ИЗО 1-4 кл

Рабочая программа по изобразительному искусству
1 – 4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное
искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (2009),

на основании

авторской программы, разработанной народным художником России, академиком
РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей
реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на
работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России».
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и
строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва:
Просвещение, 2018.
2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник
для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2018.
3. Горяева Н.А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Изобразительное
искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва:
Просвещение, 2018.
4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4
класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва:
Просвещение, 2018.
Программой отводится на изучение изобразительного искусства 135 часов,
которые распределены по классам следующим образом:
1 класс – 33 часа, 1 час в неделю;
2 класс – 34 часа, 1 час в неделю;
3 класс - 34 часа, 1 час в неделю;
4 класс – 34 часа, 1 час в неделю.

Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
направлено на достижение следующих целей:
- формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
- активизация самостоятельной творческой деятельности;
- развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством;
-формирование духовных начал личности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и
эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной
культуре;
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
«углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.

Основными задачами реализации содержания курса являются:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к
культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве;
обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических
предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и
фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира
природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в
окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств:
декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

живописи,

графики,

- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком
графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на
возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои
представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми
программного материала.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о
специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка
искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа
произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру,
явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном
и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе
морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших
отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о
младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края,
наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального
народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на
мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности
за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике
(рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании,
декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и
выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе,
человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах
художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач,
познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести
диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные
знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и
художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении
проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись,
скульптура,
художественное
конструирование
и
дизайн,
декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними
для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
–
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного
языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу,
человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира
и жизненных явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в
знакомых произведениях;
–
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать
аргументированное
суждение
о
художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
–
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
–
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной
учебно­творческой деятельности;
–
создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды,
украшений человека;

–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы
для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном
конструировании;
–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры
для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм
для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой
деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов
в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании
живописных композиций на заданные темы;
–
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и
построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
–
выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего
отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения
объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи,
графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на
правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к
другим вкусам и мнениям;
–
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое
отношение к ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества:
художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его
условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство
и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в
искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на
примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного
искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ,
Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли
изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки
и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в
искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для
создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема,
вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры.
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для
художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного
образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и
его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления
народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве.
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.
д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с
учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и
перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше,
загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое,
тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный

центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения.
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в
пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные
формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его
характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.
Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.).
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи
и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение
их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное
время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических
широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи,
панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых
чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур,
народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими
разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или
Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира.
Образ
человека
в
искусстве
разных
народов.
Образы
архитектуры
и
декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной
культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного
искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах
мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих
лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу,
героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,
презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование
различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых,
удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли

изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере
изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр
натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и
художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного
искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж,
человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом,
линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в
рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной
анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики,
гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы

1 класс
Ключевые воспитательные задачи
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

Формы работы

1

Ты учишься изображать

9

2

Ты украшаешь

7

3

Ты строишь

9

занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок
мастеркласс, урок-исследование

4

Изображение,
украшение,
постройка всегда помогают
друг другу

8

конкурсы рисунков

Итого

33

Тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
"ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ"
№

Количество
часов

Тема урока
1. Ты учишься изображать (9 часов)

1.

1

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное
искусство». Изображения всюду вокруг нас.

2.

1

Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие
окружающего мира природы. Изображение деревьев.

3.

1

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Изображать
можно пятном. Изображение животных

4.

1

Овладение основами художественной грамоты: формой, объемом.
Изображать можно в объёме. Освоение основ скульптуры.

5.

1

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Изображать можно
линией. Освоение основ рисунка

6.

1

Знакомство с цветом. Основные и составные цвета. Освоение основ
живописи.

7.

1

Освоение основ живописи. Теплые и холодные цвета. Передача
настроения в творческой работе с помощью цвета

8.

1

Освоение основ живописи. Красота и разнообразие окружающего
мира природы.

9.

1

Особенности художественного творчества: художник и зрители
2. Ты украшаешь (7 часов)

10.

1

Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Освоение основ
декоративно-прикладного искусства. Разнообразие форм в природе
как основа декоративных форм в прикладном искусстве: цветы

11.

1

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве: бабочки. Симметрия

12.

1

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве: рыбы

13.

1

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве: птицы

14.

1

Узоры, которые создали люди. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России. Художественное
оформление посуды

15.

1

Как украшает себя человек. Художественное конструирование и
оформление одежды

16.

1

Мастер Украшения помогает сделать праздник. Художественное
конструирование и оформление помещений
10. Ты строишь (9 часов)

17.

1

Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и
дизайном.

18.

1

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

19.

1

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины,
норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.

20.

1

Представление о возможностях использования навыков
художественного конструирования в жизни человека. Дом снаружи и
внутри

21.

1

Строим город. Приемы работы в технике бумагопластики.

