Физика
Аннотация к
рабочей программе по учебному предмету
«Физика» 7 –
9 классы
Данная
рабочая программа по физике разработана на основе авторской программы О.Ф. Кабардина (линия «Архимед») (Физика.
Сборник рабочих программ 7 - 9 классы /
Шаронова Н. В., Иванова Н.Н., Кабардин О.Ф. и д.р. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений –
М:. Просвещение. 2011), в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Школьный
курс физики – системообразующий для естественно-научных учебных предметов,
поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии,
географии и астрономии.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение
учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
- формирование
системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для
построения представления о физической картине мира;
- систематизация
знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях
процессов и о законах физики для осознания возможности разумного
использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование
убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных
методов его изучения;
- организация
экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие
познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также
интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как
профильного предмета.
Достижение этих целей
обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство
учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и
явлений природы;
- приобретение
учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых
явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование
у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение
учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,
эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод,
результат экспериментальной проверки;
- понимание
учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности
науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных
потребностей человека.
Рабочая
программа выполняет функции:
- - информационно-методическая функция позволяет
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «физика»;
- - организационно-планирующая функция
предусматривает структурирование учебного материала по физике, определение
его количественных и качественных характеристик.
Место предмета в учебном
плане.
Физика изучается в 7-9 классах.
Общее число часов в год – 204 ч; в 7,8 классах – по 68 часов в год, в 9 классе
– 68 часов в год.
Аннотация к
рабочей программе по учебному предмету
«Физика» 10
– 11 классы
(базовый
уровень)
Программа
разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
на основе примерной программы по физике, включённой в содержательный раздел
примерной основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 28 июня
2016 года № 2/16-з); рабочей программы по физике 10-11 класс (Рабочие программы. Физика.
Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учебное
пособие для общеобразовательных организаций / А.В. Шаталина. - М. :
Просвещение, 2017).
Используемый УМК: Физика 10-11 классы, «Классический курс» Мякишева Г.Я.
и др.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса физики,
Личностные результаты:
·
умение управлять своей познавательной деятельностью;
·
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
·
умение сотрудничать со взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста
в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
·
сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-
техническому творчеству;
·
чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
·
положительное отношение к труду, целеустремлённость;
·
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным
богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных
ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметные результаты:
1)
освоение регулятивных
универсальных учебных действий:
·
самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
·
оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
·
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели
ресурсы;
·
определять несколько путей достижения поставленной цели;
·
задавать параметры и критерии, по которым можно определять, что цель
достигнута;
·
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной ранее
целью;
·
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей;
2)
освоение познавательных универсальных
учебных действий:
·
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
·
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
·
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках
противоречий;
·
осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые задачи;
·
искать и находить обобщенные способы решения задач;
·
приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения,
так и в отношении действий и суждений другого
человека;
·
анализировать и преобразовать проблемно-противоречивые ситуации;
·
выходить за рамки учебного
предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
·
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
·
занимать разные позиции в познавательной деятельности;
3)
освоение коммуникативных универсальных учебных
действий:
·
осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми;
·
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
·
развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных, письменных) языковых
средств;
·
распознавать конфликтногенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;
·
согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
·
представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности,
как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
·
подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
·
воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
·
точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания
в адрес других людей и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты:
·
сформировать представления о закономерной связи и познаваемости явлений
природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в
современной научной картине мира;
понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
·
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,
законами и теориями, уверенное пользование физической терминологией и
символикой;
·
сформированность представлений о
физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе
существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного
учения о строении вещества, элементов электродинамики квантовой физики;
овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
·
владение основными методами научного познания, используемыми в физике:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать
результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами;
объяснять полученные результаты и делать вывод;
·
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих
физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными
средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно
проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов
информации, определять достоверность полученного результата;
·
умение решать простые физические задачи;
·
сформированность умения применять полученные знания для объяснения
условий протекания физических явлений в природе
и для принятия практических решений в повседневной жизни;
·
понимание физических основ и
принципов действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых
приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую
среду; осознание возможных причин техногенных
и экологических катастроф;
·
сформированность собственной позиции по отношению к физической
информации, получаемой из разных источников.