Русский язык 1-4 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)
2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями,
включёнными федеральный перечень учебников, рекомендуемых
Минобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014
№253 с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 № 1529, от
26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459 от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 №
535, от 20.06.2017 №581, от 05.07.2017 №329:
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 1,2,3,4 классы,-М.,
«Просвещение», 2011 – 2019г
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной
деятельности учебники, приобретённые до вступления в силу приказа от
28.12.2018 № 345
Программой отводится на изучение математики 540 часов, которые
распределены по классам следующим образом:
1 класс – 132 часа, 4 часа в неделю (33 учебные недели)
2 класс - 136 часа, 4 часа в неделю (34 учебные недели)
3 класс - 136 часа, 4 часа в неделю (34 учебные недели)
4 класс - 136 часа, 4 часа в неделю (34 учебные недели)

Класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Контрольные диктанты
4
10
10
10

Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во
многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
До начала обучения языковая активность ребенка направлена на
эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В
начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает
качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень
их

речевой

практики, осознание себя

носителями

русского

языка,

формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый
этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие
устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
устные монологические высказывания и письменные тексты;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности к
творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с
целями, задачами и условиями общения;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Основное содержание учебного предмета
Русский язык
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации,

содержащейся

в

тексте.

Интерпретация

и

обобщение

содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с
учетом

гигиенических

требований

к

этому

виду

учебной

работы.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
(подробное,

выборочное).

Создание

небольших

собственных

текстов

(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра
фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и
его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и
безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на
слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами).

Орфографическое

чтение

(проговаривание)

как

средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски.
Овладение

начертанием

письменных

прописных

(заглавных)

и

строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности
правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела
между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по
твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный;
гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный –
непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на
слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор
слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости
и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и
ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, абзаца.
Знание

алфавита:

правильное

название

букв,

знание

их

последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения.
Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения
слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов
и антонимов.
1

Изучается во всех разделах курса.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно

выделяемыми

морфемами

окончания,

корня,

приставки,

суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение
опознавать

имена

собственные.

Различение

имен

существительных,

отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по
числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное. Различение падежных и
смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий,
-ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение.

Общее

представление

о

местоимении.

Личные

местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма
глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что
делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения

I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис.

Различение

предложения,

словосочетания,

слова

(осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели
высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении.
Нахождение

и

самостоятельное

составление

предложений

с

однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография

и

пунктуация.

Формирование

орфографической

зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости
от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь,
нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и
где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями
на определенную тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная

работа

над

структурой

текста:

озаглавливание,

корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с
элементами

сочинения;

сочинения-повествования,

сочинения-описания,

сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при
получении начального общего образования научатся осознавать язык как
основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры,

у

них

начнет

формироваться

позитивное

эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам,
стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык
станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития
их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в
устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ)

потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с
целью поиска необходимой информации в различных источниках для
выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу
начального

общего

образования,

будет

сформировано

отношение

к

правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры
человека. Они получат начальные представления о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных
языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при
составлении

несложных

устных

монологических

высказываний

и

письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные
действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на
позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению
собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре
русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка –
фонетикой

и

графикой,

лексикой,

словообразованием

(морфемикой),

морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить,
характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования

общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих)
универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную

программу

начального

общего

образования,

будет

сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной
учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и
родного языка на следующем уровне образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
– пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности
букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в
различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским
алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих

норм в речи

собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
– находить при сомнении в правильности постановки ударения
или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника)
либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–

выполнять морфемный анализ слова в соответствии с

предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его
выполнения;
–

использовать

результаты

выполненного

морфемного

анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном
значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе
основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,
глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к
которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами
в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять

восклицательную/невосклицательную

интонацию

предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать

второстепенные

члены

предложения —определения,

дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический),
оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать

место

возможного

возникновения

орфографической

ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при

составлении

собственных

текстов

перефразировать

записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных
ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять

способы

действий,

помогающие

предотвратить

ее

в

последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать
и

неязыковых

правильность
средств

устного

(уместность)
общения

выбора
на

уроке,

языковых
в

школе,

в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе
над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом;

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи:

соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением,

задачами,

условиями

общения

(для

самостоятельно

создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).

