Технология
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 – 4 классов составлена:
в соответствии с требованиями Федерального государственного
общеобразовательного стандарта начального общего образования;
на основе Рабочей программы Технология. 1 – 4 класс / Н.И. Лутцева // Сборник рабочих
программ. – М.: Просвещение, 2011.
Главная цель: Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями,
освоение продуктивной проектной деятельности, формирование позитивного
эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
На изучение технологии в 1 классе отведено 33 ч (1 ч в
неделю), в 2 – 4 классах – по 34 часа (1 ч в неделю).
Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Технология» 5 – 8 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Технология»
разработана на основе следующих документов:
- Примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобренная решением Министерства образования и науки
Российской Федерации от 08.04.2015 г., Протокол № 1/15.
- Приказ № 52 от 18 февраля 2020 г. «Об утверждении плана мероприятий
по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, на 2020-2024 годы, утвержденной на
заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24
декабря 2018 года»
- Программа рассчитана на 68 учебных часов, 2ч в неделю для 5-7-х
классов, 8 классы-1 час.
Примерная основная образовательная
программа основного общего образования (в редакции от 04.02.2020 г.), п.3.1
Примерный учебный план состоит из 2-х частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Предметная область «Технология»
является необходимым компонентом общего образования всех школьников,
предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это
предметная область, обеспечивающая интеграцию знаний из областей
естественнонаучных дисциплин, отражающая в своем содержании общие принципы
преобразующей деятельности человека и аспекты материальной культуры. Направлена
на развитие гибких компетенций как комплекса неспециализированных
надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие человека в
рабочем процессе и высокую производительность, в первую очередь таких, как
коммуникация, креативность, командное решение проектных задач (коллаборация),
критическое мышление. Ориентирована на овладение обучающимися навыками
конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей,
соответствующих потребностям развития общества. Обеспечивает знакомство
обучающихся с миром технологий и способами их применения в общественном
производстве. Цели и задачи технологического образования • Обеспечение
понимания обучающимися сущности современных технологий и перспектив их
развития. • Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления у обучающихся. • Формирование информационной основы и персонального
опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего
образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь
касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология»
в системе основного общего образования являются:
§ обеспечение
понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и
социальных технологий и перспектив их развития;
§
освоение технологического подхода как
универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
§
формирование технологической культуры и
проектно-технологического мышления на
основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности
по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
§
овладение необходимыми в повседневной жизни
базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами,
механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни
современных людей видами бытовой техники;
§
овладение распространёнными общетрудовыми и
специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов
труда;
§
развитие у обучающихся познавательных интересов,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
§
воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических
качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий
производства и социальной сфере;
§
формирование информационной основы и
персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего
дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую
очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
«Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе
освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов,
энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
На основе данной программы в образовательной
организации допускается построение рабочей программы, в которой иначе строятся
разделы и темы, с минимально допустимой коррекцией объёма времени, отводимого
на их изучение.
Содержание программы предусматривает освоение
материала по следующим образовательным линиям:
■
распространённые технологии современного
производства и сферы услуг;
■
культура и эстетика труда;
■
получение, обработка, хранение и использование
технической и технологической информации;
■
элементы черчения, графики и дизайна;
■
элементы прикладной экономики, предпринимательства;
■
влияние технологических процессов на окружающую
среду и здоровье человека;
■
творческая, проектно-исследовательская
деятельность;
■
технологическая культура производства и культура
труда;
■
история, перспективы и социальные последствия
развития техники и технологии.
Содержание деятельности
обучающихся по программе в соответствии
с целями выстроено в структуре 3 Блока.
Блок «ТЕХНОЛОГИЯ»: Современные технологии и перспективы их развития
(как способ удовлетворения человеческих потребностей; технологическая эволюция
человечества, ее закономерности; технологические тренды ближайших десятилетий).
Блок
«КУЛЬТУРА»: Формирование технологической культуры и
проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта
персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических
решений, организации проектной деятельности)
Блок
«ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»: Построение образовательных траекторий и планов в
области профессионального самоопределения (формирование информационной основы и
персонального опыта, необходимых для определения стратегии собственного
профессионального саморазвития и успешной профессиональной самореализации в будущего.
Содержание предметной области «Технология»
выстроено в модульной структуре, которая обеспечивает возможность вариативного
и уровневого освоения образовательных модулей рабочей программы, учитывающей
потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику
материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического
развития в регионе. • Задачей образовательного модуля является освоение
сквозных технологических компетенций, применимых в различных профессиональных
областях.
