Биология
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Биология» 5 – 9 классы
Рабочая программа по биологии
ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих
документов:
·
Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №
1897);
·
Примерная основная образовательная программа
основного общего образования (одобрена решением федерального методического
объединения по общему образованию протокол от
08.04.2015 №1 /15)
·
Программа
курса «Биология», 5-9 класс учебник под редакцией
Пономаревой И.Н на основе примерной программы основного общего
образования по биологии. Издательство «Вентана
– Граф»-2019 г.
Рабочая
программа обеспечена, учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный
перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки
РФ к использованию:
1. 5 класс-Биология И.Н. Пономарева, И.В.
Николаев, О.А. Корнилова. Москва . Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
2. 6 класс - Биология И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.
Кучменко. Москва . Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
3. 7 класс - Биология 7 класс:
учебник /В.М. Константинов, В.Г. Бабенко,В.С. Кучменко. Москва .
Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
4. 8 класс-
Биология: Драгомилов А.Г, Марш Р.Д- 7е издание, перераб. - М.: Вентана –Граф,
2019.
5. Биология
9 класс: учебник /И.Н Пономарева, О.А Корнилова, Н.М. Чернова- 8 изд.,перераб.- Москва.
Издательский центр «Вентана – Граф»-2019 г.
Программой
отводится на изучение географии 337 часов, которые распределены по классам
следующим образом:
5 класс-
34 ч, 1 час в неделю;
6
класс-34 ч, 1 час в неделю;
7 класс-
34 ч, 1 часа в неделю:
8 класс-
68ч, 2 часа в неделю;
9 класс –
66 ч, 2 часа в неделю.
2. Общая
характеристика курса биологии
Курс
биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у
школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания
проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология
как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:
• формирование
системы биологических знаний как
компонента целостности научной карты мира;
• овладение
научным подходом к решению различных задач;
• овладение
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
• овладение
умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
• воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости
концепции устойчивого развития;
• формирование
умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления
научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного
анализа учебных задач.
Предлагаемая
программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
—
многообразие и эволюция органического мира;
—
биологическая природа и социальная сущность человека;
—
структурно-уровневая организация живой природы;
—
ценностное и экокультурное отношение к природе;
—
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Приоритетным направлением при разработке программы
являлось создание условий для деятельностного подхода в изучении живой природы,
проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков
оценивания ее состояния.
4.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в
основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность
достичь следующих личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической
принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга
перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к
учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к
живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать
строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование
личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
•формирование
уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу
жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей
и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
• развитие сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической
куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения
основнойобразовательной программы основного общего образования являются:
•умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
•овладение
составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
•умение работать с разными источниками
биологической информации: находить биологическую информацию в различных
источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки
в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средствадля
дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
•формирование и развитие компетентности в области
использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения
биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой
природеизакономерностях её развития, для формирования современных представлений
о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для
изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
• формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической
деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности
происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение
и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении
биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем,
необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение
приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними.
«Биология» 10 – 11 классы
(базовый уровень)
Рабочая
программа составлена на основании
авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина 10-11
классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы:
программы. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Согласно
рабочей программе на изучение биологии в
10-11 классах отводится по 1 часу в
неделю (34 часа в год, 68 часов за два года).
Реализация
рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического
комплекта:
Учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А.
Корнилова, Л.В. Симонова: Биология: 10 класс: базовый уровень– М.:
Вентана-Граф, 2020.
Учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений: И.Н. Пономарева, О.А.
Корнилова, Т.Е. Лощилина,: Биология: 11 класс: базовый уровень– М.:
Вентана-Граф, 2021.
И.Н.
Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина : Биология: 10 класс: базовый
уровень: Методическое пособие: – М.: Вентана-Граф, 2009.
Цели программы:
·
освоение
знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
·
овладение
умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
·
развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными
источниками информации;
·
воспитание
убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по
отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в
природ
Основные
задачи:
·
формирование у школьников естественнонаучного
мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой
природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
·
формирование у школьников экологического мышления и
навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами
самоорганизации жизнедеятельности;
·
приобретение школьниками опыта разнообразной
практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения
окружающего мира;
·
воспитание гражданской ответственности и правового
самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в
позитивную созидательную экологическую деятельность;
·
создание условий для возможности осознанного выбора
индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами
ребенка и потребностями региона.
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Биология» 10 – 11 классы
(углубленный уровень)
Рабочая программа по биологии (углубленный уровень) 10-11 классы
разработана на основе:
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Большебрусянская СОШ №7», с учетом УМК:
- Рабочей программы к учебникам В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина,
Е.Т.Захаровой «Биология. Общая биология. 10-11 классы. Углубленный уровень».
–М.: Дрофа, 2021 с изменениями.
- Биология. Общая биология. 10 класс Углубленный уровень Захаров
В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. и др.
- Биология. Общая биология. 11
класс Углубленный уровень Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. и др.
Количество часов за два года обучения составляет
207 часов
(10 класс – 105 ч; 11
класс – 102ч)
Цель:
Формирование научной
картины мира и функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни;
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни;
экологического сознания и ценностного отношения к живой природе и человеку
Задачи:
- развитие
индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем
предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами
изучения органического мира.
- подготовка
к последующему профессиональному образованию;
- применение
полученных знаний для решения практических и учебно – исследовательских
задач в измененной, нестандартной ситуации;
- умение
систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами
исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного
оформления полученных результатов;
- развитие
способности моделировать некоторые объекты и процессы, происходящие в
живой природе.
- формировать
у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции
экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах
Планируемые
метапредметные результаты освоения учебного предмета
1. Регулятивные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно
определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить,
что цель достигнута;
– оценивать возможные
последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в
том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели;
– выбирать путь
достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать
эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный
результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить
обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать
и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать
противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные модельно-схематические средства для представления существенных связей
и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить
критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки
учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для
широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать
разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные
универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую
коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении
групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях
(генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и
выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
– развернуто, логично и
точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и
письменных) языковых средств;
– распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.