МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7"
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
В.В.Глушкова
Приказ № 150-д
«30 » августа 2024 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Подготовка к ЕГЭ»
для обучающихся 11 класса
(среднего общего образования)
с. Большебрусянское 2024 г.
Пояснительная записка
В
целях
обеспечения
объективности
итогов
аттестации
выпускников
общеобразовательных учреждений используются контрольно-измерительные материалы,
разрабатываемые с учетом единых концептуальных подходов: соответствия нормативной базе
по предмету, достаточно полного охвата учебного материала, сбалансированности числа
заданий разного типа, выравнивания вариантов по уровню сложности и пр. ЕГЭ обеспечивает
разностороннюю проверку подготовки выпускников школы и их дифференциацию по уровню
и качеству подготовки.
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только
глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности
ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу,
способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому
нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности,
творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в
выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть
эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему
объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени
сложности и форме представления результатов их выполнения. Это позволит преодолеть
определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием
большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. ЕГЭ
по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее
востребованными.
В то же время экзамен по обществознанию – один из самых трудных по объему
содержания, уровню сложности, видам экзаменационных заданий и требованиям к
оцениванию ответов экзаменуемых. Это объясняется интегрированным характером
содержания предмета, включающего в себя восемь содержательных линий: «Общество»,
«Человек», «Познание», «Социальные отношения», «Политика», «Право», «Духовная
жизнь общества», «Экономическая сфера общества». Интегрированный предмет
«Обществознание»
отличается
насыщенностью
сложных
философских,
социологических, экономических, политологических, правовых понятий. Поэтому подготовка
к ЕГЭ имеет свои особенности, и предполагает, прежде всего, знакомство с кодификатором
проверяемыхэлементов содержания обществознания по всем восьми разделам курса.
Цель программы: качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации по
обществознанию; актуализация системы знаний о видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных
дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Задачи программы:
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате
единого государственного экзамена;
сформировать представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
сформировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и
представлений по предмету обществознание.
Место курса в учебном плане: программа факультатива рассчитана на 1 год
обучения, 34 учебных часа.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения факультатива являются: мотивированность и
направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и
государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные
ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия
и своей ответственности за судьбу страны перед нынешнимии грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения факультатива: умении сознательно
организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы
социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности
анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными
видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах
и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;умения
находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать
в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы,
оценочные суждения.
Содержание программы
факультативного курса «Обществознание: от теории к практике»
Тема 1. ЕГЭ по обществознанию (4 часа)
Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и
экзаменационной работы.
Особенности частей А, В, С. Требования к выполнению заданий.
Вводное тестирование.
содержание
Тема 2. Экономика (10 часов)
Экономика как наука. Собственность. Формы собственности.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Модели рынков. Формы
монополий.
Банковская система. Кредит. Центральный банк.
Ценные бумаги. Виды, свойства ценных бумаг.
Рынок труда. Безработица. Виды, причины безработицы. Спрос и предложение на
рынке труда. Инфляция.
Экономический рост и развитие. Экономический цикл.
Налоги. Принципы налогообложения. Функции налогов. Государственный бюджет.
Предпринимательство.
Субъекты
и
объекты
предпринимательства.
Виды
предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательства. Тренировочное
занятие.
Тема 3. Политика (7 часов)
Политическая власть. Типы политической власти.
Государство. Формы государства.
Политическая элита. Характерные черты политической элиты. Условия и критерии
эффективности деятельности элиты. Функции политической элиты.
Политическая партия. Специфические признаки политических партий. Типологияпартий.
Функции партий.
Избирательная
система.
Типы
избирательных
систем.
Тренировочное занятие.
Тема 4. Право (13 часов)
Право. Характерные признаки права. Функции права. Источники права, их виды.
Система права.
Правоотношения. Состав правоотношений. Правоспособность.
Правонарушение. Признаки правонарушения. Виды правонарушений. Состав
правонарушения.
Юридическая ответственность. Виды и основные функции юридической
ответственности.
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Гражданское право. Источники гражданского права. Дееспособность. Уровни
дееспособности. Сделка. Виды сделок. Виды и признаки гражданско-правовой
ответственности. Имущественные права. Личные неимущественные права.
Трудовое право. Источники трудового права. Трудовые отношения. Трудовой договор.
Коллективный договор. Рабочее время. Время отдыха. Дисциплина труда.
Семейное право. Источники семейного права. Брачный договор. Права и обязанности
родителей и детей.
Административное право. Признаки административной ответственности. Виды
административного наказания.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Международное гуманитарное право. Источники международного гуманитарного
права. Основные нормы международного гуманитарного права. Тренировочное занятие.