведении соревнований по кроссу и
различным эстафетам, отдыхе на природе, в критических ситуациях; формирование
культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами различных видов
легкой атлетики с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание
общей культуры развития личности обучающегося средствами легкой атлетики, в том
числе, для самореализации и самоопределения; развитие положительной мотивации и
устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура»,
удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической
культурой и спортом средствами различных видов легкой атлетики; популяризация легкой
атлетики в общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих
повышенный интерес и способности к занятиям различными видами легкой атлетики в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и
поддержка одаренных детей в области спорта.
Место и роль модуля «Легкая атлетика». Модуль «Легкая атлетика» доступен для
освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных
особенностей и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в
общеобразовательных организациях.
Интеграция модуля по легкой атлетике поможет обучающимся в освоении
содержательных компонентов и модулей по гимнастике, самбо, плаванию, подвижным и
спортивным играм, а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности,
дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке
обучающихся к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне» (ГТО) и участию в спортивных соревнованиях. Модуль «Легкая
атлетика» может быть реализован в следующих вариантах: при самостоятельном
планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися
учебного материала по легкой атлетике, с учётом возраста Федеральная рабочая
программа | Физическая культура. 1–4 классы и физической подготовленности
обучающихся (с соответствующей дозировкой и интенсивностью); в виде целостного
последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого
образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при
организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной
нагрузкой
Рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа; в виде
дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с
обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет посещения
обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая
использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объём в 1 классе – 33
часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа).
Содержание модуля «Легкая атлетика» Знания о легкой атлетике. Простейшие сведения
из истории возникновения и развития легкой атлетики. Виды легкой атлетики (бег,
прыжки, метания, спортивная ходьба). Простейшие правила проведения соревнований по
легкой атлетике (бег, прыжки, метания). Игры и развлечения при проведении занятий по
легкой атлетике. Словарь терминов и определений по легкой атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и легкоатлетического манежа. Занятия легкой
атлетикой (бегом) как средство укрепления здоровья, закаливания организма человека и
развития физических качеств. Режим дня при занятиях легкой атлетикой.
Правила личной гигиены во время занятий легкой атлетикой. Правила безопасного
поведения при занятиях легкой атлетикой на стадионе, в легкоатлетическом манеже
(спортивном зале) и на местности. Форма одежды для занятий различными видами легкой
атлетики.
Способы самостоятельной деятельности. Первые внешние признаки утомления во время
занятий легкой атлетикой. Способы самоконтроля за физической нагрузкой. Правила
личной гигиены, требования к спортивной одежде (легкоатлетической экипировки) для
занятий различными видами легкой атлетики. Режим дня юного легкоатлета. Выбор и
подготовка места для занятий легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона, в
легкоатлетическом манеже (спортивном зале). Федеральная рабочая программа |
Физическая культура. 1–4 классы .
Правила использования спортивного инвентаря для занятий различными видами легкой
атлетики. Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и
имитационных упражнений для занятий различными видами легкой атлетики.
Организация и проведение подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во
время активного отдыха и каникул.
Тестирование уровня физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Физическое совершенствование. Общеразвивающие, специальные и имитационные
упражнения в различных видах легкой атлетики. Упражнения на развитие физических
качеств, характерных для различных видов легкой атлетики. Подвижные игры с
элементами различных видов легкой атлетики (на стадионе, в легкоатлетическом манеже
(спортивном зале): игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета; игры
сюжетного характера; командные игры; беговые эстафеты; сочетание беговых и
прыжковых дисциплин; сочетание беговых видов и видов метаний; сочетание прыжков и
метаний; сочетание бега, прыжков и метаний. Общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения для начального обучения основам техники бега, прыжков и
метаний. Основы соревновательной деятельности в различных видах легкой атлетики,
построенной по принципу эстафет в различных видах легкой атлетики с сочетанием
элементов бега, прыжков и метаний. Тестовые упражнения по оценке физической
подготовленности в легкой атлетике. Участие в соревновательной деятельности.
Планируемые результаты.
Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: Федеральная
рабочая программа | Физическая культура. 1–4 классы 140 проявление чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России через достижения российских
спортсменов через достижения отечественных легкоатлетов на мировых чемпионатах и
первенствах, чемпионатах Европы и Олимпийских играх; проявление уважительного
отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия в достижении общих
целей при совместной деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных
целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе; проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по легкой атлетике; проявление готовности соблюдать
правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной,
соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии легкой
атлетикой; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности средствами легкой атлетики; понимание установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты: овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств и способов её осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать
учебные действия, собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта; понимание причин успеха или неуспеха
учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха; определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о
распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка
собственного поведения и поведения окружающих.
Федеральная рабочая программа | Физическая культура. 1–4 классы 141 обеспечение
защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой; способность организации самостоятельной деятельности с учётом требований
её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий
видами лёгкой атлетики; способность выделять и обосновывать эстетические признаки в
физических упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и
осанки, сравнивать их с эталонными образцами; владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Предметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты: понимание роли
и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья, закаливания и развития
физических качеств; сформированность знаний по истории возникновения и развития
легкой атлетики; сформированность представлений о различных видах бега, прыжков и
метаний, их сходстве и различиях, простейших правилах проведения соревнований по
легкой атлетикой; сформированность навыков: безопасного поведения во время
тренировок и соревнований по легкой атлетике и в повседневной жизни, личной гигиены
при занятиях легкой атлетикой; умение составлять и выполнять самостоятельно
простейшие комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений
для занятий различными видами легкой атлетики; способность выполнять технические
элементы легкоатлетических упражнений (бег, прыжки, метания); умение организовывать
и проводить подвижные игры, эстафеты с элементами легкой атлетики во время активного
отдыха и каникул; умение определять внешние признаки утомления во время занятий
легкой атлеткой, особенно в беговых видах; способность выполнять тестовые упражнения
по физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Содержание модуля «Легкая атлетика»
Знания о легкой атлетике.
