СЕМЬЕВЕДЕНИЕ 10-11 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 150-д
«30 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Семьеведениение»
для обучающихся 10-11 классов

(среднего общего образования)

с.Большебрусянское 2024 г.
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Семьеведение».
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее — программа)
для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями от 12 августа
2022 г.)
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»);
- федеральной образовательной программы среднего общего
образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»);
- федеральной рабочей программы воспитания на уровне среднего
общего
образования
(является
составной
частью
федеральной
образовательной программы среднего общего образования, раздел 130)
Нормативными основами разработки содержания программыявляются:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г
№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;
3. Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи»;
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г № 1618-р
«Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
25 мая 2015 г № 996-р);
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 02 07 2021 № 400)
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года
№ 875 «О проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом
семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи,
сохранения традиционных семейных ценностей В настоящее время на государственном
уровне реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи,
сохране- ние и укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде
нормативных правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно- нравственных ценностей», распоряжении Правительства
Российской Федерации от 25 августа 2014 г № 1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025
года») В распоряжении Правительства Российской Федерации № 2580-р от 16
2

сентября 2021 г «О плане мероприятий по реализации Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года» также отмечается
необходимость проведения мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства, поддержку и
защиту семьи, материнства, отцовства и детства, распространение в субъектах
Российской
Федерации
лучших региональных практик реализации проектов и
программ родительского просвещения и семейного воспитания, направленных на
формирование у обучающихся образовательных организаций и их родителей (законных
представителей) традиционных семейных ценностей
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку
родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского
общества и семейных традиций. В то же время в российском обществе констатируется
кризисное состояние социального института семьи, выражающееся в девальвации
семейных ценностей и установок, увеличении возраста вступления в первый брак и
рождения детей, росте числа разводов, большой доле неполных семей и других
негативных тенденциях. Как следствие происходит разрушение традиционных моделей
семейных отношений, что неблагоприятно сказывается на готовности молодых людей
к вступлению брак, их адаптации к семейной жизни и стабильности молодых семей
Таким образом, актуальность программы курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов общеобразовательных организаций
обусловлена необходимостью целенаправленной деятельности по формированию
ценностного отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношенияхв семье на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, социальных и семейных
традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Цель курса — формирование позитивного ценностного отношения обучающихся
к семье и браку
Основные задачи курса:
- формирование у обучающихся представлений о значении семьи для
полноценного существования человека, развития общества и обеспечения
устойчивости государства;
- стимулирование положительного эмоционального отношения обучающихся к
семье и браку, поддержка установки на семейный образ жизни, рождение и воспитание в
семье детей;
- Обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся на основе
воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных ценностей,
соблюдения принятых в российском обществе правил и норм поведения,
поддержания социальныхи семейных традиций
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:
- Аксиологическом подходе, который является ведущим в раз- работке
содержания курса и определяет его ценностно-смысловое содержание,
ценностные доминанты и целевую ориентацию на формирование отношений
подрастающего поколения к семье и браку на основе традиционных
российских ценностей Инвариантное ценностно-целевое содержание курса
определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне зависимости от
их мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других
особенностей, содержание российских традиционных ценностей, которое
представлено в нормах Конституции Российской Федерации в качестве
российских конституционных ценностей Наряду с этим учитывается наличие
вариативного ценностно-целевого содержания курса, которое
определяется
культурно-историческими
особенностями и традициями народов России,
российских традиционных религий, отражает мировоззренческое, культурное
3