Русский язык, 1 класс
№

Тема

Ключевые воспитательные задачи

1

Добукварный
период

установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

2

Букварный
период

-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний

3

Наша речь

4

Текст,
предложение,
диалог

-установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности

5

Лексика.
Слова, слова,
слова

установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их

Форма
работы
Урок –
игра
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Урок –игра
Путешествие
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Беседа.
Обсуждение
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

Кол-во
часов
18

Обсуждение, диалог
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Обсуждение,
путешествие
Коллектив
ная,

3

59

2

4

познавательной деятельности;
6

Слово и слог

установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

7

Перенос слов

8

Ударение

-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации

9

Звуки и буквы

№ п/п

-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации

Групповая,
комбиниро
ванная
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

2

Схема.
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

2

Таблица
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Таблица
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

2

40

Тематическое планирование по русскому языку
1 класс (4 часа в неделю) 132 часа
Количест
Тема урока
во часов

Блок «Русский язык. Обучение письму»
1

1

2

1

3

1

4

1

Добукварный период (18 часов)
Знакомство с прописью и разлиновкой на ее страницах.
Гигиенические правила письма
Ориентировка на листе и в тетради. Строка и междустрочное
пространство. Письмо наклонных прямых
Гигиенические правила письма. Письмо полуовалов «левых» и
«правых». Письмо овалов
Элементы букв. Письмо наклонных прямых с закруглением внизу
вправо и влево

5

1

6

1

7

1

8

1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26

1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35

1
1
1
1
1
1
1
1
1

36
37
38
39
40
41
42
43
44

1
1
1
1
1
1
1
1
1

45
46

1
1

Элементы букв. Письмо коротких и длинных наклонных линий с
закруглением внизу и вверху. Письмо полуовалов
Элементы букв. Письмо коротких и длинных наклонных линий с
закруглением внизу влево и вправо
Элементы букв. Письмо короткой наклонной линии с закруглением
вверху и внизу вправо и влево. Письмо удлиненной петли внизу
Элементы букв. Письмо полуовалов «левых» и «правых». Письмо
овалов. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу
Рабочая строка. Письмо строчной буквы а
Письмо заглавной буквы А
Письмо строчной буквы о
Письмо заглавной буквы О
Письмо строчной буквы и
Письмо заглавной буквы И
Письмо строчной буквы ы
Письмо строчных букв ы, и
Письмо строчной буквы у
Письмо заглавной буквы У
Букварный период (59 часов)
Письмо строчной буквы н
Письмо прописной буквы Н. Письмо изученных букв
Письмо строчной буквы с
Письмо заглавной буквы С
Письмо строчной буквы к
Письмо заглавной буквы К
Письмо строчной буквы т
Письмо заглавной буквы Т Повторение и закрепление написания
письменных (заглавных) и строчных букв
Письмо строчной буквы л
Письмо заглавной буквы Л
Письмо строчной буквы р
Письмо заглавной буквы Р
Письмо строчной буквы в
Письмо заглавной буквы В
Письмо строчной буквы е
Написание заглавной буквы Е
Повторение и закрепление написания письменных (заглавных) и
строчных букв. Написание строчной буквы п
Письмо заглавной буквы П
Письмо строчной буквы м
Письмо заглавной буквы М
Письмо строчной буквы з
Письмо заглавной буквы З
Письмо строчной буквы б
Письмо заглавной буквы Б
Письмо строчной буквы д
Письмо заглавной буквы Д. Письмо слогов и слов с изученными
буквами в соответствии с гигиеническими нормами
Письмо строчной буквы я
Письмо заглавной буквы Я. Письмо изученных букв, слогов в