Простейшие сведения из истории возникновения и развития легкой атлетики. Виды
легкой атлетики (бег, прыжки, метания, спортивная ходьба). Простейшие правила
проведения соревнований по легкой атлетике (бег, прыжки, метания). Игры и развлечения
при проведении занятий по легкой атлетике. Словарь терминов и определений по легкой
атлетике.
Общие сведения о размерах стадиона и легкоатлетического манежа. Занятия легкой
атлетикой (бегом) как средство укрепления здоровья, закаливания организма человека и
развития физических качеств. Режим дня при занятиях легкой атлетикой. Правила личной
гигиены во время занятий легкой атлетикой. Правила безопасного поведения при занятиях
легкой атлетикой на стадионе, в легкоатлетическом манеже (спортивном зале) и на
местности. Форма одежды для занятий различными видами легкой атлетики
Способы самостоятельной деятельности.
Первые внешние признаки утомления во время занятий легкой атлетикой. Способы
самоконтроля за физической нагрузкой. Правила личной гигиены, требования к
спортивной одежде (легкоатлетической экипировки) для занятий различными видами
легкой атлетики. Режим дня юного легкоатлета. Выбор и подготовка места для занятий
легкой атлетикой на стадионе, вне стадиона, в легкоатлетическом манеже (спортивном
зале).
Федеральная рабочая программа | Физическая культура. 1–4 классы Правила
использования спортивного инвентаря для занятий различными видами легкой атлетики.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих, специальных и имитационных
упражнений для занятий различными видами легкой атлетики. Организация и проведение
подвижных игр с элементами бега, прыжков и метаний во время активного отдыха и
каникул.
Тестирование уровня физической пподготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Физическое совершенствование. Общеразвивающие, специальные и имитационные
упражнения в различных видах легкой атлетики. Упражнения на развитие физических
качеств, характерных для различных видов легкой атлетики. Подвижные игры с
элементами различных видов легкой атлетики (на стадионе, в легкоатлетическом манеже
(спортивном зале): игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета; игры
сюжетного характера; командные игры; беговые эстафеты; сочетание беговых и
прыжковых дисциплин; сочетание беговых видов и видов метаний; сочетание прыжков и
метаний; сочетание бега, прыжков и метаний. Общеразвивающие, специальные и
имитационные упражнения для начального обучения основам техники бега, прыжков и
метаний. Основы соревновательной деятельности в различных видах легкой атлетики,
построенной по принципу эстафет в различных видах легкой атлетики с сочетанием
элементов бега, прыжков и метаний. Тестовые упражнения по оценке физической
подготовленности в легкой атлетике. Участие в соревновательной деятельности.
Планируемые результаты.
Содержание модуля «Легкая атлетика» направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты.
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: Федеральная
рабочая программа | Физическая культура. 1–4 классы проявление чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России через достижения российских
спортсменов через достижения отечественных легкоатлетов на мировых чемпионатах и
первенствах, чемпионатах Европы и Олимпийских играх; проявление уважительного
отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия в достижении общих
целей при совместной деятельности на принципах доброжелательности и взаимопомощи;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных
целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе; проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и
соревновательной деятельности по легкой атлетике; проявление готовности соблюдать
правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной,
соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии легкой
атлетикой; проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности средствами легкой атлетики; понимание установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты: овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств и способов её осуществления; умение планировать, контролировать и оценивать
учебные действия, собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта; понимание причин успеха или неуспеха
учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха; определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о
распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка
собственного поведения и поведения окружающих; Федеральная рабочая программа |
Физическая культура. 1–4 классы 141 обеспечение защиты и сохранности природы во
время активного отдыха и занятий физической культурой; способность организации
самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности
инвентаря и оборудования, организации места занятий видами лёгкой атлетики;
способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях,
двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты .
При изучении модуля «Легкая атлетика» на уровне начального общего образования у
обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты: понимание роли
и значении занятий легкой атлетикой для укрепления здоровья, закаливания и развития
физических качеств; сформированность знаний по истории возникновения и развития
легкой атлетики; сформированность представлений о различных видах бега, прыжков и
метаний, их сходстве и различиях, простейших правилах проведения соревнований по
легкой атлетикой; сформированность навыков: безопасного поведения во время
тренировок и соревнований по легкой атлетике и в повседневной жизни, личной гигиены
при занятиях легкой атлетикой; умение составлять и выполнять самостоятельно
простейшие комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений
для занятий различными видами легкой атлетики; способность выполнять технические
элементы легкоатлетических упражнений (бег, прыжки, метания); умение организовывать
и проводить подвижные игры, эстафеты с элементами легкой атлетики во время активного
отдыха и каникул; умение определять внешние признаки утомления во время занятий
легкой атлеткой, особенно в беговых видах; способность выполнять тестовые упражнения
по физической подготовленности в беге, прыжках и метаниях.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п
Наименование раздела
Всего
часов
Из них
1 год
2 год
3 год
4 год
1
Бег на короткие дистанции
30
8
8
7
7
2
Метание малого мяча
28
7
7
7
7
3
Прыжки в длину с разбега
«согнув ноги»
26
6
6
7
7
4
Прыжки
в
«перешагиванием»
высоту
25
5
6
7
7
5.
Подвижные
игры
с
элементами легкой атлетики
26
7
7
6
6
135
33
34
34
34
Итого часов: