Приложение № 13
к коллективному договору на 2025-2028 гг.
МБОУ «Большебрусянская СОШ № 7»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ«Большебрусянская СОШ №7»
_____________В.В.Глушкова
Приказ № 170 от 14.10.2020 г
Положение
о наставничестве
в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении
«Большебрусянская средняя общеобразовательная школа №7»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в Муниципальном
бюджетном образовательном учреждении «Большебрусянская средняя общеобразовательная
школа №7» (далее – МБОУ СОШ №7) разработано в соответствие с Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением
Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от
23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе
с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»), Уставом МБОУ
СОШ№7 и определяет порядок организации наставничества для внедрения практикоориентированных и гибких образовательных технологий в МБОУ СОШ№7.
1.2. Настоящее Положение:
определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой
моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель);
устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
определяет права и обязанности ее участников;
определяет требования, предъявляемые к наставникам;
устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса
реализации наставничества в МБОУ СОШ №7 и его эффективности.
1.3. Участниками системы наставничества в МБОУ СОШ №7; являются:
наставник;
лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее - наставляемый);
руководитель МБОУ СОШ№7;
куратор наставнической деятельности в МБОУ СОШ№7;
родители (законные представители) обучающихся;
выпускники МБОУ СОШ №7;
участники бизнес-сообщества, в том числе - работодатели, представители
образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов,
сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития,
представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие
субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной
и профессиональной
самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы
поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от
10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МБОУ
СОШ№7 в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных
компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Задачами наставничества являются:
улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других
сферах деятельности;
подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной
ориентации;
раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной
траектории;
обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития
и работы в коллективе;
формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при
выполнении должностных обязанностей;
ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие
их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при
приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МБОУ СОШ№7 и создание
благоприятных условий для их профессионального и должностного развития;
создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной
деятельности, участвующих в наставнической деятельности;
выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и
моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности,
инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию;
формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МБОУ СОШ№7, в
котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
2.2. Внедрение целевой модели наставничества в МБОУ СОШ№7 предполагает
осуществление следующих функций:
реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в
МБОУ СОШ№7;
привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за ихдеятельностью;
инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества;
осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов
и педагогов, участвующих в наставнической деятельности МБОУ СОШ№7;
предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы
наставничества в МБОУ СОШ№7, показателей эффективности наставнической деятельности
в МНЦ и Управление образования Администрации Белоярского городского округа;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества;
обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической
деятельности в МБОУСОШ№7;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в
формате непрерывного образования.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества
МБОУ СОШ№7.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и
включает в себя:
реализуемые в МБОУСОШ №7 формы наставничества («ученик – ученик»;
«учитель – учитель») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме,
типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством
наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе
которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои
индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет
руководитель МБОУСОШ №7, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках,
возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в МБОУСОШ№7.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц,
испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета-компетенций и/или
профессиональных компетенций.
Наставничество
устанавливается
для
следующих
категорий
участников
образовательного процесса:
− обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника;
− студенты, изъявившие желание в назначении наставника;
− педагогические работники, вновь принятые на работу в МБОУ СОШ№7;
− педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
− обучающиеся;
− выпускники;
− педагоги МБОУ СОШ№7,
− сотрудники промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, изъявивших готовность
принять участие в реализации Целевой модели.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической
деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы
работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с
наставником и наставляемыми.
3.7. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от
планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа
потребности в развитии наставляемого.
В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности,
командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам
наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом руководителя МБОУ СОШ№7,
основанием могут выступать следующие обстоятельства:
− прекращение наставником трудовых отношений с МБОУ СОШ№7;
− психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
− систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
− привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;
− обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9 На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в
МБОУСОШ№7, включающая в себя информирование потенциальных участников
наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и
обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых
моделей наставничества на ближайший год, исходя из потребностей МБОУ СОШ№7,
заключение партнерских соглашений с организациями – социальными партнерами,
участвующими в реализации программ наставничества МБОУ СОШ№7.
3.10 На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников,
проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью
диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
− заявления и согласия на обработку персональных данных от тех участников
Программы наставничества в МБОУ СОШ№7, которые еще не давали такого согласия,
− заявления и согласия на участие в Программе наставничества от будущих
участников наставнической деятельности и их родителей (законных представителей), если
участники – несовершеннолетние .
3.11 На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы
данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения
наставников.
3.12 По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников,
прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией,
так и коллективом сотрудников. В первом случае составляется проект приказа МБОУ
СОШ№7 с приложением листа согласования, направляемый потенциальным наставникам и
куратору для ознакомления и согласования. Во втором случае приказ издается на основании
представления коллектива сотрудников (инициативной группы,
структурного
подразделения, комиссии, совета МБОУСОШ№7, родительского комитета и др.),
составленного в произвольной форме на имя руководителя МБОУСОШ№7.
3.13. Все наставники и куратор готовят свои портфолио (формат приведен в
Приложении 6), которые вместе с реестром наставников размещаются на сайте МБОУ
СОШ№7 (на странице/в разделе по наставничеству).
3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и
разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом
руководителя МБОУСОШ№7 утверждается Программа наставничества на текущий учебный
год.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых
мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
− формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
− разработка проекта ежегодной Программы наставничества МБОУ СОШ№7;
− организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
− подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и
представление их на утверждение руководителю МБОУ СОШ№7;
− оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;
− мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества через
SWOT-анализ в разрезе осуществленных форм наставничества;
− оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели на основе Анкеты куратора;
− своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по
запросам МНЦ, Управления образования (Приложение 9);
− получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных
результатов;
− анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в МБОУСОШ№7 и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
− запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты)
и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической
деятельности;
− организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители,
классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.);
− вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МБОУСОШ№7,
сопровождающие наставническую деятельность;
− инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в
МБОУ СОШ№7;
− принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
− вносить на рассмотрение руководству МБОУ СОШ№7 предложения о поощрении
участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар;
− на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
− помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение,
оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий;
− в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с наставляемым для
осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при
необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической
деятельности;
− выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого
в рамках мероприятий Индивидуального плана;
− передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным
приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому
помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.;
− своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого;
− личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его поведение;
− принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МБОУ
СОШ№7;
− в случае, если он не является сотрудником МБОУСОШ№7, предоставить справки об
отсутствии судимости, медицинские справки и иные документы, необходимые для
осуществления наставнической деятельности в отношении обучающихся.
5.2. Наставник имеет право:
− привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией
Программы наставничества;
− участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МБОУ
СОШ№7, в том числе - с деятельностью наставляемого;
− выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности
выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом;
− требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
− в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы
наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
− обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за
организационно-методической поддержкой;
− обращаться к руководителю МБОУ СОШ№7 с мотивированным заявлением о
сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного
выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий
индивидуального плана развития.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:
− выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные
сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением
Индивидуального плана;
− совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;
− выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
− отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
− сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
− проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
− принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества
МБОУ СОШ№7.
6.2. Наставляемый имеет право:
− пользоваться имеющейся в МБОУ СОШ№7 нормативной, информационноаналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами,
обеспечивающими реализацию Индивидуального плана;
− в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
− принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в
оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и
принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели;
− при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в
МБОУСОШ№7.
7. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Участники системы наставничества в МБОУ СОШ№7, показавшие высокие
результаты, могут быть представлены решением руководителя МБОУ «Большебрусянская
СОШ №7» к следующим видам поощрений:
− публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение
почетной грамотой и др.;
− размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов
о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МБОУ СОШ №7 в социальных
сетях;
− благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
− обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими
высокие результаты.
8.2. Руководство МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» также может оказывать
содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества
в МБОУ СОШ №7 через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях
(конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
7.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МБОУ
СОШ№7.
7.4. Руководство МБОУ СОШ№7 вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и
повышения его эффективности.