22.

1

Всё имеет своё строение. Простые геометрические формы.

23.

1

Влияние формы предмета на представление о его характере.
Использование художественных материалов в создании красивых
предметов быта.

2425.

2

Село, в котором мы живём. Представление о роли изобразительных
искусств в организации материального окружения человека.

4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 часов)
26.

1

Конструктивное, декоративное и изобразительное начала в
произведениях разных видов искусства.

27.

1

Развитие наблюдательности в изучении природных форм: птицы.
Использование в коллективной деятельности техник бумагопластики
и коллажа

28.

1

Развитие наблюдательности в изучении природных форм:
насекомые. Использование в коллективной деятельности техник
бумагопластики и коллажа

2930.

2

Сказочная страна. Использование в коллективной деятельности
техники коллажа

31.

1

Времена года. Участие в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений изобразительного искусства. Создание
коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник.

3233.

2

Восприятие красоты природы. Использование различных материалов
и средств в изображении природы. Фотография и произведение
искусства: сходство и различие

2 класс

Ключевые воспитательные задачи
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.

№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1

Как
и
чем
художники?

работают

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

10

4

Как говорит искусство

8

Итого

34

Формы работы

занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок
мастеркласс, урок-исследование

9

конкурсы рисунков

2 класс (34 часа)
«ИСКУССТВО И ТЫ»
№

Количество
часов

Тема урока

1. Как и чем работает художник? (9 часов)
1.

1

Живописные материалы. Цвет - основа языка живописи. Три
основных цвета, составные цвета. Смешение цветов.

2.

1

Белая и черная краски, их роль в эмоциональном звучании и
выразительности образа.

3.

1

Пастель и цветные мелки, выразительные возможности
штриховки.

4.

1

Выразительные возможности аппликации. Виды ритма.
Ритм пятен, цвета.

5.

1

Выразительные возможности графических материалов,
приемы работы с ними. Красота и разнообразие природы,
выраженные средствами рисунка.

6.

1

Выразительность материалов для работы в объеме. Объем основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль
в создании выразительного образа. Приемы работы. Красота
животных, выраженная средствами скульптуры.

7.

1

Разнообразие материалов для художественного
конструирования. Приемы работы с бумагой и картоном сгибание, вырезание.

8-9.

2

Использование различных материалов и средств для
создания художественных проектов

2. Реальность и фантазия (7 часов)
10.

1

Изображение и реальность. Разнообразие форм
окружающего мира

11.

1

Изображение и фантазия. Трансформация форм.
Элементарные приемы композиции на плоскости

12.

1

Украшение и реальность. Красота природы, разнообразие ее
форм, цвета.

13.

1

Украшение и фантазия. Трансформация форм. Роль ритма в
ДПИ. Многообразие линий и их знаковый характер

14.

1

Постройка и реальность. Красота и смысл природных
конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи
и т. д.), их функциональность, пропорции

15.

1

Постройка и фантазия. Трансформация форм.
Использование в коллективной деятельности
художественной техники бумагопластики.

16.

1

Взаимодействие трех видов деятельности — изображения,
украшения и постройки.
3. О чем говорит искусство (10 часов)

17.

1

Наблюдение природы и природных явлений, различие их
характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа.
Образы природы в живописи.
И. И. Левитан, И.И.Шишкин

18.

1

Выражение в изображении характера и пластики животного,
его состояния, настроения. Анималистический жанр.
В. В. Ватагин

19.

1

Изображение характера человека: женский образ.
Представления о красоте человека, выраженные в народном
творчестве и изобразительном искусстве.
В. М. Васнецов, И. Я. Билибин

20.

1

Изображение характера человека: мужской образ.
Эмоциональная и художественная выразительность
разнохарактерных образов

21.

1

Красота человека, выраженная средствами скульптуры.
С. Т. Конёнков, С. Д. Эрьзя

22.

1

Человек и его украшения. Художественное оформление
предметов одежды

23.

1

Образная и эмоциональная значимость украшений.
Художественное конструирование и оформление
транспорта

24.

1

Художественное конструирование и оформление зданий

2526.

2

Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике:
отношение к природе, человеку, обществу
4. Как говорит искусство (8 часов)

27.

1

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и
холодные цвета.

28.

1

Выбор средств художественной выразительности для
создания живописного образа. Тихие и звонкие цвета

29.

1

Ритм линий. Передача с помощью линий эмоционального
состояния в природе

30.

1

Характер линий. Выразительные возможности линий.

31.

1

Ритм пятен. Элементарные приемы композиции на
плоскости

32.

1

Пропорции выражают характер

33.

1

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности композиции. Восприятие и эмоциональная
оценка шедевров русского и зарубежного искусства

34.

1

Ты и искусство. Человек, мир природы в реальной жизни:
образ человека, природы в искусстве

3 класс

Ключевые воспитательные задачи
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.