Одним из наиболее эффективных инструментов для
продуктивного освоения и обеспечения связи между частями модулей является
кейс-метод, который, направлен на изучение обучающимися жизненной ситуации,
оценку и анализ существующих проблем, предложение возможных решений и выбор
лучшего из них для дальнейшей реализации. Кейсы основываются на описании
реальных инженерных, экономических, социальных и бизнес-ситуаций.
Модуль «Производство и
технологии»
Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»
Модуль «Компьютерная графика,
черчение»
Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»
Модуль «Робототехника»
Модуль «Автоматизированные системы»
Дополнительные модули (технологии, которые
соответствуют тенденциям научно-технологического развития региона, включая
«Растениеводство» и «Животноводство».
При проектировании вариативной
части должно быть обязательно сохранено базовое содержание учебной программы;
все тематические блоки изучаются в полном объеме, а вариативное содержание
реализуется за счет уровневой реализации различных модулей; 2) Содержание
учебных программ по технологии на базовом уровне в сельских школах идентичны
содержанию программ для городских школ; 3) Возможно применение нескольких
рабочих программ в одном классе, реализация которых может учитывать как
тематический, так и гендерный подходы в обучении. 4) Технологическая подготовка
должна быть построена с учетом регионального содержания: • Изучение реальной
ситуации и тенденций развития промышленной и сельскохозяйственной деятельности
в регионе; • Ознакомление с динамикой регионального рынка труда,
количественного и качественного аспектов спроса и предложения; • Анализ
ресурсов профессионального образования в регионе, формирование опыта учета
рыночной конъюнктуры в процессе профессионального самоопределени
Все разделы содержания
связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным
продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования
элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и
производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и
работодателя.
Основная
форма обучения – познавательная и созидательная деятельность обучающихся.
Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые упражнения,
лабораторно-практические, опытно-практические работы.
Программой предусмотрено построение годового
учебного плана занятий с введением творческой проектной деятельности с начала
учебного года. При организации творческой проектной деятельности обучающихся
необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта
труда или того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования
и изготовления (его потребительной стоимости).
Учитель должен помочь школьникам выбрать такой
объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися
возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в
программе технологических операций. При этом надо, чтобы объект был посильным
для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета
«Технология» желательно организовать для обучающихся летнюю (или осеннюю)
технологическую практику за счёт времени из компонента образовательной
организации. В период практики школьники под руководством учителя могут
выполнять посильный ремонт учебных приборов и наглядных пособий, классного
оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций,
выполнять сельскохозяйственные работы и др. Особенно это целесообразно по
технологиям растениеводства и животноводства.
Обучение
технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с
алгеброй и геометрией при проведении
расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и
текстильных материалов, пищевых продуктов; с биологией при рассмотрении и анализе технологий
получения и преобразования объектов живой природы, как источника сырья с учетом
экологических проблем, деятельности человека как создателя
материально-культурной среды обитания; с физикой при изучении характеристик материалов,
устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных
технологий; с историей
и искусством
при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов, с иностранным
языком при трактовке терминов и понятий. При этом возможно проведение
интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном
плане
Учебный предмет «Технология» является
необходимым компонентом общего образования школьников. Это фактически
единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие
принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной
культуры. Он направлен на овладение обучающимися навыками конкретной
предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание субъективно
новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.
В рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация
школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым
обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному
образованию и трудовой деятельности.
Базисный учебный план
образовательной организации на этапе основного общего образования должен
включать 242 учебных часа для обязательного изучения предметной области
«Технология»: из расчёта в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час. Дополнительно
рекомендуется выделить за счёт резерва учебного времени и внеурочной
деятельности в 8 классе – 1 час в неделю и в 9 классе – 2 часа.
При проведении учебных
занятий по технологии в 5–8 (9) классах
осуществляется деление классов на подгруппы: в городских общеобразовательных
учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более
человек.
При наличии необходимых условий и средств
возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении
занятий.
Основную часть содержания
программы составляет деятельность обучающихся, направленная на изучение,
создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов.
Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и
осмысленный обучающимися опыт познавательной и практической деятельности. В
урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и
в групповой форме.
Педагогическое
сопровождение со стороны учителя принимает форму прямого руководства,
консультирования или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с
последующей организацией анализа (рефлексии). Рекомендуется строить учебный
процесс таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло
не более 0,2 урочного времени и не более 0,15 объёма программы. Основной формой
обучения должна быть познавательно-созидательная деятельность учащихся.
Программой подразумевается
и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено
задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на
индивидуальные запросы и интересы обучающегося, на особенность возраста как
периода разнообразных «безответственных» проб сил.
Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области
«Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся,
экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования
(или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную
материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления
продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент
прохождения курса.