47
48
49
50
51

1
1
1
1
1

52
53
54
55

1
1
1
1

56
57
58
59
60
61

1
1
1
1
1
1

62
63
64

1
1
1

65
66
67
68
69
70
71
72
73

1
1
1
1
1
1
1
1
1

74
75
76

1
1
1

77

1

78

1

79

1

80

1

81

1

соответствии с гигиеническими нормами. Письмо элементов
изученных букв
Письмо строчной буквы г
Письмо заглавной буквы Г
Письмо строчной буквы ч
Письмо прописной буквы Ч
Письмо изученных букв, слогов в соответствии с гигиеническими
нормами. Письмо элементов изученных букв
Письмо буквы ь
Письмо строчной буквы ш
Письмо заглавной букв Ш
Знакомство с правилами правописания. Обозначение гласных после
шипящих (ши), письмо слов с ши
Письмо строчной буквы ж
Письмо заглавной буквы Ж
Письмо строчной буквы ё
Письмо заглавной буквы Ё
Письмо строчной буквы й
Письмо слов с буквой й. Письмо слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым и аккуратным почерком
Письмо строчной буквы х
Письмо заглавной буквы Х
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым и
аккуратным письмом
Письмо строчной буквы ю
Письмо заглавной буквы Ю
Письмо строчной буквы ц
Письмо заглавной буквы Ц
Письмо строчной буквы э
Письмо заглавной буквы Э
Письмо строчной буквы щ
Письмо заглавной буквы Щ
Знакомство с правилами правописания. Обозначение гласных после
шипящих (ча- ща, чу-щу), письмо слов с ча-ща, чу-щу
Письмо строчной буквы ф
Письмо заглавной буквы Ф
Письмо слов с ь, ъ знаками. Написание слов с буквами ь, ъ знаками.
Письмо слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым и аккуратным почерком
Контрольное списывание. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывание текста
Блок «Русский язык» (56 часов)
Наша речь (2 часа)
Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в
жизни людей.
Виды речи: устная и письменная. Значение в жизни людей
Текст, предложение, диалог (3 часа)
Общее представление о предложении и тексте. Предложение как
группа слов, выражающая законченную мысль.
Различать слово и предложение; вычленять слова из предложений.

82

1

83
84

1
1

85

1

86

1

87

1

88

1

89 – 90

2

91
92

1
1

93
94
95
96

1
1
1
1

97
98 - 99
100 – 101
102
103
104
105
106
107 – 108
109

1
2
2
1
1
1
1
1
2
1

110

1

111
112 – 113
114
- 116
117
118
119- 120

1
2
3

121

1

122

1

123

1

1
1
2

Составление предложений из слов, текста из предложений
Диалог. Проверочная работа.
Слова, слова, слова… (4 часа)
Слово. Роль слов в речи. Наблюдение за значением слова
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков
предметов, слова – названия действий предметов
Слова однозначные и многозначные (общее представление). Близкие и
противоположные по значению слова
Роль слов в речи. Близкие и противоположные по значению слова
Слово и слог (2 часа)
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая
роль гласных
Деление слов на слоги. Проверочная работа
Перенос слов (2 часа)
Перенос слов по слогам
Ударение (2 часа)
Ударение. Ударный и безударный слог
Определение места ударения
Звуки и буквы (40 часов)
Различение звука и буквы: буква как знак звука
Русский алфавит как последовательность букв
Диктант по теме «Слово. Предложение»
Различение гласных и согласных звуков. Буквы, обозначающие
гласные звуки
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
Ударные и безударные гласные звуки .
Правописание гласных в ударных и безударных слогах
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
Согласные звуки и буквы
Слова с удвоенными согласными
Буквы й и и. Письмо слов со звуком [й’] и буквой «и краткое».
Твердые и мягкие согласные звуки.
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука . Обозначение
мягкости согласных звуков мягким знаком
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов
с мягким знаком
Восстановление текста с нарушенным порядком предложение
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце
слов
Шипящие согласные звуки
Диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки»
Формирование орфографической зоркости. Применение правил
правописания: сочетания чк, чн, чт
Формирование орфографической зоркости. Обозначение гласных
после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши)
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши. ча-ща,
чу-щу
Диктант по теме «Правописание гласных после шипящих в
сочетаниях жи-ши. ча-ща, чу-щу»

124
125

1
1

126
127
128
129

1
1
1
1

130 – 132

3

Заглавная буква в словах
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов и т.д.
Тестовая проверочная работа
Повторение и обобщение изученного материала
Итоговый годовой диктант. Формирование орфографической зоркости.
Контрольное списывание. Формирование орфографической зоркости.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывание
текста
Повторение и обобщение изученного материала

Русский язык 2 класс
№

Тема

Ключевые воспитательные задачи

1

Развитие речи

2

Текст

3

Простое
предложение

4

Лексика

-установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями)
и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины
-применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;
-создание гибкой и открытой среды
обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных
ресурсов
-инициирование и поддержка
исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, помогает
приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям
-организация шефства мотивированных и

