Я и общество 7 класс 2023-2024

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация Белоярского городского округа
МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа»
МБОУ «Большебрусянская СОШ №7»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

МО
учителей
гуманитарного цикла

Директор
Глушкова В.В.

Руководитель МО

.

Федорова Н.В.

Приказ № 156 – д
от «28» августа 2023 г.

Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
«Я и общество»
7 КЛАСС

с. Большебрусянское 2023 г.

Пояснительная записка
Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла и использует
возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии,
экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде
всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в
обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала,
но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и
готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в
преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель
преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности
учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового
государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции
России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих
подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Я и общество» и
создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей,
информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Отсюда,
ожидаемые результаты:
•
Развитие качеств личности;
•
Активное участие обучающихся в общественной жизни;
•
Участие в реализации социальных проектов;
•
Развитие умения поиска информации в большом объеме данных;
•
Толерантное отношение к оппоненту;
•
Способность
противостоять
манипулированию,
способность
формулировать,
обосновывать, отстаивать свою позицию;
•
Знание и использование правовых механизмов
Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные
результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт
познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной
общественнополитической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт
проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
По учебному плану МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» - 34 ч.
Освоение программы курса «Я и общество» способствует достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов, а именно:
личностные результаты
•
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

•

•

•

•

•

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе личностного
и профессионального самоопределения с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к
труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в
жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).

Метапредметные результаты
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

•
•

•
•

•
•
•
•

•
•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные средства (модели, схемы) для представления существенных связей
и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
осуществлять смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.

В результате изучения курса «Я и общество» на уровне основного общего образования
ученик на расширенном уровне научится:
Общество
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
Социальные нормы
•
раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения
человека;
•
различать отдельные виды социальных норм;
•
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления
этих качеств из истории и жизни современного общества;
Сфера духовной культуры
•
описывать явления духовной культуры;
Социальная сфера
•
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
•
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
•
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

Гражданин и государство
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы
государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан,
гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Основы российского законодательства
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
Экономика
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
В контексте освоения конкретного учебного материала обучающийся научится:
• Объяснять значения понятий: социальные нормы, привычка, обычай, обряд, церемония,
этикет, манеры, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные
права, обязанности, закон, свобода, порядок, справедливость, армия, священный долг,
патриотизм, гражданственность.
• Характеризовать социальные нормы.
• Объяснять, почему за нарушение разных социальных норм следуют социальные санкции.
• Анализировать свое поведение с точки зрения социальных норм и правил, принятых в
различных сообществах; освоить этикет — правила поведения в Интернете.
• Применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей. Анализировать и
конкретизировать данные, соотносить их с собственными знаниями.
• Систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблиц и
схем.
• Объяснять, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.
• Объяснять значения понятий: экономика, натуральное хозяйство, производство, обмен,
квалификация,
высококвалифицированный
и
малоквалифицированный
труд,
производительность труда, затраты производства, разделение труда, торговля, реклама,
эквивалент, доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйств.
• Определять роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей общества;
определять достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и
товарное хозяйство).
• Применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей.
• Давать оценку экономическим явлениям; выявлять специфику и взаимосвязь основных сфер
экономической жизни. Характеризовать основных участников экономики и их
деятельность.
• Систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде схемы.
• Определять причины появления обмена в жизни человечества. Объяснять, как обмен решает
задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена.

В результате изучения курса «Я и общество» ученик получит возможность научится:
Общество
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах
общественной жизни;
Социальные нормы
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных
устоев на развитие общества и человека;
Сфера духовной культуры
•
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
•
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
Гражданин и государство
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского
законодательства
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,
основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Экономика
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Воспитательные задачи
Воспитательные задачи определяются спецификой такого важного мировоззренческого
предмета, как «Обществознание». Одной из главных задач школьного курса «Обществознание»
является формирование гражданской общероссийской идентичности. С этим связана
воспитательная задача повышения гражданской активности, осознания и реализации прав и
обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания.
Не менее важно в ходе изучения курса решение такой государственной задачи, как воспитание
патриотизма. Патриотическая основа обществоведческого образования имеет цель воспитать у
молодого поколения гордость за свою страну. Патриотическое воспитание осуществляется через
демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения. Также в течении всего курса
решаются такие воспитательные задачи: воспитание через личностное «проживание» проблем,
представленных в материале урока, формирование навыка публичного выступления перед
аудиторией, формирование умения аргументировать и отстаивать своею точку зрения.
формирование навыка уважительного отношения к чужим идеям

Содержание курса
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы,
традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Этнос и нация. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство.
Политическая сфера жизни общества
Государство, его существенные признаки.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной
закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Органы государственной власти и управления в Российской
Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные
документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.
Экономика
Понятие экономики. Товары и услуги. Производство - основа экономики. Обмен.
Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы.

№
1 Общество

Тематическое планирование
Раздел
Количество часов
1

2

Социальные нормы

3

3
4

Сфера духовной культуры
Социальная сфера жизни общества

3
4

5

Политическая сфера жизни общества

2

6

Гражданин и государство

6

7

Основы российского законодательства

2

8

Экономика

13
Всего

34

•
•
•

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
УМК по обществознанию
Обществознание.Реализация ФГОС основного общего образовани: методическое пособие
для учителей/Е.К.Калуцкая, О.А. Французова- М: ФГБНУ «Институт развития образования
РАО», -2022.-138 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».