Музыка
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 – 4 классов
составлена: в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, примерными
программами по музыкальному искусству для начального общего образования и с
основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского,
на основе Рабочей программы Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная
линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. – М.: Просвещение, 2013.
Главная цель: формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры
школьников.
Предмет «Музыка» изучается в 1 классе в объеме 33
часов (1 час в неделю); 2 – 4 классы – по 34 часа (по 1 часу в неделю).
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Музыка» 5 – 8 классы Рабочая программа по музыке
ориентирована на учащихся 5- 8 классов и разработана на основе следующих
документов Рабочая
программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендованных Минобнауки РФ с использованием: Программой
отводится на изучение музыки 204 часа, которые распределены по классам следующим образом 5
класс- 34 часа, 1 час в неделю; 6
класс- 34 часа, 1 час в неделю; 7
класс- 34 часа, 1 час в неделю; 8 класс- 34 часа, 1 час в неделю. Создание
этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в
современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в
современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы
базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом
постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор,
музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение
современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов
искусства. В
данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия
деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические
технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции
искусства: восстановление эмоционально - энергетического тонуса подростков,
снятие нервно- психических перегрузок учащихся. Программа
предполагает развитие информационной культуры обучающихся, что позволяет
рассматривать и изучать явления и события искусства. Таким образом, обучающиеся
погружаются в информационно-культурное пространство. Построенная таким образом программа представляет собой гибкую
методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного
отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию
обучающимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем,
родителями, одноклассниками. Цель
программы – развитие искусства и музыкальной культуры школьников как социокультурную
форму освоения мира, воздействие на человека и общество. Задачи реализации данного курса: o
Приобщение к музыке как
эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку
жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях
искусства, раскрывающих духовный опыт поколений; o
Развитие в процессе
музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления,
воображения через потребности в общении с искусством. o
углубление художественно-познавательных
интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; o
Освоение языка музыки, его
выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и
специфических средств художественной выразительности разных видов искусства. Критерии
оценки: o
эмоциональность восприятия разнообразных явлений
культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и
внеурочных форм работы; o
осознанность отношения к изучаемым явлениям,
фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и
понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции
художественно-эстетических представлений); o
воспроизведение полученных знаний в активной
деятельности, сформированной
практических умений и навыков, способов художественной деятельности; o
личностно-оценочные суждения о роли и месте
культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о
современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни; o
перенос знаний, умений и навыков, полученных в
процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении
других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и
создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др. Система
оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью: o
контрольно-диагностических материалов в форме
тестов; o
творческих работ; o
организации
проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой
полученных результатов Приоритетное - введение
ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального
искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и
отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к
своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур
обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает
самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов
мира. К основным методическим
принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит
эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к
явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное
включение в процесс художественно-образного музицирования). Принцип триединства
деятельности композитора- исполнителя-слушателя ориентирует на развитие
музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Принцип «тождества и
контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных,
жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения
музыкального языка. Принцип интонационности
как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры. Принцип диалога культур
предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других
национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного
содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей,
музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур. Все принципы ориентированы
на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к
музыкальному искусству. Виды музыкальной
деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение
школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения
поп-культуры в средствах массовой информации. В сферу исполнительской деятельности учащихся
входят: -
Хоровое, ансамблевое и
сольное пение -
Пластическое интонирование -
Музыкально-ритмические
движения -
Импровизации (вокальные,
ритмические, инструментальные, пластические) -
Инсценированное
(разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера,
фольклорных образцов музыкального искусства ♦♦♦ Освоение элементов
музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи -
Размышления о музыке -
Художественные
импровизации -
Самостоятельная,
индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность Реализация данной
программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в
научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики. Метод художественного,
нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной
деятельности учителя и учащихся с разных сторон: -
Понимание художественной
значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества
конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя -
Осознание нравственной
проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных
установок учащихся -
Усвоение общих и частных свойств
музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся
к эстетическим ценностям. Предполагаются формы
общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие. Метод
интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на
проблему вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие
способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения
композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между
отдельными художественными явлениями. Приемы
интонационно-образного анализа музыки проявляются в: -
Вокализации -
Пластическом интонировании
музыки -
Ориентации на нотную
запись -
Импровизации - сочинение
интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле. Метод эмоциональной
драматургии урока. Метод
концентричности организации музыкального материала Рассматривается в двух
направлениях: 1.
Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же
произведений с разными задачами). 2.
Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное
произведение опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Метод за бегания вперед и
возвращение к пройденному. Метод создания композиций
направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов
музыкальной деятельности. Метод художественного
контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и
учащихся по освоению содержания музыки. Метод музицирования связан
с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами
исполнения музыки на основе собственной внутренней активности. Позволяет
включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от
развитости его способностей, умений. Метод соучастия позволяет
приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся
попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить
потребность в коллективном творчестве. Метод «учебный
брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой
задачи. Метод погружения позволяет
осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни
человека. Метод фонопедических
упражнений направлен как на развитее качественных характеристик голоса, так и
на формирование певческо-исполнительских навыков. Метод проектов позволяет
учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с
информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения. Метод «синквейн» является
одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться
доказательно и логично строить свои высказывания о музыке. Цифровой диктант - метод,
который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального
материала. Викторина. Метод позволяет
проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. В программе для 5 -х
классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с
художественными образцами других искусств:
литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись,
скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра (опера, балет,
оперетта, мюзикл, рок-опера), кино. Данную программу
характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся
в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации
тематического и музыкального материала. Вторая ступень
музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление
основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе
способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания,
потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном
искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта
эмоционально ценностного отношения к произведениям искусства, опыта
музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной
школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к
музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности
в музыкальном самообразовании. В 5 классе в соответствии
с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды
искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и
литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение
предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее
воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка,
опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает
изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает. Кроме того, она
призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом,
находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную
взаимосвязь. Основной методологической
характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд
общенаучных и педагогических методов и подходов. При реализации содержания
программы основными видами практической деятельности на уроке являются: •
слушание музыки, •
выполнение
проблемно-творческих заданий, •
хоровое и сольное пение. Содержание образовательной программы раскрывается в
4-х крупных разделах - «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы»,
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть
музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно
переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую
и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства
возникают не на пустом месте - они рождены самой жизнью. Музыкальный материал
программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные
пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний,
концертов. Многочисленный песенный репертуар, состоящий из
народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных
произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство
идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки,
звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и
жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны
восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой
художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах. Межпредметные
связи просматриваются через взаимодействия музыки с: ·
литературой (сказки Х.К.
Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина
«Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя...», «музыкальная» басня
Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация,
предложение, фраза); ·
изобразительным искусством
(жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи
- пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); ·
историей (изучение
древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»); ·
мировой художественной
культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»); ·
русским языком (воспитание
культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры
анализа текста на примере приёма «описание»); ·
природоведением
(многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой). В отличие
от предыдущего класса, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её
специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия,
гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не
просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира
чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в программе и УМК для
6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла,
тайны воздействия на человека. Особое значение в основной школе приобретает
развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального
мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие
целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном
самообразовании. В 6 классе в соответствии с предложенной программой
реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух
крупных разделах - «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С
первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую
частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может
воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер,
поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием
музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая
знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики
приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами:
красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной
выразительности». Организация всех видов
деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих
заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов
учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений,
нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов
деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Музыкальный материал
программы составляют: произведения академических
жанров,
инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка,
фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный
песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок
классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой
музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного
содержания и сложность музыкальной формы музыки, должны непрерывно возрастать.
Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться. В 7 классе в соответствии
с предложенной программой раскрывается содержание в двух крупных разделах -
«Музыкальный образ. Музыкальная драматургия», Тема года: «Содержание и форма в
музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении
небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка
может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли,
изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников
жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает
музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается
ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту
(произведению). Актуализируется проблема,
связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и
доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой,
образуя некую магическую единственность художественного замысла и его
воплощения. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под
научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется сущность определения «форма
в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и современность в музыке» обращена
к воплощению проблемы вечной связи времён. Современность трактуется в программе
двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с
20 веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить,
какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие
являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся
«вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир
духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и
утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства. Музыкальный материал
программы составляют: произведения академических
жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер,
балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар,
состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и
инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских
песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность
музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно
возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны
расширяться. В 8
классе программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство
как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве».
Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного
представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов
учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов
«Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе. Искусство как духовный опыт человечества.
Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений,
основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как
закономерность искусства и специфика её преломления в народном и
профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном
искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом
человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление
в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и
особенности региональных традиций. Временные
искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их
воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и
литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и
смерть, возвышенное и земное. Единство формы и содержания произведения
искусства. Современность в музыке и литературе. Пространственные
(пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн,
декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности
пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи,
материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества:
формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами
плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта
изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного
изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др. Пространственно-временные
искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание
кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра,
его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия —
основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение
танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие
хореографического искусства на зрителей. Современные технологии в искусстве.
Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование
компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной
из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве:
компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия,
спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и
художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии
визуального произведения: классического и с использованием компьютера. Электронная
музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных
спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Мультимедийное искусство. Влияние
технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и
возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства.
Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения
действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал.
Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового
телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие
телевидения на человека. Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в
современном информационном пространстве: способ познания действительности,
воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный
образ в различных видах искусства, специфика восприятия выразительных средств
разных видов искусства. Значение искусства в духовном и
интеллектуально-творческом развитии личности.