Форма
работы
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Диалог,
обсуждение

Кол-во
часов
3

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Беседа,
обсуждение

3

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Схемы,
таблицы

9

Коллектив

13

5

Фонетика и
орфоэпия

6

Части речи

7

Повторение
изученного

эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
у обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы;
воспитывается ценностное отношение к
миру.
-применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалог
- использование воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач
для решения и дискуссий;
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний

ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Схемы,
таблицы

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

48

Урок –
игра
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Урок –игра
Путешествие
Беседа.
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

48

Тематическое планирование
Русский язык 2 класс ( 4 часа в неделю) 136 часов

№
п\п

Кол-во часов

1

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

Тема урока
Развитие речи (3 час.)
Знакомство с учебником.
Виды речи Язык как средство общения. Осознание ситуации
общения.
Наша речь. Характеристика человека по его речи.
Овладение нормами речевого этикета.
Диалог и монолог.
Овладение диалогической и монологической речью.
Текст (3 час.)
Текст. Признаки текста.
Тема текста. Заглавие.
Текст. Главная мысль текста.

12

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.
11.

1
1

12.

1

13.
14.

1
1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

22.

1

23.
24.
25.

1
1
1

26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30.
31.

1
1

Признаки текста
Текста. Последовательность частей текста. Построение текста
Простое предложение (9 час.)
Предложение как единица речи, его назначение и признаки.
Установление связи слов в предложении.
Предложение. Связь слов в предложении. Логическое
ударение в предложении. Составление продолжения текста.
Члены предложения. Нахождение главных членов предложения
(основа предложения).
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Диктант с грамматическим заданием
Нахождение главных членов предложения.
Контрольное списывание №1
Распространённые и нераспространённые предложения.
Установление связи слов в предложении. Развитие речи.
Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний
о предложении.
Диктант№1 с грамматическим заданием.
Лексика (слова, слова, слова…) (13 час.)
Слово и его значение. Представление об однозначных и
многозначных словах. Понимание слова как единства звучания и
значения
Слово и его значение. Прямое и переносное значения слов.
Тематические группы слов.
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Значимость употребления синонимов в одном предложении
( тексте).
Синонимы и антонимы
( обобщение знаний)
Развитие речи. Обучающее изложение текста по данным к нему
вопросам.
Овладение понятием «родственные» (днокоренные) слова.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Однокоренные слова. Различение родственных (однокоренных)
слов
Однокоренные слова. Выделение корня в однокоренных словах.
Однокоренные слова. Корень слова
Слог как минимальная произносительная единица.
Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в
предложении.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной
строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка).
Фонетика и орфоэпия (48 ч.)
Звуки и буквы (1ч.)
Звуки и буквы.
Различие звуков и букв.
Русский алфавит или Азбука (2ч.)
Русский алфавит или Азбука. Знание алфавита.
Алфавит Употребление прописной (заглавной) буквы.
Гласные звуки (2ч.)

32.
33.

1
1

34.

1

35.

1

36.

1

37.

1

38.

1

39.
40.

1
1

41.

1

42.

1

43.

1

44.

1

45.

1

46.
47.
48.
49.
50.
51.

1
1
1
1
1
1

52.

1

53.

1

54.

1

55.

1

56.

1

57.

1

58.

1

59.

1

60.

1

Гласные звуки. Различение гласного звука.
Гласные звуки. Слова с буквой э.
Правописание слов с безударными гласными (12ч.)
Ударные и безударные гласные звуки. Произношение ударного
гласного звука в корне слова
Правило обозначения буквой безударного гласного звука.
Контрольное списывание№2
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный
гласный звук в корне слова.
Контрольный диктант№3 по теме Ударные и безударные гласные
звуки (с грамматическим заданием).
Работа над ошибками.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать.
Словарные слова.
Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми
орфограммами.
Контрольно-проверочный диктант№4 (с грамматическим
заданием).
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.
Согласные звуки (1ч.)
Признаки согласного звука.
Согласный звук [й’]и буква «и краткое»
Слова с удвоенными согласными.
Слова с удвоенными согласными.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед
согласным.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед
согласным. Составление ответов на вопросы к тексту.
Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту
Буквосочетания с шипящими звуками (6ч.)
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ
с другими согласными, кроме л
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч.
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт
([ш]то, наро[ш]но)
Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч .
Промежуточная стандартизированная диагностика
Правописание сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в
словах.
Проверочный диктант по теме Правописание буквосочетаний с
шипящими с грамматическим заданием.
Звонкие и глухие согласные звуки(1ч.)
Звонкие и глухие согласные звуки. (Парные и непарные) и их

обозначение буквами.

