МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Администрация Белоярского городского округа МКУ БГО «Управление образования Белоярского городского округа» МБОУ "Большебрусянская СОШ № 7" УТВЕРЖДЕНО Директор школы В.В.Глушкова Приказ № 156-д «28 » августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивные игры» для 5-9 классов основного общего образования с. Большебрусянское Пояснительная записка При составлении данной программы были использованы следующие нормативно-правовые и методические документы: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….» р. «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями); • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»; • Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор – М., 2010. Программа внеурочной деятельности по направлению деятельность по учебным предметам образовательной программы «Спортивные игры» в 5-9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания. Рабочая программа внеурочной деятельности « Спортивные игры» составлена на основе примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год), программы внеурочной деятельности «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол», авт. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, Москва, Просвещение, 2013 г. Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Цель программы внеурочной деятельности «Спортивные игры»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся; - популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха; - формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми; - обучение технике и тактике спортивных игр; - развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); - формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; - воспитание моральных и волевых качеств. Программа внеурочной деятельности по направлению деятельность по учебным предметам образовательной программы «Спортивные игры» предназначена для обучающихся 5-9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом из 5-9 классов Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной деятельностью), накоплению необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижении личностно-значимых результатов в физическом совершенстве. Результаты обучения: Знать/ понимать: - роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; - основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; - способы закаливания организма и основные приёмы самомассажа. Уметь: - составлять и выполнять комплексы упражнений и корригирующей гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма; - выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр; - выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств (лечебной) физической культуры с учётом состояния и физической подготовленности; - осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режима физической нагрузки; - соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов; - осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта; - проведение самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; - включение занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса, в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся. Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным для учебного курса на уровне основного общего образования являются: В области познавательной культуры: - понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; - понимание средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: - бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; - уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; - ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: - добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; - рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; - поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности. В области эстетической культуры: - восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; - восприятие спортивного соревнования как культурно – массового зрелищного мероприятия, проявления адекватных норм поведения, неантагонестических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; - владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; - владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника. В области физической культуры: - владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой и содержательного наполнения; - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений низ базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; - владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса. Опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий. Результаты проявляются в разных областях культуры: В области познавательной культуры: - знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; - знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; - знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактики вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: - способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; - умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; - способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: - способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объёме; - способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально прикладной и физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; - способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями; В области коммуникативной культуры: - способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; -- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения; - способности осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: - способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; - способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития двигательной активности учащихся, развития скоростно-силовых и координационных способностей учащихся. Содержание курса внеурочной деятельности «Спортивные игры» с указанием форм организации и видов деятельности Материал рабочей программы даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игр. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития спортивных игр, правила соревнований. В разделе «Общая и физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приёмам игры. В конце обучения, учащиеся должны знать правила игр и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Методы и формы обучения: Большие возможности для учебно–воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия строятся так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно– тренировочных занятий по 1 часу в неделю. Теорию проходят в процессе учебно–тренировочных занятий. Для повышения интереса занимающихся к занятиям спортивными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: - метод упражнений; - игровой; - соревновательный; - круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяется после того, как у учащихся сформировались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учётом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальные; фронтальные; групповые; поточные. 5 класс Основы знаний История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила мини – баскетбола. История возникновения волейбола. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в баскетбол: Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. Ведение мяча правой, левой рукой. Ведение мяча с разной высоты отскока. Ведение с пассивным сопротивлением защитника. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Ловля и передача мяча в тройках в движении. Передача одной рукой от плеча, двумя-от груди, с отскоком от пола. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. Бросок мяча после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1х1. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение(5:0) без смены мест. Позиционное нападение(5:0) без смены мест. Нападение быстрым прорывом (1:0). Нападение быстрым прорывом (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1:1). Двухсторонняя игра по упрощенным правилам. Игра по правилам. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в волейбол Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. Приём и передача мяча двумя руками снизу. Верхняя прямая подача. Приём и передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча в прыжке. Игра по упрощённым правилам. Прямой нападающий удар. Групповые и тактические действия. Групповые и тактические действия. Подача мяча. Приём мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону. Верхняя подача мяча. Передача мяча в прыжке. Игра по упрощённым правилам. Игра по правилам. Игра по правилам. Общефизическая подготовка Упражнения для развития физических способностей: Скоростных, силовых, выносливости. Упражнения для развития физических способностей: Координационных, скоростно силовых. Упражнения для развития физических способностей: Координационных, скоростно - силовых. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание. Кувырки вперёд, назад, в стороны. Стойка на голове, стойка на руках. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Пробегание отрезков 40, 60м. Кросс 500- 2000м. Опорные и простые прыжки с мостика. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении. Соревнования: Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок. Игра в баскетбол. Разбор ошибок. Игра в волейбол. Разбор ошибок. 6 класс Основы знаний. Жесты судей игры в баскетбол. Правила игры в волейбол. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в баскетбол Повороты без мяча и с мячом. Совершенствование стойки игрока. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Скрытые передачи. Передача со сменой мест в движении. Передача мяча с активным и пассивным сопротивлением защитника. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения. Перехват мяча. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия(1:1; 1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Защитные действия(1:1; 1:2). Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Позиционное нападение 5:0 со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях. Игра в баскетбол. Игра в баскетбол. Игра в баскетбол. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в волейбол Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Нижняя прямая, боковая подачи на точность. Стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Перемещение приставными шагами спиной вперёд. Приём мяча сверху двумя руками. Приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,2. Чередование способов подач на точность. В ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку. Выбор места для выполнения второй передачи в зонах 3,2 для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2). Выбор способа отбивания мяча через сетку передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке). Выбор способа отбивания мяча через сетку передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке). Игра по правилам. Игра по правилам. Игра по правилам. Общефизическая подготовка Бег с ускорением до 20 м. Бег с остановками и с резким изменением направления движения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Челночный бег на 5 и 10м.Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперёд, а обратно- спиной. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий. Прыжки со скакалкой. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке. Соревнования Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок. Игра в баскетбол. Разбор ошибок. Игра в волейбол. Разбор ошибок. 7 класс Основы знаний Правила игры. Жесты судей. Участие в судействе соревнований. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в баскетбол Совершенствование поворотов без мяча и с мячом. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока, с изменением направления, с активным сопротивлением противника. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Ловля высоко летящих мячей. Ловля после отскока от щита. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с активным сопротивлением защитника. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок одной рукой со средней и дальней дистанции в прыжке. Штрафной бросок. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Нападение быстрым прорывом (1:0; 2:1). Взаимодействие двух игроков. Взаимодействие двух игроков в защите и нападении через заслон. Позиционная игра против зонной защиты. Двусторонняяя игра. Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Борьба за отскок от щита. Игра по правилам. Игра по правилам. Игра по правилам. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в волейбол Состав команды. Расстановка и переход игроков. Начало игры и подачи. Удары по мячу. Игра двоих. Переход средней линии. Сочетани6е способов перемещений и стоек с техническими приёмами. Передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара. Передача сверху двумя руками к сетке, стоя спиной по направлению. Передача сверху двумя руками в прыжке вперёд-вверх. Подача мяча верхняя прямая. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. Падения и перекаты после падения. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Выбор места для выполнения второй передачи в зоне 2, стоя спиной по направлению для выполнения подачи верхней прямой. Игра по правилам. Игра по правилам. Игра по правилам. Общефизическая подготовка Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Упражнения с набивными мячами. Броски двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Прыжки через скакалку с разной амплитудой. Упражнения с предметами. Соревнования Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок. Игра в баскетбол. Разбор ошибок. Игра в волейбол. Разбор ошибок. 8 класс Основы знаний Судейство. Совершенствование правил игры. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в баскетбол Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ловля высоколетящих мячей. Ловля мяча после отскока от щита. Скрытые передачи. Передача мяча со сменой мест в движении. Бросок после остановки. Штрафной бросок. Добивание мяча после отскока от щита. Бросок полукрюком, крюком. Позиционная игра против зонной защиты. Позиционная игра против зонной защиты. Защитные действия против игрока с мячом и без мяча. Игра по правилам(4ч). Специальная подготовка техническая и тактическая игры в волейбол Обязанности судей. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами. Нападающий удар. Блокирование. Приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и с последующим падением и перекатом на бедро и спину. Чередование способов подач. Вторая передача из зоны 3 игроку. Одиночное и тройное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. Приём мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая - игроку. Выбор места при приёме нижней и верхней подач. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. Взаимодействие игроков при приёме и передачи мяча. Игра по правилам.(4ч). Общефизическая подготовка Челночный бег на разную дистанцию. Бег с ускорением. Упражнения с предметами (гантели, эспандеры). Кроссовый бег. Соревнования Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок. Игра в баскетбол. Разбор ошибок. Игра в волейбол. Разбор ошибок. 9 класс Основы знаний Судейство. Совершенствование правил игры. Специальная подготовка техническая и тактическая игры в баскетбол Перемещение в стойке боком, спиной вперёд, лицом. Совершенствование остановки двумя шагами и прыжком. Передача с активным сопротивлением противника. Штрафной бросок. Бросок полукрюком, крюком. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение бросок. Зонная защита 3:2, 2:3. Борьба за отскок от щита. Штрафной бросок. Бросок с дальней линии. Ведение с активным сопротивлением защитника. Совершенствование навыков игры(6ч). Специальная подготовка техническая и тактическая игры в волейбол Правила игры в волейбол. Нижняя и верхняя подачи. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних подач. Блокирование одиночное и групповое. Подача мяча с разбега. Взаимодействие игроков. Взаимодействие игроков при второй передаче зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2. Выбор приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с падением). Система игры расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий. Совершенствование навыков игры (6ч). Общефизическая подготовка Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель. Упражнения с предметами. Кроссовый бег. Соревнования Контрольные игры. Организация и проведение соревнований. Разбор проведённых игр. Устранение ошибок. Игра в баскетбол. Разбор ошибок. Игра в волейбол. Разбор ошибок