Рабочая программа по изобразительному искусству 1 – 4 классы Пояснительная записка Рабочая программа и система уроков по предметному курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), на основании авторской программы, разработанной народным художником России, академиком РАО и PAX Б. М. Неменским, допущенной Минобрнауки РФ и обеспечивающей реализацию обязательного минимума содержания образования, и ориентированы на работу по учебно-методическому комплекту, входящему в УМК «Школа России». Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию: 1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2018. 2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2018. 3. Горяева Н.А., Неменская Л. А., Питерских А. С. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2018. 4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций – Москва: Просвещение, 2018. Программой отводится на изучение изобразительного искусства 135 часов, которые распределены по классам следующим образом: 1 класс – 33 часа, 1 час в неделю; 2 класс – 34 часа, 1 час в неделю; 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю; 4 класс – 34 часа, 1 час в неделю. Изучение курса «Изобразительное искусство» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; - активизация самостоятельной творческой деятельности; - развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством; -формирование духовных начал личности; - воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства, нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, многонациональной культуре; - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Основными задачами реализации содержания курса являются: - воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений; - развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; - освоение разных видов пластических искусств: декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; живописи, графики, - овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире; - развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся: будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: – различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; – различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; – эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка; – узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; – приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: – воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; – видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; – высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: – создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; – использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; – различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; – создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; – наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; – использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: – пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; – моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; – выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Выпускник научится: – осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; – выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: – видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; – понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; – изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним; – изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы 1 класс Ключевые воспитательные задачи • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов Формы работы 1 Ты учишься изображать 9 2 Ты украшаешь 7 3 Ты строишь 9 занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование 4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 8 конкурсы рисунков Итого 33 Тематическое планирование. 1 класс (33 часа) "ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ, СТРОИШЬ" № Количество часов Тема урока 1. Ты учишься изображать (9 часов) 1. 1 Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Изображения всюду вокруг нас. 2. 1 Мастер Изображения учит видеть. Красота и разнообразие окружающего мира природы. Изображение деревьев. 3. 1 Красота и разнообразие окружающего мира природы. Изображать можно пятном. Изображение животных 4. 1 Овладение основами художественной грамоты: формой, объемом. Изображать можно в объёме. Освоение основ скульптуры. 5. 1 Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Изображать можно линией. Освоение основ рисунка 6. 1 Знакомство с цветом. Основные и составные цвета. Освоение основ живописи. 7. 1 Освоение основ живописи. Теплые и холодные цвета. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета 8. 1 Освоение основ живописи. Красота и разнообразие окружающего мира природы. 9. 1 Особенности художественного творчества: художник и зрители 2. Ты украшаешь (7 часов) 10. 1 Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве: цветы 11. 1 Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве: бабочки. Симметрия 12. 1 Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве: рыбы 13. 1 Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве: птицы 14. 1 Узоры, которые создали люди. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Художественное оформление посуды 15. 