Работа над ошибками.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и
перед согласным (10ч.)
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
61.
1
на конце слова и перед согласным.
62.
1
Особенности проверочного и проверяемого слов.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
63.
1
на конце слова и перед согласным
Контрольный диктант №5
(с грамматическим заданием)по теме: Правописание слов с
64.
1
парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед
согласным
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
65.
1
на конце слова и перед согласным.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
66Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным
2
67.
на конце слова и перед согласным.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
68.
1
Развитие речи: изложение текста по вопросам.
Проверочная работа.
69.
1
Обобщение знаний об изученных правилах письма
70.
1
Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.
Разделительный мягкий знак (ь) (4ч.)
Разделительный мягкий знак (ь)
71.
1
Использование на письме разделительного мягкого знака.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
72.
1
Контрольное списывание№3
73.
1
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Проверочный диктант с грамматическим заданием (по изученным
74.
1
орфографическим темам)
Части речи (48ч.)
Части речи (2 ч)
Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые
75.
1
они отвечают, с частями речи.
76.
1
Части речи. Употребление частей речи в тексте.
Имя существительное (16ч.)
Имя существительное как часть речи (2ч.)
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в
77.
1
речи, ознакомление с имёнами существительными
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в
78.
1
речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (3ч)
Одушевлённые имена существительные.Различение имен
79.
1
существительных отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Неодушевлённые имена существительные.
80.
1
.Различение имен существительных отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?»
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
81.
1
.Различение имен существительных отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?»

82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.

93.
94.
95.

Собственные и нарицательные имена существительные (5 ч)
Умение опозновать собственные и нарицательные имена
1
существительные.
Правописание собственных имён существительных.
1
Работа над ошибками.
Заглавная буква в именах собственных.
1
Правописание собственных имён существительных.
1
Правописание собственных имён существительных.
1
Правописание собственных имён существительных.
Число имён существительных (3 ч)
Единственное и множественное число имён существительных
1
Изменение существительных по числам.
1
Изменение имён существительных по числам.
1
Число имён существительных.
Обобщение знаний об имени существительном(3ч.)
Признаки имён существительных.
1
Синтаксическая функция имени существительного.
1
Обобщение знаний об имени существительном.
Проверочный диктант
1
Обобщение знаний о признаках имен существительных
Глагол (12 ч)
Глагол как часть речи (3 ч).
1
Значение глаголов в речи.
1
Глагол. Значение глаголов в речи.
1
Глагол. Признаки глагола

96.

1

97.

1

98.

1

99.

1

100.

1

101.

1

102.

1

103.

1

104.

1

105.

1

106.

1

107.

1

Число глагола (2 ч)
Единственное и множественное число глаголов.
Изменение глагола по числам
Единственное и множественное число глаголов.
Изменение глагола по числам
Правописание частицы не с глаголом
Обобщение знаний о глаголе (2 ч)
Формирование первоначальных представлений о разборе
глагола как части речи. Морфологический разбор.
Обобщение знаний о глаголе.
Текст-повествование и роль в нем глаголов(2ч.)
Текст-повествование и роль в нем глаголов .Понятие отекстеповествовании ( первое представление.)
Проверочная работа по теме «Глагол»
Имя прилагательное (10ч.)
Имя прилагательное как часть речи.
Значение и употребление в речи.
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в
речи.
Имя прилагательное как часть речи. Значение и употребление в
речи.
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме:
Прилагательное
Единственное и множественное число имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по числам.

108.
109.
110.

1
1
1

111.

1

112.

1

113.

1

114.

1

115.

1

116.

1

117.

1

118.
119.
120.
121.
122.

1
1
1
1
1

123.

1

124.

