География
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«География» 5 – 9 классы
Рабочая программа по географии ориентирована на
учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих документов:
·
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №
1897);
·
Примерная основная образовательная программа
основного общего образования (одобрена решением федерального методического
объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015 №1 /15)
·
Программа
курса «География», 6 класс классическая линия на основе примерной программы основного
общего образования по географии. 5—9 классы авторы
И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин,
издательство Дрофа. 2014 г.
5,7,8, 9
классы -
Программа курса «География России» / линия «Полярная звезда» В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. М.:
Просвещение.
Рабочая программа
обеспечена, учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к
использованию:
1. 5 класс-География. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.
Липкина и др. «Просвещение» 2021г
(Полярная звезда)
2. 6
класс – География. Начальный курс. Т.П. Герасимова. Н.П. Неклюкова.
ООО «Дрофа» -2012 г
3. 7 класс - География
Материков и океанов [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С. И. Болысов и
др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение 2014,2019 , Академический
школьный учебник «Полярная звезда»
4. География. Россия. 8 кл. / [А.И. Алексеев,
В.В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение
2014,2019 , Академический школьный учебник «Полярная звезда»
5. География. Россия. 9 класс./ А.И. Алексеев –
М: Просвещение 2014,2019 ,А.И. Алексеев Академический школьный учебник
«Полярная звезда»
Программой отводится на
изучение географии 270 часов, которые распределены по классам следующим
образом:
5 класс- 34 ч, 1 час в
неделю;
6 класс-34 ч, 1 час в
неделю;
7 класс-68 часов, 2 часа
в неделю:
8 класс- 68 часов, 2
часа в неделю;
9 класс – 66 часов, 2 часа в неделю.
Целями
и задачами изучения географии в основной школе являются:
·
формирование системы географических знаний как
компонента
научной картины мира;
·
познание на конкретных примерах многообразия
современного географического пространства на разных его уровнях (от
локального до глобального), что позволяет сформировать географическую
картину мира;
·
понимание
особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития
с учетом исторических факторов;
·
познание характера, сущности и динамики главных природных,
экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве
России и мира;
·
понимание главных особенностей взаимодействия
природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны
окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
·
формирование системы интеллектуальных,
практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально
и экологически целесообразное
поведения в окружающей среде;
·
формирование
общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического
пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на
Земле;
·
понимание закономерностей размещения населения и
территориальной организации хозяйства в связи с природными,
социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости
проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
·
глубокое и всестороннее изучение географии
России, включая различные виды ее географического положения, природу,
население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их
взаимозависимости;
·
формирование
опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные
достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции,
использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и
сохранению географического пространства;
·
формирование
опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов
(план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию
собственных потребностей, интересов, проектов;
·
формирование
опыта творческой деятельности по реализации познавательных,
социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных
географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
·
выработка у обучающихся понимания общественной
потребности
в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной
области будущей практической деятельности.
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «География» 10 –11 классы Рабочая программа учебного предмета «География» составлена с учётом: Общая характеристика учебного предмета. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на
формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение
воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации
личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе
элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он
завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического
разделения труда труда,
раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и
процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное
представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у
школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение
географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей. Целями изучения
географии в средней школе являются: • понимания географической
специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития
международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,
телекоммуникации, простого общения. Планируемые результаты
обучения географии в 10-11 классе Результаты обучения географии Личностными результатами обучения географии в основной
школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой
взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических
принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: 1) Воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического
пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов,
определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической
принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной. 2) Формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов; 3) Формирование
личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли 4) Формирование
уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере 5) Осознание
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных
и экономических особенностей 6) Развитие
морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам 7) Формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно –
исследовательской, творческой и других видов деятельности 8) Формирование
ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах 9) Формирование
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде и рационального природопользования 10) Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи 11)
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера Метапредметные
результаты включают освоенные обучающимися универсальные
учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. Важнейшие
метапредметные результаты обучения географии: 1) умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности; 2) умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач; 3) умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения; 5) владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение
определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и
делать выводы; 7) умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое
чтение; 9) умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью; 11) формирование
и развитие компетентности в области использования ИКТ. Предметными
результатами освоения выпускниками основной школы
программы по географии являются: 1) формирование
представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о
географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости
для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том
числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование
первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном
и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; 3) формирование
представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных
этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в
отдельных странах; 4) овладение
элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для
определения количественных и качественных характеристик компонентов
географической среды, в том числе ее экологических параметров; 5) овладение
основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения; 6) овладение
основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации; 7) формирование
умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование
представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и
акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в
окружающей среде. Место предмета в учебном плане Количество
часов: по программе - всего 68 часов за два года:
10 класс - 34 ч, 11класс -34 ч, по учебному плану — 10 класс -34 ч, 1 час в
неделю; 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю.