Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей гуманитарного цикла Директор Глушкова В.В. Руководитель МО . Федорова Н.В. Приказ № 156 – д от «28» августа 2023 г. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Я и общество» 7 КЛАСС с. Большебрусянское 2023 г. Пояснительная записка Обществознание относится к предметам социально-гуманитарного цикла и использует возможность интеграции знаний из различных наук (социологии, философии, психологии, экономики, культурологии, политологии, права и др.), проведения межпредметных связей (прежде всего со школьными предметами гуманитарного цикла) с целью подготовить учащихся к жизни в обществе. Особое внимание на уроках уделяется не только теоретическому усвоению материала, но и широкому привлечению социального опыта учащихся, осмыслению изученного материала и готовности к его практическому применению уже сейчас, в настоящем времени. Одновременно в преподавании курса активно используются проблемные задания, ситуация выбора. Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков, а также системе гимназического образования. Общая задача курса «Я и общество» и создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности. Отсюда, ожидаемые результаты: • Развитие качеств личности; • Активное участие обучающихся в общественной жизни; • Участие в реализации социальных проектов; • Развитие умения поиска информации в большом объеме данных; • Толерантное отношение к оппоненту; • Способность противостоять манипулированию, способность формулировать, обосновывать, отстаивать свою позицию; • Знание и использование правовых механизмов Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные результаты, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с современной общественнополитической информацией; решение познавательных и практических задач, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. По учебному плану МБОУ «Большебрусянская СОШ №7» - 34 ч. Освоение программы курса «Я и общество» способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, а именно: личностные результаты • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. • • • • • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе личностного и профессионального самоопределения с учетом устойчивых познавательных интересов. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). Метапредметные результаты • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; • • • • • • • • • • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные средства (модели, схемы) для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; осуществлять смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. В результате изучения курса «Я и общество» на уровне основного общего образования ученик на расширенном уровне научится: Общество • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; Социальные нормы • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; Сфера духовной культуры • описывать явления духовной культуры; Социальная сфера • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; • характеризовать межнациональные отношения в современном мире; Гражданин и государство • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; • характеризовать конституционные обязанности гражданина. Основы российского законодательства • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; Экономика • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. В контексте освоения конкретного учебного материала обучающийся научится: • Объяснять значения понятий: социальные нормы, привычка, обычай, обряд, церемония, этикет, манеры, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права, обязанности, закон, свобода, порядок, справедливость, армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. • Характеризовать социальные нормы. • Объяснять, почему за нарушение разных социальных норм следуют социальные санкции. • Анализировать свое поведение с точки зрения социальных норм и правил, принятых в различных сообществах; освоить этикет — правила поведения в Интернете. • Применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей. Анализировать и конкретизировать данные, соотносить их с собственными знаниями. • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблиц и схем. • Объяснять, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. • Объяснять значения понятий: экономика, натуральное хозяйство, производство, обмен, квалификация, высококвалифицированный и малоквалифицированный труд, производительность труда, затраты производства, разделение труда, торговля, реклама, эквивалент, доход семьи, семейный бюджет, домашнее хозяйств. • Определять роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей общества; определять достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство). • Применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей. • Давать оценку экономическим явлениям; выявлять специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни. Характеризовать основных участников экономики и их деятельность. • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде схемы. • Определять причины появления обмена в жизни человечества. Объяснять, как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена. В результате изучения курса «Я и общество» ученик получит возможность научится: Общество • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; Социальные нормы • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; Сфера духовной культуры • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; Гражданин и государство • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. Воспитательные задачи Воспитательные задачи определяются спецификой такого важного мировоззренческого предмета, как «Обществознание». Одной из главных задач школьного курса «Обществознание» является формирование гражданской общероссийской идентичности. С этим связана воспитательная задача повышения гражданской активности, осознания и реализации прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. Не менее важно в ходе изучения курса решение такой государственной задачи, как воспитание патриотизма. Патриотическая основа обществоведческого образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну. Патриотическое воспитание осуществляется через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения. Также в течении всего курса решаются такие воспитательные задачи: воспитание через личностное «проживание» проблем, представленных в материале урока, формирование навыка публичного выступления перед аудиторией, формирование умения аргументировать и отстаивать своею точку зрения. формирование навыка уважительного отношения к чужим идеям Содержание курса Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Этнос и нация. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Политическая сфера жизни общества Государство, его существенные признаки. Гражданин и государство Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Экономика Понятие экономики. Товары и услуги. Производство - основа экономики. Обмен. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. № 1 Общество Тематическое планирование Раздел Количество часов 1 2 Социальные нормы 3 3 4 Сфера духовной культуры Социальная сфера жизни общества 3 4 5 Политическая сфера жизни общества 2 6 Гражданин и государство 6 7 Основы российского законодательства 2 8 Экономика 13 Всего 34 • • • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» УМК по обществознанию Обществознание.Реализация ФГОС основного общего образовани: методическое пособие для учителей/Е.К.Калуцкая, О.А. Французова- М: ФГБНУ «Институт развития образования РАО», -2022.-138 с.