Обществознание 6-9кл РП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию ориентирована на учащихся 6-9 классов и разработана
на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от
08.04.2015 № 1/15);
3. Программа по обществознанию для 5 - 9 классов Л. Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие
программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение,
2014
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение, 2017
Обществознание 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение, 2018
Обществознание 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение, 2014
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М:
Просвещение, 2014.
Программой отводится на изучение обществознания 135 часов, которые распределены по
классам следующим образом:
6 класс – 34 часа в год (1 час в неделю);
7 класс – 34 часа в год (1 час в неделю);
8 класс – 34 часа в год (1 час в неделю);
9 класс – 33 часа в год (1 час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его
природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового
возраста;
в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды
деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
приводить примеры основных видов деятельности человека;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к
различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать
опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
использовать
элементы
причинно-следственного
анализа
при
характеристике
межличностных конфликтов;
моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в
жизни человека;
распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать
социальные явления с позиций общественного прогресса;
различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать
причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные
направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы
Выпускник научится:
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;
критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из
разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего
поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
характеризовать специфику норм права;
сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;
описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о
явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных
условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях
массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные
социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные
критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных
конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении
нашего государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные
выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:
аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение
России в мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей,
выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
правонарушения, проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад
в их становление и развитие;
осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
Выпускник научится:
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы,
сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических
системах;
характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие
рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру
бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие
экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов
экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать
полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели
поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.
Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и
потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие
деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и
самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе.
Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные
конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие
общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы
обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные
принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни
человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть.
Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные
признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности
социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его
значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация.
Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни
общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние
искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли
членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация.
Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное
государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в
политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения,
их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное
самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы
их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской
Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство

Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы.
Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах
человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой
деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности
административно-правовых
отношений.
Административные
правонарушения.
Виды
административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды
преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового
статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования
труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное
гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия.
Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические
функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники
доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Ключевые воспитательные задачи, 6 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

1.

Человек
измерении

2.

Человек среди людей

10

3.

Нравственные основы жизни

6

4.

Финансовая грамотность

2

5

Обобщение, систематизация и
контроль знаний по теме
«Человек и общество»

4

№

в

Количество
часов
социальном
12

1
2

Количество
часов
1
1

3-4

2

5
6

1
1

7

1

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

Формы работы
занимательные уроки,
урок - деловая игра,
урок – путешествие,
урок мастер-класс,
урок-исследование
конкурсы рисунков

Тема урока
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Личность. Социальные параметры личности.
Индивидуальность. Качества сильной личности.
Познание мира и самого себя. Самопознание. Самосознание
и самооценка. Способности человека.
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Деятельность человека, ее основные виды (труд, игра,
учение. ). Мотивы деятельности.
Связь между деятельностью и формированием личности.
Знания и умения как условие успешной деятельности.
Учимся правильно организовывать свою деятельность.
Необходимость непрерывного образования в современных
условиях. Практикум.
Потребности человек - биологические, социальные,
духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с
ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Духовный мир. Мысли и чувства. Явления духовной
культуры. Поиск социальной информации о достижениях и
проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема
выбора профессии. Важность взаимопонимания и
взаимопомощи.
Контрольная работа по теме "Человек в социальном

13

1

14

1

15

1

16
17

1
1

18

1

19

1

20
21
22
23

1
1
1
1

24

1

25

1

26

1

27

1

28
29

1
1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

измерении".
Межличностные отношения. Человек и его ближайшее
окружение. Роль чувств в отношениях между людьми.
Сотрудничество и соперничество. Солидарность,
лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Учимся взаимодействовать с окружающими. Практические
задания по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов.
Человек в группе. Социальные группы. Человек в малой
группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры.
Групповые нормы.
Учимся совместно делать полезные дела. Практикум.
Общение – форма отношения человека к окружающему
миру. Цели, стили, средства общения. Особенности
общения со сверстниками, старшими и младшими.
Учимся общаться. Практикум. Отношение к различным
способам разрешения семейных конфликтов.
Конфликты в межличностных отношениях. Причины их
возникновения и пути разрешения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить
обиду и установить контакт.
Учимся вести себя в конфликтной ситуации. Практикум.
Обобщение и повторение по теме "Человек среди людей".
Контрольная работа по теме "Человек среди людей".
Человек славен добрыми делам. Доброе – значит хорошее.
Мораль. Золотое правило морали.
Учимся делать добро. Практикум. Духовные ценности
российского народа и собственное отношение к ним.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление
страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Опасность
международного терроризма.
Учимся побеждать страх. Практикум. Выбор в
предлагаемых модельных ситуациях и осуществление на
практике экологически рационального поведения.
Человек и человечность. Гуманизм – уважение и любовь к
людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Контрольная работа по теме "Нравственные основы жизни".
Урок финансовой грамотности. Способы разумного
взаимодействия семьи с различными финансовыми
институтами.
Урок финансовой грамотности "С деньгами на Ты или зачем
быть финансово грамотным".
Обобщение и систематизация знаний по основным разделам
курса. Итоговая контрольная работа.
Формирование компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
Проект «Идеальный человек», «Человек и общество –
формирование толерантности».
Конференция "Человек и общество". Формирование
навыков анализа. Способы воспитания морально-волевых
качеств личности.