разнообразие граждан, семей, народов России, российского общества,
регионов России,образовательных организаций
Исходя из этого, программа включает базовый (инвариантный) компонент,
содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный
компонент, который формируется с учетом региональной и местной
социокультурной специфики, потребностей обучающихся и их семей, ресурсов
социального партнерства
- Междисциплинарный подход подразумевает проектирование содержания
курса на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при
освоении ими федеральной образовательной программы соответствующего
уровня образования, а также опору
на содержательный потенциал таких областей научных знаний, как психология,
педагогика, социология, медицина, экономика и право.
- Системно-деятельностный подход обеспечивает практико- ориентированный
характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в системе «педагоги
— обучающиеся — родители», использование вариативных методов, форм и
средств освоения учебного материала с акцентом на проблемных и поисковых
методах
Формы организации внеурочной деятельности при реализации программы
предполагают
активность
и
самостоятельность
обучающихся,
сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность
Предусмотрено использование ресурсов других организаций (социальной сферы,
культуры, спорта,
здравоохранения, дополнительного и профессионального
образования, детских общественных организаций)
Место курса «Семьеведение» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в учебный план образовательной организации в рамках части,
формируемой участниками образовательных отношений
Программа
входит
в
состав
основной
образовательной
программы
общеобразовательной организации в соответствии с ее особенностями: организационноправовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных
представителей),
направленностью
образовательной
программы,
учетом
этнокультурной специфики, особых образовательных потребностей обучающихся
Взаимосвязь курса «Семьеведение» с федеральнымипрограммами воспитания
Программа ориентирована на достижение целевых ориентиров результатов
воспитания на уровне среднего общего образования:
- осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
- проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным
ценностям, культуре
народов
России
с
учетом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;
- действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий
неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих
этим ценностям;
- ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
- понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
4

здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;
- выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию; соблюдающий
и пропагандирующий безопасныйи здоровый образ жизни;
- участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, в образовательной организации, в своей местности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Семьеведение»
являются:
- требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных и
социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский
язык», «Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);
- целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования
Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» должно обеспечивать достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов
Личностные результаты:
- принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным
(в том числе семейным) ценностям, культуре народов России с учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
- готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни,
ценности крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной семьи
с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
- осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
- понимание брака как союза мужчины и женщины для созданиясемьи,
рождения и воспитания в семье детей;
- ответственное
отношение
к
своим
родителям, уважениек
старшим;
- неприятие
насилия
в
семье,
ухода
от
родительской
ответственности;
- развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты;
- развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
- сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; практическая установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий
и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому
совершенствованию, понимание значения личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
5

- готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в социально
значимой трудовой деятельности в семье
Метапредметные результаты:
- освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных), способность использовать их
в учебной, познавательной и социальной практике;
- совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
- развитие
креативного
мышления
при
решении
жизненных
проблем;
- овладение
навыками
учебно-исследовательской
и проектной
деятельности;
- умение переносить знания, средства и способы действия в практическую область
жизнедеятельности;
- умение самостоятельно работать с различными информационными источниками,
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- владение различными способами общения и взаимодействия, умение
аргументированно вести диалог;
- владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт;
принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков
Предметные результаты:
- овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовнонравственные ценности, ценностное отношение к семье и браку, систему
межличностных отношений;
- владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства,
о браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных
ценностей и традиций, ответственном родительстве;
- владение знаниями о правовых основах семьи и брака;
- владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;
- владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;
- владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том числе
репродуктивного, умение применять их на практике;
- сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с
учетом реализации вариативного ценностно-целевого содержания курса);
- восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта
оценки явлений с позиций традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
- умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни
Освоение обучающимися курса предполагает присвоение ими ценностного
содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых
ориентиров воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на
закрепление знаний, решение
практических
задач,
поддержку
инициатив
обучающихся:
- исследование ценностного отношения к семье, браку, осознанному родительству
и пр. до начала курса и по итогам его освоения;
- проектная деятельность;
- педагогическое наблюдение;
- участие в социально-значимых проектах и акциях по тематикекурса и пр
6