1

Изменение имён прилагательных по числам.
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных
Т1екст-описание и роль в нем имен прилагательных.
Составление текста-описания предмета на основе личных
наблюдений
Обобщение знаний об имени прилагательном
Местоимение (4 ч)
Местоимение (личное) как часть речи. Его значение,
употребление в речи (общее представление)
Местоимение (личное) как часть речи: его значение,
употребление в речи
Текст-рассуждение
Структура текста-рассуждения.
Проверочная работа по теме: Местоимение
Предлоги (6 ч)
Роль предлогов в речи.
Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.
Правописание предлогов с именами существительными.
Правописание предлогов с именами существительными.
Правописание предлогов с именами существительными.
Проверочная работа по теме: Предлоги
Проект «В словари — за частями речи!»
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Контрольный диктант№8 за год с грамматическим заданием.
Работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Повторение изученного за год (12ч.)

125126.
127129.
130131.
132134.
135.
136.

2
3
2
3
1
1

Текст. Типы текстов.
Предложение. Нахождение членов предложения. Словарный
диктант
Слово и его лексическое значение.
Образование однокоренных слов.
Части речи
Различение звука и буквы.
Правила правописания.
Задание на лето.
Русский язык 3 класс

№

Тема

Ключевые воспитательные задачи

1

Язык и речь

2

Текст.

-создание гибкой и открытой среды
обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных
ресурсов
-инициирование и поддержка
-применение на уроке интерактивных форм

Форма
работы
Бесеседы,
обсуждение

Кол-во
часов
2

Коллектив

14

Предложения.
Словосочетание
3

Слово в языке
речи

4

Состав слова

5

Правописание
частей слова

6

Части речи

7

Повторение

работы учащихся: интеллектуальных игр
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалог
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний
-применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах,
которые учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний
-организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
у обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации,
социальной ответственности, способность
критически мыслить, оперативно и
качественно решать проблемы;
воспитывается ценностное отношение к
миру.
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний

Тематическое планирование по русскому языку
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п
1
2

Кол-во
часов
1
1

ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Схемы,
таблицы

18

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Обсуждение.
Таблицы

21

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

6

3 класс

Тема урока
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Осознание ситуации общения
Наш язык. С какой целью, с кем и где происходит общение.

14

61

3
4
5
6

1
1
1
1

7
8
9
10
11
12
13
14
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17

1
1

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34

1

35
36

1
1

37

1

38

1

39
40

1
1

41
42

1

Текст. Предложение. Словосочетание. (14 часов)
Что такое текст. Признаки текстов
Типы текстов: Описание, повествование, рассуждение, из особенности
Предложение. Различные предложения
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
побудительные
Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные
Предложения с обращением.
Нахождение главных членов предложения
Нахождение главных членов предложения
Различение простых и сложных предложений.
Различение простых и сложных предложений.
Словосочетание.
Словосочетание.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Текст.
Предложение. Словосочетание»
Слово в языке речи. (18 ч)
Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах.
Синонимы. Антонимы. Наблюдение за использованием синонимов и
антонимов.
Лексика. Омонимы.
Слово и словосочетание.
Фразеологизмы. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Знакомство с основными видами изложений. Обучающее изложение.
Части речи. Значение и употребление в речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Имя числительное.
Овладение понятием «родственные» (однокоренные) слова».
Обучающее изложение-описание.
Различие гласных и согласных звуков. Гласные звуки.
Различие гласных и согласных звуков. Согласные звуки.
Различение звонких и глухих парных звуков.
Использование на письме разделительного мягкого знака.
Контрольный диктант №1 по теме «Слово в языке и речи»
Состав слова (14 ч)
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
корня.
Состав слова. Сложные слова.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
приставки.
Представление о значении приставок.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
суффикса.
Представление о значении суффиксов.
Знакомство с основными видами сочинений. Сочинение по картине А.А.