Ключевые воспитательные задачи, 7 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1.

Регулирование
людей в обществе

поведения

14

2.

Человек в
отношениях

экономических

12

3.

Человек и природа

5

4.

Обобщение, систематизация и
контроль знаний

2

Формы работы

урок - деловая игра,
урок – путешествие,
урок-исследование
конкурсы рисунков

Тематическое планирование
№
1

Количество
часов
1

2

1

3

1

4

1

5

1

6-7

2

Тема урока
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие.
Роль социальных норм как регуляторов общественной
жизни и поведения человека. Определение собственного
отношения к нравственным ценностям.
Социальные нормы и правила общения. Общественные
нравы. Традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие
манеры.
Практикум "Учимся общаться в Интернете". Поиск
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Практикум "Учимся пользоваться своими правами". Поиск
способов решения проблем творческого и поискового
характера. Использование приемов работы с информацией
(из материалов учебника, интернета и т. д.).
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14
15

1
1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

в обществе. Закон и справедливость.
Практикум "Учимся читать и уважать закон". Создание
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия.
Военная служба. Важность подготовки к исполнению
воинского долга.
Дисциплина - необходимое условие существования
общества и человека. Общеобязательная и специальная
дисциплина. Внешняя и внутренняя. Дисциплина, воля и
самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон
смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное
поведение. Преступления и проступки.
Практикум "Ответственность несовершеннолетних". Поиск
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Правоохранительные органы РФ. Судебные органы РФ.
Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Контрольная работа по теме "Человек и закон".
Экономика как основа общественной жизни Натуральное и
товарное хозяйство. Потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и
малоквалифицированный труд. Слагаемые
профессионального успеха. Зарплата и стимулирование
труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Практикум "Учимся секретам профессионального
мастерства". Поиск способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Производство, производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность труда. Роль разделения
труда в развитии производства. Новые технологии и их
возможности. Издержки производства. Выручка и прибыль.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии
экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в
предпринимательской деятельности. Этика
предпринимателя.
Практикум "Учимся создавать свой бизнес". Поиск
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Обмен. Товары и услуги, стоимость, цена товара. Условия
выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в
современной экономике.
Практикум "Учимся быть думающими покупателями".
Поиск способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости.
Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное
подсобное хозяйство. Бюджет семьи. Источники доходов
семьи. Обязательные и производные расходы. Принципы
рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное

25
26

1
1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33
34

1
1

потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги.
Контрольная работа по теме "Человек и экономика".
Практикум "Учимся вести домашнее хозяйство". Поиск
способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Человек - часть природы. Значение природных ресурсов как
основы жизни и деятельности человечества. Проблема
загрязнения окружающей среды.
Охрана природы. Цена безответственного отношения к
природе. Главные правила экологической морали.
Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды.
Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум "Операция "Зеленая планета". Поиск способов
решения проблем творческого и поискового характера.
Обобщение и контроль. Самостоятельная работа по теме
"Человек и природа".
Повторение и обобщение за курс 7 класса. Рынок труда.
Какими должны быть современный работник и
потребитель. Выбор профессии.
Итоговая контрольная работа
Итоговое повторение основных разделов курса
"обществознание" 7 класса.

Ключевые воспитательные задачи, 8 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

Количество
часов
7

1.

Личность и общество

2.

Сфера духовной культуры

8

3.

Социальная сфера

5

4.

Экономика

13

5.

Итоговое повторение

1

Формы работы
урок - деловая игра,
урок – путешествие,
урок мастер-класс,
урок-исследование