№ п/п

Название раздела

Количество
часов

Формы работы

1

Искусство в твоем доме

9

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

10

занимательные
уроки,
урок - деловая игра, урок
–
путешествие,
урок
мастер-класс,
урокисследование

4

Художник и музей

8

конкурсы рисунков

Итого

34

3 класс (34 часа)
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
№

Количество
часов

Тема урока

1. Искусство в твоем доме (9 часов)
1.

1

Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Игрушки

2.

1

Роль художника в создании образа посуды. Сказочные образы
в ДПИ.

3.

1

Роль изобразительных искусств в повседневной жизни
человека, организации его материального окружения. Обои и
шторы.

4.

1

Художественное оформление одежды. Платок

5-6.

2

Художественное конструирование и оформление книг

7.

1

Создание художником поздравительных открыток

8-9.

2

Представление о роли изобразительных искусств в
повседневной жизни человека, организации его материального
окружения в помещениях.

2. Искусство на улицах города (7 часов)
10.

1

Представления о богатстве и разнообразии художественной
культуры. Памятники архитектуры

11.

1

Приемы композиции в пространстве, выразительность
объемных композиций. Парки, скверы, бульвары.

12.

1

Ажурные ограды. Роль природных аналогов в их создании.

13.

1

Работа художника по созданию красочного облика города.

Фонари
14.

1

Роль художника в создании витрин.

15.

1

Художественное конструирование и оформление транспорта

16.

1

Роль пластических искусств в повседневной жизни человека и
его материального окружения на улицах города и села.

3. Художник и зрелище (10 часов)
1718.

2

Художник в цирке. Роль художника в оформлении
представления

1920.

2

Художник в театре — создатель сценического мира.

2122.

2

Особенности работы художника в театре кукол

23.

1

Искусство маски в театре и на празднике

24.

1

Выражение в афише образа спектакля.

25.

1

Роль художника в создании праздничного облика города

26.

1

Роль художественного оформления в организации праздника

4. Художник и музей (8 часов)
27.

1

Музей в жизни города. Ведущие художественные музеи России
и Уральского региона.

28.

1

Картина-пейзаж. Общность тематики, передаваемых чувств,
отношения к природе художниками-представителями разных
стран.

29.

1

Картина-портрет. Образ человека в произведениях русских
художников

30.

1

Картина-натюрморт как рассказ о человеке. Приемы
компоновки натюрморта. Понятия: линия горизонта,
перспектива, загораживание. Роль цвета в выражении
настроения

3132.

2

Картины исторические и бытовые. Горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении композиции

33.

1

Скульптура в музее и на улице

34.

1

Художественные выставки и их роль в жизни людей

4 класс

Ключевые воспитательные задачи
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.

№
п/п

Название раздела

Количество
часов

1

Истоки родного искусства

9

2

Древние города нашей Земли

7

3

Каждый народ — художник

10

4

Каждый народ — художник

8

Итого

34

Формы работы

Занимательные уроки, урок деловая
игра,
урок
–
путешествие, урок мастер-класс,
урок-исследование
конкурсы рисунков

4 класс (34 часа)
«КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,
ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)»
№

Количество
часов

Тема урока
1. Истоки родного искусства (9 часов)

1-2.

2

Роль природных условий в характере традиционной культуры
народов России. Пейзаж родной земли

3-4.

2

Деревня – деревянный мир. Единство декоративного строя в
украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
Гармония жилья с природой.

5-6.

2

Образ человека в традиционной культуре. Представления
русского народа о красоте человека, отраженные в искусстве.
Женские образы

7.

1

Образ человека в традиционной культуре. Представления
русского народа о красоте человека, отраженные в искусстве.
Образ защитника Отечества.

8-9.

2

Народные праздники. Связь изобразительного искусства с
музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками.
2. Древние города нашей земли (7 часов)

10.

1

Образ древнего русского города. Элементарные приемы
композиции в пространстве. Понятия «вертикаль» и
«горизонталь», их образное восприятие.

11.

1

Древние соборы. Соотношение пропорций и ритм объемов в
организации пространства.

12.

1

Города Русской земли. Организация внутреннего пространства
города.

1314.

2

Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров российского
зодчества. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

15.

1

Узорочье теремов. Линейная перспектива в изображении
интерьера.

16.

1

Праздник в интерьере теремных палат. Главное и
второстепенное в композиции.
3. Каждый народ — художник (10 часов)

1718.

2

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры
Японии

1920.

2

Разнообразие природы Земли и способность человека жить в
разных условиях. Народы гор и степей

2122.

2

Города в пустыне. Орнаментальный характер мусульманской
культуры.

2324.

2

Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для
культуры Европы и России.

25.

1

Европейские города Средневековья

26.

1

Многообразие художественных культур в мире.
4. Искусство объединяет народы (8 часов)

2728.

2

Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности. Материнство

2930.

2

Мудрость старости. Красота внешняя и внутренняя,
выражающая богатство духовной жизни человека.

31.

1

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания,
вызывает сопереживание зрителя.

32.

1

Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в
своем искусстве.

33.

1

В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на
светлое будущее, радость молодости и любовь к детям.

34.

1

Многообразие образов красоты и единство нравственных
ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».