Музыка

Аннотация

 

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1 – 4  классов  составлена: в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами по музыкальному искусству для начального общего образования и с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, на основе Рабочей программы Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. – М.: Просвещение, 2013.

Главная цель: формирование музыкальной культуры как  неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Предмет «Музыка» изучается в 1 классе в объеме 33 часов (1 час в неделю); 2 – 4 классы – по 34 часа (по 1 часу в неделю).



Аннотация к рабочей программе по учебному предмету

«Музыка» 5 – 8 классы

 

Рабочая программа  по музыке ориентирована на учащихся 5- 8 классов и разработана на основе следующих документов

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897);
  2. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

 

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобнауки РФ с использованием:

 

  1. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» - 5-е изд. - М,: «Просвещение», 2015.-159 с.
  2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений»- 5-е изд. - М,: «Просвещение», 2016.-159 с.
  3. Сергеева Г.П, Критская Е.Д «Музыка учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» - 6-е изд. - М,: «Просвещение», 2017.-159 с.
  4. Сергеева Г.П, Критская Е.Д, Кашекова И.Э. «Искусство учебник для 8-9 класса общеобразовательных учреждений» – 9-е изд. - М,: «Просвещение», 2018.- 191 с.

Программой отводится на изучение музыки 204 часа, которые распределены  по классам следующим образом

5 класс- 34 часа, 1 час в неделю;

6 класс- 34 часа, 1 час в неделю;

7 класс- 34 часа, 1 час в неделю;

8  класс- 34 часа, 1 час в неделю.

 

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки, сочинение современных композиторов) их взаимодействие с произведениями других видов искусства.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии. Программа ориентирована на реализацию компенсаторской функции искусства: восстановление эмоционально - энергетического тонуса подростков, снятие нервно- психических перегрузок учащихся.

Программа предполагает развитие информационной культуры обучающихся, что позволяет рассматривать и изучать явления и события искусства. Таким образом, обучающиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эстетической культуры через организацию обучающимися самостоятельной или совместной деятельности с учителем, родителями, одноклассниками.

 

Цель программы – развитие искусства и музыкальной культуры школьников как социокультурную форму освоения мира, воздействие на человека и общество.

 

Задачи реализации данного курса:

  • Актуализация имеющегося опыта общения с искусством;

o        Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

o        Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через потребности в общении с искусством.

o        углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

o        Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

 

Критерии оценки:

o        эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

o        осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

o        воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированной  практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

o        личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

o        перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

 

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

o        контрольно-диагностических материалов в форме тестов;

o        творческих работ;

o        организации  проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов

 

Приоритетное - введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, к своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосознание ребенка, а также интерес и уважение к культуре других народов мира.

К основным методическим принципам программы относятся принцип увлеченности (в основе лежит эмоциональное восприятие музыки, развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно-образного музицирования).

Принцип триединства деятельности композитора- исполнителя-слушателя ориентирует на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой.

Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

Принцип интонационности как ведущий принцип, регулирует процесс развития музыкальной культуры.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох культур.

Все принципы ориентированы на социализацию учащихся в формировании их эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях распространения поп-культуры в средствах массовой информации.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

-          Хоровое, ансамблевое и сольное пение

-          Пластическое интонирование

-          Музыкально-ритмические движения

-          Импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические)

-        Инсценированное (разыгрывание) песен, сюжетов, музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства

♦♦♦ Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи

-          Размышления о музыке

-          Художественные импровизации

-          Самостоятельная, индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной

педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию совместной деятельности учителя и учащихся с разных сторон:

-        Понимание художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателяХочу такой сайт

-        Осознание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личных установок учащихся

-        Усвоение общих и частных свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям.

Предполагаются формы общения, как диалог, так и коллективное обсуждение, дискуссия и другие.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Действие этого метода опирается на проблему вопросов и организацию творческих заданий, направленных на развитие способности учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Приемы интонационно-образного анализа музыки проявляются в:

-         Вокализации

-         Пластическом интонировании музыки

-         Ориентации на нотную запись

-         Импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока.

Метод концентричности организации музыкального материала Рассматривается в двух направлениях:

1. Организация всего музыкального материала (повторение одних и тех же произведений с разными задачами).

2. Проявление метода концентричности на конкретном уроке, когда изученное произведение опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.

Метод за бегания вперед и возвращение к пройденному.

Метод создания композиций направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности.

Метод художественного контекста обеспечивает целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся по освоению содержания музыки.

Метод музицирования связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе собственной внутренней активности. Позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности. Позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод «учебный брейнсорминг» направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Метод погружения позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений направлен как на развитее качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод проектов позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы, предпочтения.

Метод «синквейн» является одним из методов развития критического мышления. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант - метод, который позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального материала.

Викторина. Метод позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием.

В программе для 5 -х классов рассматриваются явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образцами других искусств:  литературы (проза, поэзия), изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, графика, книжные иллюстрации), театра (опера, балет, оперетта, мюзикл, рок-опера), кино.

Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.

Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

         слушание музыки,

         выполнение проблемно-творческих заданий,

         хоровое и сольное пение.

Содержание образовательной программы раскрывается в 4-х крупных разделах - «Что стал бы с музыкой, если бы не было литературы», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки», «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать живопись?». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте - они рождены самой жизнью. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов.

Многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 5 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор пятиклассников должны расширяться. Разные искусства должны восприниматься пятиклассниками как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит учащимся в старших классах.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

·         литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»,

стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя...»,

«музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

·         изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

·         историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

·         мировой художественной культурой (особенности художественного направления

«импрессионизм»);

·         русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

·         природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

В отличие от предыдущего класса, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. Все вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров, инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться.

В 7 классе в соответствии с предложенной программой раскрывается содержание в двух крупных разделах - «Музыкальный образ. Музыкальная драматургия», Тема года: «Содержание и форма в музыке». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

Актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что содержание и форма в музыке неразрывно связаны между собой, образуя некую магическую единственность художественного замысла и его воплощения. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Выявляется сущность определения «форма в музыке». Тема второго полугодия «Традиция и современность в музыке» обращена к воплощению проблемы вечной связи времён. Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с 20 веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие являют собой проявление моды или злободневных течений. За основу берутся «вечные темы» искусства - мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение для музыкального искусства.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров - инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.

В 8 классе программе представлено следующими содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве». Предлагаемые содержательные линии нацелены на формирование целостного представления об искусстве и обобщение разнообразных знаний, умений и способов учебной деятельности, полученных учащимися в ходе изучения курсов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе.

Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Единство формы и содержания как закономерность искусства и специфика её преломления в народном и профессиональном искусстве. Древние образы и их существование в современном искусстве. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом человека. Многообразие фольклорных традиций мира, их творческое переосмысление в современной культуре. Этническая музыка. Национальное своеобразие и особенности региональных традиций.

Временные искусства. Содержание и духовное своеобразие музыки и литературы, их воздействие на человека. Особенности воплощения вечных тем жизни в музыке и литературе: любовь и ненависть, война и мир, личность и общество, жизнь и смерть, возвышенное и земное. Единство формы и содержания произведения искусства. Современность в музыке и литературе.

Пространственные (пластические) искусства: живопись, скульптура, графика, архитектура и дизайн, декоративно-прикладное искусство. Средства художественной выразительности пластических искусств. Единство стиля эпохи в архитектуре, живописи, материальной культуре. Роль пластических искусств в жизни человека и общества: формирование архитектурного облика городов, организация масс средствами плаката, открытие мира в живописи, книжной и станковой графике, украшение быта изделиями декоративно-прикладного искусства и др. Особенности современного изобразительного искусства: перформанс, акция, коллаж и др.

Пространственно-временные искусства. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание кинофильма как коллективный художественно-творческий процесс. Истоки театра, его взаимосвязь с духовной жизнью народа, культурой и историей. Драматургия — основа театрального искусства. Опера как синтетический жанр. Возникновение танца и основные средства его выразительности. Балет. Воздействие хореографического искусства на зрителей.

Современные технологии в искусстве. Компьютерная графика как область художественной деятельности. Использование компьютера для синтеза изображений, обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Применение данной технологии в изобразительном искусстве: компьютерный дизайн, анимация, художественное проектирование, полиграфия, спецэффекты в кинематографе. Соотношение технических характеристик и художественной основы получаемого творческого продукта. Различия в восприятии визуального произведения: классического и с использованием компьютера.

Электронная музыка. Электронная музыка как музыкальное сопровождение театральных спектаклей, радиопередач и кинофильмов. Мультимедийное искусство. Влияние технического прогресса на традиционные виды искусства. Особенности и возможности современных мультимедийных технологий в создании произведений искусства. Цифровое фото. Фотография как способ художественного отражения действительности. Современное телевидение и его образовательный потенциал. Особенности телевизионного изображения подвижных объектов. Ресурсы цифрового телевидения в передаче перспективы, светотени, объёма. Эстетическое воздействие телевидения на человека. Традиции и новаторство в искусстве. Искусство в современном информационном пространстве: способ познания действительности, воплощение духовных ценностей и часть культуры человечества. Художественный образ в различных видах искусства, специфика восприятия выразительных средств разных видов искусства. Значение искусства в духовном и интеллектуально-творческом развитии личности.

 

Музыка Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813787 Директор/Заведующий Глушкова Вероника Владимировна Дата подписания документа 29.10.2023 21:59:50 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Музыка 1-4 кл 2021-2022 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575870 Директор/Заведующий Глушкова Вероника Владимировна Дата подписания документа 30.09.2021 13:40:31 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Музыка 5 - 8 кл 2021-2022 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575870 Директор/Заведующий Глушкова Вероника Владимировна Дата подписания документа 17.09.2021 15:05:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
музыка Документ подписан электронной подписью Серийный номер 479392069178180993905932985988858338549683813787 Директор/Заведующий Глушкова Вероника Владимировна Дата подписания документа 29.10.2023 22:00:13 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».