Тематическое планирование
№
1
2

3
4

5

6

7
8

9

10

11

12

13

14

15
16
17

Количество
Тема урока
часов
1
Человек и его жизнь в обществе.
1
Человек, общество, природа. Что такое природа. Биосфера
и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей
природной среды.
1
Место человека в мире природы. Человек и Вселенная.
Человек – звено в цепи эволюции или вершина пирамиды?
1
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные
сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Общественные отношения.
1
Развитие общества. Социальные изменения и их формы.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на
нашу жизнь. Человечество в 21 в., тенденции развития,
основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы
современности.
1
Личность. Как стать личностью. Социальные параметры
личности. Индивидуальность человека. Качества сильной
личности. Социализация индивида. Мировоззрение.
Жизненные ценности и ориентиры.
1
Контрольная работа по теме "Личность и общество".
1
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура
личности и общества. Диалог культур как черта
современного мира. Тенденции развития духовной
культуры в современной России.
1
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм.
Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные
понятия этики. Критерии морального поведения.
1
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная
ответственность. Долг общественный и долг моральный.
Совесть — внутренний контроль человека.
1
Моральный выбор - это ответственность. Свобода и
ответственность. Моральные знания и практическое
поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
1
Образование. Значимость образования в условиях
информационного общества. Непрерывность образования.
Самообразование.
1
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли
научных исследований в современном мире.
1
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в
культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные
организации и объединения, их роль в жизни общества.
Свобода совести.
1
Контрольная работа по теме "Сфера духовной культуры".
1
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы.
Межнациональные отношения.
1
Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе.

18

1

19

1

20
21

1
1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31
32
33

1
1
1

34

1

Отношение к историческому прошлому, традициям,
обычаям народа. Взаимодействие людей в
многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизнь.
Контрольная работа по теме "Социальная сфера".
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и
ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.
Свободные и экономические блага. Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Основные вопросы
экономики: что, как и для кого производить. Функции
экономической системы. Типы экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы
собственности. Защита прав собственности.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм
регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное
равновесие.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и
услуги. Факторы производства. Разделение труда и
специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные
организационно-правовые формы. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые
гражданами.
Распределение доходов. Распределение. Неравенство
доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры
социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный
уровень. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Экономические основы защиты прав потребителя.
Инфляция и семейная экономика. Реальные и номинальные
доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые
гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский
кредит.
Контрольная работа по теме «Экономика».
Анализ контрольной работы.
Урок финансовой грамотности "Личный финансовый план инструмент достижения цели".
Итоговое повторение основных разделов курса
"обществознание" 8 класс.

Ключевые воспитательные задачи, 9 класс
•
установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

•
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных проектов, которые помогают приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией.
№ п/п

Название раздела

Количество
часов

1.

Политика

11

2.

Гражданин и государство

9

3.

Основы
российского
законодательства

11

4.

Обобщение, систематизация и
контроль знаний

2

Формы работы

урок - деловая игра,
урок -путешествие,
урок-исследование

Тематическое планирование
№
1

Количество
часов
1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

Тема урока
Повторение изученного в 8 классе. Формирование
умений самостоятельно определять цели обучения,
ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Значение гражданской активности и патриотической
позиции в укреплении нашего государства.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Основные направления политики. СМИ, их влияние на
политическую жизнь общества
Государство, его отличительные признаки.
Государственный суверенитет. Внутренние и внешние
функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм.
Демократические ценности. Развитие демократии в
современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия
становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути
становления гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в
выборах. Отличительные черты выборов в
демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ.

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17-18

2

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Политические партии и движения в
РФ. Участие партий в выборах.
Обобщение по теме "Политика и социальное
управление". Характеристика различных форм участия
граждан в политической жизни.
Контрольная работа по теме "Политика и социальное
управление".
Право и его роль в жизни общества и государства.
Понятие нормы права. Нормативно-правовые акты. Виды
НПА. Системы законодательства.
Понятие правонарушений. Виды и признаки
правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ.
Адвокатура. Нотариат.
Этапы развития Конституции. Закон высшей
юридической силы. Главные задачи Конституции.
Конституционный строй. Основы государства. Основы
статуса человека и гражданина. Основные принципы
конституционного строя.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая
декларация прав человека. Воздействие международных
документов по правам человека на утверждение прав и
свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребенка и их защита. Механизм реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Контрольная работа по теме "Права и свободы человека и
гражданина".
Сущность гражданского права. Особенность гражданских
правоотношений. Виды договоров. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних. Защита прав
потребителей.
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право
на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность
работника и работодателя. Особенности положения
несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Кодекс об
административных правонарушениях. Виды
административных наказаний.
Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ.
Сущность и особенности семейных правоотношений.
Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и
детей.
Основные понятия и институты уголовного права.
Понятие преступления. Пределы допустимой
самообороны.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Специфика уголовной ответственности
несовершеннолетних. Особенности уголовной

27

1

28

1

29

1

30

1

31
32

1
1

33

1

ответственности и наказания несовершеннолетних.
Социальная политика государства. Право на жилище.
Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной
закона.
Международное гуманитарное право. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право
на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита
гражданского населения в период вооруженных
конфликтов.
Система российского законодательства. Правовое
регулирование в сфере образования. Законодательство в
сфере образования. Получение образования – право и
обязанность.
Обобщение по теме "Право". Анализ социально значимой
информации.
Контрольная работа по теме "Право"
Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по
курсу обществознания за 9 класс.
Социальная активность обучающихся в рамках
деятельности советов обучающихся, их участие в
деятельности детских и молодежных организаций,
волонтерских программах и проектах.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».