1 Как украшает себя человек. Художественное конструирование и оформление одежды 16. 1 Мастер Украшения помогает сделать праздник. Художественное конструирование и оформление помещений 10. Ты строишь (9 часов) 17. 1 Постройки в нашей жизни. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. 18. 1 Многообразие архитектурных построек и их назначение. 19. 1 Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. 20. 1 Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования в жизни человека. Дом снаружи и внутри 21. 1 Строим город. Приемы работы в технике бумагопластики. 22. 1 Всё имеет своё строение. Простые геометрические формы. 23. 1 Влияние формы предмета на представление о его характере. Использование художественных материалов в создании красивых предметов быта. 2425. 2 Село, в котором мы живём. Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека. 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 часов) 26. 1 Конструктивное, декоративное и изобразительное начала в произведениях разных видов искусства. 27. 1 Развитие наблюдательности в изучении природных форм: птицы. Использование в коллективной деятельности техник бумагопластики и коллажа 28. 1 Развитие наблюдательности в изучении природных форм: насекомые. Использование в коллективной деятельности техник бумагопластики и коллажа 2930. 2 Сказочная страна. Использование в коллективной деятельности техники коллажа 31. 1 Времена года. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. 3233. 2 Восприятие красоты природы. Использование различных материалов и средств в изображении природы. Фотография и произведение искусства: сходство и различие 2 класс Ключевые воспитательные задачи • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов 1 Как и чем художники? работают 2 Реальность и фантазия 7 3 О чём говорит искусство 10 4 Как говорит искусство 8 Итого 34 Формы работы занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастеркласс, урок-исследование 9 конкурсы рисунков 2 класс (34 часа) «ИСКУССТВО И ТЫ» № Количество часов Тема урока 1. Как и чем работает художник? (9 часов) 1. 1 Живописные материалы. Цвет - основа языка живописи. Три основных цвета, составные цвета. Смешение цветов. 2. 1 Белая и черная краски, их роль в эмоциональном звучании и выразительности образа. 3. 1 Пастель и цветные мелки, выразительные возможности штриховки. 4. 1 Выразительные возможности аппликации. Виды ритма. Ритм пятен, цвета. 5. 1 Выразительные возможности графических материалов, приемы работы с ними. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. 6. 1 Выразительность материалов для работы в объеме. Объем основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Приемы работы. Красота животных, выраженная средствами скульптуры. 7. 1 Разнообразие материалов для художественного конструирования. Приемы работы с бумагой и картоном сгибание, вырезание. 8-9. 2 Использование различных материалов и средств для создания художественных проектов 2. Реальность и фантазия (7 часов) 10. 1 Изображение и реальность. Разнообразие форм окружающего мира 11. 1 Изображение и фантазия. Трансформация форм. Элементарные приемы композиции на плоскости 12. 1 Украшение и реальность. Красота природы, разнообразие ее форм, цвета. 13. 1 Украшение и фантазия. Трансформация форм. Роль ритма в ДПИ. Многообразие линий и их знаковый характер 14. 1 Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции 15. 1 Постройка и фантазия. Трансформация форм. Использование в коллективной деятельности художественной техники бумагопластики. 16. 1 Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки. 3. О чем говорит искусство (10 часов) 17. 1 Наблюдение природы и природных явлений, различие их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Образы природы в живописи. И. И. Левитан, И.И.Шишкин 18. 1 Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Анималистический жанр. В. В. Ватагин 19. 1 Изображение характера человека: женский образ. Представления о красоте человека, выраженные в народном творчестве и изобразительном искусстве. В. М. Васнецов, И. Я. Билибин 20. 1 Изображение характера человека: мужской образ. Эмоциональная и художественная выразительность разнохарактерных образов 21. 1 Красота человека, выраженная средствами скульптуры. С. Т. Конёнков, С. Д. Эрьзя 22. 1 Человек и его украшения. Художественное оформление предметов одежды 23. 1 Образная и эмоциональная значимость украшений. Художественное конструирование и оформление транспорта 24. 1 Художественное конструирование и оформление зданий 2526. 2 Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу 4. Как говорит искусство (8 часов) 27. 1 Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. 28. 1 Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа. Тихие и звонкие цвета 29. 1 Ритм линий. Передача с помощью линий эмоционального состояния в природе 30. 1 Характер линий. Выразительные возможности линий. 31. 1 Ритм пятен. Элементарные приемы композиции на плоскости 32. 1 Пропорции выражают характер 33. 1 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности композиции. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства 34. 1 Ты и искусство. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве 3 класс Ключевые воспитательные задачи • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов Формы работы 1 Искусство в твоем доме 9 2 Искусство на улицах твоего города 7 3 Художник и зрелище 10 занимательные уроки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урокисследование 4 Художник и музей 8 конкурсы рисунков Итого 34 3 класс (34 часа) «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС» № Количество часов Тема урока 1. Искусство в твоем доме (9 часов) 1. 1 Истоки ДПИ и его роль в жизни человека. Игрушки 2. 1 Роль художника в создании образа посуды. Сказочные образы в ДПИ. 3. 1 Роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения. Обои и шторы. 4. 1 Художественное оформление одежды. Платок 5-6. 2 Художественное конструирование и оформление книг 7. 1 Создание художником поздравительных открыток 8-9. 2 Представление о роли изобразительных искусств в повседневной жизни человека, организации его материального окружения в помещениях. 2. Искусство на улицах города (7 часов) 10. 1 Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры. Памятники архитектуры 11. 1 Приемы композиции в пространстве, выразительность объемных композиций. Парки, скверы, бульвары. 12. 1 Ажурные ограды. Роль природных аналогов в их создании. 13. 1 Работа художника по созданию красочного облика города. Фонари 14. 1 Роль художника в создании витрин. 15. 1 Художественное конструирование и оформление транспорта 16. 1 Роль пластических искусств в повседневной жизни человека и его материального окружения на улицах города и села. 3. Художник и зрелище (10 часов) 1718. 2 Художник в цирке. Роль художника в оформлении представления 1920. 2 Художник в театре — создатель сценического мира. 2122. 2 Особенности работы художника в театре кукол 23. 1 Искусство маски в театре и на празднике 24. 1 Выражение в афише образа спектакля. 25. 1 Роль художника в создании праздничного облика города 26. 1 Роль художественного оформления в организации праздника 4. Художник и музей (8 часов) 27. 1 Музей в жизни города. Ведущие художественные музеи России и Уральского региона. 28. 1 Картина-пейзаж. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе художниками-представителями разных стран. 29. 1 Картина-портрет. Образ человека в произведениях русских художников 30. 1 Картина-натюрморт как рассказ о человеке. Приемы компоновки натюрморта. Понятия: линия горизонта, перспектива, загораживание. Роль цвета в выражении настроения 3132. 2 Картины исторические и бытовые. Горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции 33. 1 Скульптура в музее и на улице 34. 1 Художественные выставки и их роль в жизни людей 4 класс Ключевые воспитательные задачи • установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками); • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией. № п/п Название раздела Количество часов 1 Истоки родного искусства 9 2 Древние города нашей Земли 7 3 Каждый народ — художник 10 4 Каждый народ — художник 8 Итого 34 Формы работы Занимательные уроки, урок деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование конкурсы рисунков 4 класс (34 часа) «КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)» № Количество часов Тема урока 1. Истоки родного искусства (9 часов) 1-2. 2 Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзаж родной земли 3-4. 2 Деревня – деревянный мир. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Гармония жилья с природой. 5-6. 2 Образ человека в традиционной культуре. Представления русского народа о красоте человека, отраженные в искусстве. Женские образы 7. 1 Образ человека в традиционной культуре. Представления русского народа о красоте человека, отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. 8-9. 2 Народные праздники. Связь изобразительного искусства с музыкой, песнями, танцами, былинами, сказаниями, сказками. 2. Древние города нашей земли (7 часов) 10. 1 Образ древнего русского города. Элементарные приемы композиции в пространстве. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их образное восприятие. 11. 1 Древние соборы. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства. 12. 1 Города Русской земли. Организация внутреннего пространства города. 1314. 2 Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров российского зодчества. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 15. 1 Узорочье теремов. Линейная перспектива в изображении интерьера. 16. 1 Праздник в интерьере теремных палат. Главное и второстепенное в композиции. 3. Каждый народ — художник (10 часов) 1718. 2 Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии 1920. 2 Разнообразие природы Земли и способность человека жить в разных условиях. Народы гор и степей 2122. 2 Города в пустыне. Орнаментальный характер мусульманской культуры. 2324. 2 Древняя Эллада. Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России. 25. 1 Европейские города Средневековья 26. 1 Многообразие художественных культур в мире. 4. Искусство объединяет народы (8 часов) 2728. 2 Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности. Материнство 2930. 2 Мудрость старости. Красота внешняя и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. 31. 1 Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, вызывает сопереживание зрителя. 32. 1 Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве. 33. 1 В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к детям. 34. 1 Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)