43
44
45

1
1
1

46

1

47

1

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

60
61
62
63
64
65
66
67
68

1
1
1
1
1
1
1
1
1

69

1

70
71
72

1
1
1

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рылова «В голубом просторе»
Состав слова. Основа слова.
Состав слова. Основа слова.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.
Состав слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса.
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Состав
слова»
Правописание частей слова. (21 ч)
Нахождение в словах ударных и безударных гласных звуков.
Нахождение в словах ударных и безударных гласных звуков.
Нахождение в словах ударных и безударных гласных звуков.
Парные звонкие - глухие согласные в корне слова.
Парные звонкие - глухие согласные в корне слова.
Обучающее изложение текста- повествование с элементами описания.
Орфография. Непроизносимые согласные.
Орфография. Непроизносимые согласные.
Сочинение- описание по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме
«Правописание корней слов»
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. Отличие предлогов и приставок.
Правописание приставок и предлогов. Отличие предлогов и приставок.
Использование на письме разделительного твёрдого знака.
Использование на письме разделительного твёрдого знака
Использование на письме разделительного твёрдого и мягкого знаков
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием по теме
«Правописание частей слова»
Части речи. (61ч)
Части речи
Имя существительное. (27 ч)
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто? и
«что?»
Обучающее изложение по плану.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по числам.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Обучающее изложение по тексту.
Контрольный диктант №5с грамматическим заданием по теме «Имя
существительное».

83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97
98
99
100
101
102
103
104

1
1
1
1
1
1
1
1

105
106
107
108
109
110
111

1
1
1
1
1
1
1

112
113
114
115

1
1
1
1

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Изменение существительных по падежам.
Изменение существительных по падежам.
Обучающее изложение по плану. (с 56)
Изменение существительных по падежам. Именительный падеж.
Изменение существительных по падежам. Родительный падеж.
Изменение существительных по падежам. Дательный падеж.
Изменение существительных по падежам. Винительный падеж.
Изменение существительных по падежам. Творительный падеж.
Изменение существительных по падежам. Предложный падеж.
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Изменение существительных по падежам.
Изменение существительных по падежам.
Изменение существительных по падежам.
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме
«Правописание падежных окончаний имён существительных».
Имя прилагательное. (15 ч).
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.
Имя прилагательное. Роль прилагательных в тексте.
Текст – описание. Отзыв по картине М.А. Врубель «Царевна – Лебедь».
Изменение прилагательных по родам.
Изменение прилагательных по родам.
Изменение прилагательных по родам.
Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Имя
прилагательное».
Изменение прилагательных по числам
Изменение прилагательных по числам.
Изменение прилагательных по падежам.
Изменение прилагательных по падежам.
Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.
Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.
Создание собственных текстов по предложенным темам по картине В.А.
Серова «Девочка с персиками».
Местоимение (4 ч).
Личные местоимения, значение и употребление в речи
Личные местоимения. Изменения по родам
Личные местоимения. Изменения по родам
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов
Глагол (14 часов)
Глагол. Значение и употребление в речи
Глагол. Значение и употребление в речи
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по числам и временам
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. (с 105)
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
Частица не, её значение

128
129

1
1

130
131
132
133
135
136

1
1
1
1
1
1

Комплексная работа над структурой теста
Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием по теме «Глагол»
Повторение (6 часов)
Части речи
Части речи. Имя существительное
Части речи. Имя Прилагательное
Части речи. Глагол
Годовой контрольный диктант №9 с грамматическим заданием
Анализ контрольного диктанта
Русский язык 4 класс

№

Тема

Ключевые воспитательные задачи

1

Повторение

установление доверительных отношений
между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

2

Предложение

3

Части речи

4

Повторение

-применение на уроке интерактивных форм
работы учащихся: интеллектуальных игр
стимулирующих познавательную
мотивацию школьников; дискуссий, которые
дают учащимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалог
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний
организация шефства мотивированных и
эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
у обучающихся развиваются навыки
сотрудничества, коммуникации
-занимательные уроки и пятиминутки,
урок – путешествие
-включение в урок игровых процедур,
которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний

Форма
работы
Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная

Кол-во
часов
16

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Обсуждение.
Игра,
путешествие

17

Коллектив
ная,
Групповая,
комбиниро
ванная
Таблицы

90

Коллектив
ная,
групповая
Игра,
путешествие.

14

Тематическое планирование по русскому языку
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п Кол-во
часов

1
2
3.
4.
5.
6

1
1
1
1
1
1

7.
8.

1
1

9.
10.

1
1

11.
12.

1
1

13.
14.
15.

1
1
1

16.

1

17.
18.

1
1

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34.