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (3 ч.)
Личность. Быть или казаться (1 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность Характеристики и качества личности
Самоидентификация,
самопознание,
самовыражение и самосовершенствование
личности Свобода и ответственность личности. Личность и «личина». Пути и способы
самовыражения Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь
Эта трудная работа взросления (1 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости
Социально-коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского
возраста. Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение,
планирование будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления и самоопределения личности
Мужественность и женственность (1 ч.)
Историко-культурные истоки понятий мужественности и женственности
Качества, определяющие мужественность и женственность. Гражданско-правовое
равноправие полов как конституционная норма и основополагающий принцип
семейного права. Черты и качества будущего спутника жизни
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (6 ч.)
Семья как традиционная российская ценность (1 ч.)
Традиционные российские духовно-нравственные ценности — основа государства,
общества и семьи Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений человека о
счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья
Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (1 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи. Традиции
— способ передачи из поколения в поколение нравственных установок, ценностей,
норм, образцов поведения, обычаев. Старшее поколение — хранитель семейных
традиций, семейной истории, основа семейной общности. Семейная история — часть
общего наследия нашего народа.
Укрепление семейных ценностей как условие
поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия общества.
Искусство быть вместе (1 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного
общения. Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и
слушать, принимать позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких
отношений в семье. Способы демонстрации любви и взаимопонимания в семье
Уклад семьи (1 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции, отношения
— составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе российских
семей. Традиции в укладе современной российской семьи. Закономерности
формирования уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного общения и семейного
уклада.
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 3. «Возрасты семьи» (13 ч.)
Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (1 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как основа
любви
7

Романтические отношения (1 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от
друга. Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной
безопасности при знакомстве и в начале отношений
Готовность к созданию семьи (1 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака и
стабильности будущей семьи. Основные составляющие подготовки к браку
Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие готовности
к семейной жизни.
Свадьба. Становление семьи (1 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение
новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое событие
в жизни человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и
ценности, доверие супругов —основа устойчивых отношений в молодой семье
Первые годы в браке (1 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами,
уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение
домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга —
важные аспекты становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие
успешного решения затруднительных ситуаций.
Мотивы рождения детей (1 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой природы. Готовность
стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему. Ответственное родительство.
Родительство и подготовка к рождению ребенка (1 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение
родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы преодоления
проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка.
Родительская любовь. Воспитание детей (1 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской любви.
Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Соблюдение баланса в
воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное «слагаемое» родительства.
Родители и дети: взаимоотношения поколений (1 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи. Роль
бабушек и дедушек в воспитании ребенк.а Забота о старших родственниках. Уважение,
доверие, забота — основа отношения детей к родителям
Конфликты в семье и способы их преодоления (1 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов, ценностных
установок супругов. Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и
способы конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на
семью.
Преодоление семейных кризисов (1 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения семейных
кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Способы и условия
преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов
Вариативный компонент (2 ч.)
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)1
Здоровый образ жизни семьи (1 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха.
Здоровый образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем здоровье в
юности — профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового
образа жизни.
Полезные и вредные привычки (1 ч.)
8

Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки, их
влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни
Формирование привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
Основы репродуктивного здоровья (1 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.
Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному
родительству. Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и современные
возможности его диагностики и поддержания.
Психологическое здоровье семьи (1 ч.)
Психологическое здоровье, условия его сохранения: способность адаптироваться
к изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям, развитая рефлексия,
позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор обеспечения психологической устойчивости семьи.
Экономическое благополучие семьи (1 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни. Финансовая грамотность
— залог финансовой стабильности и благополучия семьи. Планирование и
распределение семейного бюджета, предупреждение возможных рисков — важные
навыки для обеспечения психологического благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни.
Вариативный компонент (3 ч.)
1

Содержание раздела разработано при участии ведущих специалистов Мини- стерства
здравоохранения Российской Федерации, ФП ПФ ФГАОУ ВО РНИМУ им Н И Пирогова
Минздрава России, НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 ФГБНУ «РНЦХ им акад
Б В Петровского», ФГБНУ «ФМЦ ПМИ», ФГБНУ
«ИРЗАР», ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (4 ч.)2
Семейная политика Российской Федерации и мерыгосударственной поддержки
семьи (1 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации Владение
навыками пользования государственными и социальными услугами — элемент
правовой культуры семьи
Социальные и психологические службы, общественные и религиозные
организации — ресурс помощи и сопровождения семьи
Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанностичленов семьи (1 ч.)
Семейное право и семейное законодательство Семейный кодекс — основа
определения правового статуса семьи и ее членов Права, обязанности и законные
интересы членов семьи Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении
своих прав и исполнении обязанностей Правовая грамотность и ее значение в жизни
современной семьи
Вариативный компонент (2 ч.)

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».