1

4 класс

Тема урока
1 четверть – 36 часов
Повторение (10 часов)
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.
Язык и речь. Формулы вежливости.
Текст и его план.
Обучающее изложение.
Анализ изложения. Типы текста.
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и
по интонации.
Входная диагностическая работа
Диалог. Обращение.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Контрольный диктант по теме «Повторение»
Анализ диагностической работы и диктанта. Словосочетание.
Однородные члены предложения (общее понятие)
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
Наши проекты.
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в
составе сложного.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Предложение 6 ч
Анализ контрольного диктанта. Слово и его лексическое значение.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные
слова. Устаревшие слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание приставок и суффиксов.
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
Обучающее изложение.
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки части речи.
Склонение имён существительных и имён прилагательных.
Имя числительное. Глагол.
Наречие как часть речи.
Правописание наречий.
Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Имя существительное (31 час)
Распознавание падежей имён существительных.

35.

1

36.

1

37.

1

38.

1

39.
40.
41.
42
43.
44.
45.

1
1
1
1
1
1
1

46.
47.
48.
49.

1
1
1
1

50.
51.
52.

1
1
1

53.
54.

1
1

55.
56.

1
1

57.
58.
59.

1
1
1

60.
61.

1
1

62.
63.

1
1

64.

1

65.
66.
67.
68.

1
1
1
1

69.

1

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного
падежей неодушевлённых имён существительных.
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и
предложном падежах.
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые
имена существительные
Три склонения имён существительных.
1-е склонение имён существительных.
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Анализ сочинения. 2-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения.
3-е склонение имён существительных
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения.
Обучающее изложение.
Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных
1-го, 2-го, 3-го склонения единственного числа. Способы проверки
безударных падежных окончаний имен существительных.
Именительный и винительный падежи.
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в
родительном и дательном падежах.
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех
падежах.
Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в единственном числе».
Диагностическая работа за I полугодие.
Анализ диагностической работы, сочинения и диктанта.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Именительный падеж имён существительных множественного числа.
Родительный падеж имён существительных множественного числа.
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных
множественного числа.
Обучающее изложение.
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и множественном числе.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ диктанта. Наши проекты.
Имя прилагательное (25 час)
Имя прилагательное как часть речи.
3 четверть – 40 часов
Род и число имён прилагательных.
Описание игрушки.
Склонение имён прилагательных.
Сочинение на тему Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика
Морозов»
Анализ сочинения. Склонение имён прилагательных мужского и среднего
рода в единственном числе

70.

1

71.

1

72.
73.

1
1

74.
75.
76.
77.

1
1
1
1

78.
79.
80.

1
1
1

81.
82.

1
1

83.

1

84.

1

85.
86.
87.
88.

1
1
1
1

89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

1
1
1
1
1
1
1

96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

105.
106.
107.
108.

1
1
1
1

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
именительном и родительном падежах.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
дательном падеже
Именительный, винительный, родительный падежи.
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в
творительном и предложном падежах.
Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты.
Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода.
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён
прилагательных женского рода
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода
Изложение описательного текста.
Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном
числе.
Сочинение – отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»
Анализ сочинения. Именительный и винительный падежи имён
прилагательных множественного числа
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного
числа
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного
числа.
Обобщение по теме по теме «Имя прилагательное».
Сочинение – отзыв по картине к И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Анализ сочинения и диктанта. Повторение.
Местоимение (7 часов)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.
Изменение личных местоимений по падежам.
Изложение повествовательного текста с элементами описания
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Анализ диктанта. Повторение.
Глагол ( 27часа)
Роль глаголов в языке
Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола.
Изменение глаголов по временам
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Анализ изложения. Спряжение глаголов.
Спряжение глаголов.
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
4 четверть – 32 часа
Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени.
Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени.
Наши проекты.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени

109.

1

110.

1

111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.

1
1
1
1
1
1
1

130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

1
1
1
1
1
1
1

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в
будущем времени
Возвратные глаголы.
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Изложение повествовательного текста по вопросам.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Анализ изложения и диктанта. Повторение.
Обобщение по теме «Глагол»
Обобщение по теме «Глагол»
Изложение повествовательного текста.
Проверка знаний по теме «Глагол»
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.
Повторение (14 часов)
Язык. Речь. Текст.
Предложение и словосочетание
Предложение и словосочетание
Лексическое значение слова
Сочинение на тему Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь».
Итоговая диагностическая работа
Анализ диагностической работы и сочинения.
Состав слова.
Части речи
Изложение повествовательного текста по цитатному плану.
Анализ изложения. Части речи.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ диктанта. Повторение.
Звуки и буквы.
Игра «По галактике Части Речи»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».